Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности
методическая разработка по теме
Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деятельности педагога по развитию воображения у детей. Как показывает практика, ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.
В виде таблицы представлена взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности (игровой, продуктивной, коррекционно-образовательной).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_voobrazhenie.doc | 74.5 КБ |
etapy_voobrazheniya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности и способы развития воображения
ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства
Боровкова Надежда Сергеевна,
учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,
педагог-психолог высшей квалификационной категории
(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)
«Фантазия – один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире».
(Эда Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»)
В течение последних 10ти лет я разрабатываю проблему развития воображения и предпосылок творческого мышления у детей с нарушениями зрения. Анализ проблемы развития воображения дошкольников позволил выявить наиболее острые и недостаточно изученные аспекты данной проблемы. К ним можно отнести такие вопросы, как развитие механизмов воображения на протяжении дошкольного детства; особенности структуры воображения ребенка как одного из творческих процессов; зависимость развития воображения от особенностей личности ребенка; возможности повышения уровня развития воображения на протяжении дошкольного детства.
Однако с самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Как показала практика, ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.
Нарушения зрения у детей, конечно, значительно ограничивают возможности развития воображения. Детям с частичным выпадением зрительной функции сложно производить операции комбинирования и перекомбинирования образов представления. Поскольку восприятие - «чувственная ткань сознания» (Л.С.Выготский) - обеднено, то и образы представлений неточны, размыты, и при воссоздающем воображении дети в основном опираются на неправильные образы; продукты воображения при этом неструктурированны, недетализированы, неоригинальны. Кроме этого, наблюдается недостаточность развития знаково-символической функции, есть сложности в создании воображаемой ситуации. Отрицательное влияние на развитие воображения детей с нарушениями зрения оказывает присущая им недостаточная точность предметных образов-представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами, а также недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы.
В рамках реализации данного направления деятельности была проведена большая исследовательская работа, включающая в себя несколько этапов: изучение специальной литературы, диагностика детей, опрос педагогов и родителей по проблеме развития воображения. Поскольку воображение рассматривается мной как форма активности, выражающаяся в изменении и гибком использовании элементов опыта (своего и чужого), была сформулирована основная цель деятельности:
Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций.
Задачи:
1.Расширение детского опыта.
2.Формирование понятийного мышления.
3.Расширение круга понятий и выведение их за рамки непосредственного детского опыта.
4.Повышение познавательной активности и мотивации к познавательной деятельности детей с нарушениями зрения.
5.Формирование знаково-символической функции сознания.
Проанализировав теоретические источники и собственный практический опыт, были определены четыре этапа деятельности по развитию воображения у детей с нарушением зрения (при этом возрастные границы этапов мы определяем лишь условно, поскольку биологический возраст ребенка не всегда совпадает с психологическим, может быть либо ниже, либо выше).
На первом этапе (возраст 3-4 года), когда происходит становление словесных форм воображения, отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идет детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Главной целью педагога в этот период является формирование операциональных навыков, необходимых для создания образов воображения, и основное внимание направлено на отработку действий замещения в разных видах деятельности.
Особо благоприятные условия создаются, конечно же, в сюжетно-ролевой игре, т.к. в ней широко используются разнообразные предметы-заместители. В ходе повседневной деятельности постоянно обращаю внимание детей на то, что один и тот же предмет может «превращаться» во множество других предметов. Особенно для этого удобен неоформленный игровой материал. Регулярно в начале занятий проводятся «умственные разминки» - «Во что с этим можно играть?». Совершенствование действий замещения идет как в направлении овладения широтой использования заместителей, так и в направлении постепенного усвоения их условного значения, перехода от предметов-заместителей к знакам, чисто условно обозначающим предмет.
Как известно, базой воображения всегда являются продукты восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала, его комбинирование и перекомбинирование. Из этого следует, что ребенку необходимо предоставлять возможность для восприятия максимального количества предметов и явлений, знакомить ребенка с видами и формами взаимосвязей между предметами. Для этого в работе выделяются два пути, или два основных условия:
1.Организация условий, способствующих углубленному познанию того или иного объекта. Это познание происходит в процессе включения предметов и явлений во множество связей с другими предметами и явлениями. Объекты мы рассматриваем не сами по себе, а в системе их функциональных связей с другими объектами.
2.Формирование особой деятельности, которая наиболее ярко проявляет активность дошкольников - детского экспериментирования. В процессе экспериментирования формируется способность самостоятельно познавать объект в практических действиях, фиксировать связи между многочисленными элементами предметной ситуации.
