Технологическая карта по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шуткина Полина Сергеевна

Занятие с использованием образовательной технологии И.В. Ганичевой "Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_shutkina.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия-практикума

педагога-психолога по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития

«Я и мои помощники»

Шуткиной Полины Сергеевны

Тема

«Я и мои помощники»

Тип

Занятие - практикум.

Цель

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста со строением тела, его основными частями и функциями

Задачи

  1. Уточнить и обогатить знания детей с понятием «органы чувств» и их ролью в познании окружающего мира;
  2. Развивать навыки саморегуляции и самоконтроля в эмоциональной сфере;
  3. Воспитывать умение оказывать помощь другим в трудной ситуации;
  4. Создать позитивное отношение к собственному телу и развить способность осознанно управлять им.

Методы

Дидактические игры и упражнения на активизацию сенсорного аппарата и повышение сенсорной чувствительности; игры-упражнения, направленные на контакт с телом; различные способы коммуникации с окружающим миром и выбор адекватного способа взаимодействия.

Группа

Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (5-6 лет)

Оборудование

Проектор, столы для организации игр, коробка (с прорезью для руки), в которой находятся мелкие предметы; аудиозапись звуков природы. Десять пронумерованных дощечек (10х5 см): на дощечке 1 наклеен кусочек меха; на дощечке 2 кусочек наждачной бумаги; на дощечке 3 лоскутик байки или фланели; на дощечке 4 накапан воск со свечи; на дощечке 5 наклеен змейкой кусок веревки или толстый шнурок; на дощечке 6 наклеены плотно одна к другой спички или какие-нибудь маленькие и тонкие палочки; на дощечке 7 наклеены в беспорядке разломанные пополам спички; на дощечке 8 наклеена фольга или клеенка; на дощечке 9 наклеен кусочек бархата или замши; на дощечке 10 кусочек вельвета., мягкие подушки, коврики для релаксации, бумага, карандаши.

Словарная работа

Тело, органы чувств.

Образовательная область

Социально-коммуникативная в интеграции с речевой, физической областью.

Образовательная технология

И.В. Ганичева «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет)».

Ход занятия

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

Примечание

1 этап-предварительная работа

-Ребята, здравствуйте!

Вы знаете, что можно приветствовать друг друга с помощью стихотворения.

Добрый день, добрый день, добрый день всем.

Счастья мы желаем и здоровья всем,

А чтобы счастье было такое! (Руки вверх)

А здоровье было такое! (Разводят руки в стороны).

А сейчас ребята поздороваемся друг с другом, повернитесь друг к другу лицом

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг»

Здравствуй друг!

Как ты тут?

Где ты был?

Я скучал!

Ты пришел!

 Хорошо!

Чтение и обсуждение рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык»

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык - один и нос тоже один.

Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и нос один? -А потому, милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала. Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному, ясно?

Дети заходят в зал,

педагог предлагает встать полукругом.

Здороваются.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.

(рукопожатие)

(похлопывание по плечу)

(разводим руки в стороны)

(складывают руки на груди в области сердца)

(вытянуть руки вперед)

(обнимают друг друга)

Обсуждение рассказа для чего нужен нос, язык, руки, ноги.

Ответы детей

Привлечение внимания детей с помощью коммуникативной игры, сопровождая действия художественным словом.

Схема человека.

2 этап-мотивационно-побудительный

Игра «Посылка от Каркуши»

Педагог-психолог:

- Каркуша прислала нам посылку. Давайте попробуем, не заглядывая в коробку, определить, что в ней находится. Ощупайте предметы, а затем поделитесь своими впечатлениями.

Ответы детей

Дети определяют предметы на ощупь.

Педагог-психолог привлекает их внимание к роли руки в узнавании предметов методом ощупывания.

3 этап-организационно-поисковая деятельность

Игра «Послушай и угадай»

Я вам предлагаю лечь на коврики и внимательно послушать музыку и угадать на что похожи эти звуки.

Что вам помогало услышать звуки?

Зачем нам нужны ушки?

Давайте их помассируем.

Игра «Угадай, кто позвал»

Ребята, предлагаю поиграть в такую игру. Правила таковы, один из вас будет водящим, ему мы закрываем глаза волшебной повязкой. Остальным ребятам нужно по очереди называть имя водящего, а ему нужно угадать кто звал.

Как узнали, что Ваню зовет Маша?

Игра «Определи на вкус»

Я вам на вкус с закрытыми глазами предлагаю определить, что у вас во рту.

Что вам помогло узнать вкус?

Для чего нужен язык?

Игра «Необычные дощечки»

Предлагает разделиться по парам. На ощупь определить, что находиться перед ним.

Что вам помогло узнать?

Что еще с помощью рук можно узнать?

Беседа «Какой из органов чувств нам помогал?»

Вспомните, какие органы чувств у нас есть?

Что помогает определить язык?

Ушки?

