Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект данного индивидуального занятия основывается на играх различной коррекционной направленности. Сюжетом занятия является сказка К.Чуковского "Муха - Цокотуха". Именно сказка заставляет сопереживать героям, персонажам, что усиливает мотивацию ребёнка к деятельности. Кроме того, сказка даёт детям новые представления о взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Это особый ракурс, близкий и понятный детям. В конспекте прослеживается чётко выдержанная структура занятия с взаимосвязанными и последовательными этапами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_zanyatiya.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Тема: Автоматизация звука [ж] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки К. Чуковского «Муха - цокотуха»)
Задачи:
- Развивать тонкую моторику пальцев рук, артикуляционную моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание.
- Закреплять навык автоматизации звука [ж] в слогах, словах, чистоговорках, навыки чтения слогов, слогового анализа, образования прилагательных от существительных.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование: предметная картинка «жук»; сказка «Муха-цокотуха»; карандаш; дидактические игры «Найди букву», «Домики Жужжалочки»; предметные картинки (слова со звуком [ж]).
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Ты любишь отгадывать загадки? Отгадай загадку:
Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук.
Что это за буква? (Ж). Что ты знаешь про звук [ж]? Этот звук согласный всегда твёрдый, звонкий. Будем правильно произносить его и помнить, что при произнесении звука [ж] губы немного округлены и выдвинуты вперёд, а язык – «чашечка», добавляем голос. Выходящая воздушная струя – тёплая.
II. Основная часть.
Дидактическая игра «Найди букву».
Логопед: Посмотри на буквы и найди среди них букву Ж. Правильно назови её: [ж]. Нарисуй рядом с буквой Ж жука, как показано на рисунке.
Как-то раз ко мне залетел большой жук и научил меня одной игре.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Игра «Поймай жука».
Логопед произносит ряд согласных звуков (кроме [ш]) : [р-ж—к-с-в-ф-ж-п-д-ж-в-ж-к-ч-ж-д .. и т.д. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук [ж] – поймать жука.
Логопед: Помнишь сказку про Муху-цокотуху? Не так давно мой знакомый жук был в гостях у Мухи-цокотухи. Послушай, что он рассказал. (Логопед выкладывает перед ребёнком предметную картинку «Жук».) Есть у негососедка – Муха-цокотуха. Как-то раз она рано проснулась.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Упражнения:
Проснулась и улыбнулась. («Улыбка».)
Пошла завтракать. Взяла ложечку. («Лопаточка».)
Взяла чашечку. («Чашечка».)
И достала вкусное варенье. («Вкусное варенье».)
Потом она пошла качаться на качелях. («Качели».)
А потом играла в мяч. («Футбол».)
Ещё она очень любит скакать на скакалке.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Целый день
(большие пальцы вращаются),
Целый день
Крутится скакалка.
Целый день,
Целый день
Скачет наша Галка.
(Указательный и средние пальцы стучат по столу.)
Правой – скок,
Левой – скок,
Сразу обе ножки
(два пальца вместе стучат по столу),
То назад, то вперёд
Скачут по дорожке.
Всё быстрей, всё быстрей
(большие пальцы вращаются).
Крутится скакалка,
Выше всех,
Дольше всех
Скачет наша Галка
(пальцы высоко подскакивают).
Логопед: Однажды пошла муха погулять. Идёт по полю, песенку напевает. Повтори песенку мухи.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ж] В СЛОГАХ.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
Жа – жо – жу – жи Жу- жи – жо - жа
Жи – жу – жа – жо Жо – жу – жи - жа
Жда – ждо – жду – жды Ажда – ожда – ужда - ыжда
Ждо – жду – жды – жда Ожда – ужда – ыжда – ажда
Жду – жды – жда – ждо Ужда – ыжда – ажда - ожда
Жды – жда – ждо – жду Ыжда – ажда – ожда – ужда
Логопед: Весело мухе на прогулке.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Я – Муха-цокотуха
(лёгкий бег, слегка помахивая руками-«крыльями»),
Позолоченное брюхо.
Полетела на лужок,
Прогуляться на часок
(присесть на одно колено).
На ромашке посидела,
Дальше полетела
(лёгкий бег, слегка помахивая руками- «крыльями»).
На гвоздике посидела
(присесть на одно колено),
Дальше полетела
(лёгкий бег, слегка помахивая руками- «крыльями»).
На лютике посидела
(присесть на одно колено),
Домой полетела.
Логопед: Тут видит муха – денежка. Пошла муха на базар. Идёт она по городу, в котором живут разные слова.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ж] В СЛОВАХ. СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ.
Дидактическая игра «Домики Жужжалочки».
Логопед: Назови, что изображено на картинке. Слова потеряли свои домики. Помоги мухе расселить их правильно. Слова с одним слогом – в одноэтажный дом, с двумя слогами – в двухэтажный дом, с тремя – в трёхэтажный. Проведи от картинок стрелочки к нужным домам.
Словарь: жук, ждем, жаба, жилет, жираф, лыжи, жёлуди, пирожок, пижама, крыжовник, пожарник, пружина.
Логопед: Пришла наша муха на базар. Купить она может только те предметы, название которых начинается на звук [ж]. Помоги мухе, замени первый звук в словах на звук [ж] и назови, что купила муха.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Игра «Замени звук»
Лук - … (жук) Бетон - … (жетон)
Баба - … (жаба) Билет - … (жилет)
Месть - … (жесть) Пучок - … (жучок)
Пакет - … (жакет) Ракетка - … (жакетка)
Логопед: Вернулась Муха-цокотуха домой, испекла вкусных пирожков и позвала гостей.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ж] В ЧИСТОГОВОРКАХ
Жок – жок – жок – вкусный пирожок.
Жок – жок – жок – с ежевикой пирожок.
Жок – жок – жок – мы любим пирожок.
Жочки – жочки – жочки – ешьте пирожочки.
Логопед: К мухе пришло много гостей. У всех красивые наряды. Помоги рассказать, какие наряды были у гостей.
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ж] В СЛОВАХ.
Одежда из кожи – кожаная одежда.
Штаны из кожи - …
Юбка из кожи - …
Сапожки из кожи - …
Туфли их кожи - …
Шляпа из кожи - …
Пиджак из кожи - …
Жакет из кожи - …
Жилет из кожи - …
III. Заключительная часть.
Логопед: В этот раз паук не беспокоил муху и все славно повеселились. Гости подарили Мухе-цокотухе много подарков. Сегодня, помогая мухе, какой звук ты старался правильно произносить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Методическое пособие
При использовании предоставленного планирования и карточек по лексическим темам, учитель-логопед эффективно построит свою коррекционную работу по устранению у ребенка общего недоразвития речи. Данный ...
Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу детьми должен быть достигнут определённый у...
Технология. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей дошкольного возраста. В чем заключается её актуальность: - в том, что практическая деятельност...