Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmoplastika_kak_sredstvo_razvitiya_emots._sfery_u_detey_starsh._doshkol._vozr.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Ритмопластика – синтетический вид деятельности, основанный на движениях под музыку, основной целью которой является психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего тела. (А.И.Буренина)
Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития.
Креативность – развитие творческих способностей, деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира (природного и социального).
Изучение проблемы развития эмоциональной сферы актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества - человек, способный к творческому созиданию. По мнению Выготского Л.С., именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Он писал: «…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве».
Поэтому вопрос о развитии творчества у детей, о значении творческой работы для их общего развития и созревания является одним из важных вопросов детской психологии и педагогики на современном этапе. Для развития творчества наиболее благоприятным видом искусства является музыка. Благодаря своим особенностям музыка активно воздействует на развитие воображения, которое лежит в основе любого вида творчества.
Создавшаяся сегодня социально- экономическая ситуация не позволяет поднять на должную высоту культурный уровень развития общества, развития творческой личности человека. В настоящее время культурное наследие утратило свою ценность, обнищал духовный мир людей.
Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:
- возросшее внимание общества к музыкальной культуре, к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающих детей дошкольного возраста. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. Только некоторые родители создают дома все условия для развития музыкально – творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;
- возрастает количество публикаций по музыкальной культуре, журналов и книг по развитию музыкально – творческих способностей детей, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей дошкольного возраста;
- повышено внимание общественности к воспитанию творческой личности современного человека, но отсутствуют телепередачи творчески развивающего характера, дети знакомятся с « засоренным» эфиром.
Н.А.Ветлугина, проанализировав возможности детей в выполнении музыкальных творческих заданий, пришла к выводу, что необходимыми условиями в развитии детского творчества, эмоциональной сферы являются:
- накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником;
- накопление опыта исполнительства.
Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в образовательных дошкольных учреждениях. Одним из разделов образовательной программы является музыкальное воспитание, где под развитием креативности мы понимаем формирование творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.
Творчество может проявляться в разных видах детской музыкальной деятельности:
- песенное творчество, когда ребенок импровизирует простейшие мелодии;
- музыкально-игровое и танцевальное творчество, когда ребенок импровизирует из знакомых элементов танца новые композиции и самостоятельно находит способы воплощения музыкально-игрового образа;
- творчество в игре на музыкальных инструментах, которое проявляется в сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений
Мы рассматриваем развитие творческих способностей детей в процессе музыкально-ритмических движений, т.е. ритмопластики.
С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье как физическое, так и духовное. Ритмопластика — это игра, это танец, это музыка. Ее основное назначение-развитие у детей художественного
восприятия мира. Это восприятие передается через движения, мимику, жесты, позы, пластику, показывающие ощущения и чувства. И в то же время это урок. Это урок работы над осанкой, крупной моторикой, над чувством ритма. Занятия ритмикой являются профилактикой косолапости и плоскостопия, сколиоза, развивают изящество и грациозность движении, вестибулярный аппарат. Занятия помогают научиться слушать и понимать музыку, любить ее и запоминать. Путем многократного повторения определенных движений, через мышечную память развивается музыкальная память . В плане профилактики психоэмоционального напряжения ребенка ритмопластика решает задачи раскрепощения его личности и поведения, ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира.
. По развитию творчества дошкольников ритмопластика решает такие задачи, как:
- Развитие творческого воображения и фантазии;
- Развитие способности к импровизации в движении, развитие гибкости и пластичности.
- Развитие природной музыкальности детей и первоначальных танцевальных навыков, способность к спонтанному творческому поведению.
- создание предпосылок к формированию творческого мышления.
Ритмопластика- это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
Ритмопластика - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Музыка регулирует движение и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.
Занятия с элементами ритмопластики можно проводить в любом возрасте, варьируя приоритетные задачи в соответствии с предложенными исследователями (Н.А.Ветлугиной и А.И.Ходьковой) этапами развития творчества детей.
Так в младшей группе приоритетными задачами являются:
- воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;
- развитие умения находить свои движения для выражения характера музыки
В средней группе к этим задачам прибавляется
- развитие гибкости, пластичности, мягкости движений,
- воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству
В старших группах приоритетными задачами являются:
- Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинировать
- Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку, самостоятельно создавать пластический образ
- Развитие умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
Развивая творческие способности, мы не ставим перед собой задачу сделать из детей артистов, поэтов и музыкантов. В последствии перед каждым из них откроется возможность творческого труда. Важно не то, что человек будет делать в своей жизни, а то, как он будет это делать. Творцом нужно и можно быть в любом деле, поэтому так необходимо развивать творческие способности детей. Этому способствует музыкальная деятельность, проводимая нами в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические...
Ритмопластика как средство развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС.
ФГОС ставит задачу сохранения и поддержание индивидуальности и творческого потенциала каждого ребенка; формирование общей культуры. Одним из средств, позволяющих это сделать, является РИТМОПЛАСТИКА. Р...
Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фельденкрайза доказывают, что занятия движениями и у детей с задержкой, патологией в развитии тренируют в первую очередь мозг, подв...
Развитие танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста средствами ритмопластики.Конспект игрового занятия по ритмопластике в подготовительной группе.
Предлагаю. конспект занятия для детей подготовительной группы по развитию танцевального творчестваю. Музыкальный материал может варьироваться по желанию музыкального руководителя....
Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников
В разработке представлены двигательные игры и упражнения с речевым сопровождением для детей дошкольного возраста....
Творческая разработка по теме: «Ритмопластика как средство творческого развития дошкольников»
В творческой разработке проведен подробный анализ рекомендованных методик и программ по данной теме, определены приоритетные цели и задачи в области ритми...
Мастер- класс для педагогов "Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольноговозраста"
Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психич...