Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста
статья на тему
Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Проблема тревожности у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_skazkoterapii_v_rabote_s_trevozhnymi_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста.
Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Проблема тревожности у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Тревожность, согласно исследованиям педагогов - психологов можно классифицировать на два вида:
Ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Это состояние не только, является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции.
Личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как враждебный. Если данный вид тревожности закрепляется у ребенка в процессе становления характера, то формируется заниженная самооценка и негативное восприятие окружающего мира.
У детей дошкольного возраста чаще доминирует ситуативная тревожность.
Таким образом, изучив литературу, можно сказать, что у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера, а больше представляет собой функцию неблагоприятных отношений с близкими взрослыми. Это все относительно исправимо при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий.
Коррекция детской тревожности может осуществляться посредством: игротерапии, арттерапии, куклотерапии, индивидидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений, но мне бы хотелось подробнее остановиться на методе сказкотерапии.
Сказкотерапия как метод терапии психологических трудностей сложилась не так давно, в начале 90-х годов прошлого столетия.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. На сегодняшний день особенно актуальна методика сказкотерапии.
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.
Например, как считает Ткач Р.М., для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
Работая с тревожными детьми, в первую очередь следует придерживаться нескольких правил:
- При чтении или рассказывании сказки должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
- Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
- Нельзя допускать затянувшихся пауз.
-Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
- Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Таким образом, сказкотерапия в коррекции детской тревожности, является самым безопасным и интересным методом. С помощью сказки мы можем понять и обсудить с ребенком причины его неуверенности, тревожности, боязливости, и что немало важно ребенок перерабатывает свою проблему через собственный эмоциональный фон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста
Занятия по песочной терапии для детей дошкольного возраста с повышенной тревожностью.Программа рассчитана на индивидуальные занятия с детьми дошкольного возраста (4 – 7 лет).Количество занятий - ...
Презентация "Песочная терапия в работе с тревожными детьми дошкольного возраста"
Выступление из опыта работы на семинаре - практикуме для педагогов и специалистов ДОУ "Предметно - пространственная среда для реализации условий всестороннего развития дошкольников с ОВЗ" на...
Проект по использованию сказкотерапии в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Несказочные превращения»
Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональн...
Специфика работы с тревожными детьми дошкольного возраста
Тревожные дети– это обычно очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют...
"Использование мнемотехники в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста"
Использование мнемотехники в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста...
презентация на тему: использование самомассажа в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ОНР
Массаж- это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи и работоспособностьмышц массируемой части тела....
Использование мнемотехники в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ТНР
Статья об использовании мнемотехники в работе с детьми...