План обследования ребенка с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии

Махревич Юлия Александровна

Речь - это сложная функциональная система, структурые компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. Для постановки верного диагноза, логопеду необходимо комплексно обследовать и оценить все особенности развития речевой сферы, дать объективную оценку. имеющихся недостатков развития и наметить оптимальные пути их коррекции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_obsledovaniya_rebenka_s_narusheniyami_rechi.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Обследование артикуляционного аппарата

Изучение состояния артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции. 

1. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли насильственные движения (гиперкинезы) мимической мускулатуры. 

Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого неба, челюстей, твердого неба.

Губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, норма) 

Зубы (редкие, кривые, мелкие, лишние, вне челюстной дуги, кариозные, недоразвитые, норма) Прикус (открытый передний, открытый боковой, норма) 

Строение челюсти (прогения, прогнатия, норма) 

Язык (толстый, распластанный, напряженный, маленький, длинный, узкий, норма) 

Подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма) 

Маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону 

Небо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твердого неба, расщелина мягкого неба, расщепление альвеолярного отростка, субмукозная расщелина, норма) 

ВЫВОДЫ: строение артикуляционного аппарата нормальное, с отклонениями. 

Обследование моторики артикуляционного аппарата

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата Все задания должны проводиться при многократном повторении требуемого движения 

1. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу 

а) сомкнуть губы; 

б) округлить губы как при произношении звука «О» - удержать позу; 

в) вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу; 

г) сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их); 

д) растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно) и удержать позу; 

е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы; 

ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы; 

ж) одновременно поднять верхнюю, опустить нижнюю; 

з) многократное повторение произношения губных звуков б-б-б, п-п-п 

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; проявляется ли тремор, саливации, гиперкинезы; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не удается 

2. Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции 

а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а» и закрыть; 

б) сделать движение нижней челюстью вправо; 

в) сделать движение влево; 

г) сделать движение нижней челюстью вперед 

Отметить: выполнение правильное; движения челюстью недостаточного объема; нет ли содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается 

3. Исследование двигательных функция языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и по словесной инструкции 

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5; 

б) положить широкий язык на верхнюю губу и подержать под счет от 1 до 5; 

в) переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ; 

г) высунуть язык «лопатой», «жалом»; 

д) оттопырить правую, затем левую щеку языком; 

е) поднять кончик языка к верхним зубам подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам; 

ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на губу; 

ж) движения языком вперед-назад 

Отметить: выполнение правильное; движения языка недостаточного диапазона; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже, всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; нет ли тремора, гиперкинезов языка; не проявляется ли саливация; движение не удается 

4. Исследование двигательной функции мягкого неба 

а) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается); 

б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появиться рвотный рефлекс); 

в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, отмечаются содружественные движения, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движение не удается 

5. Исследование продолжительности и силы выдоха 

а) сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке, флейте и т. д.); 

б) поддувать пушинки, листок бумаги и т.п. 

Отметить: силу и продолжительность выдоха; укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого) 

ВЫВОДЫ: движения выполняются в полном объеме, правильно; выражен период включения в движение, истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов, саливации; удержание позы не удается; движения не выполняются. 

Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата Все предъявляемые пробы вначале проводятся по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений 

1. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко открыть рот 

Отметить: выполнение правильное; проявляется замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, недифференцированность движений, нарушение плавности движений, напряженность языка, подергивание языка, движения языка не удаются; легко ли удается переключение с одной артикуляционной позы на другую, с одной фонемы на другую, с одной фонемы на другую и одного звукового ряда на другой 

2. Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижних зубов (резцов), затем поднять кончик языка к верхним зубам (резцам) и положить на нижнюю губу 

3. положить широкий язык на губу, загнуть кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот 

4.Широко раскрыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть в трубочку 

5. Широко раскрыть рот, затем попросить полузакрыть и закрыть его 

6. Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков или слогов изменяется) А-И-У; У-И-А; КА-ПА-ТА; ПА-КА-ТА; ПЛА-ПЛУ-ПЛО; РАЛ-ЛАР-ТАР-ТАЛ; СКЛА-ВЗМА-ЗДРА 

ВЫВОДЫ: движения артикуляционного аппарата активные, вялые, пассивные; объем движений полный, неполный; замена движений есть, отсутствует; последовательность от одного движения к другому есть, нет; наблюдаются гиперкинезы, саливация, тремор; 

Обследование мимической мускулатуры 

1.Исследование объема и качества движений мышц лба 

а) нахмурить брови; 

б) поднять брови; 

в) наморщить лоб 

Отметить: выполнение правильное; движения выполняются с содружественными движениями (щурятся глаза, подергиваются щеки и т. д.); движение не удается 

2. Исследование объема и качества движений глаз 

а) легко сомкнуть веки; 

б) плотно сомкнуть веки; 

в) закрыть правый глаз, затем левый; 

г) подмигнуть 

Отметить: выполнение правильное; движение не удается; возникают содружественные движения 

3.Исследование объема и качества движений мышц щек 

а) надуть левую щеку; 

б) надуть правую щеку; 

в) надуть обе щеки одновременно 

Отметить: выполнение правильное; изолированное надувание одной щеки не удается; сильно напрягается противоположная выпяченная щека 

4. Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз 

Выразить мимикой лица: 

а) удивление; 

б) радость; 

в) испуг; 

г) грусть; 

д) сердитое лицо 

Отметить: правильное выполнение мимических поз; движение не удается; мимическая картина нечеткая 

5. Исследование символического праксиса проводят вначале по образцу, а затем по речевой инструкции 

а) свист; 

б) поцелуй; 

в) улыбка; 

г) оскал; 

д) плевок; 

е) цоканье 

Отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, симметричность носогубных складок; появление содружественных движений, гиперкинезов, саливации; движение не удается 

Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражения черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы проводятся в начале по показу, а затем по словесной инструкции. 

ВЫВОДЫ: поражение черепно-мозговой иннервации отсутствует, отмечается поражение черепно-мозговых нервов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Лето для ребенка с нарушением речи

Рекомендации родителям...

Календарный план работы по преодолению нарушений речи детей посещающих старшую группы

Календарный план индивидуальной работы по преодолению  нарушений речи детей посещающих старшую группу....

Календарный план работы по преодолению нарушений речи у детей посещающих подготовительную к школе группу.

Календарный план работы по преодолению нарушения речи у детей посещающих подготовительную к школе группу....

"Логопедическое обследование детей с нарушениями речи в условиях введения ФГОС".

Данный материал поможет учителя-логопедам при логопедическом обследовании детей с нарушением звукопроизношения в условиях введения ФГОС....

технология подготовки психологического обследования ребенка с нарушениями развития

Презентация "Технология подготовки психологического обследования ребенка с нарушениями развития"подготовленна для  просмотра мультимедиаЛитература:1. В.В. Кислова "Практикум по специальной психол...

Диагностическое обследование ребенка с нарушением зрения

В стать рассматриваются требования к проведению диагностического обследования слабовидящего дошкольника...