Чем занять ребенка с нарушением зрения дома? Учитель-дефектолог, Дукова М.Н.
материал (подготовительная группа) по теме
Рекомендации родителям по развитию воспитанников с нарушением зрения в домашних условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chem_zanyat_rebenka_doma_podgotovitelnaya_gruppa_2010-2011.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Не забывайте каждое утро вместе с ребенком отрывать листок календаря за прошедшие сутки. Уточните, какой день недели был вчера, какой наступил сегодня.
- Необходимо больше внимания уделять развитию мелкой моторики. Для этого нужно привлекать детей к выполнению различных действий рукой и пальцами: застегивать и расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и т.д.
- Упражняйте в счете предметов в пределах 10.
- Учите называть слово противоположенное по смыслу:
Горячий-холодный,
Узкий-широкий,
Большой-маленький,
Длинный-короткий,
Толстый-тонкий и т.д.
- Рассмотрите листья и плоды разных растений: каштана, дуба, рябины, клена, ясеня, шиповника, калины и др. побеседуйте о том, какие они разные. Соберите их для поделок и подкормки птиц зимой.
- В дождливый день побеседуйте с ребенком об осенних дождях. Расскажите, что осенний дождь не похож на летний. Он холодный, моросящий, может сыпать маленькими капельками и день, и два, и неделю подряд.
- Закрепляйте вместе с детьми умение распределять предметы по форме, цвету, величине:
-При посещении магазина обратите внимание на различные формы и цвета товаров и упаковок;
-По дороге в детский сад обратите внимание на те листья, которые лежат у вас под ногами. Попросите назвать своего ребенка цвет, форму листочка и уточните, с какого дерева он упал.
- Во время прогулки полезно будет обсудить то, как одеты люди осенью. Объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. Пощупать осенние: одежду, обувь и головные уборы, определить их качество и назначение.
- Закрепляйте знания детей о частях тела, умение определять стороны «Правая-левая».
Например, можно поиграть в игру: «Где сидит кукла?», «Кто стоит справа (слева) от тебя?», «Угадай, что где находиться?»
- Учитывайте, что развитие мыслительных процессов зависит от того, насколько развита мелкая моторика у ребенка. В свободное время предложите ребенку раскрасить картинку, обвести ее или заштриховать.
- Выясните, понимает ли ребенок, почему осенью начинается массовый отлет птиц. (Стало холодно, исчезли насекомые, которыми питались птицы.) понаблюдайте за стаями, которые летят над вашим домом. Расскажите, что в октябре из наших краев улетают скворцы, утки, гуси, журавли.
- Предложите ребенку поиграть дома в игру «Чего не стало?»
Поставьте на столе в ряд 10 игрушек, предложите пересчитать и запомнить расположение, а затем попросите ребенка закрыть глаза. Уберите 2 игрушки, открыв глаза ребенок должен ответить на вопросы: -игрушек стало больше или меньше? , какая игрушка стала первая? И Т.Д.
- Побеседуйте об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту. При этом уточните, какую пользу они приносят человеку и правила пользования ими.
- Во время совместной прогулки покажите ребенку лиственные деревья – березу, клен, липу, осину, рябину. Внимательно рассмотрите их: Какие у этих деревьев стволы, ветки, листья. Найдите в природе листья деревьев разного цвета.
- Учите видеть и понимать, а так же словесно обозначать аналогичное расположение натуральных объектов в реальной обстановке.
Например: «Что стоит за столом?»
«Что находиться за вазой?»
- Закрепляйте умения сравнивать фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и др. выделять часть из целого.
- Для развития мыслительных операций, внимания и речи предложите ребенку игру «Что изменилось?». Разложите перед ним в ряд 4-5 предметов. Пусть назовет их и запомнит, в каком порядке они лежат. Затем предложите отвернуться и поменяйте два предмета местами. Повернувшись, ребенок должен будет сказать, что изменилось. Давайте такое задание не более 3-4 раз подряд.
- По дороге в детский сад обратите внимание на то, что находиться далеко, а что близко по отношению к вам.
- Поиграйте с детьми в игру: «Сколько в другой руке?»
Взрослый: «У меня 6(7) конфет, в правой руке 3 (показывает). Сколько в левой?». Затем поменяйтесь ролями.
- Поговорите с ребенком о своей семье. Предложите назвать Фамилию, Имя, Отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
- Побеседуйте с ребенком о зимней одежде, головных уборах и обуви, об их названиях. Обратите внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней одеждой и обувью.
Поиграйте в игру «Подбери слова»
Что вяжут…,Что шьют…,Что надевают…,Что обувают…,Что штопают… ,Что завязывают…
- Предложите ребенку взять коробку с пуговицами разной величины, цвета, формы. Пусть он рассортирует их по величине, цвету и форме. Спросите у него: каких пуговиц больше – больших или маленьких, красных или белых. Какой они формы.
- Упражнять детей в различении цвета предметов; учите различать близкие цвета – красный – оранжевый, розовый – сиреневый, синий – голубой и т.д.
- Вырежьте вместе с детьми из картона – набор цветных геометрических фигур. Затем предложите
- отложить красные фигуры и назвать их;
-отложить треугольники и назвать их;
-отложить в сторону четырехугольники и назвать их;
-затем можно собрать цветные изображения из геометрических фигур.
- Предложите ребенку поиграть в игру «Чем похожи , чем отличаются?» Для сравнения предложите ребенку следующие пары:
Муха – бабочка. Дом – избушка, Стол – стулья, Книга – тетрадь,
Топор – молоток, Вода – молоко.
- Поговорите с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах. Вспомните их названия, внешние признаки, повадки, детенышей, чем питаются.
Поиграйте в игру «Кто, где живет?»
Лиса живет в норе.
