Двигательная сказкотерапия в работе психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (небольшая статья и технологическая карта занятия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Двигательная сказкотерапия | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Двигательная сказкотерапия в работе психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
Черемисина Я.А., Драцкая С.И.
1.слайд Педагогам работая с детьми необходимо находиться в постоянном тонусе, искать, привносить что-то новое, тем более, что современных малышей уже мало чем можно удивить.
2 слайд Для детей XXI века живое общение со взрослыми или сверстниками постепенно заменяется просмотром телевизора и компьютерными играми, забываются игрушки и книжки со сказками, а запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками у них не хватает. Дети становятся малоподвижными, импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А если у ребенка есть какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии, то данные проблемы усугубляются вдвойне. Поэтому для всех и тем более для детей с ОВЗ особенно важно грамотное распределение физических нагрузок в соответствии с их психологическими особенностями.
3 слайд Одной из новых форм работы с детьми, используемых специалистами нашего ДОУ являются двигательная сказкотерапия.
Сказка… Значение ее в работе с детьми нельзя переоценить!
В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте.
Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
4 сдайд Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. ,
Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем.
5 слайд В своей деятельности наши педагоги используют все виды сказок (художественные, волшебные, коррекционные.
6 слайд Сегодня остановимся более подробно на коррекционных сказках, которые обычно используются психологами и направлены на решение определенных проблем (проблемы в режимных моментах, страхи, капризы, агрессивность, проблемы общения) у ребенка или группы детей.
Как же работать с такими сказками?
7 слайд Естественно, можно просто прочитать или рассказать сказку ребенку (детям), задать вопросы по содержанию. Можно предложить нарисовать иллюстрации к тексту, который прочитали, разыграть сценки из сказки, придумать разные варианты концовки.
8 слайд В качестве еще одного метода развивающего способность ребенка к восприятию произведения мы решили рассказывать сказки детям включая в их контекст различные физические упражнения, элементы ЛФК, разминки, подвижные игры уже знакомые детям. Таким образом происходит развитие и коррекция не только эмоционально-волевой, но и физической сферы. Представленная в таком формате сказка лучше воспринимается, запоминается детям, им легче сделать правильные выводы. Причем выводы и их обсуждение можно провести уже после занятия во время переодевания детей, на прогулке, перед приемом пищи, перед сном и т.д.
9 слайд Двигательная сказкотерапия проводится прежде всего с профилактической целью, а в качестве коррекционного воздействия по мере необходимости, в случае возникновения той или иной проблемы у ребенка или в группе детей. Подобную сказку может подготовить не только психолог, но и любой специалист и конечно воспитатель!
Причем не обязательно использовать готовые сказочные сюжеты, их можно придумывать самим специально для детей вашей группы.
10 слайд А сейчас мы приглашаем Вас в сказку из книги Ирины Гуриной «Стихи и сказки на все случаи жизни», которая называется «Заяц-грязнуля».
Двигательная сказкотерапия. Технологическая карта.
«Заяц-грязнуля» (средняя группа)
Авторы-разработчики: Черемисина Я.А., педагог-психолог, Драцкая С.И., педагог-психолог
Сказка | Оборудование | Движения | Музыка | Время |
Жил-был в лесу заяц. Все зайцы были как зайцы: летом серые, зимой белые. А этот и зимой и летом был одним цветом. И цвет этот был ни белый, ни серый, а просто грязный, потому что заяц никогда не умывался. | Испачканная игрушка заяц. | Дети сидят в кругу. Детям демонстрируется испачканная игрушка зайца. | №1 Спокойная мелодия. Звуки природы. | 2 мин. |
В один солнечный денек шел зайчик по тропинке… | Дети идут по кругу выполняя движения по тексту песни. | №2 «Солнышко и Я» | ||
Тропинка петляла между деревьев. На ней лежали камни. Они были твёрдые. Где-то был песок – сухой и приятный… | Модули для ходьбы. | Дети встают и идут друг за другом по модулям. | №3 Детская фоновая музыка. (до конца тропинки) | 1 мин. |
Тут заяц увидел, как лиса прячется в норку под сломанным деревом. Захотел он поиграть с лисой и полез за ней. | Барьеры. Игрушка лиса. | Подлезают под барьер. | №4 «Три веселых зайчика и лиса». | 1 мин. 30 сек. |
- Ты кто? – спрашивает лиса. - Почему? | №5 Под диалог героев. Звуки леса. | |||
Пошел заяц к ежикам. - Ёжики колючие в домике сидят. Весело катаются, щекотя ребят. Ёж по ручке прокатился и обратно возвратился. Ёж по ножке прокатился и обратно возвратился. | Мячики – ёжики. | Дети берут ёжики и катают их по телу согласно тексту. | №6 Песенка про ёжика. | 2 мин. |
Не захотели ежики с зайцем дружить. Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет и пошел дальше. | Дети складывают ёжиков в корзину. | Уменьшение громкости предыдущей. | 30 сек. | |
А навстречу ему – волк.
