Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме

Актуальность : Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания формирует «творческость», как качество личности. Основное назначение ритмопластики – развитие у детей художественного восприятия мира, который передается через движение, мимику, жесты, позу, пластику. Поэтому проблема развития эмоциональной сферы посредством ритмопластики актуальна и соответствует потребностям д/сада.
 
Цель: Формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей, посредством музыкально-ритмических движений, т.е.ритмопластики.
 
Задачи:·       Развитие творческого воображения и фантазии;
 
·       Развитие способности к импровизации в движении, развитие гибкости и пластичности.
 
·       Развитие   природной  музыкальности  детей  и  первоначальных  танцевальных навыков,  способность  к  спонтанному  творческому  поведению.
 
·       Создание  предпосылок к  формированию  творческого  мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ритмопластика как средство развития  эмоциональной сферы  у  детей  старшего дошкольного  возраста.

Ритмопластика – синтетический вид деятельности, основанный на движениях под музыку, основной целью которой является психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего тела. (А.И.Буренина)

Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство идейно-мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности ее развития. 

      Креативность – развитие  творческих  способностей,    деятельность  высшего  уровня  познания  и  преобразования  окружающего  мира (природного  и  социального).  

  Изучение  проблемы  развития эмоциональной сферы  актуально  в  связи  с  тем,  что главное  условие  прогрессивного  развития  общества - человек,  способный  к творческому  созиданию. По мнению Выготского Л.С., именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Он писал: «…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. Легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве».

Поэтому вопрос о развитии творчества у детей, о значении творческой работы для их общего развития и созревания является одним из важных вопросов детской психологии и педагогики на современном этапе.      Для  развития  творчества  наиболее  благоприятным  видом  искусства  является  музыка.  Благодаря  своим  особенностям  музыка  активно  воздействует  на  развитие  воображения,  которое  лежит  в  основе  любого  вида  творчества.  

     Создавшаяся  сегодня  социально- экономическая  ситуация  не  позволяет поднять  на  должную  высоту  культурный  уровень  развития  общества, развития  творческой  личности  человека.  В  настоящее  время  культурное наследие  утратило  свою  ценность,  обнищал   духовный  мир  людей.

       Наблюдения  показывают,  что  у  современного  ребёнка,  который живёт  в  непростых  условиях  музыкального  социума,  исчез  интерес  к классической  музыке,  к  фольклору,  ослабло  стремление  к  творческому проявлению.  Поэтому  возникает  целый  ряд  противоречий:

 -     возросшее   внимание  общества  к  музыкальной  культуре,  к  проблеме детского  творчества  не  всегда  воспринимается  современными  семьями, воспитывающих  детей  дошкольного  возраста.  Музыкальная  среда, которая  окружает  детей  дома,  ограничивается   в  основном  только развлекательной  музыкой.  Только  некоторые   родители  создают  дома  все условия  для  развития  музыкально – творческих  способностей   детей, большинство  же   родителей  полагают,  что  никакое  творчество  их  детям не  нужно,  в  жизни  оно  не  пригодится;

-   возрастает  количество  публикаций  по  музыкальной  культуре, журналов  и  книг  по  развитию  музыкально –  творческих   способностей детей,  но  в  то  же  время   наблюдаются   поверхностные  знания,  слабый уровень  развития  творческого  воображения  у  детей  дошкольного  возраста;

-     повышено  внимание  общественности  к  воспитанию  творческой  личности  современного  человека,  но  отсутствуют  телепередачи  творчески развивающего  характера,  дети  знакомятся  с  « засоренным»    эфиром.

 Н.А.Ветлугина, проанализировав возможности детей в выполнении музыкальных творческих заданий, пришла к выводу, что необходимыми условиями в развитии детского творчества, эмоциональной сферы  являются:

- накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются образцом для творчества, его источником;

- накопление опыта исполнительства.

