методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._tema.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Савинский детский сад»
Опыт работы по теме:
«Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
Составитель: Щипицина Марина Ивановна
д. Савино
Актуальность проблемы.
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Танцы, рисование, ролевые игры, сочинение сказок, слушание музыки – все это и есть творческая самореализация. Она ведет к освобождению запретов и жестких правил, к принятию всех сторон своей личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребенка. Важно жить не в категориях «правильно-неправильно», «полезно-вредно», «хорошо-плохо», а чувствовать, как я отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно. Что полезно для одного, может оказаться вредным для другого. Например, очень мягкому, застенчивому ребенку неплохо бы иногда проявить агрессию, рационально мыслящему – довериться своим переживаниям и чувствам, слишком ранимому – научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться. Не бывает «плохих» эмоций. Важно понимать, принимать и осознавать эти состояния, вместо того, чтобы загонять их вглубь своей души как вредные и ненужные. Когда малыш старается стать щедрым или добрым, потому, что так надо, так правильно, к тому призывают взрослые, - он не испытывает истинной радости. Он просто чувствует обязанность быть добрым или щедрым и боиться проявлять жадность или злость, потому что это плохо. Но известно, что страх всегда удерживает в душе именно то, чего мы более всего боимся. А вот когда ребенок сам почувствует, что ему не нравиться быть жадным, злым, мстительным, тогда он относительно легко расстанется с этими чувствами и возьмет на себя ответственность за свои состояния.
Тема:
Влиние художественных и творческих средств на развитие эмоциональнольно-волевых процессов у детей дошкольного возраста |
Цель:
Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств |
Задачи:
Способствовать осознанию ребенком себя как личности, принятию себя и пониманию собственной ценности как человека | Корректировать особенности поведения детей | Содействовать творческой самореализации |
Основные принципы работы:
Принцип системности |
Принцип природосообразности |
Принцип доступности |
Принцип личностно-ориентированого подхода |
Формы и методы работы:
Элементы сказкотерапии с импровизацией |
Элементы психодраммы |
Творческие (музыкальные и пластические) упражнения |
Художественные упражнения |
Вербальные упражнения |
Предполагаемый результат:
Успешная адаптация. |
Снятие отрицательных эмоций. |
Оказание благоприятного воздействия на психику детей. |
Установление тесного эмоционального контакта с ребенком. |
Коррекция особенностей поведения детей. |
Работа основывается:
- Программа «Детство»
- Крюкова С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста), М.: 2000
- Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. М.: 2007
Перспективный план занятий
№ | месяц | Название занятия | цель |
1 | октябрь | «Заяц хваста» «Ели» под муз. Румба | - повышение уверенности в себе - снятие страхов |
2 | ноябрь | «Рисуем свой страх» «Раскрась попугая» «Повторяем стихотворение» «Рисуем подсолнух» | - снятие страхов - повышение уверенности в себе - повышение самооценки - повышение уверенности в себе |
3 | Декабрь | «Я сильный, умный, ловкий…» «Напугаем страх» Этюд «Встреча с другом» | - Повышение самооценки - снятие страхов - развитие понимания эмоционального состояния другого человека и адекватного выражениясвоего настроения |
4 | январь | «Рисуем цветы» под муз. Бетховена «Тучи» под муз. Чайковского «Выкидываем страх» «Показываем стихотворение» | - снижение уровня тревожности - снижение уровня тревожности - коррекция страхов - повышение самооценки |
5 | февраль | «Рисуем радость» «Рисуем голубым цветом» под муз. «Пение птиц» «Хорошее настроение» | - рефлексия чувств - снижение уровня тревожности - развитие понимания эмоционального состояния другого человека и адекватного выражениясвоего настроения |
6 | март | «Листья» под муз. «Звуки природы» «Рыбка» «Ваза» «Иллюстрации к книге страхов» | - снижение уровня тревожности - снижение агрессивных проявлений - развитие понимания эмоционального состояния другого человека и адекватного выражениясвоего настроения - развитие умения справляться с чувством страха |
7 | апрель | «Волшебная палочка» «Геометрические фигуры» под муз. Грига «Взлохмаченные человечки» «Русские горки» | - коррекция страхов - снижение уровня тревожности - закрепление знаний о чувствах, развитие умения передавать эмоции художественными средствами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год
Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования "Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста" за 2015-2016 учебный год.«...
Тема самообразования «Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста»
Самообразование по теме "Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста"...
«Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста».
laquo;Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой сферыу детей дошкольного возраста».Влияние темпа, динамики и ритма современной жизни в эпоху социально-экономической нестабильности, пост...
Доклад на тему: «Опыт работы развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста»
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к тому, что его окружает. Эмоционально-волевая сфера — это свойства личности человека, характеризующи...
Семинар "Арт-терапевтические техники в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста"
Арт терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества....
Методическая разработка по самообразованию «Развитие сюжетно-ролевой игры патриотического содержания у детей дошкольного возраста»
Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры патриотического содержания, обеспечивающих повышение уровня патриотического воспитания у детей дошкольного возраста....
Игровые занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми...