Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №12»
Педагог – психолог: Путро Светлана Владимировна
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ
«История про Обидок и Грустинок»
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, снятие психомышечного напряжения.
Описание техники: Если педагог (психолог) заметил, что в группе находится грустный, опечаленный ребёнок, необходимо помочь ему выйти из этого состояния, переключив на положительные эмоции. С этой целью уместно отвести ребёнка в тихий уголок (комнату релаксации, уголок уединения). Затем взрослый должен показать ребёнку, что понимает его состояние и хочет помочь. В беседе задаются такие вопросы: «Почему ты грустишь? Что произошло с тобой?» и т.д. После выяснения причины грусти и печали, педагог рассказывает ребёнку интересную историю про Обидок и Грустинок. «Жили-были на свете две подружки: Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела … Как? (Психолого обращается к ребёнку, после получения ответа, предлагает свое описание.) Обидка была зелёного цвета, очень пушистая, а ладошки у неё были липкими, поэтому она могла приклеиться к прохожим. Грустинка выглядела… Как? (Психолог обращается к ребёнку, после получения ответа, предлагает свое описание). Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Её часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось на пути. Ты сегодня выходил на улицу? (Психолог обращается к ребёнку). Вот, там они к тебе и прилипли. Я даже вижу их. Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка – на правом. Давай их снимем, и пусть они летят дальше. Психолог в комической форме начинает снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему очень трудно это сделать».
Примечание: можно параллельно с рассказом рисовать этих героев на листе бумаги яркими карандашами. Затем вместе с ребёнком можно их вырезать по контуру и поиграть с ними, «посадить» на плечи, потом снять их, положить в коробочку отдохнуть и т.п.
Игра «Волшебный стул»
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.
Ход игры: если в группу пришел (или уже находится в ней) грустный ребёнок, можно предложить всем детям поиграть в игру «Волшебный стул». Для этого грустному ребёнку предлагается присесть на стульчик. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, адресованных их товарищу. После этого дети по очереди подходят к волшебному стулу, и, поглаживая сидящего на нем ребёнка, говорят ему ласковые слова. Для примера, первым игру начинает педагог.
Игра «Кладоискатель»
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.
Ход игры: для игры понадобится тазик с песком, «сюрприз» (маленькая пластмассовая игрушка, резиновый мячик), схема маршрута. Педагог приглашает грустного, печального ребёнка поиграть в игру «Кладоискатель». Затем проводится беседа: «У меня есть тазик, в котором зарыт клад. Но найти этот клад сможет только смелый ребёнок, который разберётся (прочитает) в карте-схеме. (Заранее на песке ставятся условные ориентиры, которые отражены в карте-схеме). Чтобы добраться до клада, тебе нужно очень внимательно изучить карту и последовательно передвигаться с помощью пальчиков от указателя к указателю». Если ребёнок испытывает затруднения, надо показать ему как это делается. Добравшись до финиша, ребёнку предлагается откопать клад руками. Игрушка остается у ребёнка.
Игра «Портрет»
Цель: научить ребёнка распознавать эмоции – свои и окружающих, развивать умение схематично их изображать, снять психомышечное напряжение.
Ход игры: ребёнок садится напротив взрослого. Взрослый – в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лица, а ты будешь мне подсказывать, каким их рисовать. Например, какого размера рисовать лицо? Побольше или поменьше, чем у тебя? (Ребёнок отвечает). Какие будут глазки – большие или маленькие, или оставим те, какие есть?» При этом взрослый обводит контур глаз на рисунке. «Какого они будут цвета?» Ребёнок называет. Затем в таком же порядке рисуются нос, щеки, уши, волосы. Брови и губы заготавливаются заранее (рисуются на бумаге и вырезаются), причем выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость. Далее ребёнку предлагается решить, какое настроение будет у этого портрета. Если ребёнок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит свое. Если он не отражает свое настроение, значит, оно либо перешло из негативного в позитивное, либо ребёнок недоволен собой и хочет измениться.
ГНЕВ, ЗЛОСТЬ
Этюд «Король боровик не в духе»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Описание этюда: Взрослый читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи. (В.Приходько.)
