Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по теме
Предложенные игровые занятия, этюды, упражнения, психогимнастика помогут исследовать эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. А также в дальнейшем использовать в коррекционной работе, в коррекции недостатков эмоциональной сферы детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эмоциональная сфера дошкольников | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТЫ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ И КОРРЕКЦИИ БАЗОВЫХ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЧУВСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Радость
Фактором, отражающим эмоциональное благополучие ребенка, является состояние удовольствия и радости. Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции ребенок не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно, даже движения его становятся легче, сами по себе принося ему радость.
В детские годы эмоция радости может быть вызвана вполне определенными видами стимуляции. Ее источником для ребенка является ежедневное общение с близкими взрослыми, проявляющими внимание и заботу, в игровом взаимодействии с родителями и сверстниками. Эмоция радости выполняет важную функцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.
Взрослые могут научить ребенка косвенно, разделяя с ним свою радость, демонстрируя такой стиль жизни и взаимного общения, который будет благоприятствовать позитивным переживаниям.
Для знакомства с эмоцией радости на занятиях используются различные упражнения.
Этюд «Кто как радуется»
Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.
Этюд «Встреча с другом»
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу
Этюд «Новые игрушки»
Ведущий предлагает детям послушать рассказ про то, как девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Сереже — новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит веселая музыка. Детям раздают игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.
Выразительные движения: дети с игрушками улыбаются, прыгают, танцуют под музыку.
Этюд «После дождя»
Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
Этюд «На лесной полянке»
На полянке собрались Лисы, белки, звери. Песни, пляски завели У зеленой
ели.
Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.
Этюд «Танец радости»
Дети становятся в круг, берутся за руки, затем все вместе скачут, как радостные воробушки в солнечную погоду, подставляют бока солнышку, как радостные котята, а потом прыгают как радостные ребята на солнечной прогулке.
Игра «День рождения»
Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.
Ход игры: выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый «подарок-образ» имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.
Игра «Веселое путешествие»
Цель игры: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.
Ход игры: игру рекомендуется проводить под музыкальное сопровождение: начало игры — «Веселый ветер? И. Дунаевского, пребывание на острове — «Чунга-Чанга» В. Шаинского. Педагог предлагает детям:
отправиться на своем корабле под парусами к волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны;
придумать название этому острову; изобразить жителей чудесного острова;
нарядиться в одежду местных жителей (яркие юбочки, бусы, перья и т. п,); разрисовать лицо;
исполнить всем вместе гимн острова «Чунга-Чанга», сопровождая свое пение движениями.
Психогимнастика «Ручеек радости»
Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются. Ведущий предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, теплая. Ручеек был совсем маленьким и очень озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.
Страх
Это одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец; связана с ощущением опасности. Уже в первые месяцы жизни ребенок начинает путаться, сначала резких звуков, затем незнакомой обстановки, чужих людей. С ростом ребенка часто вместе с ним растут и его страхи. Чем больше расширяются знания малыша и развивается фантазия, тем больше он замечает опасностей, которые подстерегают каждого человека.
Помочь ребенку преодолеть появившиеся страхи должны взрослые.
Для коррекционной индивидуальной или подгрупповой (2-3 человека) работы можно использовать следующие игры и упражнения;
Игра «Пчелка в темноте»
Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.
Ход игры: пчелка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты, мягкие модули). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка. Используется детский столик или высокий стул (табуретка), под который залезает ребенок. Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики и стулья покрываются материей). Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Тут она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок. Игру можно повторять, усиливая плотность ткани, тем самым увеличивая степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.
Игра «Живая шляпа»
Цель: объяснение относительности страха посредством группой игры.
Ход игры: детям предлагается поиграть в игру «Живая шляпа», где они являются активными участниками. Взрослый (очень эмоционально) начинает свой рассказ. «Это произошло совсем недавно с очень хорошими друзьями.
Однажды у (имя одного из присутствующих) был день рождения. И он пригласил к себе: (перечисляет имена всех присутствующих детей). В самый разгар веселья, когда родителей не было в комнате, раздался грохот. Дети насторожились, а кто-то даже успел испугаться, взрослый (делает испуганное выражение лица)-. «Ой, что это*!» — И с ужасом смотрит по сторонам, останавливая свой взгляд в углу комнаты (там заранее прячется игрушечный котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой). Все ребята побежали в угол комнаты. И чтоже все там увидели? Дети предлагают варианты ответов. Взрослый продолжает. Это была не просто шляпа... она двигалась! Взрослый, незаметно от детей, начинает управлять движением шляпы. Дети разбегаются в разные стороны. Все, конечно же,
испугались (взрослый просит детей изобразить мимикой и жестами испуг). Как вдруг шляпа перевернулась... и там оказался маленький, пушистый, мягкий котенок. Все засмеялись и побежали гладить котенка. Детям предлагается дотронуться до котенка и погладить его».
