Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
занимательные факты на тему
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.
Представлена периодизация возрастов, возрастные закономерности психомоторного и речевого развития, сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка. Я думаю это будет интересно почитать не только логопедам, но родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
periodizaciya_vozrastov.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивный период и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Замедленный темп возрастного развития может касаться од ной или нескольких функций, отмечаться на одном или не скольких этапах, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими нарушениями. Поэтому оценка развития ре бенка в раннем возрасте требует профессионального подхода.
Родителям и педагогам необходимо знать сроки нормально го психомоторного и речевого развития ребенка для того, чтобы внима тельно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприят ные условия для его развития.
Следует очень осторожно подходить к оценке отставания пси хомоторного развития у недоношенного или рожденного с низкой массой тела ребенка. Если временные параметры его развития находятся в соответствии со степенью его недоношенности и имеют тенденции к нормализации, это является хорошим про гностическим признаком, особенно если при неврологическом обследовании врач не отмечает у него отклонений со стороны нервной системы.
Следует помнить, что некоторые формы задержки темпа раз вития тех или иных функций (например, речи) могут быть на следственными.
Оценка уровня психомоторного развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте всегда должна быть дифференцирован ной, учитывающей особенности развития общей моторики, тон кой моторики рук, зрительно-моторной координации, воспри ятия, познавательных функций и речи. Кроме того, важно оце нить особенности социально-эмоционального развития.
Социально-эмоциональное и умственное развитие неразрыв но связаны. Выделяют три этапа социально-эмоционального раз вития.
Первый этап (условно охватывающий первые 5 месяцев жиз ни) характеризуется развитием недифференцированных привя занностей к лицам, ухаживающим за ребенком. Ребенок раду ется общению со взрослым, стремится к телесному контакту, улыбается при ласковом обращении к нему.
Второй этап (от 5—6 месяцев до 1 года) отличается развити ем специфических привязанностей. Ребенок начинает прояв лять все более сильную привязанность к какому-либо одному заботящемуся о нем лицу. Он следит за ним глазами, выражает недовольство при его уходе, улыбается больше этому лицу, чем другим, охотнее и длительнее гулит и лепечет в его присутст вии. К концу этого этапа он может показывать активное стрем ление к отказу от общения с другими лицами, страх при виде чужого лица.
Третий этап характеризуется постепенным развитием мно жественных привязанностей. К году у ребенка единственная привязанность начинает расширяться и распространяется еще на 2—3 лица из его окружения. Обычно это другой родитель, бабушка или еще кто-либо из близких.
Некоторые дети в своем развитии минуют второй этап и бо лее быстро переходят к третьему. Особенно это характерно для детей, которые воспитываются в детских учреждениях.
Таким образом, специфические эмоциональные привязан ности у ребенка раннего возраста наиболее интенсивно разви ваются в период от 22 недель до 1 года.
Структура эмоциональной привязанности ребенка не всегда однотипна. Наиболее благоприятной для психического разви тия является так называемая структура безопасной привязанно сти, при которой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Такая привязанность формируется в результате правильного взаимодействия матери с малышом, когда ребенок имеет, мо жет быть, не столь частый, но эмоционально приятный физи ческий контакт с матерью.
Нарушения социально-эмоционального развития у детей мо гут наблюдаться в случаях, когда мать мало эмоциональна и в общении с малышом больше руководствуется разумом. Она за ботится о нем, но мало играет с ним, а если и играет, то не заражается одновременной с ним радостью. Подобный тип об щения может предрасполагать к развитию у ребенка невротиче ских состояний, прежде всего страха и аутистических форм по ведения (уход в себя, избегание контактов).
Трудности общения матери с ребенком могут иметь место при заболевании малыша церебральным параличом (тяжелые двигательные расстройства, связанные с поражением головно го мозга). Часто такой ребенок с трудом удерживает голову, плохо сидит, у него могут наблюдаться насильственные движения, при взятии его на руки он непроизвольно выгибается, у него усили вается мышечное напряжение. Все это вызывает большое вол нение и беспокойство матери, она также напрягается, и не воз никает радостного общения для обоих.
Большое значение в формировании предпосылок социаль но-эмоциональных взаимодействий имеет не только контакт прикосновений, но и зрение и слух. У детей с нарушениями зрения и слуха при отсутствии соответствующих коррекционных мероприятий может быть нарушено развитие социальных взаимоотношений. В этих случаях с трудом формируется син хронность действий матери и ребенка.
