Непосредственная образовательная деятельность Индивидуальная работа с ребенком c общим недоразвитием речи( I -II уровень), моторная алалия
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний.
Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.
Задачи:
- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
- развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
- формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий;
- развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
- развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и модуляции голоса (высоко-низко)
- формирование мыслительных операций: развитие наглядно-действенного мышления;
- воспитание интереса к совместной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_konkursa_1.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность
Индивидуальная работа с ребенком
Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, закрепление звукоподражаний.
Цель: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.
Задачи:
- развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (губ, языка), мимическую выразительность по подражанию за взрослым;
- развивать моторную ловкость рук при выполнении упражнений и заданий по инструкции и показу взрослого;
- формирование предпосылок для развития активной речи; расширение, уточнение и активизация пассивного словаря посредством использования в речи слов-действий, слов-названий;
- развитие понимание речи взрослого (умение выполнять словесную инструкцию), понимание косвенных вопросов (покажи ..)
- развитие просодических компонентов: силы голоса (тихо-громко) и модуляции голоса (высоко-низко)
- формирование мыслительных операций: развитие наглядно-действенного мышления;
- воспитание интереса к совместной деятельности.
Оборудование:
Игрушка КУКЛА
Массажный мячик СУ-ДЖОК
Игрушки-символы: Лягушка, слон, змейка, лошадка, цветы (2)
Картинки для звукоподражаний гласных звуков.
Картинки для стихотворения: старичок, паук, стрекоза.
Сенсорная тропинка
Предварительная работа:
Разучивание стихотворения «Семья»
Выполнение творческой работы «Семья на ладошке»
Ход занятия:
1.Орг.момент.
Здравствуй, Соня.
2. Введение в тему. Сообщение темы.
Вызвать положительные эмоции и интерес к предстоящей деятельности:
Садись поудобнее…
Мотивация на предстоящую деятельность
-Раз, два, три!
Слушай и смотри.
Три, два, раз!
Мы начнем сейчас.
- Сегодня на занятие к нам пришла кукла Маша. Она хочет с тобой поиграть. Давай ей покажем как мы умеем играть с ладошками.
3. Основная часть занятия.
Логопедический массаж:
Массаж рук массажным мячом.
Выдаётся массажный мяч ребенку и взрослому, выполняется комплекс «Разминка» (по методике Крупенчук):
побудить ребенка к повтору движений за взрослымза взрослым
Мячик сильно по сжимаю и в ладошке подержу.1,2,3.
Здравствуй мой любимый мячик, скажет утром мячу пальчик «привет-привет-привет».
Крепко мячик обнимаю, никуда не выпускаю, только брату отдает, брат у брата мяч берет.
Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали.
По-столу круги катаю, мяч из рук не выпускаю…
Взад-вперед качу его, вправо-влево, как хочу..
Танцевать умеет танец на мяче мой каждый палец..
Мячик мой не отдыхает все по пальчикам гуляет..
Молодец,Соня! Кукле очень понравилась наша разминка.
- А сейчас, садись поудобнее я поглажу твое личико.
Массаж лица и пассивная артик.гимнастика (по методике Крупенчук,Воробьевой)
- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры
- уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата
- снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата
- стимуляция проприоцептивных ощущений
- увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений
- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность
- формирование произвольных координированных движений органов артикуляции
4. Артикуляционная гимнастика комплекс «Зоопарк»
(по методике Кислицыной) в сочетании с вокально-голосовыми и дыхательными упражнениями.
- Но перед тем как отправиться играть, давай потренируем язычок.
«Сказка о Весёлом Язычке»
Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он широко открывал свои двери (рот ,губы) и громко зевал:
-А-А-А-А-а-а-а-а! (2-3 раза).
Затем выглядывал в окошко (язычок на губке), смотрел направо, затем налево – нет ли по близости кого-нибудь, потом вверх на солнышко и вниз на всякий случай. И только потом отправлялся гулять. Вот и сейчас, наш язычок
отправился на прогулку и встретил лягушку.
Упр. «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам,
тянем губы прямо к ушкам.
Вокализация: И-и-и-и-и-и-и.(3-4 раза)
Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, стоит огромный слон с большущим хоботом.
Упр. «Слоник»
Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.
Вокализация: У-у-у-у-у-у-у. (3-4 раза)
Засмотрелся язычок на слоника и не заметил, как споткнулся о какой-то длинный шланг. Оказалось, что это вовсе не шланг, а маленькие змейки.
Упр. «Змейка».
Подражаю я змее с ней я буду наравне,
Высуну язык и спрячу только так, а не иначе. (3-4 раза)
Но вот откуда не возьмись, прискакала лошадка, и так язычку захотелось прокатиться, что он тут же сел на лошадку и поскакал.
Упр. «Лошадка»
Язычком пощёлкай громко-
стук копыт услышишь звонкий.
Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал дальше, бежит и видит, сидят 2 медведя: один большой, другой маленький и нюхают цветочки:
Дыхательное упр-ние:
Вдох носом выдох ртом с восклицанием (громко-тихо в соответствии с исполняемой ролью):
-Ах! – ах,
- Ох!- ох,
- Эх!- эх,
- Ух!- ух.
Загулялся язычок, как вдруг вспомнил, что пора уже идти домой. И пошёл.
На этом наша прогулка тоже окончена.
5. Музыкальная пауза
Метод мануального сопровождения при моторной алалии
П-1 – ручное «Сделай так!»: потереть ладошки, пальцы сжать в кулачки
П-2 – корпоральное «Сделай так!»: руки к плечам
П-3 – ассиметричные позы: одну руку поставить на плечо, другую поднять вверх
П-4 - лицевая локализация: одной рукой взяться за ухо, другой за подбородок
П-5 - подражание ротовым действиям: показать язычок, надуть щечки, показать «Орешек»
П-6 - подражание звукам с эмоциональной окраской с мануальным сопровождением.
ААА – «малыш плачет» + ручная поза для звука А
ООО – «зубы болят» + ручная поза для звука О
УУУ – «волк воет» + ручная поза для звука У
ИИИ – «мышка пищит»+ ручная поза для звука И
6. Имитация и звукоподражание
А теперь давай расскажем веселое стихотворение для нашей гостьи.
Стихотворение «Веселый старичок» Д.Хармса
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Да-да-да
До-до-до
Де-де-де
Да Бух-бух!
Бу-бу-бу
Да би-би-би
Динь-динь-динь
Да тюх-тюх!
Раз, увидя, паука,
Страшно испугался,
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
Хи-хи-хи
Да ха-ха-ха
Хо-хо-хо
Да га-га!
Ги-ги-ги
Да га-га-га
Го-го-го
Да буль-буль!
А увидя стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился:
Гы-гы-гы
Да гу-гу-гу
Го-го-го
Да бах-бах!
Ой, ребята,
Не могу!
Ой, ребята,
Ах, ах!!!
7. Обогащение словаря по теме «Семья»
Соня, я знаю, что ты с мамой выполнила интересную работу. Покажи кукле Маше. Что это? (ребенок достает ладошку с приклеенными фотографиями семьи). Твоя семья на ладошке.
Давай вспомним стихотворение «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Ну, а это Я!
Вот и вся моя семья!!!
Кого не хватает на твоей ладошке? (сестренки)
Как зовут дедушку? Какой он?
Задаются вопросы по всем членам семьи.
Я вижу, что у тебя дружная семья. Это хорошо.
8. Подведение итогов занятия
Соня, ты сегодня молодец!!! Тебе понравилось, как мы играли? Кто к тебе пришел в гости?
Кукле понравилось как ты работала и она принесла тебе сюрприз. Поощряется работа ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда Ворошиловой Генриетты Владимировны с детьми среднего возраста с общим недоразвитием речи (II-III уровень речевого развития) по теме: «В гостях у яблоньки»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга. Конспект проведениясовместной непосредственноо...
Рабочая программа коррекционно - развивающей для детей с общим недоразвитием речи (II, III уровень речевого развития). Второй год обучения.
Данная рабочая программа разработана на основе "Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей", авторы Т.Б Филичива, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. Москва....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПО КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Занятие для подготовительной группы...
Конспект занятия с ребенком с общим недоразвитием речи 1 уровень
Конспект занятия с ребенком с общим недоразвитием речи 1 уровень.Тема: Развитие активной позновательной деятельности. Интеграция образовательных областей "Речевое развитие", "Социально-...
Календарно-тематический план работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) 5-6, 6-7 лет
Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) на логопедическом пункте...
Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития)
Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития)...
Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) (4-5 лет)
Календарно-тематическое планирование работы с детьми с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) (4-5 лет)...