Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на тему: « Времена года »
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Материал предназначен для учителей -дефектологов, в помощь воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_3_vremena_goda.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 13 комбинированного вида
Кронштадтского района г. Санкт - Петербурга
Конспект занятия
по развитию речи и ознакомлению с окружающим
для детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
на тему:
« Времена года »
(С использованием электронных образовательных ресурсов - презентации)
Составитель: Суркова А.М.,
учитель-дефектолог
2014 год
ЦЕЛИ:
1. Коррекционные:
- Уточнение и закрепление представлений о смене времен года.
- Уточнение и расширение словаря по данной теме.
- Закрепление умения устанавливать простейшие взаимосвязи между изменениями в природе (роль солнца в изменениях в природе).
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Закрепление умения применять эталоны формы при выделении форм реальных предметов.
2. Речевые:
- Развитие связной речи.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Воспитание познавательного интереса и стимулирование речевой активности.
3. Педагогические:
- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии.
- Воспитание любви к природе.
- Формирование интегративных качеств: активности, самостоятельности, любознательности.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Словарная работа (отгадывание загадок).
- Наблюдение за изменениями в природе во время прогулок.
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание картин, составление рассказов.
МАТЕРИАЛ:
- Ноутбук со слайд-шоу с изображениями времен года, фрагмент из мультфильма «Дед Мороз и лето».
- Панно «Круглый год со стрелкой.
- Предметные картинки по временам года.
- Шифровка «овощи – геометрические фигуры».
- Карточки к игре «Найди недостающий листок».
- Пластмассовая снежинка.
- Пособие «Грядка», семена фасоли разной величины и семена гороха.
- Игрушка «Солнышко».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Учитель-дефектолог | Примерные ответы детей |
- Придумано кем-то просто и мудро – При встрече здороваться – «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам Доброе утро улыбчивым лицам!
- Сегодня будем мы играть, времена года вспоминать! - Кто скажет, кто знает, когда это бывает? «Листья кружатся, летят. Дует ветер хлесткий. И от холода дрожат Белые березки». - О каком времени года говорится в стихотворении? - Посмотрите, осень в гости к вам пришла, игры детям принесла. (На ноутбуке появляется осень) - Подойдите к картине. Это изображение года. Его еще называют «Круглый», потому что времена года сменяют друг друга по кругу. - Давайте, найдем изображение осени. Катя, поверни стрелку. - А теперь, ребята, найдите картинки, которые относятся к осени. Прикрепляйте и называйте. - Осень называют самым богатым временем года. Чем богата осень? - Да, осенью созревает много овощей. Они разные по цвету и отличаются по форме. 3. Игра «Узнай овощ». - Возьмите карточки прямоугольной формы. Отгадайте, что зашифровано на карточках. Что у тебя? - У каждого времени года свои звуки и мы можем их слышать. (Звучит запись «Звуки природы»). Что за звуки вы услышали? - Да, осенью много красивых листьев. У каждого из вас на столе есть лист. Назовите, каждый, свой листок. 4.Игра «Найди недостающий листок». - Перед вами карточка, на которой нарисовано три ряда с листочками. В третьем ряду не хватает одного листочка. Догадайтесь, какого листочка не хватает. Выберите в своих тарелочках нужный листок и положите его в пустой квадрат. 5.Подвижная игра «Повторяй за мной». -Давайте отдохнем и подвигаемся. 6. Круглый год. Зима. -Кто скажет, кто знает, когда это бывает? «Кружит вьюга за окном, Снегом запорошен дом. С морозом в гости к вам пришла, А зовут меня….» (Зима) На экране появляется зима. - Найди изображение зимы и поверни стрелку. Ребята, найдите картинки, которые относятся к зиме, прикрепляйте и называйте. 7. Игра «Снежинка». - Вы закроете глаза, а я спрячу снежинку в группе. Вы будете искать, но когда найдете, не берите в руки. Сядьте на место и скажите, где лежит снежинка. (3 раза)
- Ребята, вспоминайте слова о зиме.
-Кто скажет, кто знает, когда это бывает? «Я превращаю почки В зеленые листочки, Деревья одеваю, Посевы поливаю. Движением полна. Зовут меня…» (Весна) - Посмотрите, весна в гости к нам пришла, игры детям принесла. (на ноутбуке появляется весна). - Давайте на нашем круге найдем изображение весны. Сережа, поверни стрелку. - А, теперь, ребята, найдите картинки, которые относятся к весне. Прикрепляйте и называйте. - Послушайте загадку: «Колобок, колобок, Золотистый бок, За елки нырнул, Там крепко заснул. А к утру проснулся – На весь мир улыбнулся!» - В гости к нам с весной солнце заглянуло. (Появляется игрушка «Солнышко»)
Посмотрите и скажите, какое оно, наше солнышко?
- Придумаем слова одной семейки от слова «солнце». (Игра с мячом). - Как назвать солнце ласково? - Как называют погоду, когда светит солнце? Какая она? - Как называется цветок, похожий на солнце? - Как называется явление, когда сильно печет солнце? - Молодцы, ребята. А что делают люди весной?
«Я давно весну ждала, У меня свои дела. Мне участок в огороде Нынче мама отвела. Я возьму свою лопатку, Я пойду, вскопаю грядку. Мягкой грядка быть должна, Это любят семена. Посажу на ней морковку, И редиску. А с боков Будут кустики бобов!»
- В хорошем огороде есть грядки моркови и капусты. Можете выбрать, что посадить – фасоль разного размера или горох. (Задание на развитие мелкой моторики). - Молодцы, хороший огород посадили!
-Кто скажет, кто знает, когда это бывает? «В чистом небе солнце светит ярко, Можно искупаться, очень жарко! Нравится мне время года это, Угадали? Ну конечно, …..» (Лето) - Давайте на нашем круге найдем изображение лета. Саша, поверни стрелку. - А, теперь, ребята, найдите картинки, которые относятся к лету. Прикрепляйте и называйте. - Отгадайте загадку: «В небе барабан загрохотал, А потом, в сверкающих сапожках Кто-то быстро-быстро побежал По земле на длинных, тонких ножках».
- Что делает летом солнышко? - Что делает летом дождь? - Что делает летом ветер? - Что делают летом люди? 16. Игра «Назови первый звук в слове». - А, теперь, сядет тот, кто назовет первый звук в слове. Радуга Солнце Молния Дождь Облако
- Послушайте стихи и скажите, бывает так или нет? « Санки вытащила Света, Во дворе, наверно лето?» «Я нарву букет ромашек И венок сплету сама. Полюбуйся на ромашки Наша зимушка-зима». «Дети гуляли, Стихи сочиняли: Листопад, листопад – Хлопья снежные летят!» - Молодцы, ребята! Хорошо играли, знаете много о временах года. У меня есть для вас сюрприз: мы сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Дед Мороз и лето». | Дети здороваются с гостями. Улыбаются друг другу. Об осени. Называют и прикрепляют картинки. - Фруктами, овощами, грибами. - У меня морковь, помидор, огурец и т.д. - Шуршание листьев. - У меня кленовый, у меня дубовый лист.. и т.д. Дети выполняют задание. Дети повторяют движение за педагогом под музыку. Дети ищут, прикрепляют картинки и объясняют свой выбор. - Снежинка лежит под стулом, на столе и т.д. - Снег, мороз, лед, стужа, метель и т.д. Дети ищут, прикрепляют картинки и объясняют свой выбор. - Солнце. Веселое, доброе, ласковое, теплое, весеннее… и т.д. -Солнышко. - Солнечная. - Подсолнух. - Солнцепек. - Сажают огород. Дети идут по кругу, взявшись за руки. Меняют направление движения. Останавливаются, показывают, как копать. Показывают, как рыхлят. Разбрасывают семена. Дети «сажают» семена. Дети ищут, прикрепляют картинки и объясняют свой выбор. - Дождь. - Светит, греет, припекает. - Идет, льет, накрапывает. - Дует, веет, освежает. - Отдыхают, купаются, загорают. -р- -с- -м- -д- -о- - Санки нужны зимой. Ромашки собирают летом. Хлопья снежные летят зимой, а листопад бывает осенью. Смотрят мультфильм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей раннего возраста (1,5 -2 года) на тему: « В гости к Петрушке»
Ребятки отправляются на паровозике в гости к Петрушке и его другу мишке. Дети произносят звукоподражание паровозика, дудочки, колокольчика. Поют песенки и расссказывают стихи....
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста
Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Уточнить приспособления птиц и животных к условиям данного сезона.Закрепить знания об осенней одежде человека.Закреплять правильное, отчетливое произн...
Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»
Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...
Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы. Тема: «Дикие животные и их детеныши»
Комплексное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей старшей коррекционной группы.Тема: «Дикие животные и их детеныши»Задачи:Образовательные: закрепить знания детей по теме (назв...
Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) на тему: «Времена года. Весна»
Данный конспект будет интерес педагогам дошкольного образования и родителям для ознакомления и использования....
Конспект занятия по ознакомлению окружающего мира для детей старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией по теме: " Время года - Осень
Данное занятие включает в себя приёмы мнемотехники, фонетические ритмично, обучающие и игровые приёмы, учитывающие уровень произносительных навыков детей и степень снижения слуха. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с задержкой психического развития первый год обучения «Путешествие в осенний лес» по лексической теме «Осенние признаки»
Цель: закрепление представлений детей об осени.Задачи:Коррекционно-образовательные: - учить называть осенние признаки и явления природы; - учить правильной артикуляции, правильное произношение звуков...