ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАМА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР 1 уровня)
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Григорьева Наталья Михайловна
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАМА 
ДЛЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР 1 уровня)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_aoop.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 9» (ДО)

«РАССМОТРЕНО»

Педагогическим советом № 11

от 15.05.2019г.

«СОГЛАСОВАНО»

Методист МБОУ «ОШ №9»

_________/ Р.И. Воробьева/

от 08. 2019г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Ио директора

__________/ С.Ю. Тарханова

Приказ № 59 - л

от 16.05.2019

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАМА

ДЛЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР 1 уровня)

Специалисты:

Педагог-психолог: Пирожкова И.В.

Учитель-логопед: Шнитуленко О.А..

Учитель – дефектолог: Саврикова В.А.

Воспитатели: Григорьева Н.М.

Дильман Л.С.

Ачинск

2019 - 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальная адаптированная образовательная программа (далее Программа) это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (с общим недоразвитием речи I уровня). С учетом особенностей  психофизического развития, индивидуальных и социальную адаптацию указанного ребенка (№273 –ФЗ гл.1 ст.28), разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая:

 - в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

 - на основе Основной общеобразовательной программы ДО с учётом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; с учетом программ для специальных дошкольных учреждений «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» (Нищевой Н.В.).

Нормативно-правовая база. Программа составлена в соответствии с:

 - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

 - Приказом от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

 - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

 - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

 - «Конвенцией о правах ребенка ООН»

Данная рабочая программа разработана с учетом целей и задач общей образовательной программы МБОУ «ОШ № 9» ДО, потребностей и возможностей воспитанника ДО. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер.

Содержание адаптированной образовательной программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ОНР 1 уровня приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с ребенком 5 лет. По результатам психолого-медико-педагогического обследования ребенок имеет тяжелые нарушения речи – ОНР 1 уровня. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекция нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Ребенок посещает старшую разновозрастную группу.

Оценка адаптации ребенка в группе: хорошая.

Особенности моторной сферы:

Моторная ловкость: Мелкая моторика развита слабо

Характеристика познавательной сферы ребенка:

Характеристика внимания: Во время занятий не может быть внимательной и длительно на чем-то сосредоточиться, отвлекается.

Характеристика памяти:Кратковременная, быстро запоминает и быстро забывает.

Характеристика мышления: Осуществляет простейшие классификации по образцу или слову но не всегда подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок). Плохо понимает суть пространственных отношений слева, справа. Не сформированы временных представлений (знание частей суток, дней недели, времен года.). Знает цифры от 1 до 5, не соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, не сравнивает множества по количеству.

Характеристика речи ребенка: Словарный запас не соответствует возрастной норме. Связная речь не сформирована, требует развития. Характер предложений простой. На вопросы взрослых отвечает односложно.

Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания: Может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы. Самостоятельно кушает. Может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, умет убирать свои вещи и постель.

Основные трудности, отмечаемые в общении:вследствиенедостаточности сформированности речи - малоконтактна.

Личностные особенности: Стеснительная, доброжелательная, уравновешенная. Преобладающее настроение спокойное. Инициативу в различных видах деятельности не проявляет. В процессе общения с детьми избирательна, предпочитает небольшую группу. В общения с взрослыми  людьми проявляется застенчивость, робость.

Особенности эмоционально-волевой сферы:Адекватность эмоциональных реакций, умет подчиняться требованиям взрослых, эмоциональные реакции на одобрение и порицание правильные.  

Цель программы: обеспечение системного подхода к созданию условий для развития ребенка с общим недоразвитием речи и оказание ему комплексной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков развития обучающегося, его социальной адаптации.

Задачи программы:

 - определять особые образовательные потребности ребенка;

 - создать условия, способствующие освоению основной образовательной программы дошкольного образования и его интеграции в образовательном учреждении;

 - осуществлять индивидуально ориентированную психолого- педагогическую помощь с учётом особенностей речевого и психического развития, индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 - оказать консультативную и методическую помощь родителям по вопросам развития и воспитания ребенка.

В реализации данной образовательной программы предусмотрено активное участие семьи ребенка с целью ликвидации отставания, как в речевом, так и в общем развитии. Выполняя методические рекомендации специалистов по организации домашней работы с ребенком, они предоставят ему возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого.

Индивидуальный учебный план

Срок реализации программы 1 учебный год (2019 – 2020г.).

Программа выполняется коллегиально, в форме подгрупповых и индивидуальных занятий:

 - воспитателем - ежедневно;

 - логопедом – 2 раза в неделю;

 - педагогом-психологом – (октябрь - декабрь 2019г.) 1 раз в неделю;

 - родители получают рекомендации по домашним занятиям 1 раз в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Этапы занятия

Этапы работы

Темы занятий

Содержание коррекционных занятий

Цели и задачи коррекционной работы

Приемы и средства коррекционной помощи

Используемый наглядный

материал

Литература

Ритуал

приветствия

Цель: установление положительного эмоционального настроя.