Медведь зимует…
Волк живет в …
Белка …
Ежик…
Заяц…
- Развивайте математические способности ребенка, предложите ему игру «Волшебники». Для игры вам понадобятся разноцветные картонные или пластмассовые треугольники. Предложите ребенку сложить из треугольников изображения (домик, часы, бабочку, елочку и т.д.)
Если у Вас есть возможность, как можно больше давайте своему ребенку «Развивающие игры», они принесут неоценимую пользу.
Все конструкторы.
Развивают мелкую моторику (а значит, и речь) конструкторские способности, умение анализировать, внимание, геометрические представления.
Игры Б.П.Никитина.
«Сложи узор» , «Кубики для всех», «Уникуб» и др.
Развивают математические и геометрические представления, пространственное и образное мышление, внимание и память, точность и аккуратность, сосредоточенность и усидчивость и др.
Все мозаики.
Развивают образное и пространственное мышление, мелкую моторику, цветоощущение, творческое воображение и др.
Все лото.
Знакомят с окружающим миром, развивают память и внимание, умение анализировать и сравнивать.
Все домино.
Знакомят с цифрами и числами, буквами и слогами, учат сравнивать, анализировать и быть внимательным, развивают коммуникативные качества.
Все игры настольные.
Развивают память и внимание, геометрические представления, логическое, образное и пространственное мышление, мелкую моторику, усидчивость и самостоятельность.
Парные картинки.
Знакомят с окружающим миром, историей, развивают память и внимание, коммуникативные качества, сосредоточенность, усидчивость.
Каждая из игр будет полезна Вашему ребенку.
- Рассмотрите с ребенком разные часы в вашем доме, сравните их. Чем они похожи и чем они отличаются . Если есть в доме старые часы, то разрешит ребенку разобрать их и посмотреть, что находиться внутри.
- Предложите детям игру «Найди осьминожку». На середину платка положите маленький шарик и завяжите, получилась «Осьминожка» . Ее прячут от ребенка. Ребенок найдя, говорит, где она была, используя слова : «На», «За», «Между», «В». Потом предложите ребенку быть ведущим.
- Решайте задачи нас сложение и вычитание одновременно. Это поможет понять их различие, сознательно выбрать необходимое действие, если задача решается на сложение, то вопрос должен включать в себя слова «Сколь стало?», если на вычитание «Сколько осталось?»
- Развивайте навыки микроориентировки на листе бумаги, учите располагать предметы на бумаге или на столе: справа, слева, вверху, внизу, посередине. Вам в этом помогут разнообразные прописи, которые можно приобрести в магазине.
- Закрепляйте у детей умение описывать предметы и находить их по описанию, составлять из частей целое.
Например, игры «Опиши предмет», Угадай то, что я опишу», «Отгадай загадку».
- Закрепите названия домашних животных и их детенышей, знания об их пользе для человека.
Поиграйте в игру : « Папа, мама и ребенок»
Например, Папа- бык, мама-корова, ребенок- теленок и т.д.
Либо «Один – теленок, много ..; Один – щенок, много -…, котенок, утенок и т.д.
- Можно почитать детям: Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок», С.Михалков «Три поросенка»,
С Маршак «Сказка о глупом мышонке» и т.д.
- Предложите детям поиграть с кубиками – смоделировать простейшие пространственные отношения из кубиков и строительного материала.
- Закрепляйте знания детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция,ромб,овал.
- Вырежьте вместе с детьми из картона – набор цветных геометрических фигур. Затем предложите
- отложить красные фигуры и назвать их;
-отложить треугольники и назвать их;
-отложить в сторону четырехугольники и назвать их;
-затем можно собрать цветные изображения из геометрических фигур.
- Побеседуйте с ребенком о насекомых. Уточните, каких насекомых ребенок знает, дополните его знания.
- Рассмотрите насекомых ( в природе или на иллюстрациях), рассмотрите части тела насекомого (голова, грудь, брюшко, лапки, крылья, усики) и помогите ребенку их запомнить.
- Упражнения для пальчиков (любое по выбору).
Я - веселый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жужу.
(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны - это "усы" - и пошевелить ими.)
- Побеседуйте с ребенком о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие предметы преподают в школе.
- Развиваете навыки микроориентировки на листе бумаги, учите располагать предметы на бумаге или на столе: справа, слева, вверху, внизу, посередине. Вам в этом помогут разнообразные прописи, которые можно приобрести в магазине.
- Закрепляйте у детей умение описывать предметы и находить их по описанию, составлять из частей целое.
Например, игры «Опиши предмет», Угадай то, что я опишу», «Отгадай загадку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности
Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Для организации правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной активности необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада....
Если в семье растет ребенок с нарушением зрения
Особенности воспитания слабовидящих детей. Трудности социальной адаптации. Рекомендации родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы, позволяющей ребенку адаптироваться в обществе....
Публикация на тему: Работа с группой как направление деятельности по формированию социально-психологической компетентности личности ребенка с нарушением зрения.
Методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ....
Роль коррекционной ритмики в формировании гармоничной, социально адаптированной личности ребенка с нарушением зрения
В статье представлен опыт коррекционной работы по музыкальному воспитанию детей с нарушением зрения. Раскрыто значение и результативность применения занятий коррекционной ритмико...
"КОМЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ОВЗ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АОП."
КОМЛЕКСНАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ С ОВЗ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧИТЕЛЯ -ДЕФЕКТОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ АОП....
Памятка родителям по выполнению совместно с ребенком домашнего задания учителя-логопеда, учителя-дефектолога
Представленный материал поможет родителям грамотно организовать совместную работу по выполнению домашнего задания. Выполнение несложных правил позволит родителям избежать рутинности процесса, оградить...