В результате у детей формируется умение переносить освоенное действие на новые предметы, включать объект в новые ситуации, варьировать условия действия, комбинировать разные действия с одним предметом (как начальный этап сюжетных построений), использовать предмет в новой, необычной функции (в дальнейшем это ведет к образованию метафор). Проводятся познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления. Нахождение способа или ответа на вопрос приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса.
На II этапе (возраст 4-5 лет) ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий, активно оперировать образами памяти и представлений. Следует обучать детей видению и построению образов знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировать в умении выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке. Также интенсивно развиваются в этом возрасте речевые формы воображения, поэтому в этот период основное внимание уделяется занятиям по ознакомлению с художественной литературой, в которые заложены задачи по развитию воображения:
1.Развитие детализации образов воображения.
Здесь особое внимание уделяется переходу от образов схематичных, упрощенных к образам, наполненным различными деталями. Такая детализация происходит в процессе придумывания детьми детальных описаний предметов и ситуаций, а также совместного дорисовывания схематичных изображений.
2.Развитие оригинальности воображения.
Работая по этому направлению, дети вместе с педагогом сочиняют сказки, окончания к сказкам, разные считалки; подбирают рифмы к словам. Главное условие при этом - высказывания детей не должны повторяться. В процессе сочинения постепенно вводятся наглядные модели (например, три медведя могут быть изображены в виде трех полосок или кругов разной величины, и т.п.).
На этом этапе целесообразно вводить наглядные модели в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (насколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.
В результате работы на данном этапе дети учатся поддерживать инициативные диалоги друг с другом, использовать при рассказывании сказок и историй наглядные модели, символические средства, схематические зарисовки, выполненные с помощью взрослого, образовывать новые слова, изменять слова («словотворчество»), выделять главные и второстепенные признаки в предметах и явлениях, отступать от знакомых стандартов и создавать свое собственное небольшое произведение (рисунки, поделки, сказки, дразнилки).
На IIIм этапе (возраст 5-6 лет) основной целью становится обучение видению и созданию сюжетных композиций на основе наглядной опоры и образов представлений; особое внимание уделяется при этом приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Этот этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Здесь правомерно включение в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.
Поскольку в этом возрасте активно развивается наглядно-образное мышление, то и работа по развитию способов воображения строится на основе формирования способов наглядно-образного мышления – «часть-целое», «дорисовывание», «симметрия», «отсечение лишнего», «план-схема».
Основной целью работы на данном этапе является формирование у детей способности анализировать объекты, выделяя в них различные стороны, соотносить и увязывать эти стороны между собой в единое целое; объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные образы; разбираться в сложных противоречивых явлениях и принимать оптимальные решения.
Вся работа ведется по нескольким разделам:
1.Выделение оснований для классификаций.
2.Сериационные отношения.
3.Нахождение части в целом.
4.Определение предмета по частям и признакам.
5.Формирование комплексных представлений (целое из частей, преобразование предмета и.т.п.).
6.Формирование циклических представлений.
7.Формирование понятий инвариантности, неизменяемости (феномен Пиаже).
8.Формирование действий построения и применения моделей (способности наглядного моделирования).
В результате работы на данном этапе формируется умение выделять главные и второстепенные признаки объектов, видеть связь предметов по качественным и функциональным признакам, умение располагать объекты в контексте ситуации, менять их порядок в зависимости от собственного замысла, умение планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, умение вносить новые элементы в изображение, включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения, умение строить и использовать модельные представления (мысленные и наглядные) в повседневной деятельности и специально созданной ситуации.
На IYм этапе (возраст 6-7 лет) целью работы является развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка, формирование активной позиции ребенка при решении нестандартных ситуаций.
На данном этапе происходит обобщение всех способов воображения, сформированных на предыдущих этапах, и их углубленное развитие:
1)агглютинация - слияние отдельных элементов или частей нескольких объектов в один причудливый образ;
2)акцентирование - выделение и подчеркивание тех или иных черт объектов, в результате чего какая-то одна часть становится доминирующей;
3)гиперболизация - преувеличение или преуменьшение предмета, изменение количества частей;
4)реконструкция - создание целого образа по частям предмета;
5)схематизация - уподобление, сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними;
6)типизация - выделение в одном образе черт разных объектов.
Вся работа по развитию способов воображения на данном этапе проводится в форме решения проблемно-поисковых задач разного вида и содержания; материалом служат самые разнообразные виды деятельности - музыкальная, литературная, художественно-прикладная, конструктивная, коммуникативная, и другие.
