"Использование игр-энергизаторов в работе воспитателя с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Мизгер Ирина Николаевна

Часто в ходе образовательной деятельности дошкольники испытывают снижение энергии, затруднения с концентрацией внимания, начинают отвлекаться. Средством преодоления спада энергии может служить короткое физическое упражнение, оживляющее активность группы или игры-энергизаторы. Они хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов (слуховых, кинестетических, зрительных) и развивают психо-речевые способности детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-energizatory.docx19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр-энергизаторов в работе воспитателя с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста

    Современная система образования предъявляет высокие требования к дошкольному детству в рамках обучения и воспитания, получаемых детьми в детских садах.

Следовательно, педагогически целесообразно организовывать познавательную деятельность воспитанника, которая становится более интенсивной, если в занятие включены различные виды деятельности, способствующие реализации склонностей детей, выявляющие их потенциальные возможности и обеспечивающие развитие индивидуальности. Специальные педагогические исследования Г.Янчевской, В.В.Горшковой, А.А.Журкина, Г.И.Камаевой, И.А.Свиридовой, З.Ф.Чехловой А.Н.Ксенофонтовой показали, что включение различных видов деятельности не только обогащает познание, но и содействует общему развитию ребенка, формированию его личности благодаря важнейшим личностным свойствам, познавательной активности, самостоятельности. Различные виды деятельности, включенные в учебный процесс, обогащают занятие, так как вносят специфику в познавательные процессы: художественная деятельность вносит образность в освоение мира; трудовая — дает практически ценные умения; игровая — способствует лучшему восприятию материала.

А значит, необходимо подбирать разнообразные методы, приемы, технологии образования детей. И, одной из востребованных,  инновационных  педагогических технологий можно считать - игру энергизатор.  На  практике видно, что у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста, такие игры  способствуют активизации речевой деятельности, формированию активного внимания, снятию напряжения, улучшению общего эмоционального настроя и закреплению знаний, умений и навыков в игровой форме. Часто в ходе образовательной деятельности дошкольники испытывают снижение энергии, затруднения с концентрацией внимания,  начинают отвлекаться. Средством преодоления спада энергии может служить короткое физическое упражнение, оживляющее активность группы или игры-энергизаторы. Они хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов (слуховых, кинестетических, зрительных) и развивают психо-речевые способности детей с ОВЗ. Эти игры можно проводить в начале, в конце занятия, а также в ходе любых режимных моментов. Необходимо помнить: игра-энергизатор должна быть легкой для объяснения и понимания; динамичной; позитивной; короткой; доступной для всех участников, а также соответствовать тематике занятия. Для педагога в ходе игры очень важно, чтобы воспитанники проговаривали все свои действия, следили за собственным произношением. Воспитатели следят за снятием напряжения, развитием высших психических функций детей. Рассмотрим несколько игр-энергизаторов.

Игра-энергизатор «Запрещенное движение» (слово)

1 Вариант игры. Дети сидят на стульчиках в кругу, держат в руках индивидуальные зеркала. Педагог показывает знакомые артикуляционные упражнения («Улыбка», «Бублик», «Хомячок» и др.). Дети повторяют все упражнения, кроме одного, условленного заранее – «запрещенного» («Хомячок»).

2 Вариант игры. Педагог просит детей повторить за ним слова на определенную тему, например: «Игрушки» (мяч, кукла, пирамидка, мишка, машина…). Затем предлагает запомнить «запрещенное» слово – «мяч», а вместо него дети должны хлопнуть в ладоши. Дети четко проговаривают слова, заменяя «запрещенное» слово хлопком.

3 Вариант игры. Игра может быть усложнена. Педагог просит детей запомнить слова-действия (мы ходим, бегаем, прыгаем, играем…), затем предлагает выполнить соответствующие действия. Называет «запрещенное» слово – «прыгать», которое нужно заменить хлопком в ладоши над головой. Дети четко проговаривают слова, выполняя соответствующие действия (ходят, прыгают, кружатся, танцуют), одновременно заменяя «запрещенное» слово хлопком над головой.

Игра-энергизатор «Назови только круглые слова»

Дети встают в круг. Педагог (ведущий) называет тему игры и дает инструкцию: «Нужно называть по очереди только круглые слова, передавая при этом мяч (шарик, обруч или другой круглый предмет) друг другу». Педагог меняет тему. Нужно называть по очереди только квадратные слова, передавая при этом кубик друг другу. Игра аналогично продолжается. Можно сменить тему и называть только зеленые слова, только колючие, только сладкие и т.д. Для детей с ОВЗ необходима помощь в виде реального предмета на определенную тематику.

Игра-энергизатор «Бурлящее море»

Педагог делит воспитанников на две команды. Затем подходит к одному игроку из первой команды и на ушко называет обитателя моря. Этот ребенок выходит к другой команде и изображает жестами и мимикой образ и повадки морского обитателя. Игроки другой команды должны его отгадать и назвать. Игра аналогично продолжается. Данную игру лучше проводить под музыкальное сопровождение на морскую тематику. Можно использовать следующую тематику «Животные», «Птицы», «Семья», «Профессии».

Игра-энергизатор «Детское радио»

Все участники – это дикторы, выступающие на радио, ведущий – регулятор громкости. Педагог предлагает текст для исполнения (знакомую чистоговорку, скороговорку, стихотворение). Ведущий жестом «включает радио» и поднятием-опусканием ладони показывает уровень громкости. Участники следят за рукой ведущего, повышая до самого громкого или понижая до шепота голос. Ведущий может хлопком выключить радио, участники в это время замолкают, но продолжают проговаривать в уме текст и по хлопку ведущего снова продолжают его произносить. Для детей с ОВЗ необходима помощь: когда ведущий хлопком выключает радио, а участники в это время замолкают, педагог может вполголоса продолжать проговаривать текст. Так детям будет легче продолжить его в ходе игры.

Игра-энергизатор «Стоп машина»

Участники встают друг за другом. Выбирается ведущий – водитель, который заводит машину звуком (например: «тр-тр»), и звук, с которым он её тормозит (например: «Стоп машина»). Водитель произносит «тр-тр», дети повторяют за ним. Колонна движется друг за другом. Любой участник может сказать «стоп», быстро встать в конец колонны и завести мотор. Теперь он водитель, «движение» начинается в противоположном направлении. Перед игрой необходимо договориться с детьми с ОВЗ, что движение может останавливаться только по одному сигналу.

Игра - энергизатор «Придумай слово и поменяйся местами»

Дети и педагог встают в круг. Ведущий бросает любому ребенку в руки мяч и называет слово на определенную тематику («Овощи», «Игрушки» и др.). Ребенок ловит мяч и называет свое слово, соответствующее данной тематике и быстро меняется с ведущим местами. Игра аналогично продолжается. Участник, который не придумает слово, подбрасывает мяч вверх, затем повторяет слово предыдущего игрока или просит помощи у ребят.

     Таким образом, внедрение новой инновационной педагогической технологии игры-энергизатора в коррекционную работу, способствует более эффективному воспитанию детей с ограниченными возможностями, которые стремятся творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и получать новые знания об окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

СИНКВЕЙН – это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо)....

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование технологии синквейн в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста"

Синквейн - это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению мыслей....

Использование песочной терапии в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».К. Д. Ушинский...

Использование ИКТ, как форма работы воспитателя с детьми с ОВЗ дошкольного возраста.

Презентация для интерактивной доски на тему "Осень к нам пришла" в группе компенсирующей направленности. (Дети с интеллектуальной недостаточностью)...

«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Актуальность и целесообразность использования синквейна• открываются новые творческие интеллектуальные возможности;• способствует обогащению и актуализации словаря;• является диагностич...

«Использование технологии синквейн, в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

ull;Синквейн – стихотворение без рифмы  из пяти строк•возник в США в начале XX века под влиянием японской поэзии•стал использоваться (а с 1997 года и в России) в дидактических ц...