Виды упражнений:

«Посмотрим друг другу в глаза»

«Поздороваемся без слов»

Основной этап

  • Подготовительный этап

Подготовка органов речевого аппарата к постановке звука [ш]

1.Звук. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к

правильному восприятию и воспроизведению звука

Задачи:

Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.

Выработать плавную воздушную струю воздуха посередине языка

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух.

Виды артикуляционных

упражнений:

«Чьи зубы чище?»

«Лопаточка»

«Маляр»

«Кто дальше загонит мяч?»

«Вкусное варенье»

«Индюк»

«Гармошка»

«Грибок»

«Лошадка»

«Барабанщик»

«Останови лошадку»

1.Зеркала.

2.Набор картинок, фотографий артикулярных упражнений.

3.Методические пособия.

2.Звук. Знакомство со способом образования звуков.

3.Упражнения для мышц кончика языка.

4.Упражнения для губ: губы округлить и вытянуть вперёд.

5.Выработка движения поднятия кончика языка за верхние зубы.

6.Отработка плотного прижатия языка к верхним коренным зубам.

Физ.минутка

Цель: снятие психо - эмоционального напряжения

Виды физ.минуток:

Релаксационная гимнастика;

Мимическая гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Двигательные упражнения;

Пальчиковая гимнастика;

Зрительная гимнастика;

Фонетическая ритмика.

  • Постановка звука

Постановка звука [ш]. Способы: 1.по подражанию, 2.механический, 3.смешанный

1. Воспитание правильного произношения звука [ш].

Цель: воспитание правильного звучания изолированного звука.

Задачи:

Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.

Создать артикуляционную базу звука [ш], с добавлением воздушной струи и голоса.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух.

Учиться обозначать звук буквой.

Находить букву – Ш в словах.

Виды упражнений:

Артикуляционные упражнения

«Слоговые песенки»

1.Зеркала.

2.Набор фотографий артикуляционных упражнений.

3.Предметные картинки со звуком [ш].

4.Методические пособия.

2. Звук [ш].

3. Звук [ш] и буква Ш.

3.Автоматизация звука

Цель: автоматизация правильного произношения звука во фразовой речи

Автоматизация звука [ш] в прямых слогах.

Задачи:

Постепенно, последовательно вводить поставленный звук [ш] в слоги.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух.

Соотносить произносимый слог с его буквенным обозначением.

Учить произносить (читать) слоги, сочетания слогов.

Учить произносить интонационные ряды (по 2, 3 слога с выделением ударения)

Учить выделять из слов изучаемый слог на слух, в тексте.

Уточнять лексическое значение слов.

Автоматизировать медленное произнесение слов с данным слогом.

Составлять предложения  с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

Формировать навыки звукового анализа слова.

Виды упражнений:

«Слоговые песенки»

«Подбери слово к схеме»

«Половинки»

«Раскрась звуковую схему»

 «Чего не стало?»

«Угадай» (по признаку, действию, описанию)

«Фотограф» (запомни)

1.Зеркала;

2.Набор фотографий артикуляционных упражнений.

3.Карточки со звукосочетаниями и слогами;

4.Дидактический материал.

5.Методические пособия.

Автоматизация звука [ш] в обратных (закрытых) слогах.

Задачи:

Вводить поставленный звук в обратные слоги, учить соотносить произносимые слоги с их буквенным обозначением.

Учить произносить (читать) слоги, сочетания слогов.

Уточнять лексическое значение слов с данным слогом.

Выделять в словах изучаемые слоги, их местонахождение.

Учить медленно произносить слова с данным слогом.

Составлять предложения  с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

Развивать фонематический слух.

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать навыки звукового анализа слова.

Виды упражнений:

«Слоговые песенки»

«Подбери слово к схеме»

«Половинки»

«Раскрась звуковую схему»

 «Чего не стало?»

«Угадай» (по признаку, действию, описанию)

«Фотограф» (запомни)

«Придумай признак»

1.Зеркала

2.Набор фотографий артикуляционных упражнений

3.Карточки со звукосочетаниями и слогами

4.Дидактический материал

5.Методические пособия

Автоматизация звука [ш] в слогах со стечениями согласных.

Задачи:

Учить произносить слоги, соотносить произносимые слоги с их буквенным обозначением.

Учить произносить (читать) слоги в различных сочетаниях..

Уточнять лексическое значение слов с данным слогом.

Выделять в словах изучаемые слоги, их местонахождение.

Учить медленно произносить слова с данным слогом.

Составлять предложения  с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

Развивать фонематический слух.

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать навыки звукового анализа слова.

Виды упражнений:

«Слоговые песенки»

«Подбери слово к схеме»

«Половинки»

«Новые слова»

«Раскрась звуковую схему»

«Чего не стало?»

«Угадай» (по признаку, действию, описанию)

«Фотограф» (запомни)

1.Зеркала

2.Набор фотографий артикуляционных упражнений

3.Карточки со звукосочетаниями и слогами

4.Дидактический материал

5.Методические пособия

Автоматизация звука [ш] в словах.

Задачи:

Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука [р] на конце слов, в середине и в начале слова.

Учить правильно произносить звук в словах по одному, по два, по три.

Называть предметные картинки, выделяя голосом нужный слог.

Составлять предложения  с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

Развивать фонематический слух.

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать навыки звукового анализа слова.

Активизировать словарь.

Виды упражнений:

«Чего не стало?»

«Мой, моя, моё»

«Подбери слово к схеме»

«Раскрась звуковую схему»

«Доскажи словечко»

«Подбери слова на слоги»

«Загадки»

«Что делает?»

«Живое - неживое»

«Один-много»

«Четвертый лишний»

«Посчитай»

«Новые слова»

«Подбери слово-предмет к признакам»

«Озорные буквы» (сложи слова)

«Слово рассыпалось»

«Расшифруй слова»

1.Зеркала

2.Набор фотографий артикуляционных упражнений

3.Карточки со звукосочетаниями и слогами

4.Дидактический материал

5.Методические пособия

Автоматизация звука [ш] в предложениях.

Задачи:

Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в словах предложений.

Учить произносить предложения отраженно.

Выделять слова со звуком [ш] из предложений, находить слоги в слове.

Учить отвечать на вопросы по содержанию предложения.

Составлять предложения по:

а) опорным схемам,

б) предметным картинкам,

в) сюжетной картине,

г) схеме.

Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение.

Виды упражнений:

«Чего не стало?»

«Мой, моя, моё»

«Подбери слово к схеме»

«Доскажи словечко»

«Загадки»

«Что делает?»

«Измени порядок слов в предложении»

«Составь предложение»

«Вчера, сегодня, завтра»

«Исправь предложение»

1.Зеркала

2.Набор фотографий артикуляционных упражнений

3.Сюжетные картинки

4.Карточки с предложениями

5.Дидактический материал

6.Методические пособия

Автоматизация звука [ш] в связной речи:

1. Звук [ш] в стихах, чистоговорках, скороговорках, потешках.

Задачи:

Закреплять навык правильного произношения звука [ш] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д., при чтении и пересказе текста.

Развивать фонематический слух.

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

Виды упражнений:

«Чего не стало?»

«Доскажи словечко»

«Загадки»

«Что делает?»

«Измени порядок слов в предложении»

«Составь предложение»

«Вчера, сегодня, завтра»

«Сложи картинку»

«Пересказ с картинками»

«Рассказчики»

«Собери группу»

Считалочки

Скороговорки

«По дорожке»

1.Зеркала

2.Набор фотографий артикуляционных упражнений

3.Сюжетные картинки

4.Карточки с предложениями

5.Дидактический материал

6.Методические пособия

2. Звук [ш] при пересказе текста.

3. Звук [ш] при чтении текста.

4. Звук [ш] в играх.

5. Звук [ш] в спонтанной речи.

Дифференциация звуков.

Дифференциация звуков [с] и [ш]

Дифференциация [с-ш] в слогах, в словах.

Цель: формирование умения дифференцировать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Задачи:

Учить различать звуки [с] и [ш] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Выделять звуки [с], [ш] из слов на слух, обозначать последовательность звуков буквами.

Произносить, читать слоги, слова, предложения, стихи и т.д.

Составлять словосочетания, предложения, рассказы по вопросам, картинкам, опорным словам, плану.

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

Расширять словарный запас.

Виды упражнений:

«Загадки»

«Четвертый лишний»

«Новые слова»

«Озорные буквы» (сложи слова)

«Слово рассыпалось»

«Расшифруй слова»

«Ребусы»

«Кроссворды»

«Доскажи словечко»

«Измени порядок слов в предложении»

«Составь предложение»

«Пересказ с картинками»

«Рассказчики»

«Собери группу»

Скороговорки

«По дорожке»

Саша, сынишка, шесть.

У нашей Иришки сладкие ириски.

1.Зеркала

2.Набор фотографий артикуляционных упражнений

3.Сюжетные картинки

4.Карточки с предложениями

5.Дидактический материал

6.Методические пособия

7.Картинки-символы

8.Предметные картинки

Дифференциация [с-ш] в словосочетаниях и предложениях.

Дифференциация [с-ш] при чтении текста и при пересказе.

Дифференциация [с-ш] в спонтанной речи.

Дифференциация [с-ш] в слогах, в словах.

Дифференциация [с-ш] в словосочетаниях, в предложениях.

Дифференциация [с-ш] в спонтанной речи.

Подведение итогов

Рефлексия

Ритуал

прощания

Цель: снятие эмоционального

напряжения, выход из контакта,

 завершение деятельности.

Виды игр и  упражнений:

На релаксацию и снятие напряжения;

Элементы музыкотерапии;

Проективное рисование;

Взаимодействие с природным материалом;

Рефлексивные методы;

Игры на выход из контакта;

Ритуалы прощания:

«Возьмёмся за руки»

«Спасибо за работу»

Постановка звуков Р,Р'

Основной этап

Подготовительный этап

Подготовка органов речевого аппарата к постановке звука [р]

Звук. Знакомство со строением артикуляционного аппарата.

