Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Индивидуальный образовательный маршрут – это проект системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ/инвалидностью с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий описание регламента, содержания и форм организации обучения, психолого-педагогической и специальной поддержки.
Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида ……. № ….. «……………………………»
Адрес места нахождения
e-mail: ………….. сайт: ………………
Согласована _____________/____________/ родителем (законным представителем) воспитанника «………» ……….. 2021 г. | Утвержден: _____________ заведующим МАДОУ № …. от «…» …. 2021 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
имя ребенка
Срок реализации 1 год
2021 г.
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Индивидуальный образовательный маршрут – это проект системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ/инвалидностью с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий описание регламента, содержания и форм организации обучения, психолого-педагогической и специальной поддержки.
Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) разработан в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Индивидуальный образовательный маршрут спроектирована на основании:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамент общего образования 28 февраля 2014 год № 08-249 Комментарии к ФГОС дошкольного образования;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847)
- Постановление Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015г. «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы.
- 1.Цели и задачи реализации ИОМ.
Целью ИОМ является построение системы работы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию ИОМ.
В основе реализации ИОМ лежат следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка;
- принцип признания ребенка полноценным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов ребенка;
- принцип интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации ИОМ характеристики.
Ф.И.О. ребенка Дата рождения: Группа: Дата поступления в ДОУ: | Старшая Август 2018 г |
Ф.И.О. родителей: | мама – папа – |
Ф.И.О. педагогов: | ФИО (воспитатель) ФИО (воспитатель) ФИО (музыкальный руководитель) ФИО (инструктор по ФИЗО) |
Ф.И.О. специалистов сопровождения: | ФИО (учитель-логопед) |
Заключение и рекомендации ТПМПК | F.80.0 Специфические расстройства речевой артикуляции. Общее недоразвитие речи (III). Дизартрия. Ребенок имеет ограниченные возможности здоровья (в соответствии со ст.2 п.16 ФЗ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании РФ») Образовательная программа: основная образовательная программа дошкольного образования. |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | Максимальная индивидуализация и конкретизация направлений и задач деятельности педагогического коллектива по созданию специальных образовательных условий с учетом индивидуальных возможностей и барьеров, особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ. |
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности. Освоение ребенком примерной общеобразовательной программы дошкольного образования Освоение ребенком Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В.Нищевой. |
Краткая характеристика
Интеллект ребенка соответствует возрастной норме.
Уровень социально-психологической зрелости сформированы.
Пространственно-временные представления сформированы недостаточно.
Уровень зрительного восприятия сформированы недостаточно.
Основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования детского сада по основным областям усваивает.
Ребенок недостаточно ловок и координирован, все движения выполняет практически в полном объеме, в замедленном темпе. Навыки самообслуживания сформированы.
Состояние мелкой моторики. Мелкая моторика рук развита недостаточно хорошо; ведущая рука – правая; испытывает затруднения при переключении одного движения на другое; испытывает небольшие трудности при овладении графическими навыками (при закрашивании рисунков выходит за контур).
Состояние общей моторики. Отмечается задержанная переключаемость движений, Испытывает небольшие трудности при имитации движений; мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; синкенезии наблюдаются.
Координация и ориентировка в пространстве. Допускает ошибки в определении правой – левой стороны; зрительно-пространственные представления сформированы недостаточно.
Артикуляционный аппарат. Анатомическое строение без аномалий. Отмечается незначительная саливация. Страдает объем, точность выполняемых движений; не может длительно удерживать положение органов артикуляции; переключаемость движений нарушена. При проведении артикуляционных упражнений тонус мышц языка повышается. В полости рта язык оттянут назад.
Общее звучание речи. Речь выразительная; дыхание свободное; темп и ритм речи в пределах нормы.
Звукопроизношение. Звукопроизношение нарушено в группе свистящих звуков- по типу смягчения; шипящих –искажение звуков Ш,Ж, сонорных – отсутствие звука (Л, Ль), отсутствуют звуки Р (Рь).
Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез. Фонематические представления сформированы на недостаточном уровне. Не осуществляет выделение на слух заданного звука из звукового ряда, из слогового ряда, из рада слов. Место звука в слове не определяет. Не может повторить слоги с оппозиционными звуками.
