Двигательная сказкотерапия в работе психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Черемисина Яна Анатольевна

Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (небольшая статья и технологическая карта занятия).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Двигательная сказкотерапия23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная сказкотерапия в работе психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Черемисина Я.А., Драцкая С.И.

1.слайд Педагогам работая с детьми необходимо находиться в постоянном тонусе, искать, привносить что-то новое, тем более, что современных малышей уже мало чем можно удивить.

2 слайд Для детей XXI века живое общение со взрослыми или сверстниками постепенно заменяется просмотром телевизора и компьютерными играми, забываются игрушки и книжки со сказками, а запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками у них не хватает. Дети становятся малоподвижными, импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А если у ребенка есть какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии, то данные проблемы усугубляются вдвойне. Поэтому для всех и тем более для детей с ОВЗ особенно важно грамотное распределение физических нагрузок в соответствии с их психологическими особенностями.

3 слайд Одной из новых форм работы с детьми, используемых специалистами нашего ДОУ являются двигательная сказкотерапия.

Сказка… Значение ее в работе с детьми нельзя переоценить!

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте.

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

4 сдайд Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. ,

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем.

5 слайд В своей деятельности наши педагоги используют все виды сказок (художественные, волшебные, коррекционные.

6 слайд Сегодня остановимся более подробно на коррекционных сказках, которые обычно используются психологами и направлены на решение определенных проблем (проблемы в режимных моментах, страхи, капризы, агрессивность, проблемы общения) у ребенка или группы детей.

Как же работать с такими сказками?

7 слайд Естественно, можно просто прочитать или рассказать сказку ребенку (детям), задать вопросы по содержанию. Можно предложить нарисовать иллюстрации к тексту, который прочитали, разыграть сценки из сказки, придумать разные варианты концовки.

 8 слайд В качестве еще одного метода развивающего способность ребенка к восприятию произведения мы решили рассказывать сказки детям включая в их контекст различные физические упражнения, элементы ЛФК, разминки, подвижные игры уже знакомые детям. Таким образом происходит развитие и коррекция не только эмоционально-волевой, но и физической сферы. Представленная в таком формате сказка лучше воспринимается, запоминается детям, им легче сделать правильные выводы. Причем выводы и их обсуждение можно провести уже после занятия во время переодевания детей, на прогулке, перед приемом пищи, перед сном и т.д.

9 слайд Двигательная сказкотерапия проводится прежде всего с профилактической целью, а в качестве коррекционного воздействия по мере необходимости, в случае возникновения той или иной проблемы у ребенка или в группе детей. Подобную сказку может подготовить не только психолог, но и любой специалист и конечно воспитатель!

Причем не обязательно использовать готовые сказочные сюжеты, их можно придумывать самим специально для детей вашей группы.

10 слайд А сейчас мы приглашаем Вас в сказку из книги Ирины Гуриной «Стихи и сказки на все случаи жизни», которая называется «Заяц-грязнуля».


Двигательная сказкотерапия. Технологическая карта.

«Заяц-грязнуля» (средняя группа)

Авторы-разработчики: Черемисина Я.А., педагог-психолог, Драцкая С.И., педагог-психолог

Сказка

Оборудование

Движения

Музыка

Время

Жил-был в лесу заяц. Все зайцы были как зайцы: летом серые, зимой белые. А этот и зимой и летом был одним цветом. И цвет этот был ни белый, ни серый, а просто грязный, потому что заяц никогда не умывался.

Испачканная игрушка заяц.

Дети сидят в кругу.

Детям демонстрируется испачканная игрушка зайца.

№1 Спокойная мелодия. Звуки природы.

2 мин.

В один солнечный денек шел зайчик по тропинке…

Дети идут по кругу выполняя движения по тексту песни.

№2 «Солнышко и Я»

Тропинка петляла между деревьев. На ней лежали камни. Они были твёрдые.  Где-то был песок – сухой и приятный…  

Модули для ходьбы.

Дети встают и идут друг за другом по модулям.

№3 Детская фоновая музыка. (до конца тропинки)

1 мин.

Тут заяц увидел, как лиса прячется в норку под сломанным деревом. Захотел он поиграть с лисой и полез за ней.

Барьеры. Игрушка лиса.

Подлезают под барьер.

№4 «Три веселых зайчика и лиса».

1 мин. 30 сек.

- Ты кто? – спрашивает лиса.
- Заяц, – ответил заяц.
- Не может быть! Я никогда таких страшных зайцев не видела!  Может быть ты еж?

- Почему?
- На тебе солома старая, шелуха от шишек и шерсть вся свалялась, на иголки стала похожа.

№5 Под диалог героев. Звуки леса.

Пошел заяц к ежикам.

- Ёжики колючие в домике сидят.

Весело катаются, щекотя ребят.

Ёж по ручке прокатился и обратно возвратился.

Ёж по ножке прокатился и обратно возвратился.

Мячики – ёжики.