Упражнение «Маленький храбрец»
Цель: коррекция эмоции страха.
Описание упражнения: до упражнения желательно поговорить с ребенком; «Чего ты боишься? Когда тебе бывает страшно? Было ли так, что ты сильно испугался?» Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз спросите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать страх на мелкие кусочки, а мелкие — еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда страх рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем сходите и выбросите весь мусор — он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и ветрах», больше его никогда не будет.
Замечание: повторите упражнение через 1-2 недели. Посмотрите, что изменилось в изображении страха (цвет, сюжет, композиция), и делайте это до тех пор, пока не увидите недоуменное выражение лица ребенка в ответ на просьбу нарисовать свой страх.
Упражнение «Воспитай свой страх»
Цель: коррекция эмоции страха.
Описание упражнения: как и в предыдущем упражнении, проводится предварительная беседа, и ребенку предлагается нарисовать свой страх. После того, как рисунок готов, взрослый предлагает ребенку перевоспитать страшилку (для этого нужно сделать его добрым). Вместе они придумывают, как это сделать. Возможны варианты: пририсовать воздушные шары, конфеты в руках у страшилки; исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое; одеть страшилку в нарядный, веселый костюм — и другие веселые атрибуты.
Упражнение «Коврик злости»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний.
Описание упражнения: в наличии у психолога или в группе детского сада в специально отведенном уголке лежит «коврик злости» (обычный маленький коврик с шероховатой поверхностью). Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик. Для этого ребенку нужно разуться, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии. Ход игры: если в вашей группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию (часто обзывает других детей), предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.
Игра «Тух-тиби-дух»
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
Ход игры: психолог (педагог) обращается к детям: *Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Все дети становятся в круг, ведущий — в центр круга. Дети идут по часовой стрелке, ведущий — против. Как только я скажу: «Раз, два, три, стоп!» — все останавливаются. Ведущий останавливается напротив одного из участников и сердито-пресердито произносит волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем ведущий меняется местами с тем, напротив кого он остановился, и игра продолжается. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух? сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
Упражнение «Доброе животное»
Цель игры: снятие псяхомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.
Описание упражнения: психолог (педагог) тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед.
Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе ».
Игра «Встреча настроений»
Педагог (психолог) раскладывает две группы карточек с изображениями эмоций («пиктограммы») и просит детей представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая неприятна. Педагог изображает «хорошую», а ребенок «плохую», затем меняются кучками карточек. Затем идет обсуждение, как можно помирить эмоции.
Далее можно детям предложить набор фотографий или иллюстраций с изображениями людей с разным настроением. Ребенку нужно выбрать такое изображение, которому соответствует его сегодняшнее настроение, картинку с изображением мамы, папы, друга. В этой игре важно обсудить каждый выбор.
Игра «Тренируем эмоции»
Педагог предлагает детям выполнить следующие задания: нахмуриться, как осенняя тучка; рассерженный человек; злая волшебница; улыбнуться, как кот на солнышке; как само солнышко; как Буратино, как хитрая лиса; как радостный ребенок, и так, будто ты увидел чудо;
позлиться, как ребенок, у которого отняли игрушку; как два барана на мосту, которые злятся и не уступают друг другу, как человек, которого толкнули в транспорте или на улице;
испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу или на незнакомой улице; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака;
устать, как папа после работы; как человек, поднявший тяжелый груз; как муравей, который тащил большую веточку;
отдохнуть, как мама после работы; как ребенок, который много трудился, но помог маме; как лошадь, которая привезла большой груз.
Гнев, злость
Гнев — одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных. Причиной гнева обычно является фрустрация, связанная с ситуацией, не поддающейся контролю. Так, например, у ребенка дошкольного возраста гнев может вызвать нежелание сверстника поделиться игрушкой. Зта негативная эмоция может активироваться в самых разных ситуациях, приводя к непредсказуемым последствиям.
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка — большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но одновременно и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Поэтому наша задача помочь ребенку избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т. е. мы должны научить дошкольника доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.
Согласно обстоятельствам, уместно использовать такие игры и упражнения, этюды, методы художественного творчества, танцевальной и двигательной терапии.
Этюд «Король боровик не в духе»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Описание этюда: Ведущий читает стихотворение, а дети действуют согласно тексту.
Шел король Боровик Через лес напрямик.
Он грозил кулаком И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Игра «Смешинки и злючки»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Ход игры: психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом — злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик*. Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, снятие психомышечного напряжения....
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста ГНЕВ, ЗЛОСТЬ
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния....
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста. РАДОСТЬ
Дети становятся в круг. Взрослый предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родит...
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста СТРАХ
Цель: коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты....
Игровые занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста
Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к самому себе....
Доклад на тему: «Опыт работы развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста»
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к тому, что его окружает. Эмоционально-волевая сфера — это свойства личности человека, характеризующи...