Слоговая структура слова нарушена. Отмечаются трудности в воспроизведении слов сложной слоговой структуры в предложении.
Пассивный и активный словари характеризуются бедностью, неточностью. Страдает употребление обобщающих понятий. Отмечается незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека и животных, наименований профессий и действий, связанных с ними. Испытывает трудности в подборе антонимов. Испытывает затруднения в употреблении некоторых простых и большинство сложных предлогов. Пассивный словарь значительно превышает активный.
Грамматический строй речи. Наблюдаются аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, в согласовании существительных с числительными. Отмечаются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число, в употреблении формы родительного падежа множественного числа. Испытывает трудности в словообразовании слов обозначающих детенышей животных, уменьшительно-ласкательной форме слов. В речи преимущественно использует простые предложения.
Связная речь. Отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Наблюдаются смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения
- Планируемые результаты реализации ИОМ.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание индивидуального образовательного маршрута
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Блок | Задачи | Формы реализации | Ответственный |
Мониторинговые задачи | - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом - Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы | - Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса | Воспитатели: Учитель-логопед Муз.руководитель. Инструктор по ФИЗО в течение всего учебного периода |
Воспитательные задачи | - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств | - Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития | Воспитатели: Учитель-логопед Муз.руководитель. Инструктор по ФИЗО в течение всего учебного периода |
Коррекционно-развивающие задачи | - Развитие и коррекция нарушения речи - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров | - Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. | Учитель-логопед |
Образовательные задачи | - Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода. - Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей. | - Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. | Эти задачи решаются коллективом дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников. |
Методическое обеспечение основной образовательной программы дошкольного образования: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Коррекционно-развивающая работа.
- Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции общего недоразвития речи составлена на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Нищевой Н.В. (ОО Речевое развитие, ОО Познавательное развитие, ОО Социально – коммуникативное развитие).
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на 2021-2022 учебный год
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования. Проводится ежедневно до 31 мая. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
Этапы коррекционной работы | Задача и виды коррекционной работы |
I. Подготовительный | Задача— тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно: а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них; б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях; в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков; г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики; д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж). |
II. Формирование произносительных умений и навыков | Задачи: а) устранение дефектного звукопроизношения; б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически; в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. 11. Постановка звуков в такой последовательности5: звуки раннего онтогенеза [К,Г], [В,Ф], [М], [П], [Н], ] свистящие [С]; шипящий [Ш], [Ж]; сонор [Л], соноры [Р], [Р'] Способ постановки смешанный. Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. 2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
3. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах. 4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом. 5. Дифференциация звуков: [Ж]-[3], [Ж]-[Ш]; [Ш]-[С], [Р]-[Л], [Р]-[Р'], [Р']-[Л'], [Р']-[Й], [Л']-[Л]. 6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.) |
III. Совершенствование фонематического слуха, формирование навыков звукового анализа, параллельно с коррекцией звукопроизношения. |
|
IV. Коррекция слоговой структуры слова | 1. Воспроизведение ритмического рисунка 2. Воспроизведение слов разной слоговой структуры, использование в предложениях слова сложной слоговой структуры. |
V. Систематические упражнения на развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления) на отработанном в произношении материале. |
|
