Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_reabilit_invalidov.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №
Принято Утверждаю
Педагогический совет Заведующий
МБДОУ
детского сада№ МБДОУ детского сада
№
«____» _______________20__ г. __________
«____»_____________20__г.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида
______________________ группа № 6 (вторая младшая)
(фамилия, имя ребенка)
(в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, акта освидетельствования №__________ от _________________).
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1 Нормативная база
Индивидуальная программа реабилитации ребенка - инвалида разработана на основании нормативно-правовых документов:
1.ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3.ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
4. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов, статья 2.
5.ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
6.ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов».
7.Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
8.Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
9.Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».
10.2. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель:
обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гпармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
1.Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку-инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
2.Индивидуализация образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения и воспитания в образовательном учреждении.
3. Формирование оптимистического отношения ребенка-инвалида к окружающему, обеспечение позитивного социально-личностного развития.
4.Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка-инвалида, обеспечение его эмоционального благополучия.
5.Обеспечение актуального включения в окружающую социальную среду ребенка с ограниченными возможностями здоровья и максимально всестороннее развитие и образование в соответствии с особыми образовательными потребностями и учетом зон ближайшего и перспективного развития.
6. Подбор, организация и проведение комплекса реабилитационных мероприятий, выбор оптимальной технологии воспитания и развития ребенка-инвалида..
7. Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности воздействия на ребенка-инвалида.
8. Повышение психолого-педагогической компетенции и профессионального самосовершенствования всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.
9. Включение родителей в процесс комплексного сопровождения, получение ими квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, формирование адекватных установок в отношении перспектив развития ребенка.
10. Проектирование последующей работы с ребенком-инвалидом до выпуска его в школу в форме индивидуального образовательного маршрута.
11. Обеспечение преемственности со следующей ступенью системы общего образования.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
1. Принцип индивидуализации. учета возможностей. особенностей развития и потребностей каждого ребенка.
2. Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.
3. Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.
4. Принцип интеграции усилий специалистов.
5. Принцип конкретности и доступности учебного материала. соответствия требований, методов и приемов и условий образования индивидуальным потребностям и возрастным особенностям ребенка-инвалида.
6. Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.
7. Принцип постепенности учебного материала.
8. Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
1.4. Характеристика особенностей развития ребенка-инвалида
- индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (копия);
- индивидуальный образовательный маршрут(заполняется педагогами ДОУ);
- индивидуальная карта развития (ведется педагогом-психологом);
- речевая карта (заполняется логопедом);
- социально-демографический паспорт семьи (оформляется социальным педагогом);
- Выписка из протокола ПМПк ДОУ.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
- достижение ребенком-инвалидом целевых ориентиров адаптированной образовательной программы дошкольного образования к концу дошкольного детства;
- позитивная социализация ребенка-инвалида;
- положительная динамика психического, физического, интеллектуального и личностного развития ребенка-инвалида, формирование творческой инициативы и самостоятельности;
- эффективное формирование нарушенных функций,позитивные сдвиги в психическом и физическом развитии ребенка;
- целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей ребенка-инвалида.
- обеспечение преемственности со следующей ступенью общего образования.
2. Содержательный раздел
2.1. Этапы организации комплексного сопровождения ребенка-инвалида
1) диагностико-прогностический;
2) коррекционно-формирующий;
3) оценочно-проективный.
Диагностико-прогностический этап является неотъемлемой информационной составляющей процесса сопровождения и деятельности ПМПк ДОУ. Основные направления работы на этом этапе включают:
- сбор информации о развитии и воспитании ребенка-инвалида(анамнез, особенности социальной ситуации развития;
- оценку развития познавательных психических процессов и свойств личности;
- прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка через опору в воспитательно-образовательной работе на сохранные функции.
Коррекционно-формирующий этап заключается в работе всех специалистов по реализации содержания пяти образовательных областей адаптированной образовательной программы дошкольного образования, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы с опорой на особые образовательные потребности ребенка-инвалида.
Оценочно-проективный этап является завершающим в реализации модели комплексного сопровождения и включает:
- оценку эффективности деятельности участников медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида;
- проектирование последующей работы с воспитанником в соответствии с особыми образовательными потребностями.
Основной формой работы с ребенком-инвалидом во всех образовательных областях программы является игровая деятельность.Все коррекционно-развивающие мероприятия насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями и не дублируют школьных форм обучения. Реализация коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семей воспитанников-инвалидов. что отражено в индивидуальном образовательном маршруте ребенка-инвалида.
2.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями детей-инвалидов включает в себя несколько основных направлений:
- анализ социальной ситуации развития ребенка-инвалида;
- реализацию индивидуальной образовательной траектории развития ребенка-инвалида, создание предметно-развивающей среды и адекватных условий развития в ДОУ и семье с опорой на зону ближайшего и перспективного развития;
- показ практической деятельности с детьми, информирование о промежуточных результатах развития ребенка-инвалида;
- организацию действенной консультативной работы для родителей( законных представителей) ребенка - инвалида всеми педагогами ДОУ;
- предоставление практической и методической помощи родителям через сайт ДОУ и персональные сайты педагогических работников;
- анкетирование родителей о результативности взаимодействия с педагогами и степени удовлетворенности образовательными услугами, предоставляемыми ДОУ ребенку-инвалиду;
- участие родителей(законных представителей) ребенка-инвалида в работе ПМПк ДОУ, предоставление материалов по результатам индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка, имеющего особые образовательные потребности, связанные с состоянием его здоровья.
3. Организационный раздел
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации работы с ребенком-инвалидом- "Санитарно-эпидемиологические правила. нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденные 15.05.2013,№ 26( СанПин 2.4.1.3049-13, начало действия документа - 30.07.2013 года), в котором говорится :" Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учеждении..."
Насыщенная развивающая предетно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка, в том числе с ОВЗ по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения, что будет способствовать более успешной социализации ребенка-инвалида.
Немаловажным фактором реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида выступает создание специальных условий в дошкольном образовательном учреждении с учетом индивидуальных особенностей воспитанника.
Чтобы ребенок-инвалид мог себя чувствовать комфортно, предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых пространств. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. В каждой групповой комнате, в которой воспитываются дети-инвалиды, предусмотрены "уголки уединения" и различные центры активности (познания, творчества, игровой, литературный, спортивный и пр.) Это позволяет ребенку с ОВЗ выбрать занятие по интересам и физиологическим возможностям, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
3.2. Организационное обеспечение создания специальных условий для вопитания и образования ребенка-инвалида
С целью реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалидаДОУ созданы оптимальные материально-технические, организационно-педагогические, финансово-экономические условия, которые обеспечивают:
- санитарно-гигиенические нормы оразовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ;
- санитарно-бытовые и социально-бытовые условия с учетом конкретного ребенка-инвалида;
- пожарную и электробезопасность ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- организацию целостного педагогического воздействия между участниками комплексного сопровождения;
- обеспечение психологического комфорта воспитанника;
- гармоничное развитие ребенка -инвалида, его образование и развитие путем применения педагогическим коллективом разнообразных традиционных и инновационных технологий, максимально соответствующих образовательным потребностям ребенка-инвалида;
- постоянный рост психолого-педагогической компетентности участников комплексного сопровождения в сфере коррекционной педагогики и психологии, инклюзивного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа реабилитации ребенка – инвалида
Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ...
План мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида с органическим поражением центральной нервной системы
Мероприятия для ребенка - инвалида в возрасте 4 х лет...
Индивидуальная программа Реабилитации ребенка-инвалида.
Индивидуальная программа...
Организация взаимодействия специалистов и педагогов в реализации Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУ.
Успешное преодоление различных отклонений у ребенка-инвалида ,посещающего МБДОУ,реализация Индивидуальной Программы Реабилитации ребенка-инвалида в МБДОУвозможно при создании эффективного взаимо...
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида
В данной работе представлена образовательная программа ребенка, разработанная на основе индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой федеральными государственными учр...
Адаптированная образовательная программа с индивидуально программой реабилитации ребенка инвалида
Адаптированная образовательная программа, разработана с учетом индивидуальной реабилитации или абилитации ребенка – инвалида, в соответствии с нормативными документами...
Индивидуальная Программа реабилитации ребенка-инвалида
Индивидуальная программа реабилитации (далее ИПР) ребенка-инвалида младшего...