Цель: подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к

правильному восприятию и воспроизведению звука

Задачи:

Выработать умение держать подвижный передний край языка широким и поднимать его к альвеолам.

Выработать воздушную струю, направленную на широкий, поднятый к верху кончик языка.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух.

Отрабатывать опорные звуки [д], [с].

Виды артикуляционных

упражнений:

«Чьи зубы чище?»

«Лопаточка»

«Маляр»

«Кто дальше загонит мяч?»

«Вкусное варенье»

«Индюк»

«Гармошка»

«Грибок»

«Лошадка»

«Барабанщик»

«Заведи машину»

«Останови лошадку»

«Пулемет строчит»

Зеркала.

Набор картинок, фотографий артикулярных упражнений.

Методические пособия.

Звук. Знакомство со способом образования звуков.

Упражнения для мышц кончика языка.

Выработка умения придавать языку форму ковшика.

Выработка движения кончика языка вверх и его подвижность.

Выработка длительной, направленной струи.

Отработка подъема языка вверх.

Физ.минутка

Цель: снятие психо - эмоционального напряжения

Виды физ.минуток:

Релаксационная гимнастика;

Мимическая гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Двигательные упражнения;

Пальчиковая гимнастика;

Зрительная гимнастика;

Фонетическая ритмика.

Постановка звука

Постановка звука [р]. Способы: 1.по подражанию, 2.механический, 3.смешанный

1. Воспитание правильного произношения звука [р].

Цель: воспитание правильного звучания изолированного звука.

Задачи:

Объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикулярного аппарата.

Создать артикуляционную базу звука [р], с добавлением воздушной струи и голоса.

Выработать вибрацию.

Произносить утрированно звук [р], повышая и понижая голос.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух.

Учиться обозначать звук буквой.

Находить букву –Р- в словах.

Виды упражнений:

Артикуляционные упражнения

«Заведи мотор»

«Слоговые песенки»

Ворона на воротах.

Зеркала.

Набор фотографий артикуляционных упражнений.

Предметные картинки со звуком [р].

Методические пособия.

2. Звук [р].

3. Звук [р] и буква Р.

Автоматизация звука

Цель: автоматизация правильного произношения звука во фразовой речи

Автоматизация звука [р] в прямых слогах.

Задачи:

Постепенно, последовательно вводить поставленный звук [р] в слоги.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух.

Соотносить произносимый слог с его буквенным обозначением.

Учить произносить (читать) слоги, сочетания слогов.

Учить произносить интонационные ряды (по 2, 3 слога с выделением ударения)

Учить выделять из слов изучаемый слог на слух, в тексте.

Уточнять лексическое значение слов.

Автоматизировать медленное произнесение слов с данным слогом.

Составлять предложения  с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

Формировать навыки звукового анализа слова.

Виды упражнений:

«Слоговые песенки»

«Подбери слово к схеме»

«Половинки»

«Раскрась звуковую схему»

 «Чего не стало?»

«Угадай» (по признаку, действию, описанию)

«Фотограф» (запомни)

Р-ра,

Рара-рарара

Р-ра-ро

Ра-ру-ры-ро-рэ

Ворота, роза, рыба, рукав.

Рак – это … .

Зеркала;

Набор фотографий артикуляционных упражнений.

Карточки со звукосочетаниями и слогами;

Дидактический материал.

Методические пособия.

Автоматизация звука [р] в обратных (закрытых) слогах.

Задачи:

Вводить поставленный звук в обратные слоги, учить соотносить произносимые слоги с их буквенным обозначением.

Учить произносить (читать) слоги, сочетания слогов.

Уточнять лексическое значение слов с данным слогом.

Выделять в словах изучаемые слоги, их местонахождение.

Учить медленно произносить слова с данным слогом.

Составлять предложения  с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

Развивать фонематический слух.

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать навыки звукового анализа слова.

Виды упражнений:

«Слоговые песенки»

«Подбери слово к схеме»

«Половинки»

«Раскрась звуковую схему»

 «Чего не стало?»

«Угадай» (по признаку, действию, описанию)

«Фотограф» (запомни)

«Придумай признак»

Ар-ор-ур-ыр

Арра-урру-рыыр

Ир-ер-ёр

Ер-ер, ер-ёр, ир-ер

Мир, катер, Фёдор, комар.

Комар – это … .

Зеркала

Набор фотографий артикуляционных упражнений

Карточки со звукосочетаниями и слогами

Дидактический материал

Методические пособия

Автоматизация звука [р] в слогах со стечениями согласных.

Задачи:

Учить произносить слоги, соотносить произносимые слоги с их буквенным обозначением.

Учить произносить (читать) слоги в различных сочетаниях.

Уточнять лексическое значение слов с данным слогом.

Выделять в словах изучаемые слоги, их местонахождение.