Это может отражаться на всем последующем развитии ре бенка: у него не развивается познавательно-исследовательское поведение, часто отмечается пассивность, иногда агрессивность. Кроме того, у этих детей могут наблюдаться особые формы пове дения, характерные для раннего детского аутизма и направлен ные на самостимуляцию (стереотипные движения рук, подпры гивания на месте, бег по кругу и т.п.), а также различные патоло гические привычки: кусание губ, ногтей, сосание пальцев и т.п.
Дети с одновременным нарушением зрения и слуха избега ют контакта с окружающими, что неблагоприятно отражается не только на их социально-эмоциональном развитии, но и на формировании интеллекта.
Одним из факторов, нарушающих формирование социаль но-эмоционального поведения у ребенка, могут быть стрессо вые состояния матери и других членов семьи, связанные с хро ническим соматическим или неврологическим заболеванием ребенка. Мать, находящаяся в состоянии стресса, не может стать для ребенка основой для его полной защищенности. Такой ре бенок растет тревожным, пугливым, пассивным, у него задер живаются сроки нормального социально-эмоционального раз вития, что неблагоприятно отражается на формировании всех психомоторных функций и на доречевом и речевом развитии. Кроме того, недостаточность доречевого общения неблагопри ятно отражается на формировании речи.
Таким образом, общение младенца со взрослыми является необходимым условием его нормального психомоторного раз вития.
В процессе общения со взрослым у ребенка формируются первые предпосылки для развития речи.
Психомоторное развитие ребенка характеризуется переходом от одного качественного состояния к другому, более высокому, что связано с развитием функций центральной нервной системы.
Выделяют несколько этапов раннего психического развития ребенка:
младенческий — от рождения до года;
преддошкольный — от 1 года до 3 лет;
дошкольный — от 3 до 7 лет;
младший школьный — от 7 до 12 лет.
Периодизация развития ребенка рассматривается как поэтап ный переход от одного качественного состояния к другому — более высокому.
Предполагается, что на каждом уровне развития преоблада ют специфические особенности нервно-психического реагирования. Эти особенности реагирования определяют воз растную специфику нервно-психических нарушений у детей.
Весь период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внеш ней и внутренней среды. Именно в этот период дети могут особо продуктивно освоить устную речь.
Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.
Если в сензитивный период развития речи организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воз действий (факторы риска),то нормальный процесс речево го развития нарушается. Это происходит либо вследствие устранения ряда необходимых условий для формирования речи (нарушение речевого общения со взрослыми, потеря слуха и т.п.), либо вследствие появления новых «вредонос ных» факторов (резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое окружение, обилие новых людей в ок ружении ребенка, смена языковой среды и т.п.). В любом случае, овладение устной речью в период воздействия вре доносных факторов затрудняется. Соматические и особен но нервно-психические заболевания, а также эмоциональ ная депривация, ограничение речевого общения могут вес ти к задержке, искажению и патологии речевого развития.
В младенческом возрасте (от рождения до года) важно, чтобы прежде всего установилось тесное эмоциональное взаимодей ствие матери и ребенка. Именно в процессе этого общения фор мируются основы всей психической деятельности малыша.
Динамика психомоторного развития в первые годы жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окру жающей среды. Кроме того, развитие в раннем возрасте проис ходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует дина мического наблюдения.
На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее вы соким темпом своего развития: беспомощный новорожденный к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходь бой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным по ниманием обращенной к нему речи, кроме того, он начинает произносить первые лепетные слова и соотносить их с лицами и предметами. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения. Первый год жизни имеет очень важное значение в психическом развитии ребенка. Именно на первом году жизни формируются предпосылки дальнейшего обу чения ребенка.
В психомоторном развитии ребенка первого года жизни вы деляют несколько периодов. Уже в первый период — период новорожденности — первый месяц жизни к 3—4 неделям появ ляются первые предпосылки так называемого коммуникатив ного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос и улыбку взрослого замирает, вытягивая слегка вперед губы, он как бы слушает губами. Кроме того, уже в период но ворожденности малыш быстрее реагирует на голос, чем на зву чащую игрушку.
