Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста ГНЕВ, ЗЛОСТЬ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
ГНЕВ, ЗЛОСТЬ
Этюд «Король боровик не в духе»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Описание этюда: Взрослый читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи. (В.Приходько.)
Игра «Смешинки и злючки»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Ход игры: психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено весёлое выражение лица, на другом – злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала весёлое, затем сердитое выражение лица», Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.
Упражнение «Коврик злости»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Описание упражнения: в наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведённом уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребёнок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребёнку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.
Ход игры: если в вашей группе есть ребёнок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей), предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребёнок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.
Игра «Разговор с руками»
Цель: установление контакта с агрессивным ребёнком, снятие негативных состояний, обучение контролю за своими действиями.
Ход игры: если ребёнок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите оживить свои ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно заетять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?» Если ребёнок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Примечание: если ребёнок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Игра «Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверёк и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверёк прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.
Игра «Встреча настроений»
Психолог раскладывает 2 группы карточек с изображениями эмоций («пиктограммы») и просит детей представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна. Педагог изображает «хорошую», а ребёнок «плохую», затем меняются кучками карточек. Затем идет обсуждение, как можно помирить эмоции.
Далее детям можно предложить набор фотографий или иллюстраций с изображением людей с разным настроением. Ребёнку нужно выбрать такое изображение, которому соответствует его сегодняшнее настроение, картинку с изображением мамы, папы, друга. В этой игре важно обсудить каждый выбор.
Игра «Тренируем эмоции»
Педагог предлагает детям выполнить следующие задания:
- нахмуриться, как осенняя тучка; рассерженный человек; злая волшебница;
- улыбнуться, как кот на солнышке; как само солнышко; как Буратино, как хитрая лиса; как радостный ребёнок, и так, будто ты увидел чудо;
- позлиться, как ребёнок, у которого отняли игрушку; как два барана на мосту, которые злятся и не уступают друг другу, как человек, которого толкнули в транспорте или на улице;
- испугаться, как ребёнок, потерявшийся в лесу или на незнакомой улице; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака;
- устать, как папа после работы; как человек, поднявший тяжелый груз; как муравей, который тащил большую веточку;
- отдохнуть, как мама после работы; как ребёнок, который много трудился, но помог маме; как лошадь, которая привезла большой груз.
«Весёлый хоровод»
Психолог (педагог) предлагает детям образовать круг и взяться за руки: «Хватит нам играть в злых и страшных героев. Мы ведь с вами, на самом деле, добрые, весёлые и очень дружные ребята. Давайте улыбнемся друг другу и споем песенку.
Песня выбирается по предложению взрослого или по желанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
Предложенные игровые занятия, этюды, упражнения, психогимнастика помогут исследовать эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. А также в дальнейшем использовать в коррекционной ра...
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, снятие психомышечного напряжения....
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста. РАДОСТЬ
Дети становятся в круг. Взрослый предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родит...
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста СТРАХ
Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты....
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе....
Доклад на тему: «Опыт работы развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста»
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к тому, что его окружает. Эмоционально-волевая сфера — это свойства личности человека, характеризующи...