Учить медленно произносить слова с данным слогом.

Составлять предложения с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

Развивать фонематический слух.

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать навыки звукового анализа слова.

Виды упражнений:

«Слоговые песенки»

«Подбери слово к схеме»

«Половинки»

«Новые слова»

«Раскрась звуковую схему»

«Чего не стало?»

«Угадай» (по признаку, действию, описанию)

«Фотограф» (запомни)

Зеркала

Набор фотографий артикуляционных упражнений

Карточки со звукосочетаниями и слогами

Дидактический материал

Методические пособия

Автоматизация звука [р] в словах.

Задачи:

Вырабатывать навык правильного уклада при произнесении звука [р] на конце слов, в середине и в начале слова.

Учить правильно произносить звук в  словах по одному, по два, по три.

Называть предметные картинки, выделяя голосом нужный слог.

Составлять предложения  с опорой на предметную картинку с использованием обобщающего слова.

Развивать фонематический слух.

Развивать мелкую моторику рук.

Формировать навыки звукового анализа слова.

Активизировать словарь.

Виды упражнений:

«Чего не стало?»

«Мой, моя, моё»

«Подбери слово к схеме»

«Раскрась звуковую схему»

«Доскажи словечко»

«Подбери слова на слоги»

«Загадки»

«Что делает?»

«Живое - неживое»

«Один-много»

«Четвертый лишний»

«Посчитай»

«Новые слова»

«Подбери слово-предмет к признакам»

«Озорные буквы» (сложи слова)

«Слово рассыпалось»

«Расшифруй слова»

«Ребусы»

«Кроссворды»

Зеркала

Набор фотографий артикуляционных упражнений

Карточки со звукосочетаниями и слогами

Дидактический материал

Методические пособия

Автоматизация звука [р] в предложениях.

Задачи:

Закреплять навык правильного произношения звука [р], [р'] в словах предложений.

Учить произносить предложения отраженно.

Выделять слова со звуком [р] из предложений, находить слоги в слове.

Учить отвечать на вопросы по содержанию предложения.

Составлять предложения по:

а) опорным схемам,

б) предметным картинкам,

в) сюжетной картине,

г) схеме.

Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение.

Виды упражнений:

«Чего не стало?»

«Мой, моя, моё»

«Подбери слово к схеме»

«Доскажи словечко»

«Загадки»

«Что делает?»

«Измени порядок слов в предложении»

«Составь предложение»

«Вчера, сегодня, завтра»

«Исправь предложение»

Зеркала

Набор фотографий артикуляционных упражнений

Сюжетные картинки

Карточки с предложениями

Дидактический материал

Методические пособия

Автоматизация звука [р] в связной речи:

1. Звук [р] в стихах, чистоговорках, скороговорках, потешках.

Задачи:

Закреплять навык правильного произношения звука [р'] в стихотворениях, чистоговорках, потешках и т.д., при чтении и пересказе текста.

Развивать фонематический слух.

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

Виды упражнений:

«Чего не стало?»

«Доскажи словечко»

«Загадки»

«Что делает?»

«Измени порядок слов в предложении»

«Составь предложение»

«Вчера, сегодня, завтра»

«Сложи картинку»

«Пересказ с картинками»

«Рассказчики»

«Собери группу»

Считалочки

Скороговорки

«По дорожке»

Зеркала

Набор фотографий артикуляционных упражнений

Сюжетные картинки

Карточки с предложениями

Дидактический материал

Методические пособия

2. Звук [р] при пересказе текста.

3. Звук [р] при чтении текста.

4. Звук [р] в играх.

5. Звук [р] в спонтанной речи.

Дифференциация звуков

Дифференциация звуков [р] и [л], [р'] и [л']

Дифференциация  [р - р`]  в слогах, в словах.

Цель: формирование умения дифференцировать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Задачи:

Учить различать звуки [р] и [л], [р'] и [л'] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Выделять звуки [л], [р], [л`], [р`] из слов на слух, обозначать последовательность звуков буквами.

Произносить, читать слоги, слова, предложения, стихи и т.д.

Составлять словосочетания, предложения, рассказы по вопросам, картинкам, опорным словам, плану.

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

Расширять словарный запас.

Виды упражнений:

«Загадки»

«Четвертый лишний»

«Новые слова»

«Озорные буквы» (сложи слова)

«Слово рассыпалось»

«Расшифруй слова»

«Ребусы»

«Кроссворды»

«Доскажи словечко»

«Измени порядок слов в предложении»

«Составь предложение»

«Пересказ с картинками»

«Рассказчики»

«Собери группу»

Скороговорки

«По дорожке»

Крыло (р, л), ларёк (л, р)

Лара у Вали играет на рояле

Зеркала

Набор фотографий артикуляционных упражнений

Сюжетные картинки

Карточки с предложениями

Дидактический материал

Методические пособия

Картинки-символы

Предметные картинки

Дифференциация [р] – [р`] в словосочетаниях и предложениях.

Дифференциация [р] – [р`]  при чтении текста и при пересказе.

