Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: « Времена года »
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Суркова Анастасия Михайловна

Материал предназначен для учителей -дефектологов, в помощь воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3_vremena_goda.docx21.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 13 комбинированного вида

Кронштадтского района  г. Санкт - Петербурга

Конспект  занятия

по развитию речи и ознакомлению с окружающим

для детей старшего дошкольного возраста

с задержкой психического развития

на тему:

« Времена года »

(С использованием  электронных образовательных ресурсов - презентации)

Составитель: Суркова А.М.,

учитель-дефектолог

2014 год

ЦЕЛИ:

1. Коррекционные:

- Уточнение и закрепление представлений о смене времен года.

- Уточнение и расширение словаря по данной теме.

- Закрепление умения устанавливать простейшие взаимосвязи между изменениями в природе (роль солнца в изменениях в природе).

- Развитие слухового и зрительного внимания.

- Закрепление умения применять эталоны формы при выделении форм реальных предметов.

2. Речевые:

- Развитие связной речи.

- Совершенствование грамматического строя речи.

- Воспитание познавательного интереса и стимулирование речевой активности.

3. Педагогические:

- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.

- Воспитание любви к природе.

-  Формирование  интегративных качеств: активности, самостоятельности, любознательности.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

- Словарная работа (отгадывание загадок).

- Наблюдение за изменениями в природе во время прогулок.

- Чтение художественной литературы.

- Рассматривание картин, составление рассказов.

МАТЕРИАЛ:

  1. Ноутбук со слайд-шоу с изображениями времен года, фрагмент из  мультфильма «Дед Мороз и лето».
  2. Панно «Круглый год со стрелкой.
  3. Предметные картинки по временам года.
  4. Шифровка «овощи – геометрические фигуры».
  5. Карточки к игре «Найди недостающий листок».
  6. Пластмассовая снежинка.
  7. Пособие «Грядка», семена фасоли разной величины и семена гороха.
  8. Игрушка «Солнышко».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель-дефектолог

Примерные ответы детей

  1. Ритуал начала занятия:

- Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться – «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам!

  1. Знакомство с круглым годом. Осень.

- Сегодня будем мы играть, времена года вспоминать!

- Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

«Листья кружатся, летят.

Дует ветер хлесткий.

И от холода дрожат

Белые березки».

- О каком времени года говорится в стихотворении?

- Посмотрите, осень в гости к вам пришла, игры детям принесла. (На ноутбуке появляется осень)

- Подойдите к картине. Это изображение года. Его еще называют «Круглый», потому что времена года сменяют друг друга по кругу.

- Давайте, найдем изображение осени. Катя, поверни стрелку.

- А теперь, ребята, найдите картинки, которые относятся к осени. Прикрепляйте и называйте.

- Осень называют самым богатым временем года. Чем богата осень?

- Да, осенью созревает много овощей. Они разные по цвету и отличаются по форме.

3. Игра «Узнай овощ».

- Возьмите карточки прямоугольной формы. Отгадайте, что зашифровано на карточках. Что у тебя?

- У каждого времени года свои звуки и мы можем их слышать.

(Звучит запись «Звуки природы»). Что за звуки вы услышали?

- Да, осенью много красивых листьев. У каждого из вас на столе есть лист. Назовите, каждый, свой листок.

4.Игра «Найди недостающий листок».

- Перед вами карточка, на которой нарисовано три ряда с листочками. В третьем ряду не хватает одного листочка. Догадайтесь, какого листочка не хватает. Выберите в своих тарелочках нужный листок и положите его в пустой квадрат.

5.Подвижная игра «Повторяй за мной».

-Давайте отдохнем и подвигаемся.

6. Круглый год. Зима.

-Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

«Кружит вьюга за окном,

Снегом запорошен дом.

С морозом в гости к вам пришла,

А зовут меня….» (Зима)

На экране появляется зима.

- Найди изображение зимы и поверни стрелку. Ребята, найдите картинки, которые относятся к зиме, прикрепляйте и называйте.

7. Игра «Снежинка».

- Вы закроете глаза, а я спрячу снежинку в группе. Вы будете искать, но когда найдете, не берите в руки. Сядьте на место и скажите, где лежит снежинка.  (3 раза)

  1. Игра «Кто больше придумает слов о зиме».

- Ребята, вспоминайте слова о зиме.

  1. Круглый год. Весна.

-Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

«Я превращаю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движением полна.

Зовут меня…» (Весна)

- Посмотрите, весна в гости к нам пришла, игры детям принесла. (на ноутбуке появляется весна).

- Давайте на нашем круге найдем изображение весны. Сережа, поверни стрелку.

- А, теперь, ребята, найдите картинки, которые относятся к весне. Прикрепляйте и называйте.

- Послушайте загадку:

«Колобок, колобок,

Золотистый бок,

За елки нырнул,

Там крепко заснул.

А к утру проснулся –

На весь мир улыбнулся!»

- В гости к нам с весной солнце заглянуло. (Появляется игрушка «Солнышко»)

  1. Игра «Подбери слово».

Посмотрите и скажите, какое оно, наше солнышко?

  1. Игра «Семейка слов».

- Придумаем слова одной семейки от слова «солнце».

(Игра с мячом).

- Как назвать солнце ласково?

- Как называют погоду, когда светит солнце? Какая она?

- Как называется цветок, похожий на солнце?

- Как называется явление, когда сильно печет солнце?

- Молодцы, ребята. А что делают люди весной?

  1. Игра «Грядка». (Подвижная. Координация речи с движением).

«Я давно весну ждала,

У меня свои дела.

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду, вскопаю грядку.

Мягкой грядка быть должна,

Это любят семена.

Посажу на ней морковку,

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов!»

  1. Игра «Я сажаю огород».

- В хорошем огороде есть грядки моркови и капусты. Можете выбрать, что посадить – фасоль разного размера или горох.

(Задание на развитие мелкой моторики).

- Молодцы, хороший огород посадили!

  1. Круглый год. Лето.

-Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

«В чистом небе солнце светит ярко,

Можно искупаться, очень жарко!

Нравится мне время года это,

Угадали? Ну конечно, …..»   (Лето)

- Давайте на нашем круге найдем изображение лета. Саша, поверни стрелку.

- А, теперь, ребята, найдите картинки, которые относятся к лету. Прикрепляйте и называйте.

- Отгадайте загадку:

«В небе барабан загрохотал,

А потом, в сверкающих сапожках

Кто-то быстро-быстро побежал

По земле на длинных, тонких ножках».

  1. Игра с мячом «Что делает?»

- Что делает летом солнышко?

- Что делает летом дождь?

- Что делает летом ветер?

- Что делают летом люди?

16. Игра «Назови первый звук в слове».

- А, теперь, сядет тот, кто назовет первый звук в слове.

Радуга

Солнце

Молния

Дождь

Облако

  1. Игра «Внимательные ушки».

- Послушайте стихи и скажите, бывает так или нет?

« Санки вытащила Света,

Во дворе, наверно лето?»

«Я нарву букет ромашек

И венок сплету сама.

Полюбуйся на ромашки

Наша зимушка-зима».

«Дети гуляли,

Стихи сочиняли:

Листопад, листопад –

Хлопья снежные летят!»

- Молодцы, ребята! Хорошо играли, знаете много о временах года. У меня есть для вас сюрприз: мы сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето».

Дети здороваются с гостями.

Улыбаются друг другу.

Об осени.

Называют и прикрепляют картинки.

- Фруктами, овощами, грибами.

- У меня морковь, помидор, огурец и т.д.

- Шуршание листьев.

- У меня кленовый, у меня дубовый лист.. и т.д.

Дети выполняют задание.

Дети повторяют движение за педагогом под музыку.

Дети ищут, прикрепляют картинки и объясняют свой выбор.

- Снежинка лежит под стулом, на столе и т.д.

- Снег, мороз, лед, стужа, метель и т.д.

Дети ищут, прикрепляют картинки и объясняют свой выбор.

- Солнце.

Веселое, доброе, ласковое, теплое, весеннее… и т.д.

-Солнышко.

- Солнечная.

- Подсолнух.

- Солнцепек.

- Сажают огород.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Меняют направление движения.

Останавливаются, показывают, как копать.

Показывают, как рыхлят.

Разбрасывают семена.

Дети «сажают» семена.

Дети ищут, прикрепляют картинки и объясняют свой выбор.

- Дождь.

- Светит, греет, припекает.

- Идет, льет, накрапывает.

- Дует, веет, освежает.

- Отдыхают, купаются, загорают.

-р-

-с-

-м-

-д-

-о-

- Санки нужны зимой.

Ромашки собирают летом.

Хлопья снежные летят зимой, а листопад бывает осенью.

Смотрят мультфильм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей раннего возраста (1,5 -2 года) на тему: « В гости к Петрушке»

Ребятки отправляются на паровозике в гости к Петрушке и его другу мишке. Дети произносят звукоподражание паровозика, дудочки, колокольчика. Поют песенки и расссказывают стихи....

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных к условиям данного сезона.Закрепить знания об осенней одежде человека.Закреплять правильное, отчетливое произн...

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»

Конспект занятия по  коррекционной ритмике  для детей  старшей группы с задержкой психического развития  по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы. Тема: «Дикие животные и их детеныши»

Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы.Тема: «Дикие животные и их детеныши»Задачи:Образовательные: закрепить знания детей по теме (назв...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) на тему: «Времена года. Весна»

Данный конспект будет интерес педагогам дошкольного образования и родителям для ознакомления и использования....

Конспект занятия по ознакомлению окружающего мира для детей старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией по теме: " Время года - Осень

Данное занятие включает в себя приёмы мнемотехники, фонетические ритмично, обучающие и игровые приёмы, учитывающие уровень произносительных навыков детей и степень снижения слуха. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с задержкой психического развития первый год обучения «Путешествие в осенний лес» по лексической теме «Осенние признаки»

Цель: закрепление представлений детей об осени.Задачи:Коррекционно-образовательные: - учить называть осенние признаки и явления природы; - учить правильной артикуляции, правильное произношение звуков...