Использование ИКТ в работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_konferenc.odt | 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста
Педагог-психолог
муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида № 171»
города Кирова
Исупова Татьяна Витальевна
Использование современных информационных компьютерных технологий (ИКТ) становится все популярнее. Они внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности педагога образования, дополняет традиционные формы работы и расширяет возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.
В МКДОУ №171 города Кирова реализуется долгосрочный проект «Использование ИКТ в образовательном процессе». Все специалисты детского сада стремятся к внедрению новых компьютерных технологий.
Поэтому цель моей работы — использовать ИКТ в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать банк диагностических материалов и компьютерных обучающих игр и презентаций для развития детей дошкольного возраста
2. Внедрить информационные технологии в диагностическую и коррекционно-развивающую работу с детьми
3. Повысить компетентность родителей в вопросах развития психических процессов у детей дошкольного возраста с использованием медиаресурсов.
Современные информационные технологии педагог-психолог может применять во всех сферах своей работы: консультационной, профилактической, просветительской. А при работе с детьми как в диагностической работе, так и в коррекционно-развивающей.
Использование современных технологий значительно облегчают самую трудоемкую часть работы — диагностическую. Это и изготовление стимульного материала, и бланков исследования для каждого ребенка, и компьютерная обработка результатов тестирования, что позволяет создавать базы данных по итогам диагностики, проводить сравнительный анализ данных, формировать различные статистические отчеты, наглядно показывать результаты с помощью графиков и диаграмм и т.д.
Главная идея использования ИКТ на корекционно-развивающих занятиях в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а с помощью мультимедийных средств, то есть визуально. Плюс таких занятий в яркости и красочности предъявляемых заданий. Компьютер повышает интерес ребенка к занятиям и их эффективность. Работа с детьми ведется как в индивидуальной форме, так и фронтально.
В индивидуальной работе дети выполняют задания самостоятельно на персональном компьютере. Компьютерные игры - это уникальное соединение техники и развлечения, психологии и педагогики. Можно выделить следующие направления использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе: игры, направленные на развития познавательных способностей ребенка (по этому направлению сейчас предлагается большое разнообразие компьютерных тренажеров и комплексов игр) и игры, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка. В настоящее время я использую игры, направленные на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия; они повышают эффективность обучения, способствуют повышению мотивации детей, развитию их творческих возможностей и т.д. Они подбираются с учетом потребностей ребенка, опираясь на результаты диагностики. Основной положительный момент использования персонального компьютера в высокой заинтересованности ребенка выполнить игровое задание. Сам того не замечая, ребенок может выполнить более сложное задание, чем то которое было предложено на привычных бумажных носителях. После этого происходит обсуждение и объяснение его решения. Через некоторое время мы имеем возможность вернуться к выполненному заданию и сделать его повторно, что способствует закреплению знаний. Кроме того, если раньше дети быстро утомлялись и их мотивация быстро снижалась, то при работе на компьютере они просят включить игры еще и еще. Но здесь конечно же не нужно забывать про требования СанПина и ограничивать время пребывания ребенка за компьютером 10-ю минутами. Конечно занятие не ограничивается только компьютерной игрой. Оно содержит и письменные задания, и пальчиковую гимнастику, и динамические паузы. В своей работе я использую как готовые игры, которые можно найти в интернете, на дисках, так и составленные самостоятельно.
В подгрупповой работе кроме ноутбука используются мультимедийные средства: проектор и экран. Чаще всего используются презентации, созданные в программе Power Point самостоятельно или скачанные из интернета. Кроме того, что детям предлагается задание на большом экране с хорошей графикой, положительным моментом является и то, что есть возможность использовать видео фрагменты, различные анимации. Все это также повышает заинтересованность детей и увеличивает эмоциональный отклик. А то, что прошло через эмоции, лучше усваивается и запоминается.
Чтобы наши усилия не были однонаправленными, мы стараемся привлекать и родителей. Они были ознакомлены с результатами диагностики, для них была проведена консультация «Компьютер и телевизор: вред и польза» с использованием медиаресурсов, а также в родительских уголках размещена информация о сайтах, на которых можно онлайн играть в развивающие игры.
Как и в конце прошлого года, в конце этого был проведен контрольный срез, чтобы оценить эффективность проводимой работы. Как видно на диаграммах, результаты в этом году лучше по сравнению с прошлым. Я предполагаю, что немаловажную роль в этом сыграло использование ИКТ в моей работе.
Поэтому можно сделать вывод, что использование компьютерных технологий в работе педагога-психолога способствует развитию детей и повышает результаты психолого-педагогического мониторинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение изотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»
Изотерапия (рисуночная терапия)- это изобразительная деятельность, сопровождающаяся терапевтическим эффектом. Это здоровьесберегающая технология, направленная на сохранение и укрепление психолог...
Тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Психологическое здоровье»
Игры, упражнения, варианты совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Психологическое здоровье"...
«Использование арт-терапевтических приемов в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная па...
Опыт работы "Использование современной технологии "Рефлексивный круг" с детьми старшего дошкольного возраста"
Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе вообще и личностной готовности его к школе, в частности....
Использование кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста
В презентации представлены основные направления реализации проекта "Образовательная кинезиология в ДОУ"...
Статья "ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ"
Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминан...
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нейропсихологических игр "В поисках волшебных ключей".
Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нейропсихологических игр "В поисках волшебных ключей"....