Дифференциация [р] – [р`]  в спонтанной речи.

Дифференциация  [р - л]  в слогах, в словах.

Дифференциация [р - л] в словосочетаниях, в предложениях.

Дифференциация [р - л]в спонтанной речи.

Подведение итогов

Рефлексия

Ритуал

прощания

Цель: снятие эмоционального

напряжения, выход из контакта,

 завершение деятельности.

Виды игр и  упражнений:

На релаксацию и снятие напряжения;

Элементы музыкотерапии;

Проективное рисование;

Взаимодействие с природным материалом;

Рефлексивные методы;

Игры на выход из контакта;

Ритуалы прощания:

«Возьмёмся за руки»

«Спасибо за работу»

Обогащение и активизация словарного запаса

Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний по всем лексическим темам: «До свидания, лето», «Лес. Грибы», «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты. Ягоды», «Золотая осень в природе», «Откуда хлеб пришел?», «Перелетные птицы», «Животные морей и океанов», «Дикие животные», «В гостях у сказки», «Наша Родина Россия», «Русское народное творчество», «Моя семья», «Мой дом», «Зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новогодние праздники», «Одежда. Обувь», «Наше здоровье», «Посуда. Продукты питания», «Там где нет зимы», «Мой город», «День защитников отечества», : «Профессии», «Мамин день», «Бытовая техника», «Ранняя весна», «Смех вокруг нас», «Транспорт», «День космонавтики», «Безопасность», « Труд людей весной», «Комнатные растения», «День победы», «Цветущая весна», «Насекомые», «Скоро в школу».

Развитие грамматического строя речи

Учить образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания («лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный», «деревянный», «бумажный» и т.д.).

 Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного. Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (-ов-, -ин-, -ев-, -ан-, -ян) еплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

Развитие связной речи (обучение рассказыванию)

Расширять навык построения разных типов предложений.

Учить  распространять предложения введением в него однородных членов.

Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА

         Направления работы

Месяц/тема

Развитие регуляторного компонента с применением двигательных и когнитивных техник. Развитие аффективно-волевой регуляции

Развитие пространственного гнозиса, конструктивного праксиса. Развитие сенсорно -перцептивных навыков

Развитие вербального компонента деятельности

Сентябрь

«До свидания лето», «Лес, грибы», «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты. Ягоды», «Золотая осень»

Формирование ВПФ, обязателен наглядный показ, пошаговая инструкция, переход от совместного выполнения задания к самостоятельному, пошаговому и наглядному. Игры и упражнения повторяются несколько раз с усложнениями, другими вариациями, количество не превышает 2-3.

«История со шкафами», «Огород», «Найди различия», «Разрезные картинки», «Доберись до цели».

Развитие восприятия, ощущения, представления и воображения; навыков конструирования и пространственных представлений.

Пальчиковая гимнастика «Осень», игра с мячом суджок «Ежик». «Сенсорная коробка»,  тактильные дорожки, игры с крупой/ песком/рисование манкой.

«Логико-поисковые задачи», «Посмотри и расскажи», «Продолжи предложение». Загадки «бабушки Шошо» (загадки на тему «Осень»).

Октябрь

«Откуда хлеб пришел?», «Перелетные птицы», «Дом.животные, дом. птицы», «Дикие животные».

Игры с правилами, направленные на усидчивость ребенка. «Помоги Маше», «Вкладыши формы», «Доберемся до места», «Собери по образцу». Арт - терапия (работа в подгруппе), работа с кинетическим песком. «Калейдоскоп эмоций» (знакомство с основными эмоциями). «Лото настроения», «Угадай эмоцию».

Упражнения из телесно-ориентированных практик: «Обойди периметр», «Рисунки на полу», «Качели», «Сосиска в тесте». Комплекс дыхательных упражнений.

«Загадки бабушки Шошо» (внимание, посмотри и ответь). «Составь рассказ по картинке», «Было - стало», «Посмотри и расскажи» (развивающий мультфильм).

Ноябрь

«Наша родина Россия», «Русское народное творчество», «Моя семья», « Мой дом».

Игры с кинетическим песком/ крупой/ рисование манкой/игры с природным материалом (набором миниатюрных фигур). «Зоопарк настроения», «Пиктограммы», «Как ты себя сегодня чувствуешь?» (карточки с разными оттенками настроения). «Классификация чувств». Применение телесно-ориентированных практик (балансиры, «следочки», «качели», «сосиска в тесте», «ползание по канату» и т.п.)

«Пазлы», «Собери картинку», «Конструирование по образцу (палочки/кубики). Игры на ориентировку в собственном теле «Покажи», «Слепой поводырь», «Найди носики».

Комплекс дыхательных упражнении + сопровождение движениями одновременно.

«Сказка в картинках» (курочка ряба) педагог читает, ребенок ищет подходящую картинку, зачем по картинкам самостоятельно рассказывает сказку). «Загадки бабушки Шошо» (8загадок на внимание и общие знания).

Декабрь

«Зима», «Зимующие птицы»,  «Зимние забавы», «Новогодние праздники».

Пальчиковая гимнастика «Зимушка зима», «Наши пальчики», мяч суджок (сопровождение движений речью). «Цветная мозайка», «Пластилиновая змейка». Игра «Стой кто идет», «Тиши - тише…». Дыхательные упражнения. Применение телесно-ориентированных практик, сенсорной интеграции на развитие координации движения, равновесия, «балансиры», упражнения  с мячами»

«Приятные не приятные запахи», «Пробуем на вкус».(после беседы с родителями, при отсутствии аллергии). Игра «Перестроение», «Найди себе место». Упражнения на межполушарные взаимодействия.

«История со шкафами»,  беседа по рассказам, магнитные сказки (Курочка ряба). «Противоположности».

Январь

«Одежда, обувь», «Наше тело», «Наше здоровье», «Посуда. Продукты питания».

Пальчиковые игры. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, глазодвигательные упражнения. Формирование пространственных представлений, начиная с собственного тела. Игры с правилами «Лабиринт», «Что к чему», «Русалочка», «Обведи по контуру», «Дорисуй дорожку», «Пазлы». Упражнение «Царь горы», «Кто первый», «Я все смогу». Дыхательная гимнастика (комплекс упражнений из телесных практик).

Игра «День рождения», «Юные следопыты», «Лабиринты», «Обведи по контуру». Игры из телесно-ориентированных практик (балансиры, «следочки», лазание по канату). Дыхательные упражнения.

«Сказки в картинках» (каша из топора).  Магнитные сказки (колобок). Закончи фразу. «Опиши предмет».

Февраль

«Там где нет зимы», «Мой дом. Мебель», «Мой город», «День защитника отечества».

Применение телесно-ориентированных практик, сенсорной интеграции на развитие координации движения, равновесия, «балансиры», упражнения  с мячами», «качели», «по следам идем» и т.д. «Мягкие пазлы», «Где, чья половина». Арт - терапия. Лепка из теста/пластилина. «Пластилиновая змейка», игра «Кафе», «Помоги другу».

Игры с кинетическим песком, игра «Кафе», рисование манкой/переливание воды, раскрашиваем воду. «Эксперименты». Игра  «Карандаши», «Сигнальные флажки». Упражнения на межполушарные взаимодействия.

«Загадки бабушки Шошо» (помоги найти ответ
), сочиняем сказку (работа в подгруппе). Рисуем свою сказку. Игра с кинетическим песком «Волшебная история» (составление и обыгрывание сказки).

Март

«Профессии», «Мамин день», «Бытовая техника», «Ранняя весна»

«Подарок маме»,  «Песочные фантазии», работа с кинетическим песком (формочки, шпатели, отпечатки).  Рисование манкой/песком. Игра «Испорченный телефон», «Снимается кино». Психоэтюды/инсценировки сказок, проблемных ситуаций. Сказкотерапия, обыгрывание сюжета.

Сказкотерапия, беседа по темам. «Сочиняем свою сказку», «Продолжи фразу», «Найди отличия», игра в песочнице создаем «Мой мир». Дыхательные упражнения «Мой шарик», «Вертолет», «Заземление».

«Сказка по воображению», психоэтюды, инсценировка сказки. «Кто лишний», «Расскажи и покажи», «Сортировка» (с объяснением). Чтение текста, ответить на вопросы по тексту.

Апрель

«Транспорт», «День космонавтики», «Безопасность», «Труд людей весной».

Подвижная игра с правилами «Ракета», дойди до цели по правилам, «Волшебная карта», «Попади в цель», «Стой кто идет». «Рассматривание картин», «Кто прав?», «Тренируем эмоции» (нахмуриться как…улыбнуться как…и т.д.). Дыхательная гимнастика.

«Чудесный мешочек»,  «Палочки-заборчики» (конструирование), «Пазлы», игры с кинетическим песком.

«Закончи фразу», «Что изображено не правильно», «Что к чему и почему», «Сказка про перышко» (беседа).

Май

«Комнатные растения», «День победы»

Рисование красками/палочками/ ладошками.  «Найди пару», «Конструирование по образцу» (кубики/палочки), «Рисование» по спине», различные варианты сенсорных игр. «рисование по спине», «Расскажу о себе хорошее», «Я себя люблю!»

«Путаница», «Зарядка», «Загадки», «Ищем клад», «Страна динозавров» (игра с песком).

Дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения.

Магнитные сказки (теремок). «Кто куда», беседа по сказкам, «Сказки в картинках», «рассказ по картинке», «Составь сказку по картинкам».