В первые месяцы жизни у младенца интенсивно развивается зрение и слух; появляется зрительное и слуховое сосредоточе ние, зрительная фиксация и прослеживание предмета, К 3 ме сяцам у ребенка уже отчетливо выражена эмоционально выра зительная реакция на общение — комплекс оживления. Ком плекс оживления проявляется в том, что ребенок сосредоточи вает взгляд на лице общающегося с ним взрослого, улыбается ему, активно двигает при этом ручками и ножками и издает тихие звуки. Появление комплекса оживления определяет как бы грань между периодом новорожденности и младенчеством. Эмо ционально-положительное отношение ребенка ко взрослому ин тенсивно развивается в период младенчества; появляется улыб ка, затем смех, к 4—5 месяцам общение ребенка со взрослым приобретает избирательный характер. Ребенок постепенно на чинает отличать своих от чужих. К 6 месяцам ребенок уже четко выделяет мать или ухаживающего за ним взрослого, рассматри вает окружающие предметы и людей, а если он не дифферен цирует мать, не дает ориентировочной или отрицательной ре акции на новое лицо и/или не рассматривает окружающие его предметы, то его обязательно следует показать детскому психо неврологу.
В процессе общения со взрослым у ребенка формируются предпосылки к овладению речью. В присутствии взрослого ребе нок более активно гулит, а затем и лепечет, со второго полугодия жизни начинает подражать слогам, произносимым взрослым.
Эмоционально-положительное общение взрослого с младен цем формирует у него коммуникативную потребность и стиму лирует развитие речи.
К концу первого полугодия жизни у ребенка наряду с ком муникативным поведением интенсивного развиваются сенсор ные функции. Прежде всего меняется характер зрительного про слеживания: если в первые месяцы жизни малыш следил за пред метом, не отрывая взгляда, а потеряв предмет из поля зрения, больше к нему не возвращался, то после 5 месяцев ребенок, следя за предметом, как бы его осматривает, ощупывает взгля дом. Если при этом внимание ребенка переключить на другой предмет, или лицо взрослого, то через очень короткое время он может вернуться к прерванному занятию. Появление этой функ ции — важный показатель нормального нервно-психического развития ребенка.
К началу второго полугодия жизни в развитии движений рук все большую роль начинает играть зрительный анализатор: к 6 месяцам ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения; Игрушка становится средст вом общения и психического развития ребенка (Л.А.Венгер, В.С.Мухина, 1988).
В возрасте от 6 до 9 месяцев ребенок под контролем зрения берет игрушки, рассматривает и ощупывает их, перекладывает из руки в руку, тянет в рот. Все эти действия сопровождаются оживленной мимикой и разнообразными по интонации голосо выми реакциями.
Таким образом, на основе активного манипу лирования с предметами развивается активность познаватель ной деятельности, формируется готовность к совместной игре со взрослыми, появляются выразительные коммуникативные жесты, формируется начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, развивается самоподражание и подража ние звукам взрослого.
Важное значение для оценки психомоторного развития ре бенка в конце первого года жизни имеет его реакция на речевое общение. Дети с нормальным психическим развитием и сохран ным слухом к концу года адекватно реагируют на речевое обще ние и интонацию, отвечают действием на некоторые словесные просьбы. К концу года при соответствующем обучении ребенок понимает и выполняет несколько словесных команд.
Если у малыша нет адекватной реакции на речь, следует про верить у него слух и посоветоваться с детским психиатром или невропатологом относительно его психического развития.
Ребенок с отставанием в развитии слабо реагирует на обще ние со взрослым и на окружающие предметы, он долго не дифференцирует «своих» и «чужих».
Период накопления пер вых слов является первой гиперсензитивной фазой речевого развития (условно это период от 1 до 1,5 лет). Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком по зволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального раз вития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психичес кие стрессы легко приводят к разрушению формирую щейся речи. Это может проявляться в задержке появле ния первых слов, в «забывании» тех слов, которыми ребе нок уже владел, и даже в остановке речевого развития.
Одной из характерных особенностей преддошкольного воз раста (от 1 года до 3 лет) является формирование нового вида общения на основе интенсивного развития речи. Кроме того, малыш начинает правильно и по назначению употреблять окру жающие его предметы. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, ак тивное взаимодействие с предметами и игрушками способству ют дальнейшему развитию сенсорных функций.
Наиболее интенсивно развивающейся функцией в преддошкольном возрасте является речь. К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Значительно возраста ет его активный словарь. Ребенок постоянно комментирует свои действия, начинает задавать вопросы.
Интенсивное развитие речи на этом возрастном этапе пере страивает все психические процессы ребенка. Речь становится ведущим средством общения и развития мышления.