Разрабатывая вышеописанные способы развития воображения, я исходила из того, что основным условием формирования воображения в детском возрасте должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Этапы обучения включают систему занятий, в которых предлагаются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Я считаю, что развитое воображение может быть источником проявления элементов творчества ребенка, и развитие воображения как одной из важнейших способностей человеческой психики – одна из ведущих задач тифлопедагога в детском саду.
Работа по развитию способов воображения органически вплетается в повседневную деятельность детей, включается в общеразвивающие групповые занятия, являются неотъемлемой частью коррекционных занятий тифлопедагога.
Основными принципами организации работы по развитию способов воображения у детей с нарушениями зрения являются:
1) приоритет интересов и потребностей ребенка;
2) непрерывность сопровождения;
3) мультидисциплинарность.
В своей работе я использую следующие формы занятий:
- Индивидуальные занятия.
- Подгрупповые занятия.
Основным средством педагогического воздействия в процессе развития воображения является система специально подобранных дидактических игр и творческих заданий, что в достаточной степени гарантирует формирование исследовательских и творческих умений у детей. Специальными методами, развивающими творчество детей, являются следующие:
- направленное воображение;
- образно-символическое рисование, конструирование;
- развивающие и игровые упражнения (игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др);
- игры-задания с изобразительным материалом;
- задания на совместную деятельность (со сверстниками, со взрослым);
- метафорические сказки, рассказы, истории;
- диагностирующие задания.
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- этюды, импровизации;
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- свободное и тематическое рисование;
- лепка;
- чтение художественных произведений;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Практика показала, что целенаправленная деятельность по развитию способов воображения позволяет повысить общий уровень познавательного развития детей с нарушениями зрения и активизирует все мыслительные процессы, что говорит о высоком развивающем эффекте данного направления работы (см. Приложение). Взаимосвязь с различными видами деятельности отражена в Приложении.
В соавторстве с другими специалистами детского сада был разработан педагогический проект «В стране Вообразилии!», который содержит в себе различные направления и виды деятельности, способствующие развитию творческого воображения у детей старшей и подготовительной группы детского сада – эмоциональное развитие, продуктивная деятельность, сказкотерапия, формирование смеховой культуры. Возраст 5-7 лет, по мнению исследователей, – период интенсивного развития воображения, поэтому наш проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, когда основные способы воображения уже в целом сформированы, и необходимо их совершенствование, обогащение и дальнейшее развитие (см. Приложение)
Развивая воображение в рамках проекта, мы решаем следующие задачи:
- формирование мотивационного поля детей;
- формирование умения выражать свое эмоциональное состояние в различных видах деятельности;
- развитие способности делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
- развитие эмоциональной экспрессии, способности с помощью жестов выражать внутренние переживания;
- развитие волевых процессов как саморегуляции ребенком своей деятельности;
- расширение информационного запаса ребенка;
- создание условий для восприятия объекта всеми органами чувств (решение этой задачи особенно важно для детей с нарушениями зрения);
- формирование у детей умения доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других детей;
- побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в продуктивной деятельности;
- создание условий для самовыражения ребенка в моделировании проблемной ситуации;
- создание условий для познания окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирования мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок);
- создание условий для формирования у детей умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей.
Реализация проекта «В стране Вообразилии!» в течение трех лет в разных группах детей доказала свою состоятельность: у всех детей повысился уровень мотивации к познавательной деятельности, повысилась степень реалистичности самооценки детей, значительно повысился уровень символизации в разных видах детской деятельности.
Всего с 2009 по 2012 год коррекционный курс по программе развития творческого мышления и воображения прошли более 90 детей 3-7ми лет.
Эффективность работы психолога отслеживается с помощью ряда диагностических методов и приемов:
1) набор специальных диагностических методик ;
2) включенное наблюдение (непосредственно в группе);
3) анализ продуктов детской деятельности;
4) анализ поведения детей на занятиях;
5) беседы с родителями, педагогами;
6) анкетирование.
В ходе работы у детей повысился уровень развития воссоздающего воображения, проявилась способность создавать новые, оригинальные образы. Создаваемые детьми образы стали обобщенными, наполнились эмоциональным, юмористическим содержанием. Детям удается успешно справиться с реализацией своего творческого замысла. Значительно повысилась выразительность воплощаемых детьми образов, стали более разнообразными модели социального поведения. По данным сравнительного анализа входящей и итоговой диагностики после проведения коррекционных занятий по данной программе:
- 85% детей показывают положительную динамику в освоении способов воображения;
- наблюдается повышение уровня развития способов наглядно-образного мышления - в 90% случаях;
- у 83% детей, имеющих по результатам входящей диагностики нарушения в системе восприятия, при итоговом психодиагностическом обследовании этих нарушений не наблюдается;
- у 80% детей наблюдается повышение уровня развития способов логического мышления, из них 30% имеют высокий уровень;
- у 82% детей, имеющих по результатам входящей диагностики заниженную или завышенную неадекватную самооценку, отмечается повышение степени реалистичности самооценки при итоговом обследовании.
