Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста СТРАХ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Пудкова Наталья Вячеславовна

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста

СТРАХ

Игра «Пчелка в темноте»

Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик, под который залезает ребёнок. Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столик покрывается материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребёнком или с группой детей.

Игра «Рыбаки и рыбка»

Цель: снятие психомышечного напряжения, страха прикосновения, робости.

Ход игры: из общего количества детей выбираются две «рыбки». Остальные участники встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – и образуют собой «сеть». Взрослый объясняет детям, что маленькая рыбка случайно запуталась в сети и очень хочет выбраться. Рыбка знает, что это очень опасно, но впереди её ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом задевают её по спине, слегка поглаживают, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они вместе берутся за руки и становятся сетью.

(Чем больше участников игры, тем она полезнее и интереснее. Следите за тем, чтобы движения сети не были агрессивными).

Упражнение «Маленький храбрец»

Цель: коррекция эмоции страха.

Описание упражнения: до упражнения желательно поговорить с ребёнком: «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли так, что ты сильно испугался?» Затем ребёнку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования ещё раз спросите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребёнка разрезать страх на мелкие кусочки, а мелкие – ещё на более мелкие, помогите ребёнку в этом. Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребёнку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», больше его никогда не будет.

Примечание: повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до тех пор, пока не увидите недоуменное выражение лица ребёнка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.

Упражнение «Воспитай свой страх»

Цель: коррекция эмоции страха.

Описание упражнения: как и в предыдущем упражнении, проводится предварительная беседа, и ребёнку предлагается нарисовать свой страх. После того, как рисунок готов, психолог предлагает ребёнку перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Вместе они придумывают, как это сделать. Возможны варианты: пририсовать воздушные шары, конфеты в руках у страшилки; исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеть страшилку в нарядный, весёлый костюм – и другие весёлые атрибуты.

Психотехника «Волшебный клубочек»

Цель: повышение самооценки, снятие психического напряжения, устранение страхов, создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей.

Описание техники: эта техника является альтернативой рисованию карандашами, фломастерами, красками и т.д. Рисование с помощью клубка не вызывает у детей страха, так как созданный рисунок не может быть плохим или хорошим и приносит чувство удовлетворения любому ребёнку. Педагог имеет клубок ниток или верёвки любого цвета и толщины. Разматывая нить, он показывает детям, каким образом, создавая на полу определённые фигуры, можно с её помощью «рисовать». Затем передает клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование». Ребёнок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему участнику игры. После того, как все дети «порисовали», педагог обсуждает с ними то, что получилось, и задает следующие вопросы: «Какие фигуры ты здесь видишь? Что напоминают тебе эти линии: предметы, людей, пейзажи, какие-нибудь события и т.д.? А есть ли здесь то, чего ты боишься? Назови, чего именно. Почему ты его боишься? Он какой? Когда он к тебе приходит?» и т.п. После того, как ответы первого ребёнка прошли обсуждение и получили одобрение (поблагодарить за доверие), другие дети быстро включаются в игру. В группе формируется атмосфера взаимного доверия. Игра может использоваться как индивидуально, так и в микрогруппах из 2-3 человек.

Игра «Выдерни соломинку»

Цель: создание условий для выражения и понимания ребёнком своих чувств.

Ход игры: сначала педагог помогает ребёнку установить между цветами и чувствами следующие ассоциации:

Желтый – радость;

Голубой – грусть;

Черный – сильная грусть, печаль;

Красный – раздражение;

Пурпурный – ярость;

Зелёный – зависть;

Коричневый – скука;

Оранжевый – возбуждение.

Инструментарий: набор пластиковых или деревянных палочек (примерно в 4 раза тоньше карандашей, можно использовать спички, окрашенные в указанные цвета) разного цвета. Ребёнок или педагог бросает несколько цветных палочек кучкой на стол или на пол. Задача заключается в том, чтобы достать одну палочку, не сдвинув другие. Если игрок их сдвинет, он должен положить палочку на место и уступить очередь другому игроку. Побеждает тот, у кого окажется больше палочек. Чтобы игру сделать более интересной, определяют, что палочки разного цвета позволяют набирать разное количество баллов. Далее педагогом определяется понимание ребёнком связи между разными чувствами и цветами, вместе с ребёнком выясняются эти связи, и игра продолжается, но уже с дополнительными правилами. Вытаскивая палочку, игрок должен сказать, когда он пережил чувство, соответствующее цвету палочки. В момент, когда палочку берёт взрослый, его задача – постараться своими высказываниями вызвать ребёнка на более откровенный разговор, попытаться поговорить с ребёнком о том, почему он выбрал палочку того или иного цвета, что он переживал и как себя вел в процессе игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста

Предложенные  игровые занятия, этюды, упражнения, психогимнастика помогут исследовать эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. А также в дальнейшем использовать в коррекционной ра...

Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ

Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, снятие психомышечного напряжения....

Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста. РАДОСТЬ

Дети становятся в круг. Взрослый предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родит...

Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста

Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе....

Доклад на тему: «Опыт работы развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста»

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к тому, что его окружает. Эмоционально-волевая сфера — это свойства личности человека, характеризующи...