Технологическая карта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Пожидаева Юлия Владимировна

Автор предостовляет занятие по  развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемаблицы, в виде технологической карты.Педагог предлагает детям с помощью мнемотаблицы пересказать не большой рассказ. Помимо самого рассказа, в занятии присутсвуют загадки, подвижная игра и многое другое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

по развитию  связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблицы.

Тема: Грибы.

Цель: Развитие связной речи у старших дошкольников с использованием мнемотаблицы при пересказе рассказа «Грибок».

Задачи:

Образовательные: 

  • Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.
  • Учить детей слушать небольшой рассказ, отвечать на вопросы.
  • Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями
  • Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы прошедшего времени:
  •  Продолжать развивать  умение составлять предложения с определённым словом.
  • Формировать умение детей соотносить знаковые символы с образами
  • Закреплять знания детей о грибах и использовать их в составлении предложении.

Коррекционные:

  • развивать связную речь
  • развивать мышление, память, внимание;
  • работать над обогащением словарного запаса детей по теме «Грибы»
  • развивать умение следовать заданным инструкциям педагога.

Воспитательные

  • Развивать умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;
  • прививать навыки самостоятельности при выполнении заданий;
  • воспитывать интерес к учебной деятельности;

Материалы и оборудование: мнемоквадраты для составления предложений, рассказа,

Этапы занятия:

Виды работы на занятии

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Задачи в ходе выполнения заданий

Организационный момент.

- Добрый день! Ребята, о чем сегодня пойдет речь вы узнаете, отгадав загадку:

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы –

Нет под шапкой головы.

Ответы детей гриб

Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

1 Игра

«Отгадай, почему так назвали гриб».

Да, ребята сегодня, мы будем говорить о грибах.

-Где растут грибы?

- Как называется гриб, который растет под березой?

- Как называется гриб, который растет под осиной?

На пеньках или около пеньков растут,

Растет в бору –

А вот загадка по сложнее:

Морит Мух –,

Едят сырой –.

Рыжий как лиса. –

Ответы детей:

Грибы растут в лесу.

Подберезовик

Подосиновик.

ОПЯТА

БОРОВИК.

МУХОМОР

СЫРОЕЖКА

Лисичка.

развивать мышление, память, внимание

2.Читаем текст

- Молодцы, а сейчас послушайте историю, про гриб.

Жил был грибочек.

Дом его кусточек.

Была у него ножка. Ножка без сапожка

Была у него шляпка

И нашли в лесу грибочек ребятки.

Грибочек сорвали.

и бабушке отдали грибочек.

Бабушка суп сварила

Ребяток угостила

Понравилась вам сказка?

Слушают рассказ, который читает педагог.

Ответы детей

3. Подвижная игра

«Боровик».

А сейчас мы с вами подвигаемся

По дорожке шли, 

Боровик нашли

Боровик боровой

В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли. 

(Дети встают в круг).

(Идут по кругу, держась за руки)

(Приседают)

(Опускают голову)

(Идут по кругу).

развивать умение следовать заданным инструкциям педагога

4.Игра «Жадинка»

 Ребята, раз мы с вами нашли гриб, давайте поиграем в игру, которая называется «Жадинка». Я кидаю вам мяч и говорю

- У меня есть белый гриб, а.. У меня есть лисичка, а

 У меня есть подосиновик, а

У меня есть масленок, а

У меня есть подберезовик, а

У меня есть поганка, а

 У меня есть лисичка, а

У меня есть мухомор

Ответы детей

А вы

 у меня нет белого гриба.

у меня нет лисички

у меня нет подосиновика

у меня нет масленка

у меня нет подберезовика

у меня нет поганки

у меня нет лисички

у меня нет мухомора.

Учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями,

5.Игра «По грибы пошли»

-Молодцы ребята, а сейчас не много подвигаемся. Поиграем в игру «по грибы пошли» (на полу по кругу разложены картинки грибов)

Условие игры: Идем по кругу прыжками, как только я стукну в бубен, вы останавливаетесь. Я говорю кто и что должен сделать, этот ребенок находит нужную картинку, показывает ее и говорит, что он сделал.

- Найди мухомор.

-Сорви сыроежку.

-Собери боровик.

-Срежь подберезовик.

-Сложи подосиновики в корзину. -.

Ответы детей

. –  Я нашел мухомор.

– Я сорвал сыроежку.

– Я собрал боровик.

– Я срезал подберезовик.

- Я сложил подосиновики в корзину

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы прошедшего времени:

6.Повторное чтение текста

- Молодцы ребята справились с заданием, а сейчас я прочитаю вам рассказ, послушайте его и приготовьтесь ответить на вопросы. Педагог читает текст и показывает определенный мнемоквадрат таблицы.

Жил был грибочек.

Показ мнемоквадрата №1

Дом его кусточек.

Показ мнемоквадрата №2

Была у него ножка. Ножка без сапожка

 Показ мнемоквадрата № 3

Была у него шляпка

Показ мнемоквадрата №4

И нашли в лесу грибочек ребятки.

Показ мнемоквадрата №5

Грибочек сорвали.

Показ мнемоквадрата № 6 и бабушке отдали грибочек.

Показ мнемоквадрата №7

Бабушка суп сварила

Показ мнемоквадрата №8

Ребяток угостила

Показ мнемоквадрата №9

Педагог, после прочтения задает вопросы по тексту.

 

Дети слушают рассказ, воспитателя.

Учить детей слушать небольшой рассказ.

7. Беседа по тексту

- Как называется рассказ?

Где был домик у грибочка?

Что было у грибочка?

Что случилось с грибочком?

Кому отдали дети грибочек?

Что сделала бабушка с грибочком?

Кого угостила бабушка супом?

Ответы детей

- Рассказ называется грибочек.

Домик у грибочка был под кустиком.

У грибочка была ножка без сапожка.

У грибочка была шляпка.

Его нашли дети и сорвали.

Дети отдали грибочек бабушке.

Бабушка сварила суп из грибочка.

Бабушка угощала  детей супом из грибочка.

Развивать  умение составлять предложения с определённым словом.

Формировать умение детей соотносить знаковые символы с образами

8. Пересказ рассказ с помощью мнемотаблицы.

- Попробуете пересказать этот рассказ с помощью мнемотаблицы.

Выслушиваются пересказы  детей с использованием мнемоквадратов

Учить пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.

8 .Итог

занятия

Молодцы ребята. А теперь давайте. Вспомним, что мы сегодня делали на занятии.  Про что мы говорили сегодня на занятии? Какой рассказ пересказывали?

Молодцы, до свидания

Ответы детей

Прощаются с педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи: формирования у них правильного звукопроизношения; чёткого и ясного произнесения слов; развития голосово...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. Тема: «Подводный мир»

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.Тема: «Подводный мир»Воспитатель: Черепанова Л.И.Цель: активизировать словарь детей.Задачи:-...

Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей»

Проект состоит из трёх этапов. Подготовительный этап заключается в изучении методической литературы и выявлению уровня речевого развития детей, создание картотек мнемотаблиц для обучения рассказыванию...

Исследовательская работа по теме «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии мнемотехники»

Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рожде...

Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц

Перспективный план работы по развитию связной речи и навыка пересказа у детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц...

Технологическая карта дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивной доски

Технологическая картадидактической игры по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений )«Звероклассики» для детей старшего дошкольного возраста (5...