Кроме того, по наблюдениям педагогов и родителей, заметно снизилась тревожность многих проблемных детей; уменьшилось количество негативных эмоциональных реакций; заметно улучшился психологический климат в группах; дети стали лучше общаться между собой, самостоятельно разрешать многие конфликты.
Как мы можем видеть по результатам диагностики, отмечается высокая положительная динамика в развитии детей. Улучшились не только количественные показатели (количество освоенных навыков и технических приемов), но и качественные характеристики, такие как глубина освоенных способов, способность переносить их в другие виды деятельности. Отмечается достаточно высокий уровень развития элементов творческого воображения и абстрактного мышления, а также повышение произвольности внимания и деятельности, повышение критичности мышления и развитие планирующей функции мышления.
Одним из немаловажных результатов реализации проекта является включение в течение последних 4х лет в годовые задачи учреждения задач по созданию особой коррекционно-образовательной среды для полноценной реализации творческого и интеллектуального потенциала всех субъектов педагогической деятельности. Это позволяет говорить, в том числе, о решении задач профилактической направленности.
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности
Боровкова Надежда Сергеевна, учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,
педагог-психолог высшей квалификационной категории (МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)
Этапы развития воображения (психолог) | Этапы развития игровой деятельности (воспитатель, психолог) | Типы заданий коррекционной направленности (тифлопедагог, психолог) | Продуктивная деятельность (воспитатель по ИЗО) | Способы решения задач, освоенные ребенком | Материалы |
1 этап (3-4 года) Формирование операциональ ных навыков, необходимых для создания образов воображения; отработка действий замещения в разных видах деятельности. | 1.Режиссерская манипулятивная игра, когда ребенок сам создает сюжет и исполняет все роли с помощью игрушки, иногда сопровождая предметные действия «дикторским» текстом. 2. Образно-ролевая игра, в которой ребенок учится перевоплощаться и брать на себя роль- предпосылка сюжетно-ролевой игры. | Расширение зоны константного восприятия. Опознание предметов, изображенных в фас, профиль, полупрофиль и т.п.. Сравнение размеров изображений, находящихся на различных расстояниях от глаз. Зрительный поиск целевого изображения, отличающегося параметрами от других похожих изображений. Сравнение и определение идентичности двух объемных форм Сравнение рисунков, изображающих одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения (установить, с какого места ведется наблюдение). | Формирование умения выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке. На первый план в это время выступают предметное рисование и рисование по замыслу. | Ребёнок ещё не в состоянии действовать в уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами, решать задачи в наглядно-действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию. В процессе решения задачи ребёнком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В речевой форме уже может быть выражен и сформулирован результат выполненного практического действия. | Контурные, силуэтные, объемные сложные и простые изображения с широкой вариативностью признаков - форма, цвет, размер, расположение. |
2 этап (4-5 лет) Обучение детей видению и построению образов знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировка умения выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке, обучение детей навыкам абстрагирования. | Сюжетно-ролевая игра, в которой отыгрываются профессиональные или бытовые отношения людей | Развитие опосредованного и опережающего восприятия. Ознакомление с большим набором изображений; аналитическое и целостное восприятие этих изображений. Сравнение на рисунке одного и того же контурного законченного и незаконченного изображения; дорисовывание незаконченного изображения. Опознание изображений, частично перекрытых другими изображениями. Опознание по неполному контуру. Опознание сложных разноцветных изображений по их частям с разной информативной значимостью. Зрительный поиск контурных изображений, зашумленных другими контурами. Опознание изображений в условиях маскировки (прямые, волнистые, ломаные линии разного цвета). Опознание символических, стилизованных изображений. | Основной целью становится обучение видению и созданию простых сюжетных композиций на основе наглядной опоры. Ребенок учится видеть связь объектов по содержанию, планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение. На первом плане – предметное рисование, декоративно-прикладное творчество, основы сюжетного рисования и свободное творчество. | Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Здесь осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечной (теоретической) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи | Контурные законченные и незаконченные изображения, целостные и без 1-2х фрагментов, частичное наложение - первый рисунок на втором, целое изображение и его части, зашумленные контурные изображения, стилизованные, символические изображения, замаскированные изображения. |
