проект "Сказкотерапия в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с речевой патологией"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Щедривая Ольга Анатольевна

А что же такое сказкотерапия? Это метод, испульзуемый сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развитие творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 1 «Теремок» компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников

г. Олекминска Олекминского района Республики Саха (Якутия)

Проект

«Сказкотерапия в работе  воспитателя компенсирующего  ДОУ для  детей  с речевой патологией»

Выполнила: воспитатель 2 категории УПД

Медведева Ольга Анатольевна

                           

                                                           

                                                             Олекминск 2009  год.

                                                          Оглавление

 I.    Введение

1.1 Актуальность, цели и задачи.                                                                             Стр. 3

1.2 Этапы работы.                                                                                                      Стр. 4

 II. Основная часть

2.1 Сказкотерапия – основа коррекционной работы                                              Стр. 5 -6                                                                                                  

2.2   Программа мероприятий по работе проекта «Сказкотерапия»                     Стр. 7- 8                                                    

2.3  Основные элементы занятий                                                                             Стр.  9

2.4 Практические приёмы работы со сказкой                                                         Стр. 10 -11

III Заключение

3.1  Итоги работы и их практическая значимость                                                   Стр.12

3.2  Планы на будущее                                                                                               Стр.13

3.3   Рекомендации педагогам                                                                                   Стр. 14

IV Библиография                                                                                                        Стр. 15

 

V Приложение                                                                                                            Стр. 16

                                                                             

  I.Введение.

    Актуальность:

  Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии лечение сказкой – это выход из нелегкого положения.

  Психологическое  обследование детей – логопатов выявило у них повышенную двигательную активность, неустойчивое внимание, повышенную отвлекаемость у одних и заторможенность, утомляемость, сниженную работоспособность у других, у некоторых детей обнаружился высокий уровень агрессивности и тревоги, другие наоборот неуверенные в себе, со сниженным уровнем самооценки. Эти дети испытывают затруднения при пересказе, не умеют играть по правилам, четко излагать свои мысли.  Встречаются дети, у которых наблюдается большое количество страхов.

  Таким образом, мы наблюдаем значительные отклонения в развитии в эмоционально-волевой сферы детей-логопатов.

Цели:

Для проведения коррекции  в поведении детей, имеющих нарушение в развитии речи были поставлены цели.

  1. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка с речевой патологией.
  2. Воспитание личности ребенка в собственные возможности и сглаженными отрицательными переживаниями связанные с речевой неполноценностью.
  3. Всестороннее развитие творческих способностей каждого ребенка.

Определены задачи:

  1. Снизить уровень тревожности и агрессивности у детей с проблемами в развитии.
  2. Развить умения преодолевать трудности, страхи.
  3. Выявить и поддержать творческие способности каждого ребенка.
  4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
  5. Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка      через музыкотерапию.
  6. Прослушивать музыку, направленную на снятие напряжения.

   1.1    Этапы работы.

I. Подготовительный.

  1. Знакомство с литературой по теме проекта.
  2. Определение содержания работы по  проекту.

II. Основной

  1.  Установление тесного взаимодействия всех специалистов принимающих участие в работе по проекту.
  2.  Определение содержания работы по каждому из этапов сказпотерапии
  3. Составление программы занятий по сказкотерапии
  4. Оформительская работа, изготовление атрибутов для русских народных сказок  совместно с детьми и родителями.

III. Заключительный

  1.  Подведение итогов и выявление результативности работы.
  2. Определение задач на будущее
  3. Определение практической значимости проекта

II    Основная  часть.

     2.1      Сказкотерапия – основа коррекционной работы.

  Лечение   сказкой – это творческая деятельность с элементами музыкотерапии, арттерапии, куклотерапии, все это и составляет  элементы сказкотерапии. А что же такое сказкотерапия? Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

  «Сказкотерапия» - это еще и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности. Элементы сказкотерапии – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. В сказочных сюжетах зашифрованы  ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни человек.

   На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Благодаря  многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды решать актуальные для него проблемы.                              

   Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя  картину мира, и, в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.

  Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку  чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а  герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.

   Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством.

    На сегодняшний день использование сказкотерапии в работе со всеми детьми, а особенно с детьми, имеющими проблемы в развитии речи, просто необходимо, так как такая форма деятельности является новой технологией в психолого-педагогической коррекции детей с проблемами в развитии. Благодаря инновационной форме работы, через элементы сказкотерапии можно дать детям с ослабленной нервной системой не только знания, умения, навыки, которые необходимы для обучения в школе, а и  потребности в общении с окружающими людьми, умение налаживать контакты с взрослыми и сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении, проявлять свои эмоциональные состояния, принятые в человеческом обществе.

    Все это и составляет необходимые условия успешного развития ребенка и его подлинная интеграция в общество. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку – логопату прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни.  И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

   Занятия являются  дополнительной формой организации коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими проблемы в развитии речи. Они позволяют расширить круг коррекционного воздействия на ребенка и таким образом решать многие задачи. Это еще одна форма взаимодействия педагога и ребенка, которая обогащает жизненный опыт ребенка и расширяет возможности более успешного овладения им социальным опытом.

  Занятия с элементами сказкотерапии – деятельность необыкновенно  эмоционально насыщенная, что делает её привлекательной для детей. Она приносит ребенку радость и удивления, в ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого не замечая его. Будучи по характеру синкретической деятельностью она наиболее полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов; цельности и одномоментности  восприятия, не только образного, но и логического мышления, двигательной активности.  Это говорит о широком развивающем потенциале элементов сказкотерапии.

  Через занятия с элементами сказкотерапии мы стараемся и по форме и по содержанию наполнить сказкой жизнь детей,  у  которых проблемы в развитии. Дети трогательно и доверчиво поверили в сказку, которая живет в большом красивом музыкальном зале, а главное прониклись доверием к нам, взрослым.

 Сказки и рассказы подбираем так, чтобы дети могли соотносить их со своим жизненным опытом: мамы и детки, друзья и их взаимоотношения, поведение различных животных и детей, особенности жизни в разные временные отрезки (части суток, времена года).

   Для  занятий с элементами сказкотерапии выделено время  в расписании. Занятия проводятся  с подгруппой детей. С первых дней пребывания детей в нашем ДОУ мы начинаем вводить игры-занятия. Сначала они помогают адаптироваться  ребенку  к условиям ДОУ, установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, и помогают выявить особенности развития каждого ребенка, его интересы и стремления.

   Распределяем один и тот же сюжет или сказку на 4 занятия, постепенно усложняя содержание. Никогда не рассказываем детям о том,  чему они будут учиться, чему уже научились, что получилось, а что нет. Планируя занятие, мы реализуем определенный замысел, но этот замысел известен только нам, мы не навязываем его детям, а даем возможность им выражать свои пожелания, эмоции, чувства. Содержания занятий  построено на игровой деятельности детей, не требующей от них большого интеллектуального и физического напряжения. Занятия проводятся с использованием музыкально – ритмических игр и релаксационных пауз, поэтому после занятий дети чувствуют себя отдохнувшими, расслабленными и умиротворенными.

  Занятия  с элементами сказкотерапии объединяются  единой сюжетной темой, которая зависит от содержания сказки или  театрализованной игры.

 2.2  Нами бала разработана программа мероприятий по  проекту «Сказкотерапия» на  2008-09 учебно-воспитательный год.

Название сказки

Виды работы

Сроки

1

«Репка»

1. Прослушивание и анализ сказки


2. Прослушивание музыкальных этюдов по содержанию сказки


3. Кукольный театр в исполнении педагогов ДОУ


4. Работа над выразительностью речи в пальчиковом театре в исполнении детей.

1-я неделя октября

2-я неделя октября


3-я неделя октября


4-я неделя октября

2

«Колобок»

1.  Прослушивание и анализ сказки


2. Разучивание хоровода «Колобок»


3. Развитие творческой деятельности, Кукольный театр в исполнении детей.

4. Инсценировка сказки детьми

1-я неделя ноября

2-я неделя ноября

3-я неделя ноября

4-я неделя ноября

3

«Теремок»

1. Прослушивание и анализ сказки


2. Развитие двигательной активности (музыкально ритмические игры)

3. Кукольный театр в исполнении педагогов

4. Драматизация сказки детьми

1-я неделя декабря

2-я неделя декабря

3-я неделя декабря

4-я неделя декабря

4

«Три медведя»

1. Прослушивание и анализ сказки


2.Прослушивание музыкальных этюдов, музыкально-ритмические игры по сказке

3. Работа над выразительностью речи в кукольном театре в исполнении детьми

4. Инсценировка сказки детьми

1-я неделя февраля

2-я неделя февраля


3-я неделя февраля


4-я неделя февраля

5

«Маша и медведь»

1. Прослушивание и беседа по сказке


2. Музыкально ритмические игры по содержанию сказки

3. Арттерапия (пальчиковый театр в исполнении детей)

4. Драматизация сказки в исполнении детьми.

1-я неделя марта

2-я неделя марта

3-я неделя марта

4-я неделя марта


6


«Лиса и заяц»


1. Прослушивание и анализ содержания сказки (оценка поступков героев)

2. Прослушивание музыкальных этюдов и музыкально-ритмические игры

3. Арттерапия (пальчиковый театр в исполнении детей)

4. Драматизация сказки детьми


1-я неделя апреля


2-я неделя апреля


3-я неделя апреля

4-я неделя апреля

7

Старушка Таал-Таал»

1. Знакомство с Якутской сказкой

2. Повторное прослушивание и анализ сказки

3. Пальчиковый театр в исполнении детей

4.  Инсценировка сказки учениками 3-й школы под руководством Семеновой Людмилы Ильиничны

1-я неделя мая

2-я неделя мая


3-я неделя мая


4-я неделя мая

             

 2.3 Основные элементы занятий.

1)  Ритуал входа в сказку с помощью волшебной феи,  волшебного платка, доброй рассказчицы сказок, воздушных шариков  и т.д. Это помогает заинтересовать детей и создать настрой на совместную работу и войти в сказку.

2) Прослушивание сказки в одном из вариантов  

    а) Слушание сказки, которую рассказывает педагог.

          б) Повторное  прослушивание сказки и рассказывание с опорой на образы действий      педагога (пантомимические, мимические движения, звукоподражания).

 3) Беседа по содержанию сказки с элементами  психогимнастики.  

 4) Прослушивание песен, соответствующих данной теме,  с беседой по содержанию.

 5) Музыкально – ритмические игры, упражнения.

 6) Упражнения на расслабление и отдых.

   Эти упражнения способствуют развитию умений  управлять своими эмоциями и действиями.

7) Пальчиковый театр.

8) Кукольный театр

9) Драматизация сказки

10 ) Ритуал выхода из сказки.

     

 2.4  Практические приёмы работы со сказкой

 Элементы сказкотерапии многоплановы. Выбрали несколько направлений, в рамках которых решаются коррекционные, развивающие воспитательные задачи. Одно из направлений – Аналитическое. Суть этого направления  - интерпретация сказок. В основании этого метода содержится идея о том, что из поколения в поколение, люди проходили сложные ситуации и выходили из них. Информация об этом зашифрована не только в подтексте сказки, но и в сказочных образах. На занятии берём известную сказку. Размышляем и беседуем по содержанию сказки. Мы начали с простейших сказок, таких как «Курочка Ряба»,  «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Колобок»,  обсуждали поступки героев этих сказок. Беседуя по содержанию сказки «Колобок» задавали детям следующие вопросы: «Кто больше всего понравился в сказке?»

    Кто не понравился и почему?

    Что бы вы сделали на месте колобка?

Дети принимали активное участие в обсуждении и размышлении. На первом занятии всем больше всего понравился колобок, и они хотели бы быть на него похожими. Так же дети обратили внимания на плохой поступок лисы. Дети отрицательно отнеслись к действиям лисы. Каждый раз, путешествуя  в сказку, установили правило, как нужно вести себя в сказке. Не кричать, не ссориться, слушать внимательно друг друга, относится с уважением ко всем. Сделали вывод, что наши дети не только знают эти правила, и умеют их применять в сказке, а значит, перенесут в жизнь.

Музыкотерапия

   В том, что музыка способна воздействовать на человеческий организм убеждать никого не нужно: недаром матери испокон века поют детям колыбельные песни. Современная медицина воспользовалась давно накопленными наблюдениями и разработала метод лечения музыкой. Так родилась музыкотерапия, под которой подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психоэмоционального и психофизического развития детей, у которых проблемы в развитии.   Детям уже с раннего возраста доступны  для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность. Музыкальные произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания мы детям не предлагаем, так как музыка  воздействует на ребенка физически, успокаивает или возбуждает его (в зависимости от её содержания). Осуществляем дифференцированный подход к выбору музыкальных произведений, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние детей. Главным критерием для отбора были: спокойный темп, отсутствие диссонансов и напряженных кульминаций в разработке главной темы, мелодичность, гармоничность, легкость. Успокоительная музыка рассчитана для детей склонных к перевозбуждению, а стимулирующая музыка для вялых, пассивных детей. Такая музыка подобрана на кассетах «Веселая планета» в ней собраны популярные мелодии мира специальн6о аранжированные для детей. Инструментальная музыка в современной обработке знаменитых композиторов.

Рассказывание сказок.

 Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Рассказывание имеет свои особенности. В этом направлении используем следующие формы:

  1. Групповое рассказывание.
  2. Рассказывание известной всем детям сказки (каждый ребенок по очереди рассказывает маленький кусочек сказки).
  3. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней  продолжения.

   Например, начинаем занятие: «Вы стоите у ворот Волшебной страны Рассказии. Наш Король повелел не пускать в страну тех, кто не умеет рассказывать сказки. Вижу вы не такие». Такое утверждение помогло поверить в свои силы, свои скрытые возможности даже стеснительным детям. «Однако приказ Короля закон. Я должен проверить, умеете ли вы рассказывать сказки и доложить об этом королю. Садитесь в кружок и расскажите сказку «Колобок». Это любимая сказка нашего Короля. Рассказывать будете по очереди». Начинать рассказывать сказку, на самых первых занятиях, поручаем более активным и раскрепощенным детям, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. На их примере стеснительные и замкнутые дети очень старались. Учили детей подробно рассказывать тот или иной эпизод. Затем предлагали детям участвовать в инсценировке сказки; кукольный театр, пальчиковый театр, драматизация.   Дети постепенно раскрепощались, стали более уверенны в себе, не испытывали больше страха, рассказывая и играя отрывки перед остальными детьми.

 

                       

III.  Заключение

  3.1  Итоги работы   и их практическая значимость.

    Реализуя, аналитическое направление в занятиях с элементами сказкотерапии были   решены следующие задачи:

  Дети стали более активными и внимательными.  У детей стало богатое воображение и фантазия. Научились доходчиво и правильно формулировать свои мысли. Группа детей стала сплоченной, овладели умением ставить себя на место другого, смотреть на мир с разных сторон.

  Разные формы рассказывания сказок помогли научить детей слушать друг друга, не перебивать, следить за ходом мыслей товарищей и пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Обогатился словарь за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение. Рассказывая сказки перед другими детьми, появилась раскрепощеность, уверенность в себе, отсутствие страха. Накопился опыт общения со взрослыми и сверстниками. Овладели анализом положительных и отрицательных поступков.

   Реализуя музыкотерапевтическое направление в занятиях  с элементами сказкотерапии, мы сделали вывод:

 Дети овладели навыками определять эмоциональное содержание сказки, настроения.

    Научились воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями.

  Научились выразительно имитировать движения под музыку, передавать образы животных, насекомых, птиц.

  Научились самовыражать себя через движение, мимику, пантомимику посредством музыки.

  Выразительно передают музыкальный образ в танце, игре, пантомимике.

  Прослушивание ярких музыкальных фрагментов способствовало тому, что у детей развилось воображение, фантазия, обогатился пассивный и активный словарь у детей.

