методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._tema.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Савинский детский сад»

Опыт работы по теме:

«Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Составитель: Щипицина Марина Ивановна

д. Савино

Актуальность проблемы.

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется  способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Танцы, рисование, ролевые игры, сочинение сказок, слушание музыки – все это и есть творческая самореализация. Она ведет к освобождению запретов и жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребенка. Важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, как я отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно. Что полезно для одного, может оказаться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчивому ребенку неплохо бы иногда проявить агрессию, рационально мыслящему – довериться своим переживаниям и чувствам, слишком ранимому – научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться. Не бывает «плохих» эмоций. Важно понимать, принимать и осознавать эти состояния, вместо того, чтобы загонять их вглубь своей души как вредные и ненужные. Когда малыш старается стать щедрым или добрым, потому, что так надо, так правильно, к тому призывают взрослые, - он не испытывает истинной радости. Он просто чувствует обязанность быть добрым или щедрым и боиться проявлять жадность или злость, потому что это плохо. Но известно, что страх всегда удерживает в душе именно то, чего мы более всего боимся. А вот когда ребенок сам почувствует, что ему не нравиться быть жадным, злым, мстительным, тогда он относительно легко расстанется с этими чувствами и возьмет на себя ответственность за свои состояния.

Тема:

Влиние художественных и творческих средств на развитие эмоциональнольно-волевых процессов у детей дошкольного возраста

Цель:

Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств

Задачи:

Способствовать осознанию ребенком себя как личности, принятию себя и пониманию собственной ценности как человека

Корректировать особенности поведения

детей

Содействовать творческой самореализации

Основные принципы работы:

Принцип системности

Принцип природосообразности

Принцип доступности

Принцип личностно-ориентированого подхода

Формы и методы работы:

Элементы сказкотерапии с импровизацией

Элементы психодраммы

Творческие (музыкальные и пластические) упражнения

Художественные упражнения

Вербальные упражнения

Предполагаемый результат:

Успешная адаптация.

Снятие отрицательных эмоций.

Оказание благоприятного воздействия на психику детей.

Установление тесного эмоционального контакта с ребенком.

Коррекция особенностей поведения детей.

Работа основывается:

  1. Программа «Детство»
  2. Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста), М.: 2000
  3. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. М.: 2007

Перспективный план занятий

месяц

Название занятия

цель

1

октябрь

«Заяц хваста»

«Ели» под муз. Румба

- повышение уверенности в себе

- снятие страхов

2

ноябрь

«Рисуем свой страх»

«Раскрась попугая»

«Повторяем стихотворение»

«Рисуем подсолнух»

- снятие страхов

- повышение уверенности в себе

- повышение самооценки

-  повышение уверенности в себе

3

Декабрь

 «Я сильный, умный, ловкий…»

«Напугаем страх»

Этюд «Встреча с другом»

- Повышение самооценки

- снятие страхов

- развитие понимания эмоционального состояния другого человека и адекватного выражениясвоего настроения

4

январь

«Рисуем цветы»  под муз. Бетховена

«Тучи» под муз. Чайковского

«Выкидываем страх»

«Показываем стихотворение»

- снижение уровня тревожности

- снижение уровня тревожности

- коррекция страхов

- повышение самооценки

5

февраль

«Рисуем радость»

«Рисуем голубым цветом» под муз. «Пение птиц»

«Хорошее настроение»

- рефлексия чувств

- снижение уровня тревожности

- развитие понимания эмоционального состояния другого человека и адекватного выражениясвоего настроения

6

март

«Листья» под муз. «Звуки природы»

«Рыбка»

«Ваза»

«Иллюстрации к книге страхов»

- снижение уровня тревожности

- снижение агрессивных проявлений

- развитие понимания эмоционального состояния другого человека и адекватного выражениясвоего настроения

- развитие умения справляться с чувством страха

7

апрель

«Волшебная палочка»

«Геометрические фигуры» под муз. Грига

«Взлохмаченные человечки»

«Русские горки»

- коррекция страхов

- снижение уровня тревожности

- закрепление знаний о чувствах, развитие умения передавать эмоции художественными средствами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год

Отчет  работы педагога-психолога по теме самообразования "Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста" за 2015-2016 учебный год.«...

Тема самообразования «Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста»

Самообразование по теме "Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста"...

«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».

laquo;Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферыу детей дошкольного возраста».Влияние темпа, динамики и ритма современной жизни в эпоху социально-экономической нестабильности, пост...

Доклад на тему: «Опыт работы развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста»

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к тому, что его окружает. Эмоционально-волевая сфера — это свойства личности человека, характеризующи...

Семинар "Арт-терапевтические техники в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста"

Арт  терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества....

Методическая разработка по самообразованию «Развитие сюжетно-ролевой игры патриотического содержания у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры патриотического содержания, обеспечивающих повышение уровня патриотического воспитания у детей дошкольного возраста....

Игровые занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми...