Индивидуально-коррекционный план ребенка с общим недоразвитием речи
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Индивидуально-коррекционный план логопеда на год на ребенка собщим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуально- коррекционный план на ребенка с ОНР | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план логопедической работы
(познавательно-речевое направление)
Фамилия, имя ребёнка: Бажин Кирилл
Основные направления коррекционно-развивающей работы | Задачи коррекционно-развивающей работы | Основное содержание коррекционно-развивающей работы | Приме-чания |
Понимание речи на расширенном и более дифферен-цированном материале лексико-грамматичес-ких циклов. | - Понимание малоупотребительных конкретных значений существительных, прилагательных, наречий. - Понимание глаголов, близких по семантическим значениям. - Понимание обобщающих понятий на основе их тонких дифференциаций (ягоды: садовые, лесные, полевые). - Понимание грамматических категорий существительных, глаголов, прилагательных. - Понимание сложных предложно-падежных конструкций. - Понимание предложений различной структуры (простых, осложнённых соединит., противит. и разделит. союзами; сложносочинённых; сложноподч. с различными типами связей). - Понимание трёхступенчатой, затем многоступенчатой речевой инструкции. | - Использование смоделированных и произвольных ситуаций в режимных моментах, игровой деятельности, на занятиях, на прогулках, праздниках и развлечениях и т. д. - Д/и типа «Объясни словечко», «Назови лишнее слово», «Пара к паре», «Что общего», «Подбери картинку», «Выбери правильный ответ» и др. - Д/и типа «Подбери слово», «Выбери подходящую картинку», «Подними руку» и др. - Моделирование ситуаций на игровых тренажёрах типа «Любопытный листочек», «Белка-хлопотунья», «Весёлый путешественник» и др. - Д/и типа «Кто первый узнает?», «Найди, что надо», «Что мы делаем?», «Покажи (возьми), что я скажу», «Лото», «Подними картинку», «Где и для чего» и др. - Выполнение речевых инструкций в д/у типа «Поручения», «Слушай без оглядки, выполняй по порядку», «Помощники» и др. - Использование смоделированных и произвольных ситуаций в повседневной жизнедеятельности. | |
Совершенст-вование просодичес-ких компонентов речи. | - Закрепление умения говорить в спокойном темпе, ритмично. - Продолжение работы по формированию правильного речевого дыхания. - Совершенствование ритмико-итонационной и мелодической окраски речи: - Углубление представлений о повествовательной, вопросительной, побудительной, восклицательной интонациях, средствах их выражения и способах обозначения. - Продолжение работы над интонацией вопроса, утверждения, восклицания, повеления, убеждения, приглашения, просьбы, угрозы и др. - Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной и экспрессивной речи. | - Система и/у по картотеке «Темп и ритм речи». - Д/и типа «Пианист», «Барабанщик-дятел» и др. - Ручные «ритмометры». - Упражнение в практических моделируемых и немоделируемых ситуациях. - Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой. - Дыхательные тренажёры типа «Дорожки», «Обводки», «Речевые ниточки» и др. - Пиктограммы «Воздушный шар», «Тучка», «Меткая стрела» и др. - Практические упражнения с использованием словосочетаний, предложений различной структуры, текстов на материале лексико-грамматических циклов. - Анализ текстов различной структуры. - Мнемотаблицы различных интонаций. - Д/и типа «Важные знаки», «Знаки разные нужны, знаки разные важны» и др. - Использование логических ударений, выделения ударных слов, пауз, изменение темпа речи при проговаривании простого и сложного речевого материала. - Д/у типа «Ответь на вопросы», «Почемучка», «Вопрошалочка», «На златом крыльце сидели» и др. - Создание практических ситуаций для выражения просьбы, поручения к взрослым и сверстникам; постановки вопросов по картинкам и пр. - Использование игр-драматизаций и диалогов для эмоциональной передачи переживаний действующих лиц. - Пиктограммы настроений. - На материале художественных текстов, коротких рассказов, диалогов, стихов, чистоговорок, потешек, загадок и др. | |
Дальнейшее формирова-ние и совершен-ствование слоговой структуры и звуконапол-няемости слов. | - Введение в произношение слов более сложной слоговой структуры и звуконаполняемости: трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом, односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова, двухсложные слова с двумя стечениями согласных, четырёхсложные слова из открытых слогов, трёх-, четырёх- и пятисложные слова с двумя стечениями согласных и закрытыми слогами в разных позициях. - Совершенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости: двух- и трёхсложные слова из открытых слогов, двухсложные слова с закрытым слогом, двухсложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце слова; двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных. - Введение в самостоятельное высказывание слов более сложной слоговой структуры и звуконаполняемости. | - Передача ритмического рисунка слова в д/у типа «Прохлопай», «Простучи», «Прошагай», «Повтори», «Покажи карточку» и др. - Запоминание и воспроизведение сочетаний слогов типа па-тпа, ка-тка со сменой ударения, разной силой голоса, различной интонацией в д/у типа «Повторялки», «Магнитофон» и др. - Наращивание слогов к части слова в д/у типа «Закончи слово», «Вырастим словечко» и др. - От замедленного послогового воспроизведения к правильному и точному воспроизведению в темпе предъявления в словосочетаниях, предложениях, чистоговорках: р/у типа «Не ошибись», «Чистоговорщики», «Послушай, запомни, повтори», «Звукорежиссёры», «Артисты» и др. - То же. | |
Совершенст-вование лексико-грамматичес-ких средств языка на расширенном и более дифферен-цированном материале лексико-грамматичес-ких циклов. | - Дифференцированное употребление сущ. мн. ч. Им. п. с окончаниями –ы, -и и –а, -я. - Дифференцированное употребление в речи сущ.с простыми (–ик-, -ок-, -ёк-, -чик- и др.) и сложными (-оньк-, -еньк-, -ушк-, -юшк-, -иц- и др.) уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Образование и практич. употребление сущ. с «увеличительным» суффиксом –ищ-. - Практическое употребление названий составных частей целого. - Образование и практич. употр. наименований, образованных за счёт словосложения. - Практическое употребление глаголов, образованных от звукоподражательных слов. - Практическое употребление в разных падежах названий детёнышей животных, образованных с помощью суффиксов –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-. - Образование и практическое употребление относительных прилагательных. - Практическое употребление падежных форм согласованных прилагательных с существительными без предлогов и с предлогами. - Понимание, объяснение и практическое употребление многозначных слов, слов с переносным значением. - Понимание, объяснение и практическое употребление обобщающих понятий на основе их более тонких дифференциаций. - Введение в активную речь малоупотребительных названий предметов, действий и их признаков в единственном и множественном числе. - Введение в активную речь более дифференцированных пространственных наречий. - Введение в активную речь более сложных временных понятий. - Совершенствование навыков подбора и употребления в речи антонимов, синонимов (сущ., прил., глаг., нар.) - Закрепление простых и усвоение трудных случаев словоизменения существительных, практическое употребление этих форм. - Закрепление понимания категории одушевлённости и неодушевлённости предметов. - Практическое употребление существительных и прилагательных среднего рода. - Согласование количественных и порядковых числительных до 10 с существительными. - Практическое употребление глаголов в разных временных формах. - Закрепление практического употребления простых предлогов, объяснение и введение в активную речь сложных предлогов. - Образование однокоренных слов простыми и сложными способами. - Образование и практическое употребление притяжательных прилагательных. - Совершенствование умения образовывать названия профессий суффиксальным способом. - Овладение умением преобразовывать название профессий м. р. в профессию ж. р. - Практическое употребление несклоняемых слов. - Практическое употребление сущ. Р. п. в значении частичности объекта. - Практическое употребление падежных форм согласованных прил. и числит. с сущ. без предлогов и с предлогами. - Образование и практическое употребление простой и сложной сравнительной степени прил. - Практическое употребление притяжательных местоимений в форме единственного числа м. р., ж. р., с. р. и в форме множественного числа. - Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде, числе. | - Р/у типа «Один-много», «Кто все они?», «Что все они?» и др. - Р/у типа «Скажи ласково», «Гном и Гномик», «Каждому свой подарок», «Волшебная палочка», «Ласковые слова», «Сказочники» и др. - Р/у типа «Ребятишки-хвастунишки», «Мальчик-с-пальчик и великан», «Подбери слово» и др. - Р/ у типа «Назови части», «Отгадай предмет по названию его частей», «Без чего не может быть?», «Чем похожи и чем отличаются?» и др. - Р/у типа «Составь слово», «Соединялочка», «Объясни, почему так называется» и др. - Р/у типа «Кто как голос подаёт?», «Узнай по голосу и объясни», «В мире звуков» и др. - Р/у типа «Кто у кого?», «Кто с кем?», «Кто о ком заботится?», «Кто кого учит?», «Кто кому помогает?» и др. - Р/у типа «Из чего какой?», «Что из чего сделано?», «Чудесное угощение?» и др. - Подбор определений-эпитетов к существительному с учётом контекста в практических упражнениях и речевых играх. - Р/у типа «Слова с секретом», «Объясни словечко», «Почемучки», «Подбери словечко» и др. - Выделение одинаково звучащих слов по картинкам, из предложений, из текстов. - Р/у типа «Назови одним словом», «Лото», «У нас порядок», «Ин-ин-ин, открываем магазин», «Четвёртый лишний», «Что для чего?» и др. - На материале новых текстов, за счёт углубления представлений в рамках лексико-грамматического цикла. - Р/у типа «А что у вас?», «Что мы делаем?» и др. - Моделирование ситуаций на игровых тренажёрах типа «Не заблудись в лесу» и др. - Практические упражнения на динамических моделях типа «Прятки», «На улицах города» и др. - Д/и типа «Вчера, сегодня, завтра», «Неделька», «Что за чем? Что перед чем?», «Лото» и др. - Практические упражнения на динамических моделях. - Р/у типа «Скажи наоборот», «Спорщики», «Слова-неприятели», «Сравни», «Мяч лови, слово подбери», «Слова-приятели», «На что похоже?», «Подскажи словечко» и др. - Р/у типа «Измени слово», «Один-много», «Чего не стало», «Исправь ошибки», «Полезные покупки», «Кого много в лесу», «Приятные подарки» и др. - Р/у типа «Кто это? Что это?», «Точные вопросы». - Использование символов. - Р/у типа «Про что можно сказать «моё»?» и др. - Нахождение картинок и подбор слов, отвечающих на вопрос «какое?». - Р/и типа «Весёлый счёт», «Приглашение в гости». - Построение и п/и с оречевлением. - Р/у типа «Что было? Что будет?», «Что ты делал покажи, как было дело расскажи» и др. - Вопросы к ребёнку в режимных моментах и на занятиях. - Игровые тренажёры типа «Осенний листочек», «Лесная избушка», «Поручения другу» и др. - Р/у типа «Куда спрятать?», «День Рождения» и др. - Подвижные игры с проговариванием. - Р/и типа «Слова-родственники», «Чудо-дерево», «Лишнее слово» и др. - Использование символов частей речи. - Р/у типа «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Потеряшка». - Использование разрезных картинок. - Р/у типа «Все работы хороши», «Кем быть?», «Мальчики и девочки» и др. - Использование мнемотаблиц. - Р/у типа «Упрямые слова», «Ответь на вопрос одним словом», «Один-много» и др. - С/р игры типа «Магазин», «Семья», «Гости» и др. - Д/и типа «Картинки-невидимки» и др. - Подбор прилагательных и числительных с учётом контекста в практических речевых упражнениях. - Д/у типа «Самый-самый», «Соревнования», «Ребятишки-хвастунишки» и др. - Р/у типа «Мой. Моя. Моё. Мои», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Лото», «Подбери словечко», «Ушки на макушке» и др. - Р/у типа «Кто делал? Что делал?», «Исправь ошибку», «Лото» и др. | |
Формирова-ние фразовой речи на расширенном и более дифферен-цированном материале лексико-грамматичес-ких циклов. | - Закрепление понятий «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак предмета». - Анализ и синтез предложений из 4-6 слов без предлога, а затем с предлогом (в собственной и чужой речи). - Уточнение и закрепление материала по формированию в речи простого предложения, осложнённого однородными членами, разделительными, противительными и соединительными союзами, на более сложном речевом материале. - Совершенствование и расширение объёма простого распространённого предложения. - Обучение на новом материале умению пользоваться сложными предложениями различных типов: а) сложносочинённые пр. с союзами а, и; б) пр. со словами «сначала…, а потом…»; в) сложноподчинённые пр. с придаточными цели и причины (чтобы, потому что). - Овладение сложноподчинёнными предложениями с придаточными сравнения и времени (как, когда). - Обучение составлению сложносочинённых предложений с разделительным союзом или. - Обучение построению сложноподчинённых предложений с главным пр. «Я хочу…», «Я думаю…», «Я считаю…» и др. с союзами что, чтобы. | - Выделение слова по вопросам Кто? Что делает? Какой? Какая? Какое? Какие? Как? - Графическое изображение частей речи. - Д/у типа «Живые слова», «Короткое словечко». - Графические диктанты, зарисовки. - Через и/у и создание практических ситуаций: а) составление предложений по опорным словам, данным в требуемой форме и в начальной форме; б) распространение предложений однородными членами; в) составление предложений с различными предложными конструкциями по вопросам где? куда? откуда? - Через практические действия в создаваемых ситуациях и в д/у: а) распространение предложения с обращением; б) составление предложений определённого типа с использованием схемы; в) самостоятельная постановка вопросов. г) за счёт использования наречий, времени, места и образа действия. - Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу. - Упражнение с провоцированием, с пропущенным союзом. - Использование инструкций данных типов. - Объединение двух простых предложений в одно сложное с использованием необходимых союзов. - Д/у типа «Закончи предложение», «Что сначала, что потом», «Объяснялочка» и др. - То же. - Р/у типа «Так или не так», «Это или это», «Что делать», «Выбор» и др. - Составление предложений по опорным словам и картинкам (предметным, а затем сюжетным). - Использование мнемотаблиц «Стрелки». - Р/у типа «Закончи предложение», «Размышлялочка», «Объяснялочка» и др. - Использование проблемных вопросов и ситуаций для практического упражнения в составлении предложений. - Использование предметных и сюжетных картинок со скрытым смыслом. | |
Формиро-вание связной речи на расширенном и более дифферен-цированном материале лексико-грамматичес-ких циклов. Дальнейшее формиро- вание и совершен-ствование проявлений речевой активности. | - Совершенствование разговорно-диалогической речи. - Дальнейшее развитие монологической речи через: а) пересказ; б) составление рассказов; в) расширение рассказов-описаний, загадывание загадок. - Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, речевое дыхание). - Продолжение работы по формированию речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности. - Поддержание проявления чувства радости за успехи другого и сопереживания, сочувствия в случае неудачи сверстника; стимулирование желания помочь товарищу. - Продолжение работы по воспитанию общего речевого поведения: умения управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, когда это необходимо; спокойно вести себя в новой обстановке, в присутствии незнакомых и малознакомых людей. - Воспитание навыков речевого поведения: умения внимательно слушать собеседника, вовремя включаться в разговор, не перебивать взрослых и своих товарищей во время разговора, подготавливать внутреннюю речь, перестраиваться в соответствии с реакцией собеседника и т. д. | - Самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какие? и ответы на них. - Заучивание и инсценирование диалогов. - Пересказ текста с включением диалога действующих лиц. - Самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему. - Пересказ коротких рассказов. - Пересказ текста с творческим грамматическим заданием: подбор эпитетов к выделенным словам, изменение формы глагола и др. - Пересказ с творческим заданием: изменение действующего лица, времени действия, места действия. - Пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом. - Пересказ рассказов с эмоциональной передачей событий и переживаний действующих лиц. - Установление причинно-следственных и временных связей в небольших текстах, отрывках. - По демонстрации действий с изменением лица. - По серии сюжетных картинок. - По серии сюжетных картинок с пропущенным звеном. - По одной сюжетной картинке в объёме 7-10 пр. - По предложенному началу. - По заданному плану. - По моделированию сит. и графическому плану. - По аналогии. - Из деформированного текста в 5-10 предложений. - По набору предметных картинок, объединенных одной темой. - По опорным словам и предметным картинкам. - Составление рассказа с эмоционально окрашенной передачей событий и переживаний действующих лиц. - Расширение рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства заданного плана: а) одного предмета; б) двух, трёх, четырёх предметов сравнении. - Составление и заучивание загадок с названием признаков, действий, частей предмета-отгадки путём использования приёма сравнения. - Практические упражнения в подборе слова-рифмы, цепочки рифмующихся слов, словосочетаний с рифмами. - Р/у типа «Главное слово». - Анализ и синтез стихотворных текстов. - Подборка жестов и мимики, определение интонации в соответствии с содержанием. - Использование пиктограмм стих. текстов. - Использование пиктограмм «Воздушный шар», «Тучка», «Меткая стрела» и др. - Беседы по сюжетным картинкам, во время наблюдений; обсуждение жизненных ситуаций, проблемных вопросов. - Образцы речевых высказываний. - Стимулирование речевой активности через игровые приёмы, введение сказочных персонажей, поощрение, использование фишек за правильный ответ и т. д. - Обучение умению строить учебное высказывание при объяснении проблемных ситуаций и решении логических задач, при анализе расположения материала на странице в книге и др. - Выразительное чтение стихов в микрогруппе, в макропространстве. - Ведение подготовленного диалога в виде просьбы, беседы, элементов драматизации и др. - Участие в играх-драматизациях и театральных постановках повседневной жизни, во время вечернего досуга, на утренниках. - Практическое упражнение в моделируемых и немоделируемых ситуациях диалога, монолога в различных видах деятельности. | |
Формиро-вание произ-носительных умений и навыков. | - Автоматизация звуков л, л’, р, р’ в предложениях. - Дальнейшее развитие умения дифференцировать на слух и в речи скорректированные звуки: шипящие-аффрикаты, аффрикаты, соноры. - Совершенствование навыков употребления звуков л, л’, р, р’ в речевом контексте. | - Отработанное в произношении слово с заданным звуком включается в предложения, затем – в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты. - Использование наглядно-графической символики. - Использование опоры на акустические и артикуляционные признаки звуков. - Анализ своей речи и речи окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. - В монологах и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках, в труде и других формах детской жизнедеятельности. | |
Дальнейшее развитие психо-физических процессов на расширенном и более дифферен-цированном материале лексико-грамматичес-ких циклов. | - Развитие двигательного, зрительного, слухового внимания (объём, концентрация, устойчивость, распределение, переключение, целенаправленность, произвольность). - Развитие слухо-речевой, зрительно-речевой памяти (объём, прочность, скорость, полнота, точность, произвольность запоминания и воспроизведения). - Развитие наглядно-образного и логического мышления: а) развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядном и вербальном материале; б) обучение сравнению, нахождению сходства и отличия признаков предметов и понятий, выделению существенного; в) Развитие умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные, временные связи. - Развитие эмоционально-волевой сферы, социального поведения: а) выработка умения действовать целенаправленно, преодолевать трудности, добиваться результатов, доводить начатое дело до конца; б) воспитание инициативности, самостоятельности, ответственности; в) воспитание честности, доброжелательности, критичности, трудолюбия; г) выработка навыков общения. - Снижение проявлений агрессии. | - Развитие зрительного внимания в играх типа «Кто больше увидит», «Что изменилось», «Найди различия», «Что перепутал художник?» и др. - Развитие двигательного внимания в играх типа «Делай как я», «Повтори фигуру», «Ребро-ладонь-кулак», «Повтори серию действий» и др. - Развитие слухового внимания в играх типа «Раз хлопок, два хлопок», «Ухо-нос-глаз», «Пианисты», «Барабанщики», «Оркестр» и др. - Приёмы и способы обучения осмысленному запоминанию: а) классификация; б) установление связей между предметами; в) заучивание стихов, рассказов и др. - Игры типа «Слушай и повторяй», «Запомни-назови» (8-10 карт.), «Что изменилось» (9 карт.), «Назови пару», «Найди свой предмет», «Поручения», «Назови слова, кот. запомнил» и др. - Игры типа «Задача от Незнайки», «Назови одним словом», «Кому что нужно», «Какие неполадки?», «Художник-торопыжка», «Мяч лови – слово назови», «Лото» и др. - Игры типа «Найди 10 отличий», «Кто больше?», «Узнай по описанию», «Загадки от ребяток», «Скажи наоборот», «Закончи предложение» и др. - Игры типа «Разложи по порядку и составь рассказ», «Скажи, что не так» и др. - Использование рассказов со скрытым смыслом, с противоречиями, с конфликтными или проблемными ситуациями, с пропущенным логическим звеном. - Использование проблемных вопросов типа «Что будет, если…?», «Зачем…?», «Почему…?» и др. - Дидактические игры и упражнения, требующие сосредоточенности и волевых усилий. - Динамические паузы и пальчиковые игры с использованием сдерживающих моментов. - Обучение приёмам саморасслабления. - Игровые задания типа «Лабиринты» и др. - Графические задания. - Нравственные ситуации в картинках, рассказах. - Использование речевых правил типа «Говорим по очереди» и др. - Использование приёмов саморасслабления. - Формирование позитивного самовосприятия на основе личных достижений, представленных наглядно. - Перевод агрессии в конструктивное русло. - Этюды и игры на мимическое и пантомимическое самовыражение типа «Кулачки-колпачки», «Азбука настроений», «Сказочки-показочки» и др. - Драматизация положительных сюжетов сказок, рассказов. - Динамические паузы типа «Минутки радости», «Аплодисменты» и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бальная система оценки развития ребенка с общим недоразвитием речи в процессе коррекционного обучения.
Учителя-логопеды всегда заслуженно много внимания уделяют диагностике речевых нарушений. Изучение педагогом индивидуальных особенностей и нарушений должно проводиться в форме пролонгированного наблюде...
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ)...
Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальная работа с ребенком c общим недоразвитием речи( I -II уровень), моторная алалия
Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний. Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных ...
Схема обследования речи ребенка с общим недоразвитием речи
Полная схема обследования речи ребенка с ОНР 2-3 уровня речевого развития....
Индивидуальный маршрут развития и коррекции речи ребенка с Общим недоразвитием речи 3 уровня
Методическая разработка индивидуального маршрута коррекции речи ребенка с ОНР 3 уровня....
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...