К 2 годам начинает развиваться так называемая регулирую щая функция речи, т.е. ребенок все более и более начинает подчинять свои действия словесной инструкции взрослого. Происходит интенсивное разви тие понимания речи. У ребенка не только резко возрастает чис ло понимаемых им слов, но он начинает действовать с предме тами по инструкции взрослого, у него развивается интерес к слушанию сказок, рассказов и стихов, т.е. понимание речи начи нает выходить за пределы непосредственной ситуации общения.
Темп развития речи в преддошкольном возрасте является очень высоким. Так, если к концу второго года ребенок упот ребляет до 300 слов, то к началу третьего года их число резко возрастает, достигая к концу третьего года 1000—1500 слов. Вме сте с тем артикуляция звуков остается еще далеко несовершен ной: многие звуки опускаются или замещаются близкими по артикуляции или звучанию. Ребенок при произнесении слов, в первую очередь, ориентируется на их интонационно-ритмиче скую и мелодическую характеристику.
Показателем нормального развития детской речи на этом воз растном этапе является возможность ребенка к 3 годам строить предложения из 3—4 слов и более и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах. Многие авторы отмеча ют большую динамичность этого процесса у детей с нормаль ным речевым развитием.
Выявление нерезко выраженного отставания в развитии речи и особенно понимание причин этого отставания на этом воз растном этапе представляет большую сложность, так как индивидуальные сроки нормального речевого развития широко варьи руются и, кроме того, любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка в этот наиболее чувствительный (сенситив ный) период формирования речи может приводить к отстава нию речевого развития. Поэтому родителям и педагогам следу ет иметь в виду, что ребенок может отстаивать в развитии речи под влиянием самых различных неблагоприятных факторов. Это могут быть различные соматические заболевания, ослабляющие организм ребенка, психические травмы, недостаточность эмо ционального общения, а также различные нервно-психические заболевания и отклонения в развитии. Поэтому любой ребенок с отставанием речи нуждается в консультации детского психо невролога.
К 3-летнему возрасту речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка. В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности; ребенок на чинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «я», т.е. возможность выделения себя из окружающего мира.
Особенности поведения ребенка в этот период развития во многом зависят от отношения к нему взрослых. Упрямство и негативная форма поведения направлены, в первую очередь, против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребенком и особенно если они чрезмерно его опекают, чаще всего — это мать или бабушка.
Этот этап развития рассматривается как кризис трех лет (пер вый возрастной кризис).
Этот период характеризуется перестройкой особенностей психического развития ребенка. На этом возрастном этапе формируется особое психологиче ское новообразование — обособление себя от окружающих, что имеет важное значение для личностного развития ребенка.
Вместе с тем, у детей с особыми проблемами в развитии в этот период наиболее резко проявляются различные психопа тологические нарушения. Например, обособление себя от ок ружающих может принимать болезненный характер у детей с ранним детским аутизмом (РДА). Не случайно, что это отклоне ние в развитии наиболее ярко манифестирует в возрасте 3 лет.
На этом этапе возрастного развития очень важно, чтобы ро дители и педагоги-воспитатели были бы максимально внима тельны к ребенку. Резкое отдаление ребенка от матери, напри мер, помещение его в детское учреждение может травмировать психику малыша и привести к срывам нервной системы. В од них случаях это может проявляться в страхах, замкнутости, «уходе в себя», в других — в агрессии, нарушениях поведения. Кроме того, на этом этапе может нарушиться сон, могут возникнуть трудности с кормлением, туалетом, может появиться заикание.
Особо обращает на себя внимание то, что самые разнообраз ные нервно-психические заболевания у детей на этом возраст ном этапе, прежде всего, проявляются в нарушениях речи.
Так, ребенок с ранним детским аутизмом начинает говорить о себе в третьем лице, не используя местоимение я; иногда создается впечатление, что он как бы не понимает речи окружающих, не выполняет речевые инструкции. Все это приводит к предполо жению о наличии у него локальных речевых расстройств. На самом деле у такого ребенка нарушено целостное коммуника тивное поведение за счет отсутствия потребности в общении с окружающими.
В некоторых случаях на этом возрастном этапе у детей мо жет наблюдаться чрезмерно интенсивное и неравномерное раз витие речи. Родители, стремясь способствовать этому, часто до пускают ошибку, перегружая ребенка чрезмерной словесной ин формацией, новыми впечатлениями. Это может приводить к так называемому эволютивному заиканию («заиканию разви тия»). При этом заикании имеет место выраженная неравно мерность в развитии речевых и психических средств общения.