Результаты:

После прохождения курса коррекционно-развивающих занятий у ребенка отмечается положительная динамика развития по следующим направлениям:

-развитие саморегуляции в произвольной деятельности и на занятиях, умеет контролировать свои движения, свою речь, видит собственные ошибки без подсказки педагога; умеет словестно передавать свои чувства и эмоции, развито слуховое внимание, развиты ВПФ в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, развитие адекватной самооценки, уверенности в себе, в своих действиях;

-развитие навыка конструирования как по образцу, так и по воображению; развиты сенсорно-перцептивные навыки; ориентируется как в пространстве так и на листе бумаги без помощи взрослого;

-владеет анализом и синтезом, умеет аргументировать свой выбор, самостоятельно составлять рассказ по воображению, по сюжетным картинкам, понимает основную мысль сюжетного изображения, несложного рассказа.

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (УЧЕБНЫЙ ПЛАН)

Создание специальных условий

Используемые программы

ФИО специалиста

Образовательные области

Направление работы

Количество занятий в неделю

Форма организации деятельности

АООП для детей с ОВЗ МБОУ «ОШ № 9»

«Социально-коммуникативное»

Психологическое сопровождение

2

индивидуальное

Панфилова М.А. «Игротерапия общения» Чистякова М.Н. «Психогимнастика», Ганичева И.В. «Телесно-ориентированные подходы в пс. Кор. работе с детьми, «Сенсорная интеграция»

Педагог-психолог Пирожкова И.В.

«Речевое развитие»

Логопедическое сопровождение

2

индивидуальное

«Коррекция нарушения речи» Т.Б. Филичева, Нищева Н.В. «Система коррекционной работы для детей с ОНР».

Учитель-логопед О.А. Шнитуленко

«Познавательное развитие»

Педагогическое сопровождение:

Новикова В.П. «Математика в Детском саду», Дыбина О.Б. «Ребёнок и окружающий мир»

Воспитатели: Григорьева Н.М; Дильман Л.С.

Познание (РЭМП)

1

индивидуальное

Познание (формирование целостной картины мира/природное предметное окружение)

1

Индивидуальное

Конструктивно-модельная деятельность

1

индивидуальное

«Художественно-эстетическое развитие»

Педагогическое сопровождение:

3

Индивидуальное

Лыкова И. «Изодеятельность в детском саду средняя группа»

Воспитатели Григорьева Н.М; Дильман Л.С

Художественное творчество: (рисование, лепка/аппликация)

«Физическое развитие»

Физическая культура

3

Индивидуальное

Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду»

Воспитатели Григорьева Н.М; Дильман Л.С

ИТОГО:

13

РАСПИСАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Форма работы

Дни недели

Время

Специалист

Индивидуальная

Среда

Пятница

10.20-10.40

8.40-9.00

Педагог-психолог

Пирожкова И.В.

Индивидуальная

Вторник

Четверг

15.40-16.00

08.20-08.40

Учитель-логопед

Шнитуленко О.А.

Индивидуальная

Среда

Вечернее время

Воспитатели:

Григорьева Н.М.

Дильман Л.С.

Четверг

Вечернее время

ЛИТЕРАТУРА:

Основнаяобразовательная программадошкольногообразования

Примерной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Самообслуживание, трудовое воспитание

  • Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.

Формирование основ безопасности

  • Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников.
  • Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения.

Познавательное развитие

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

  • Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».
  • Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников».
  • Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет).
  • Шиян О.А. Развитие творческого мышления (ЭОР).

Ознакомление с предметным окружением

  • Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

ФЭМП

  • Помараева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа
  • Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-7 лет. Сценарии занятий по развитию математических представлений.
  • Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений.
  • Новикова В.П. «Математика в Детском саду.

Ознакомление с миром природы

  • Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.

Речевое развитие

  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа (ЭОР).
  • Нищева Н.В. «Система коррекционной работы для детей с ОНР».
  • Т.Б. Филичева «Коррекция нарушения речи».

Физическоеразвитие

  • Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Старшая группа
  • Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр
  • Подольская Е. И. Необычные физкультурные занятия для дошкольников

Игроваядеятельность

  • Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа.

Художественно-эстетическоеразвитие

  • Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.
  • Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа.
  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.
  • Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (программа, конспекты). Пособие для педагогов дошкольных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальная работа с ребенком c общим недоразвитием речи( I -II уровень), моторная алалия

Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний.  Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных ...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Конспект данного индивидуального занятия основывается на играх различной коррекционной направленности. Сюжетом занятия является сказка К.Чуковского "Муха - Цокотуха". Именно сказка заставляет сопережи...

Индивидуально-коррекционный план ребенка с общим недоразвитием речи

Индивидуально-коррекционный план логопеда на год  на ребенка собщим недоразвитием речи....

Индивидуальный маршрут развития и коррекции речи ребенка с Общим недоразвитием речи 3 уровня

Методическая разработка индивидуального маршрута коррекции речи ребенка с ОНР 3 уровня....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с общим недоразвитием речи

Индивидуальный образовательный маршрут – это проект системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося   с ОВЗ/инвалидностью с учетом его индивидуальных возможно...

Интегрированное индивидуальное занятие с ребенком с общим недоразвитием речи по теме: «Автоматизация звука [Л]»

Цель занятияЗакреплять, автоматизировать правильное произношение звука [Л] в словах, предложениях в рамках данной темы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.

Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...