Можно ли почувствовать холод, тепло и какими органами чувств?

Релаксация «На пляже»

-А сейчас, ребята, я хочу предложить вам лечь на коврики, отдохнуть. В этом году у нас очень морозная зима, а хотелось бы вам оказаться на берегу моря и погреться на солнышке? Тогда закрывайте глаза и будем представлять то, о чем я буду говорить: 

«Представьте, что сегодня прекрасный солнечный день. Вы лежите на теплом песке, на берегу моря, а на вас светит солнце. Ощутите спиной много-много маленьких песчинок, на которых вы лежите.

-Вытяните одну руку далеко в сторону, будто вам хочется сделать ее вдвое длиннее. Поднимите ее вверх и мягко потрясите, чтобы сбросить все песчинки. Нарисуйте ею большой круг в воздухе. Позвольте ей снова упасть на песок. (Повторить то же с другой рукой).

Ощутите, как ваше тело лежит на песке. Поерзайте спиной, чтобы немного глубже забраться в песок. Сделайте спину длинной-длинной. Теперь дайте телу снова стать расслабленным и теплым от лучей солнца.

Вдохните глубоко свежий морской воздух.

Полежите спокойно и дайте всем частичкам вашего тела отдохнуть.

Разбудите ушки и послушайте звуки в нашем зале и за окном (1 минута).

Вы можете повернуться на бок, сесть и плавно открыть глаза».

Дети, закрыв глаза, слушают ее. Затем определяют, на что похожи звуки. Тот из детей, кто назвал больше природных звуков, побеждает. Все аплодируют победителю.

Дети массируют ушки.

Дети встают в круг. В середине круга водящий с закрытыми глазами. Кто-либо из детей называет его по имени, и водящий пытается узнать, кто это был. Затем водящий меняется, игра продолжается.

Дети закрывают глаза и пытаются определить на вкус, что им положили в рот.

Дети высказывают свои предположения.

Дети разделяются на пары. Один из пары садится на стул, а другой стоит за его спиной. Сидящий закрывает глаза и ощупывает дощечку, которую ему предлагает стоящий за его спиной партнер. Ощупывая дощечку, ребенок старается за счет мышечной памяти припомнить похожее ощущение, понять, на что похожа дощечка. Стоящий сзади запоминает эту дощечку и предлагает своему партнеру, уже открывшему глаза, найти среди нескольких предложенных ту дощечку, которую он только что ощупывал. Ребенок должен сказать, что напоминала ему дощечка, и попытаться найти ее.

Детям предлагается назвать орган чувств, который помог в ходе предыдущих игр узнать говорящего, определить предмет на ощупь и т.д

Дети ложатся на коврики для релаксации.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Музыка со звуками природы.

Педагог-психолог включает аудиозапись природных звуков

Показ педагогом.

Если дети затрудняются ответить, педагог-психолог помогает.

Используются небольшие кусочки различных овощей и фруктов, сахар, соль, мед и т.п

Можно ощупать все предложенные дощечки

Затем игра усложняется: сразу предлагаются две дощечки, потом три и т.д.

Педагог-психолог предлагает детям рассмотреть иллюстрации, назвать и показать основные части тела – голову (глаза, нос, рот, уши и пр.), шею, туловище, плечи, грудную клетку, руки (локти, запястья, кисти, пальцы), спину, позвоночник, живот, ягодицы, ноги (колени, стопы, пятки, пальцы) и т.д.

Если дети не решаются, педагог сам показывает, сопровождая действия речью.

4 этап-рефлексивно-коррегирующая деятельность

Рисунок своего тела.

Ребята, а сейчас мы с вами нарисуем себя.

Педагог-психолог говорит:

-Закрыв глаза на вдохе, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук друга, попрощайтесь с ним руками. До свидания!

Прощание.

Детям предлагается нарисовать свое тело так, как они его представляют. Дети выполняют задание. Затем все рисунки по очереди выкладываются без указания автора. Выслушивается мнение детей по поводу каждого нарисованного тела: как ему живется, все ли части тела прорисованы, что упущено.

Дети становятся в круг так, чтобы можно было руками дотянуться друг до друга.

Дети прощаются.

Помощь в рисовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность : Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания формирует «творческость», как качество личности. Основное назначение ритмопластики – развитие у детей художеств...

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспекты занятий по развитию эмоциональной сферы для детей старшего дошкольного возраста

В современном мире значение проблемы эмоций достаточно велико. Эмоции влияют на все сферы жизни человека. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна, так как современные дети не все...

Рецензия «Дидактические игры для развития психо-эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста».

Рецензируемый набор дидактических игр выполнен педагогами, как методическое оснащение к картотеке, составленной  по книге С.Е. Гавриной «Мои эмоции». Предназначен для совместной работ...

Технологическая карта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы.

Автор предостовляет занятие по  развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемаблицы, в виде технологической карты.Педагог предлагает детям с помощью мнемотабли...