При высокой мотивации к общению, достаточном словарном запасе, хорошей речевой памяти у ребенка часто отмечается недостаточность общей и речевой моторики, регуляторной дея тельности, координаторных функций, что и приводит к этой особой форме детского заикания. Родителям и воспитателям следует быть особенно внимательными к ребенку в этот период интенсивного развития речи. Любое заболевание, психическая травма, чрезмерная стимуляция речевого развития могут при вести к срыву наиболее интенсивно формирующейся речевой функции. Особенно следует обратить внимание на детей с по вышенной нервной возбудимостью, леворукостью, моторной неловкостью, соматической ослабленностью, легкой мозговой дисфункцией, т.е. на детей, родившихся от матерей с неблаго приятно протекавшей беременностью и родами и имевших на первом-втором году жизни различные, в том числе и слабо вы раженные, неврологические отклонения.
Для детей с легкой мозговой дисфункцией, неправильными условиями воспитания на этом возрастном этапе характерна общая двигательная расторможенность, эмоциональная возбудимость.
Особое внимание в этот возрастной период родителям и вос питателям следует обратить на так называемые регрессивные расстройства психических, речевых и моторных функций. Эти расстройства могут возникать при различных психических и нев рологических заболеваниях.
Психические и неврологические заболевания, возникающие в период первого возрастного криза, такие как шизофрения, эпилепсия и другие, могут приводить к быстрому распаду сфор мированных и формирующихся психических функций.
Период трех лет (2,5-3,5 года) является второй гиперсензитивной фазой в развитии речи. Это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. То есть, в это время ребенок делает пе реход от односложных фраз к комплексным и иерархичес ки организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование.
Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональ ным напряжением. Все это отражается на характере устной речи. В речи ребенка появляются паузы, которые могут воз никать не только между отдельными фразами, но и в сере дине фраз и даже слое (дизритмия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов как между слогами, так и внут ри слогов т.е. онтогенетические паузы хезитации, характер ны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном фор мировании внутриречевого программирования.
Помимо пауз, появляются повторения слогов, слов или словосочетаний — физиологические итерации. Этот период сопровождается определенными особенностями речевого дыхания. Ребенок может начинать речевое выс казывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе. выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко рече вые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение.
В этот период речь самого ребенка становится сред ством его интеллектуального и речевого развития. У ре бенка трех лет появляется повышенная потребность в ре чевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрос лого в общение с собой.
Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций мо гут не только изменить темп речевого развития (задерж ка речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание).
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) интенсивно развива ется игра, опосредованная деятельность с предметами, речь, что способствует формированию абстрактных форм мышления, про извольности психических процессов, возможности формирования внутреннего плана действий и оценки собственных дейст вий и поведения.
В первые годы дошкольного периода преобладает игровая деятельность, постепенно развивается сюжетно-ролевая игра. Эта игра, как правило, коллективна и отличается разнооб разием тематики. Дети отражают в игре знакомые им ситуации, выходящие за пределы их личного опыта.
Кроме того, в старшем дошкольном возрасте развиваются подвижные и дидактические (обучающие) игры. Следует отме тить, что эти игры возникают лишь в процессе целенаправлен ного руководства взрослых. Основной особенностью этих игр является то, что эти игры с правилами.
Для детей с особыми проблемами в развитии дидактические и развивающие игры имеют особенно важное значение, явля ются важным средством обучения ребенка.
Наряду с игрой, в дошкольном возрасте развиваются так на зываемые продуктивные виды деятельности — рисование и кон струирование. Изобразительная деятельность ребенка начинает формироваться на границе преддошкольного и дошкольного воз раста.
К концу дошкольного периода, наряду с совершенствовани ем наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, на чинают формироваться логические операции. Ребенок начина ет мыслить при помощи рассуждений, т.е. он учится связывать между собой разные знания для решения конкретной мысли тельной задачи.
При этом важно отметить взаимосвязь в развитии различ ных видов мышления дошкольника. Особенно тесная взаимо связь существует между наглядно-образным и логическим мыш лением. Обычно они совместно участвуют в решении дошколь ником различных мыслительных задач.
К концу дошкольного периода ребенок обычно овладевает рациональными способностями мыслительных действий, но для этого необходимо специальное обучающее воздействие.