Творческий  потенциал  детей  зависит  от  той  базы  знаний,  которые  они приобретают  в  образовательных  дошкольных  учреждениях. Одним из разделов образовательной программы является музыкальное воспитание, где под развитием креативности мы понимаем формирование творческих умений в восприятии (слушательской деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Творчество может проявляться в разных видах детской музыкальной деятельности:

- песенное творчество, когда ребенок импровизирует простейшие мелодии;

- музыкально-игровое и танцевальное творчество, когда ребенок импровизирует из знакомых элементов танца новые композиции и самостоятельно находит способы воплощения музыкально-игрового образа;

- творчество в игре на музыкальных инструментах, которое проявляется в сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений

 Мы рассматриваем развитие творческих способностей детей в процессе музыкально-ритмических движений, т.е. ритмопластики.

С древности движения, выполняемые под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье как физическое, так и духовное. Ритмопластика — это игра, это танец, это музыка. Ее основное назначение-развитие у детей художественного
восприятия мира. Это восприятие передается через движения
, мимику, жесты, позы, пластику, показывающие ощущения и чувства. И в то же время это урок. Это урок работы над осанкой, крупной моторикой, над чувством ритма. Занятия ритмикой являются профилактикой косолапости и плоскостопия, сколиоза, развивают изящество и грациозность движении, вестибулярный аппарат. Занятия помогают научиться слушать и понимать музыку, любить ее и запоминать. Путем многократного повторения определенных движений, через мышечную память развивается музыкальная память . В плане профилактики психоэмоционального напряжения ребенка ритмопластика решает задачи раскрепощения его личности и поведения, ориентирует на позитивное восприятие окружающего мира.
.     По развитию творчества дошкольников ритмопластика решает такие задачи, как:

  • Развитие творческого воображения и фантазии;
  • Развитие способности к импровизации в движении, развитие гибкости и пластичности.
  • Развитие   природной  музыкальности  детей  и  первоначальных  танцевальных навыков,  способность  к  спонтанному  творческому  поведению.
  • создание  предпосылок к  формированию  творческого  мышления.

Ритмопластика- это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.

Ритмопластика - это любое движение человеческого тела, вызванное музыкой и выражающее ее образ. Музыка регулирует движение и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Занятия с элементами ритмопластики можно проводить в любом возрасте, варьируя приоритетные задачи в соответствии с предложенными исследователями (Н.А.Ветлугиной и А.И.Ходьковой) этапами развития творчества детей.

Так в младшей группе приоритетными задачами являются:

  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку
  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;
  • развитие умения находить свои движения для выражения характера музыки

В средней группе к этим задачам прибавляется

  • развитие гибкости, пластичности, мягкости движений,
  •  воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству

    В старших группах приоритетными задачами являются:

  • Развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинировать
  • Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях под другую музыку, самостоятельно создавать пластический образ
  • Развитие умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

Развивая творческие способности, мы не ставим перед собой задачу сделать из детей артистов, поэтов и музыкантов. В последствии перед каждым из них откроется возможность творческого труда. Важно не то, что человек будет делать в своей жизни, а то,  как он  будет это делать. Творцом нужно и можно быть в любом деле, поэтому так необходимо развивать творческие способности детей. Этому способствует музыкальная деятельность, проводимая нами в детском саду.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические...

Ритмопластика как средство развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС.

ФГОС ставит задачу сохранения и поддержание индивидуальности и творческого потенциала каждого ребенка; формирование общей культуры. Одним из средств, позволяющих это сделать, является РИТМОПЛАСТИКА. Р...

Ритмопластика как средство формирования самосознания у детей старшего дошкольного возраста

Исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фельденкрайза доказывают, что занятия движениями и у детей с задержкой, патологией в развитии тренируют в первую очередь мозг, подв...

Развитие танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста средствами ритмопластики.Конспект игрового занятия по ритмопластике в подготовительной группе.

Предлагаю. конспект занятия для детей подготовительной группы по развитию танцевального творчестваю. Музыкальный материал может варьироваться по желанию музыкального руководителя....

Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

В разработке представлены двигательные игры и упражнения с речевым сопровождением для детей дошкольного возраста....

Творческая разработка по теме: «Ритмопластика как средство творческого развития дошкольников»

В творческой разработке проведен подробный  анализ   рекомендованных методик и программ по данной теме, определены приоритетные цели и задачи   в  области ритми...

Мастер- класс для педагогов "Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольноговозраста"

Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психич...