  Опыт показал, что  легче усваивают и воспринимают песни, отличающиеся образной характерностью, эмоциональностью. Их внимание стало более устойчивым, стабилизировалось психоэмоциональное состояние детей. Пассивные дети стали более активными, а гиперактивные наоборот, стали более спокойными, уровновешанными.

   Использование направления в занятиях с элементами сказкотерапии показали нам, что дети научились решать сказочные задачи, находить выход из сложившейся ситуации, используя свой жизненный опыт. Научились переживать, радоваться, сочувствовать, грустить. Овладели умением выражать свои мысли в слух, отстаивать свою точку зрения, находить и анализировать положительные и отрицательные  поступки героев. Научились перевоплощаться в различные, эмоциональные образы и соотносить их с музыкой, научились регулировать свои психические процессы, снимать эмоциональное и телесное напряжение, стали более свободными и уверенными в себе.

  Научились соотносить свой внутренний ритм и желание с ритмом и  желанием других. С помощью терапевтической музыки у детей улучшилось общее эмоциональное состояние, стало  более качественным исполнением движений ( выразительность, ритмичность, координация плавность).

 Мысли и желания детей кардинально изменились, дети стали задумываться о более важных, ценностях в жизни, такие как – здоровье, мир, счастье.

    Значение занятий по сказкотерапии заключается в том, что они оказывают решающее влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, положительно влияют на развитие мимики и пантомимики, оказывают огромное влияние на коррекцию психических процессов у детей с проблемами в развитии.

 

  3.2   Планы на будущее.

   Результаты нашей работы показали необходимость продолжать проводить такие игры-занятия по сказкотерапи, по использованным направлениям в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

   Мы планируем в дальнейшем, использовать элементы сказкотерапии не только на таких занятиях, но и в режимных моментах, включать их в праздники, развлечения, конечно, заинтересовывать и привлекать родителей этой новой форме работы с детьми.  Необходимо убедить родителей, а значимости элементов сказкотерапии, показать какой интерес могут вызвать такие занятия у детей, какую роль они играют в его эмоциональном, познавательном и двигательном развитии.

  Необходимо создать фонотеку и библиотеку психотерапевтических и психокоррекционных сказок, которые помогли бы детям избавиться от драчливости, от сквернословия, от страхов, от боязни темноты, от жадности.

   Привлечь родителей для изготовления атрибутов и оборудования по русским народным сказкам.

   Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ по введению сказкотерапии в педагогический процесс.

   

                                                 3.3       Рекомендации педагогам.

 

  1. Начинать занятия с элементами сказкотерапии с младшего возраста.
  2. Использовать релаксационные упражнения для снятия эмоционального и телесного напряжения.
  3. Применять единый ритуал входа и выхода из сказки.
  4. Соблюдать принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, собирая воображаемые грибы, или капризно стучите ножкой. Вы образец того свободного, творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянуться дети.
  5. Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в приме. Помните, что здесь главное – не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которого неизбежно последуют и свобода мыслей, и свобода внешних проявлений в мимике, движениях. Только тогда механизм подражания у детей сработает эффективно. Дети сами выберут пример для подражания, кому, что придется по душе.
  6. Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними. Мы не можем скрыть от детей свои отрицательные эмоциональные состояния: страх. Тревогу, раздражение, апатию – они невольно будут влиять на состояние детей, как бы заражая аналогичными эмоциями. Наша собственная нервозность может перекрыть весь положительный эффект занятия. Настраивайтесь перед занятием, заряжайтесь добрыми чувствами к детям, заражайте их радостью, светом, теплом.
  7. Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию, не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребенка, а  просто не воспринимайте незрелые формы его реакции и поведения. Насильственные методы не только не исправят положение, но еще больше усилят дефекты личности поведения ребенка.
  8. Не стоит навязывать ребенку себя, если он чего то не хочет, лучше подумать , вдруг вы делаете что-то не так.
  9. Используйте разные формы несловесной поддержки ребенка- улыбку, подбадривающее пожатие руки, поглаживание по спине, по голове, обнимание за плечи, и т.п.. что подскажут вам руки и сердце.
  10. В занятиях  по сказкотерапии использовать полноценную художественном отношении музыку: классическую, медитативную и инструментальную.
  11. Задействовать разные виды исполнительства, включать творческие задания, побуждать к выражению переживаний в образном слове, музыкально- ритмических движений, подпевании ярких мелодий.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка – свет, тепло, влага, почва и т.п. Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас взрослых.