VI. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков: | 1. Уточнение, расширение, активизация словаря: - название предметов и их частей по лексическим темам - обобщающие понятия - слова-действия - слова-антонимы 2. Формирование грамматического строя речи: -образование форм мн. ч. сущ. и изменение их по падежам -образование существительных с уменьшит.-ласкательным значением -согласование прилагательных с сущ. в роде, числе, падеже -согласование числительных с существительными 3. Работа по формированию связной речи: -навык полного ответа 4. Развитие общих речевых навыков: -развитие речевого и физиологического дыхания -развитие силы, высоты голоса -развитие интонационной выразительности речи -выработать правильный темп речи -отработать четкость дикции |
Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушение всех компонентов речи | ОО «Речевое развитие» ОО «Познавательное развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие» | 1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова). 2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова) 3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса. 4. Формирование грамматического строя речи. 5. Развитие связной речи. | Технологии логопедического обследования Н.В. Нищевой. Игровые технологии Игровые технологии в коррекционной работе с детьми с ОНР. (Нищева Н.В.) Технологии развития артикуляционной моторики: - артикуляционная гимнастика. Технологии развития фонематического слуха. Технологии коррекции звукопроизношения ( методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Технология коррекции слоговой структуры слова (Н.В.Нищева, Т. А. Ткаченко, Агранович З.) Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. (Н.В.Нищева) Технологии развития связной речи. (Н.В.Нищева) Технология по подготовке детей к обучению грамоте. (Нищева Н.В., Кузнецова Е.В., Ткаченко Т.А.) Информационно-коммуникативные технологии (мультимедийные презентации, программа Power Point) Здоровьесберегающие технологии. Технология «Метод проектов в логопедии». |
Быстрая истощаемость | Все образовательные области | Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий | Охранительный режим, введение дополнительной физкультурной минутки |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» ОО «Художественно-эстетическое развитие» | - Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук - Развитие тонких и точных движений пальцев рук | - Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом - Упражнения по развитию ручной моторной ловкости в процессе рисования различными материалами |
Нарушения речевой памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» | Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники, расширение объема памяти на слова и фразы | Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем, игры по типу «Меморин» с психологом Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом |
Нарушение пространственного восприятия | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | Ориентировка в пространстве на листе бумаги | Рисование в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) с учетом размещения предметов в пространстве и отображении их на листе бумаги |
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» | Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания | Упражнения на развитие произвольного внимания |
Образовательный компонент:
- Форма обучения очная, групповая.
- Работа в общем режиме.
- Индивидуальный подход во время образовательного процесса.
- Использование двигательных, зрительных и речевых физкультминуток во время занятий.
- Совместные игры на развитие эмоционально-волевой сферы.
Специалисты | Содержание образования | Планируемый результат |
Воспитатели | Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. |
Музыкальный руководитель | Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). | умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, испытывает эмоциональное удовольствие; исполняет сольно и в ансамбле на детских муз. инструментах несложные песни и мелодии; может петь в сопровождении муз. инструмента, индивидуально и коллективно |
Инструктор по ФИЗО | Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; называет атрибуты некоторых видов спорта, имеет предпочтение в выборе подвижных игр с правилами; выполнять ОРУ по собственной инициативе, согласует движения рук и ног; умеет прыгать в длину с места, с разбега, в высоту с разбега, через скакалку; умеет перестраиваться в 3 – 4 колонны, в 2 – 3 круга на ходу, в 2 шеренги после пересчета, соблюдает интервалы в передвижении; умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и горизонтальную цели, в движущуюся цель, отбивать и ловить мяч; |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
- Условия реализации индивидуального образовательного маршрута
Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса для детей с ОНР в условиях детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ | Пять дней в неделю, полный день |
Соматическое состояние | Группа здоровья - III Группа физических занятий – подготовительная |
Рекомендации специалистов медицинского профиля | - Медикаментозное лечение |
Противопоказания | Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью |
Взаимодействие специалистов ОУ | - Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. - Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду. |
Создание «безбарьерной» среды