Дети берут ёжики и

катают их по телу согласно тексту.

№6 Песенка про ёжика.

2 мин.

Не захотели ежики с зайцем дружить.

Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет и пошел дальше.

Дети складывают ёжиков в корзину.

Уменьшение громкости предыдущей.

30 сек.

А навстречу ему – волк.

 

Игрушка волк.

П/И «Зайцы и волк».

Дети изображают зайцев со словами:

Скачут зайцы скок-скок-скок

 На зелёный, на лужок.

Травку щиплют, слушают

 Не идёт ли волк.  

По окончании слов «волк» старается поймать зайцев, а те убегают в «норки» (обручи разложенные на ковре).

№7 Детская фоновая музыка.

2 мин.

- Ты кто? – спрашивает волк.
- Заяц, – ответил заяц.

- Не может быть, – удивился волк.

 – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает! Может быть ты крот? Ты весь в земле, вон какой черный!

№8 Под диалог. Звуки леса.

Решил заяц пойти искать кротов.

- Может хоть они со мной поиграют?

Если тоннель длинный, то:

В норке тёплой и сухой,

Под землёю глубоко,

Проживает крот слепой

Очень одиноко.

С утра и до заката

Роет все туннели,

Хоть работа грязновата,

Он доволен ею.

Кроты тоже не узнали зайца и не захотели с ним играть.

Обиделся заяц, но умываться не стал.

Повалялся он по траве стряхнул старую солому, шелуху от шишек и землю и пошел дальше.

Тоннель.

Дети пролезают в туннель

Та же мелодия –Звуки леса.

1 мин.

А навстречу ему медведь.

Модульные круги. Игрушка медведь.

Дети идут по модулям.

№9 «Мишка косолапый» (до конца дорожки)

1 мин. 30 сек.

- Ты кто? – спрашивает медведь.
- Заяц, – ответил заяц.
- Не может быть, – замотал головой медведь. – Я никогда таких зайцев не видел, таких страшных не бывает!

Может быть ты лягушка?
- Почему? – удивился заяц.
- Потому что весь зеленый!

№10 Под диалог. Звуки леса.

Поскакал заяц к пруду с лягушками.

Лягушачьи лапки.

Дети надевают оборудование на ноги.

Дети идут на пятках.

№11 «Простая песенка» (Песенка про лягушат).

2 мин. 30 сек.

И лягушки  ускакали от зайца.

Заяц обиделся, но решил, что умываться все равно не будет.

Дети снимают оборудование и складывают в корзину.

Звучит пока не уберут все за собой.

1 мин.

Пошел зайчик дальше и видит, на поляне играют зайцы.

Дети повторяют движения за педагогом.

№12 «Зайка серенький сидит…»

2 мин.

- Привет, – закричал заяц, выскочив на опушку. – Возьмите меня к себе поиграть.
- А ты кто? – хором спросили зайцы.
- Как кто? Заяц!
- Может быть, и заяц. Только очень грязный. Тебя надо помыть, тогда будем дружить – сказали зайцы.

№13 Под диалог. Звуки леса.

Пришли зайцы к реке и давай в ней купаться, плескаться, мылом душистым умываться.

Голубая вуаль.

Игрушка заяц – чистый.

Детей сверху накрывают вуалью.

Дети умываются под вуалью.

№14 «Песенка про умывание из м/ф «Маша и медведь»

30 сек.

Заяц посмотрел на свое отражение и сказал:
- Какой я красивый, оказывается!

Теперь каждое утро буду умываться!

И вместе со всеми ребятами-зверятами поскакал зайчик играть-танцевать.

«Песенка про умывание из м/ф «Маша и медведь» (припев)

30 сек.

Танец «Зарядка-Умывание» совместно со стажёрами.

2 мин.

Всего: 20 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Использование современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) становится все популярнее. Они внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том чис...

проект "Сказкотерапия в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с речевой патологией"

А что же такое сказкотерапия? Это метод, испульзуемый сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развитие творческих способностей....

Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, ...

Использование приёмов Су-Джок терапии в работе психолога с детьми дошкольного возраста. КАРТОТЕКА ИГР.

Су-Джок терапия в данном контексте является нетрадиционным методом коррекции психо-речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Уникальность использования данного метода состоит в том, что приёмы С...

Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР дошкольного возраста.

Каждый год увеличивается количество детей с нарушениями в развитии. У детей возникают трудности в освоении программного материала и не из-за детского нежелания восприятия материала, а в следствие недо...

Использование ИКТ, как форма работы воспитателя с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.

Презентация для интерактивной доски на тему "Осень к нам пришла" в группе компенсирующей направленности. (Дети с интеллектуальной недостаточностью)...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми группы старшего дошкольного возраста для детей с ТНР 6-7 лет

Цель: Коррекция психических процессов: внимания, мышления, памяти и речи.Задачи:Коррекционно-образовательные:- Закрепить знания детей по лексической теме «Осень» Коррекционно-развиваю...