       

 IV.Библиография

  1. Л. Барлеева, И.Вечканова, Е.Загребаева, А.Зорин « Театрализованные игры-занятия».
  2. С.И.Стрелкова «Войди в тридесятое царство».
  3. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой».
  4. Т.Д.Зинкевич –Евстигнеева «Путь к волшебству», «Основы сказкотерапии», «Практикум по сказкотерапии»,  «Теория и практика по сказкотерапии».
  5. Н,Н,Заваденко «Как понять ребенка: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания».
  6. Е.М.Мастюкова «Лечебная педагогика».
  7. Г.Юн «Дети с отклонениями».
  8. В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников»,
  9. М.А.Поваляева «Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике».

 

 

       Развивающее занятие по сказке «Колобок» в  подготовительной группе.

Цель: активизировать дидактический компонент сказки, развивать интеллект, речь, учить действовать динамично, слаженно, последовательно.

         Конспект по частям.

Решаемые задачи.

Здравствуйте ребята, мы с вами снова сегодня в гостях у сказки, это хорошо знакомая вам сказка, называется она «Колобок». Нас ждет в гости добрая сказочница.

« Здравствуйте мои родные.

Ребятушки озорные

Без утайки и подсказки

Рассказывать я буду сказки»

Упражнение на эмпатию, создание таинственной сказочной обстановки. Настрой на взаимодействие.

А кто помнит какими словами называется сказка? Молодцы! «Жили были дед и баба…»

Развитие памяти.

А как дальше там? Прямо так сразу и испекла бабка колобок? А как?

«Сначала, по сусекам поскребла, по амбару помела, тесто замесила и испекла колобок…»

Закрепление трудовых операций, формирование эмоционально-положительного воспитания трудом.

 «Положила баба на окно колобок остывать…», остудим колобок с-с-с-с, еще вдыхаем глубоко через нос, надуваем живот, медленно выпускаем воздух.

Отрабатывание правильного диафрагмального дыхания

Покатился колобок  и запел свою песенку. Как он пел свою песенку?

Учить определять эмоциональное содержание сказки, настроение.

«Повстречались колобку; заяц, волк, медведь и лиса…» Как они себя повели, что сделали?

Учить детей анализировать положительные и отрицательные поступки героев. Умение высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

А что было бы с колобком, если бы он остался на окне и не покатился?

Дать ребенку возможность помечтать, поразмышлять, пофантазировать.

Вот и кончилась наша сказка, прощается с нами добрая сказочница.

«Вот и сказочке конец,

 А кто слушал молодец

 Знай дружок всему свой срок

 Сказочка тебе урок».

Отрабатывание привычного ритуала выхода из сказки для безболезненного перехода к повседневной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию на 2 недели

План индивидуальной работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию на 2 недели       Воспитатель МБДОУ г. Астрахани № 100Титар...

План работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по математическому развитию на 2 недели

План работы воспитателя с детьми старшего дошкольного    возраста по математическому развитию на 2 недели      Воспитатель МБДОУ г. Астрахани № 100Титаренк...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России -первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависитего будущее процветание.Во всех существующих программах воспитания и...

ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.  Они помогают создавать пси...

Тема: «Су – джок терапия в совместной работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках Федерального государственного стандарта дошкольного образования.  Настоящий федеральный государственный образовательный ...

Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения здоровья и укрепления здоровья детей.

Рекомендации по сохранению и укреплению здоровья дошкольниковЗдоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недос...

Работа воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы сохранения и укрепления здоровья детей

  Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле самым ценным яв...


 

Комментарии

Щедривая Ольга Анатольевна

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии лечение сказкой – это выход из нелегкого положения.

Щедривая Ольга Анатольевна

Сказкотерапия в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с речевой патологией"