3 этап (5-6 лет) Обучение видению и созданию сюжетных композиций на основе наглядной опоры и образов представлений; активное развитие приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. | Сюжетно-ролевая игра, в которой отыгрываются социальные отношения людей, сюжетные линии становятся сложнее. | Развитие умения выделять существенные признаки предметов и явлений (осмысленности и обобщенности восприятия). Группировка изображений по одному отдельному признаку. Группировка изображений по двум и более признакам. Сравнение двух изображений одного класса, нахождение в них сходства и различий; отделение общих свойств от частных. Сравнение двух и более изображений разных классов, отнесение изображений к разным классам. Отнесение объектов к роду и виду ( например, домашние и дикие животные). Формирование понятийных обобщений. Сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки ( например, «4-й лишний»). Группировка изображений по мнемоническому образу (образцу, который ребенок уже запомнил) и по словесному заданию без образца. Обобщение нескольких объектов сложного рисунка, состоящего из множества изображений. относящихся к разным классам. Зрительный поиск изображений среди множества других по семантическому образу (словесному описанию). | На третьем этапе основное внимание уделяется приемам и способам комбинирования и перекомбинирова ния образов. На первый план выступают знакомство с произведениями искусства, сюжетное рисование, декоративно-прикладное творчество и свободное творчество. | Задача решается ребёнком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе - память и опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного рода задач. | Наборы разнообразных предметных и сюжетных изображений. |
4 этап (6-7 лет) Развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества детей, формирование активной позиции ребенка при решении нестандартных ситуаций | 1.Игра с правилами, в которой дети учатся договариваться, уступать и осваивают навыки подлинного сотрудничества. 2.Режиссерская игра, где на первый план выступает речь. | Развитие интермодального восприятия, аналитического и целостного восприятия. Опознание деталей, идентификация. Сравнение деталей. Поиск и выделение элементов из числа других. Соединение частей в единую композицию. Аналитическое восприятие - ориентировочно-исследовательская деятельность в зрительной среде - найти рисунок, выделить на фоновой плоскости (вычленить верх, низ, середину). Найти предметное изображение на рисунке и обвести по контуру (первичная целостность). Развернутое изучение изображения - сначала разделенного на части (анализ); затем объединение частей в единое целое (синтез). | Развитие полихудожественного восприятия и самостоятельного изобразительного, словесного и музыкального творчества детей. Здесь основное внимание уделяется свободному творчеству, сюжетному рисованию и знакомству с произведениями искусства. | Решение задачи осуществляется преимущественно во внутреннем плане с выдачей готового словесного плана | Натуральные предметы и их модели, изображения; разнообразные конструкторы. Контурные и силуэтные изображения - черные и цветные; простые, сложные черно-белые и цветные изображения; плоскостные (двумерные) и трехмерные (объемные). |
Последовательность работы психолога
в формировании способов активного воображения у детей с нарушениями зрения
1. Механизмы
восприятия
2.Способы решения учебных задач
3. Сюжетно-ролевая игра
4. Способы воображения
5.Знаково-символические формы деятельности
Развитие речи
Развитие навыков продуктивной
деятельности
Освоение средств эмоционального контроля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как эффективный способ развития ребенка-дошкольника с нарушением зрения.
Влияние дидактических и развивающих игр на интеллектуальное развитие ребенка....
Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности
Консультация для педагогов "Проектирование образовательного процесса на основе принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности" позволит педагогам ответить на...
Примерный вариант индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения
Документ представляет собой применый вариант написания индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения...
Развитие личности ребенка с нарушением зрения
Развитие личности ребенка с проблемами в развитии определены не только дефектом, но и всем комплексом систем отношений в обществе....
"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в работе с бумагой в различных видах детской деятельности"
Творческая деятельность – одна из содержательных форм психической активности человека, в нашем случае – детей. Поэтому я выбрала именно творческое развитие детей в процессе конструирования...
Презентация «Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»).
laquo;Особенности становления и развития личности ребенка на различных ступенях дошкольного возраста (раннее детство, младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст»). Консультация для ...
Тифлопедагогическая технология социально-коммуникативного развития детей с глубоким нарушением зрения в период раннего детства
Развитие социально-коммуникативных навыков ребенка дошкольного возраста -это развитие способности успешного общения и эффективного взаимодействия ребенка с окружающими. Основанное на особенностях личн...