Диагностическое обследование ребенка с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике

Зуева Яна Борисовна

В стать рассматриваются требования к проведению диагностического обследования слабовидящего дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskoe_obsledovanie_slabovid.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Правила построения программ исследования в работе с детьми с нарушением зрения

Составила:

Я. Б. Зуева, учитель-дефектолог

МБДОУ «Детский сад № 63»\

       Программа экспериментально-психологического исследования определяет набор конкретных методик, тактических приемов их проведения и саму последовательность предъявления.  

   1. Предварительный этап (до собственно экспериментально-психологического и/или нейропсихологического исследования) помимо обычного сбора анамнеза, анализа документов и пр. может оказаться полезным составление так называемой шкалы навыков, необходимых для социальной и бытовой адаптации, предложенной И.Ю. Левченко (2000). Она представляет собой анализ возможностей ребенка по ряду   параметров.  

2.  Необходимо подобрать соответствующие методики и разработать последовательность их предъявления.   Обычно вначале, после беседы, дают относительно несложные и нейтральные задания. Затем задания усложняются.  Подбор конкретных методов исследования также требует внимания. Программа не должна быть перегружена, но в ходе ее реализации должны быть получены ответы на поставленные при обследовании ребенка вопросы.  

     Обследование детей дошкольного возраста длится 15-20 минут. В случае необходимости и при наличии возможности бывает целесообразно проводить исследование в течение нескольких дней. Выбор методик всегда должен отвечать принципу всестороннего и целостного исследования, но при этом он в определенной степени зависит от целей и задач обследования.

.

Основные требования, предъявляемые к стимульному материалу для диагностики психического развития детей с нарушением зрения

    Основными требованиями к характеру стимульного материала являются следующие:

-  контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна быть 60 - 100%. Отрицательный контраст предпочтительнее, так как дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые объекты на черном.

 - стимульный материал должен отвечать ряду условий:

  • пропорциональность соотношений предметов по величине в соответствии с соотношениями реальных объектов;
  •  соотношение с реальным цветом объектов;
  • высокий цветовой контраст (80 - 95 %);
  •  четкое выделение ближнего, среднего, дальнего планов и др.;

    - величина предъявляемых объектов определяется в зависимости от возраста и зрительных возможностей ребенка, которые уточняются совместно с врачом-офтальмологом;

   - расстояние от глаз ребенка до стимульного материала не должно превышать 30 - 33 см, а для слепых детей - в зависимости от остроты остаточного зрения;

-  размер перцептивного поля предъявляемых рисунков должен составлять от 0,5 до 50°. Угловые размеры изображений - в пределах 3 - 35°;

- фон должен быть разгружен от деталей, не входящих в замысел задания (особенно это касается заданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста);

- в  цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Насыщенность цвета - 0,8 - 1,0.

        Таким образом,  выполнение тифлопедагогических требований к работе с детьми с нарушением зрения позволит максимально эффективно провести диагностическое обследование слабовидящего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чем занять ребенка с нарушением зрения дома? Учитель-дефектолог, Дукова М.Н.

Рекомендации родителям  по развитию воспитанников с нарушением зрения в домашних условиях...

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Для организации правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной активности необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада....

технология подготовки психологического обследования ребенка с нарушениями развития

Презентация "Технология подготовки психологического обследования ребенка с нарушениями развития"подготовленна для  просмотра мультимедиаЛитература:1. В.В. Кислова "Практикум по специальной психол...

Особенности диагностического обследования детей с нарушением зрения.

Представлен опыт особенностей тифлопедагогического обследования детей с нарушением зрения, где учитывается зрительный диагноз и состояние зрительных функций....

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Диагностическое обследование позволяет учителю-дефектологу разработать индивидуальную коррекционную программу. Карта развития ребенка с нарушением зрения может быть использованна  для заполнения ...

План обследования ребенка с нарушениями речи

Речь - это сложная функциональная система, структурые компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Для постановки верного диагноза, логопеду необходимо комплексно обследовать и оценить все ос...