Построение комфортной среды | Ресурсы для решения |
Освещенность | - Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света), используется дополнительное освещение над доской, на столах. |
Создание коррекционно-развивающей среды. | - Помещения создающие условия для игровой деятельности (игровые уголки). - Помещение или учебная зона, создающие условия для коррекции речи (фронтальный кабинет, методические пособия (зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала). |
Специально структурированная информация | - Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков - Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики - Планы, схемы для составления рассказов - Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию - Таблицы по лексическим темам |
Специальные условия организации педагогического процесса
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Направления деятельности | Потребности ребенка |
Построение образовательного процесса | - Занятие строить так, чтобы работа анализаторов чередовалась. - Соблюдение режима познавательных, зрительных и двигательных нагрузок - Дозировка работы с учетом требований СанПИНа. - Выполнение мероприятий для снятия общего утомления (физминутка и динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика…) - В начале занятия по ИЗО- деят-ти, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук. |
Специальная организацияция рабочего поля и рабочего места ребенка | - Рабочая поверхность горизонтальная - Размер мебели в соответствии с ростом |
Специальная организация рабочей позы ребенка | - Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища - Постоянный контроль за осанкой |
Индивидуальные ритм и темп деятельности | В соответствии с речевыми, эмоционально-волевыми и познавательными возможностями |
Формы работы с ребенком | Групповые, подгрупповые, индивидуальные |
Методы и прием работы с ребенком | Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: дыхательные, пальчиковые , артикуляционные гимнастики. Психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т.д. |
Формы работы с родителями | Консультирование, дни открытых дверей, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, демо-систем, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация) в виртуальном режиме |
- Формы комплексного психолого-педагогического сопровождения
Направление работы | Кол-во занятий | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 5 дней в неделю | Разнообразные | Воспитатели |
Логопедическая помощь | 3 раза в неделю | 2 Индивидуально 1 Подгрупповое | Учитель-логопед – |
Музыкальные занятия | 3 раза в неделю | Групповые | Музыкальный руководитель |
Физкультурные занятия | 3 раза в неделю | Групповые | Инструктор по ФИЗО |
- Объем учебной нагрузки
Учебный план непрерывной непосредственно образовательной деятельности по реализации ООП дошкольного образования на 2021-2022 уч. год
Виды организационной деятельности по образовательным областям | Подготовительная группа | ||
7-й год жизни | |||
чередование по неделю | в неделю | ||
Познавательное развитие | ФЭМП | 2 | 2 |
Познавательное развитие | познавательно-исследовательская | 0,5** | 1 |
Познавательное развитие | продуктивная (конструктивная) деятельность | 0,5** | |
Познавательное развитие/Социально-коммуникативное развитие | озн. с предмет. миром и социальным миром | 0,2*** (1) | 1 |
озн. с миром природы | 0,2*** (2) | ||
социализация, развитие общения, нравственное воспитание | 0,2*** (3) | ||
самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | 0,2*** (4) | ||
формирование основ безопасности | 0,2*** (5) | ||
Речевое развитие | развитие речи | 1 | 2 |
чтение художественной литературы | 0,5**** | ||
обучение грамоте | 0,5**** | ||
Художественно – эстетическое развитие | музыка | 2 | 2 |
музыка (ЧФУ) | 1 | 1 | |
Художественно – эстетическое развитие | рисование | 2 | 2 |
Художественно – эстетическое развитие | лепка | 0,5**** | 1 |
аппликация | 0,5**** | ||
Физическое развитие | в помещении | 2 | 2 |
Физическое развитие | на улице | 1 | 1 |
Итого занятий | в неделю | 15 | 15 |
часов в неделю (мин) | 450 | 450 |
- Продолжительность занятий
Возрастные категории | 7 год жизни |
Длительность занятий | 30 мин. |
Общее количество занятий в неделю | 15 |
Общее время в часах | 7 часов 30 мин |
Расписание организации непрерывно непосредственной образовательной деятельности (занятий) на 2021 – 2022 учебный год в
Подготовительная группа/ 30 мин. | |
Понедельник | 9.00-9.30 Познават. развитие /социально-коммуникат. развитие*** Перерыв 10 минут 9.40.-10.10 Худ.-эстет. развитие(аппликация/лепка)**** Перерыв 35 минут 10.45 – 11.15 Худ.-эстет. развитие (музыка) |
Вторник | 9.00-9.30 Познават. развитие (ФЭМП) Перерыв 70 минут 9.40-10.10 Физическое развитие в помещении 16.10 – 16.40 Худ.-эстет. развитие ЧФУ «Ритмика» |
Среда | 9.00-9.30 Познават. развитие (ФЭМП) Перерыв 10 минут 9.40-10.10 Худ.-эстет. развитие (рисование) Перерыв 35 минут 10.45-11.15 Худ.-эстет. развитие (музыка) |
Четверг | 9.00-9.30 Речевое развитие Перерыв 10 минут 9.40-10.10 Познават. развитие (позн-исслед/констр. деят.)* 15.30-16.00 Физическое развитие в помещении |