Игра «Смешинки и злючки»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Ход игры: психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено весёлое выражение лица, на другом – злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала весёлое, затем сердитое выражение лица», Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.
Упражнение «Коврик злости»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний. Описание упражнения: в наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведённом уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребёнок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребёнку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.
Ход игры: если в вашей группе есть ребёнок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей), предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребёнок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.
Игра «Разговор с руками»
Цель: установление контакта с агрессивным ребёнком, снятие негативных состояний, обучение контролю за своими действиями.
Ход игры: если ребёнок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите оживить свои ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно заетять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?» Если ребёнок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Примечание: если ребёнок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
Игра «Ласковые лапки»Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.
Ход игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверёк и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверёк прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.
Игра «Встреча настроений»
Психолог раскладывает 2 группы карточек с изображениями эмоций («пиктограммы») и просит детей представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна. Педагог изображает «хорошую», а ребёнок «плохую», затем меняются кучками карточек. Затем идет обсуждение, как можно помирить эмоции.
Далее детям можно предложить набор фотографий или иллюстраций с изображением людей с разным настроением. Ребёнку нужно выбрать такое изображение, которому соответствует его сегодняшнее настроение, картинку с изображением мамы, папы, друга. В этой игре важно обсудить каждый выбор.
Игра «Тренируем эмоции»
Педагог предлагает детям выполнить следующие задания:
- нахмуриться, как осенняя тучка; рассерженный человек; злая волшебница;
- улыбнуться, как кот на солнышке; как само солнышко; как Буратино, как хитрая лиса; как радостный ребёнок, и так, будто ты увидел чудо;
- позлиться, как ребёнок, у которого отняли игрушку; как два барана на мосту, которые злятся и не уступают друг другу, как человек, которого толкнули в транспорте или на улице;
- испугаться, как ребёнок, потерявшийся в лесу или на незнакомой улице; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака;
- устать, как папа после работы; как человек, поднявший тяжелый груз; как муравей, который тащил большую веточку;
- отдохнуть, как мама после работы; как ребёнок, который много трудился, но помог маме; как лошадь, которая привезла большой груз.
«Весёлый хоровод»
Психолог (педагог) предлагает детям образовать круг и взяться за руки: «Хватит нам играть в злых и страшных героев. Мы ведь с вами, на самом деле, добрые, весёлые и очень дружные ребята. Давайте улыбнемся друг другу и споем песенку.
Песня выбирается по предложению взрослого или по желанию детей.
РАДОСТЬ
Этюд «Кто как радуется»
Дети становятся в круг. Взрослый предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
(Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания).
Этюд «Встреча друг с другом»
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!
Этюд «Новые игрушки»
Взрослый предлагает детям послушать рассказ про то, как девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Серёже – новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит весёлая музыка. Детям раздают игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.
(Выразительные движения: дети с игрушками улыбаются, прыгают, танцуют под музыку.)
Этюд «После дождя»
Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
Этюд «На лесной полянке»
На полянке собрались
Лисы, белки, звери.
Песни, пляски завели
У зелёной ели.
Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.
Этюд «Танец радости»
Дети становятся в круг, берутся за руки, затем все вместе скачут, как радостные воробушки в солнечную погоду, подставляют бока солнышку, как радостные котята, а потом прыгают как радостные ребята на солнечной прогулке.
Игра «День рождения»
Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.
Ход игры: выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый «подарок-образ» имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.
Психогимнастика «Ручеёк радости»
Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются. Взрослый предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, весёлый ручеёк. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеёк был совсем маленьким и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
Предложенные игровые занятия, этюды, упражнения, психогимнастика помогут исследовать эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. А также в дальнейшем использовать в коррекционной ра...
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, снятие психомышечного напряжения....
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста ГНЕВ, ЗЛОСТЬ
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния....
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста. РАДОСТЬ
Дети становятся в круг. Взрослый предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родит...
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста СТРАХ
Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты....
Доклад на тему: «Опыт работы развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста»
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к тому, что его окружает. Эмоционально-волевая сфера — это свойства личности человека, характеризующи...