| Игрушка волк. | П/И «Зайцы и волк». Дети изображают зайцев со словами: Скачут зайцы скок-скок-скок На зелёный, на лужок. Травку щиплют, слушают Не идёт ли волк. По окончании слов «волк» старается поймать зайцев, а те убегают в «норки» (обручи разложенные на ковре). | №7 Детская фоновая музыка. | 2 мин. |
- Ты кто? – спрашивает волк. - Не может быть, – удивился волк. – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты крот? Ты весь в земле, вон какой черный! | №8 Под диалог. Звуки леса. | |||
Решил заяц пойти искать кротов. - Может хоть они со мной поиграют? Если тоннель длинный, то: В норке тёплой и сухой, Под землёю глубоко, Проживает крот слепой Очень одиноко. С утра и до заката Роет все туннели, Хоть работа грязновата, Он доволен ею. Кроты тоже не узнали зайца и не захотели с ним играть. Обиделся заяц, но умываться не стал. Повалялся он по траве стряхнул старую солому, шелуху от шишек и землю и пошел дальше. | Тоннель. | Дети пролезают в туннель | Та же мелодия –Звуки леса. | 1 мин. |
А навстречу ему медведь. | Модульные круги. Игрушка медведь. | Дети идут по модулям. | №9 «Мишка косолапый» (до конца дорожки) | 1 мин. 30 сек. |
- Ты кто? – спрашивает медведь. Может быть ты лягушка? | №10 Под диалог. Звуки леса. | |||
Поскакал заяц к пруду с лягушками. | Лягушачьи лапки. | Дети надевают оборудование на ноги. Дети идут на пятках. | №11 «Простая песенка» (Песенка про лягушат). | 2 мин. 30 сек. |
И лягушки ускакали от зайца. Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет. | Дети снимают оборудование и складывают в корзину. | Звучит пока не уберут все за собой. | 1 мин. | |
Пошел зайчик дальше и видит, на поляне играют зайцы. | Дети повторяют движения за педагогом. | №12 «Зайка серенький сидит…» | 2 мин. | |
- Привет, – закричал заяц, выскочив на опушку. – Возьмите меня к себе поиграть. | №13 Под диалог. Звуки леса. | |||
Пришли зайцы к реке и давай в ней купаться, плескаться, мылом душистым умываться. | Голубая вуаль. Игрушка заяц – чистый. | Детей сверху накрывают вуалью. Дети умываются под вуалью. | №14 «Песенка про умывание из м/ф «Маша и медведь» | 30 сек. |
Заяц посмотрел на свое отражение и сказал: Теперь каждое утро буду умываться! И вместе со всеми ребятами-зверятами поскакал зайчик играть-танцевать. | «Песенка про умывание из м/ф «Маша и медведь» (припев) | 30 сек. | ||
Танец «Зарядка-Умывание» совместно со стажёрами. | 2 мин. | |||
Всего: 20 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста
Использование современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) становится все популярнее. Они внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том чис...
проект "Сказкотерапия в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с речевой патологией"
А что же такое сказкотерапия? Это метод, испульзуемый сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развитие творческих способностей....
Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста
Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, ...
Использование приёмов Су-Джок терапии в работе психолога с детьми дошкольного возраста. КАРТОТЕКА ИГР.
Су-Джок терапия в данном контексте является нетрадиционным методом коррекции психо-речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Уникальность использования данного метода состоит в том, что приёмы С...
Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР дошкольного возраста.
Каждый год увеличивается количество детей с нарушениями в развитии. У детей возникают трудности в освоении программного материала и не из-за детского нежелания восприятия материала, а в следствие недо...
Использование ИКТ, как форма работы воспитателя с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.
Презентация для интерактивной доски на тему "Осень к нам пришла" в группе компенсирующей направленности. (Дети с интеллектуальной недостаточностью)...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми группы старшего дошкольного возраста для детей с ТНР 6-7 лет
Цель: Коррекция психических процессов: внимания, мышления, памяти и речи.Задачи:Коррекционно-образовательные:- Закрепить знания детей по лексической теме «Осень» Коррекционно-развиваю...