Пятница | 9.00 – 9.30 Речевое развитие (обучение грамоте/чтение худ.лит) Перерыв 10 минут 9.40-10.10 Худ.-эстет. развитие (рисование) Перерыв 70 минут 11.20-11.50 Физическое развитие на улице |
Примерное планирование образовательно-воспитательной
работы по пятидневной недели, вне ННОД
Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности | |
Базовый вид деятельности | Периодичность |
Подготовит. группа | |
Чтение художественной литературы | ежедневно |
Конструктивно-модельная деятельность | ежедневно |
Игровая деятельность | ежедневно |
Общение при проведении режимных моментов | ежедневно |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно |
Дежурства | ежедневно |
Прогулки | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей | |
Самостоятельная игра | ежедневно |
Познавательно-исследовательская деятельность | ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития | ежедневно |
Оздоровительная работа | |
Утренняя гимнастика | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно |
Гигиенические процедуры | ежедневно |
Циклограмма занятий (непрерывной непосредственно образовательной деятельности) с учителем-логопедом
на 2021-2022 учебный год
Дни недели/ Время работы | Подготовительная группа |
Понедельник 08.30 – 12.30 | 8.30 – 09.10 взаимодействие с педагогами (консультации, собеседования и т.д.) индивидуальные консультации для родителей |
10.20 – 12.00 индивидуальная работа с детьми | |
12.00 – 12.30 методическая работа | |
Вторник 08.30 – 12.30 | 8.30 – 09.10 индивидуальные консультации для родителей |
9.40 – 10.30 подгрупповая работа с детьми | |
9.40 – 12.00 индивидуальная работа с детьми | |
12.00 – 12.30 взаимодействие с педагогами (консультации, собеседования и т.д.) индивидуальные консультации для родителей | |
Среда 08.30 – 12.30 | 8.30 – 09.10 взаимодействие с педагогами (консультации, собеседования и т.д.) индивидуальные консультации для родителей |
9.35 – 10.35 подгрупповая работа с детьми (две подгруппы) | |
11.25 – 12.00 индивидуальная работа с детьми | |
12.00 – 12.30 методическая работа | |
Четверг 08.30 – 12.30 | 8.30 – 09.10 индивидуальные консультации для родителей |
10.20 – 12.00 индивидуальная работа с детьми | |
12.00 – 12.30 взаимодействие с педагогами (консультации, собеседования и т.д.) | |
Пятница 08.30 – 12.30 | 8.30 – 09.10 взаимодействие с педагогами (консультации, собеседования и т.д.) индивидуальные консультации для родителей |
10.20 – 12.00 индивидуальная работа с детьми | |
12.00 – 12.30 индивидуальные консультации для родителей | |
Рабочее время (неделя): 20 часов |
- Взаимодействие с родителями (законными представителями рамках реализации индивидуального образовательного маршрута.
Родитель (законный представитель) обязуются:
1. Добросовестно и своевременно выполнять рекомендации воспитателей, учителя-логопеда.
2. Соблюдать график посещения ребенком ДОУ, занятий на логопедическом пункте.
3. Своевременное информировать воспитателей об отсутствии (и его причинах) ребенка на занятии.
4. Проводить работу с ребенком в домашних условиях, согласно рекомендации воспитателей, учителя-логопеда.
5. Посещать групповые родительские собрания и консультации учителя-логопеда.
6. Обеспечить наличие необходимого материала для логопедической работы с ребенком к каждому занятию.
Составители:
Старший воспитатель________________
Учитель – логопед __________________
Воспитатель _____________________
Музыкальный руководитель _________________
Инструктор по ФК ___________________________
Индивидуальный образовательный маршрут моего ребенка _______________________________________________________________________
Ф.И. ребенка, дата рождения
мною прочитан и согласован
« » __ _ 2021 г. __________________/_________________________/
дата подпись ФИО родителя (законного представителя)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальная работа с ребенком c общим недоразвитием речи( I -II уровень), моторная алалия
Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний. Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных ...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальная программа по коррекции речевого развития у ребенка с общим недоразвитием речи при ринолалии
В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с ринолалией в групп...
Индивидуально-коррекционный план ребенка с общим недоразвитием речи
Индивидуально-коррекционный план логопеда на год на ребенка собщим недоразвитием речи....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАМА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР 1 уровня)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАМА ДЛЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР 1 уровня)...
Индивидуальный маршрут развития и коррекции речи ребенка с Общим недоразвитием речи 3 уровня
Методическая разработка индивидуального маршрута коррекции речи ребенка с ОНР 3 уровня....
Интегрированное индивидуальное занятие с ребенком с общим недоразвитием речи по теме: «Автоматизация звука [Л]»
Цель занятияЗакреплять, автоматизировать правильное произношение звука [Л] в словах, предложениях в рамках данной темы...