Важное значение для психического развития ребенка имеет конструирование по собственному его замыслу. По мере развития конструирования у ребенка формируются конструктивные представления и конструктивное мышление.
Установлено, что в дошкольном возрасте развитию мышления спо собствует моделирование, что пространственные модели способствуют переходу детей от наглядно-действенного мыш ления к наглядно-образному. Не менее важно то, что модели рование способствует развитию умения планировать свою деятельность. Это опреде ляет важность формирования у детей с отклонениями в разви тии интереса к конструктивной деятельности и ее результату. При этом особое внимание обращается на использование в обу чении графических моделей. В отечественной коррекционной педагогике разработаны специальные приемы, способствующие овладению наглядным моделированием детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Показано, что введение гра фических моделей способствует формированию конструктив ных представлений.
В дошкольном возрасте, наряду с совершенствованием мо торики, развитием конструктивной деятельности, происходит развитие всех психических функций и, прежде всего, продол жается интенсивное развитие речи. Словарный запас к 6 годам возрастает до 3,5 тыс. слов. Речь продолжает играть основную роль в развитии мышления ребенка, являясь средством регуля ции его поведения.
Процесс восприятия становится все более самостоятельным и целенаправленным. У детей формируется наблюдательность, расширяется круг представлений об окружающем мире, разви вается понимание причинно-следственных связей.
Все это создает основу для развития обобщенных видов мыш ления, к концу дошкольного возраста ребенку доступны про стейшие виды логических операций.
В дошкольном возрасте формируются пространственные представления, которые играют большую роль в общем психи ческом развитии ребенка и являются одной из необходимых предпосылок для овладения элементарными счетными опера циями, а в дальнейшем и математическими понятиями.
Быстро развивается память, дети легко запоминают стихи, сказки.
Интенсивное развитие всех психических функций и расши рение круга практической деятельности формирует у дошколь ника познавательное отношение к окружающей действитель ности.
Уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется внутренняя оценка ситуации, поступка, действий, совершенст вуется внимание, закладываются основы нравственного разви тия личности.
Стойкие нарушения внимания в дошкольном возрасте часто являются одним из признаков различных отклонений в общем состоянии здоровья, а также одним из показателей задержки в психическом или физическом развитии. Особенно стойкие на рушения внимания характерны для детей с некоторыми невро логическими заболеваниями, например, гидроцефалией, детским церебральным параличом, эпилепсией и другими заболеваниями.
В 5-6 лет наблюдается третий гиперсензитивный период, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. само стоятельное порождение текста. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется меха низм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Как и в возрасте трех лет, центральная нервная система детей 5-6 лет испытывает особое напряжение в процессе речи.
В это время можно наблюдать «сбои» речевого дыха ния в момент произнесения сложных фраз, увеличение ко личества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.
Ребенок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чув ствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут при вести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной сформированности монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощи.
Существуют особые дети, которые составляют группу риска по школьной дезадаптации. К ним относятся соматически ослаб ленные дети, дети с нарушениями речи, моторики, поведения, функции активного внимания, памяти, а также дети с наруше ниями общения и задержками психического развития, которые могут иметь как парциальный (частичный), так и общий харак тер. Все эти категории детей нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные закономерности психомоторного развития в норме и патологии.
В статье говорится о возростных кризах детей от 2 до 7 лет....
Конспект индивидуального логопедического занятия для ребёнка раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития по теме "Игрушки"
Цель: развитие моторной сферы, психических процессов и речи....
Консультации для родителей по развитию речи в младшей группе Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.
Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношен...
Консультация для родителей по развитию речи в ясельной группе. Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.
К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, ...
Нормы речевого развития ребенка в разные возрастные периоды.
Для того чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, родителям просто необходимо знать нормы речевого развития в определенном возрасте....
Интегрированное занятие для старшей возрастной группы по Художественно – эстетическому развитию (Лепка), Познавательному развитию (ФЭМП), и Речевому развитию. Тема: «Добрый доктор Айболит…»
Тема: «Добрый доктор Айболит…» Интеграция образовательных областей: познание (ФЭМП), художественно- эстетическое (лепка), речевое развитие.Цель: закрепление полученных знаний п...
Закономерности речевого развития ребенка дошкольного возраста, игры и задания
Закономерности речевого развития ребенка дошкольного возраста через игры и занятия...