Индивидуальная Программа реабилитации ребенка-инвалида
рабочая программа (средняя группа)
Индивидуальная программа реабилитации (далее ИПР) ребенка-инвалида младшего дошкольного возраста разработана в соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Вышеуказанный закон устанавливает, что «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида обеспечивает развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа дает возможность ребенку-инвалиду освоить образовательную программу ДОУ на доступном ему уровне. Образовательный процесс для ребенка -инвалида осуществляется на основе программы младшей группы при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, методы, приемы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальная Программа реабилитации ребенка-инвалида | 338.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Номина» г. Улан-Удэ
«ПРИНЯТО»:
Педагогическим советом
Протокол № 9 от 28.08.2020 г.
«УТВЕРЖДАЮ»:
Заведующий
МАДОУ «Детский сад № 1 «Номина» г. Улан-Удэ ________ / О.Д. Сандакова
№ 67/1 от 28.08.2020г.
Индивидуальная Программа реабилитации
ребенка-инвалида
Авторский коллектив:
Заместитель по УВР Ширапова В.Т.
Учитель-логопед Манданова Н.К.
Педагог-психолог Гомбожапова Т.Э.
Воспитатель Соловарова С.А.
Улан-Удэ
2020 год
Содержание
I. Целевой раздел……………………………………………………………………………...…2
- Пояснительная записка………………………………………………………………..…….3
- Цель и задачи образовательной программы………………………………….……………3
- Принципы и подходы к формированию программы……………………………………...4
- Психолого-педагогическая характеристика ребёнка……………………………………...5
- Планируемые результаты освоения программы…………………………………………..6
II. Содержательный раздел……………………………………………………………………....6
2.1. Содержание индивидуальной программы развития..............……………………………..7
2.2. Формы, методы и приемы реализации Программы……………………………………..13
2.3. Взаимодействие с семьей по реализации Программы………………………………..…14
2.4. Педагогическая диагностика ребёнка……………………………………………………16
III. Организационный раздел…………………………………………………………………..16
3.1. Циклограмма работы воспитателя………………………………………………..............16
3.2. Режим дня…………………………………………………………………………….…....17
3.3. Расписание индивидуальных занятий по реализации Программы..................................21
3.4. Психолого-педагогические условия реализации Программы............................................21
3.5. Заключение и рекомендации………………………………………………………………..…….22
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Индивидуальная программа реабилитации (далее ИПР) ребенка-инвалида младшего дошкольного возраста разработана в соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Вышеуказанный закон устанавливает, что «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида обеспечивает развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа дает возможность ребенку-инвалиду освоить образовательную программу ДОУ на доступном ему уровне. Образовательный процесс для ребенка -инвалида осуществляется на основе программы младшей группы при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, методы, приемы работы.
Данная программа предназначена для педагогов, работающих с Л…З…, 2015года рождения
Программа содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребёнка, рекомендации по организации работы по развитию способности к общению.
Сроки реализации ИПР ребенка-инвалида:
1.2. Цель и задачи ИПР.
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации ИПР определяются ФГОС дошкольного образования, Уставом ДОУ, основной образовательной программой для дошкольников МАДОУ «Детский сад № 1 «Номина» г.Улан-Удэ
Цель: формирование оптимального подхода к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
1.Осуществлять индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку-инвалиду с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей.
2. Индивидуализировать образование и предоставлять ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения и воспитания в образовательном учреждении.
3. Формировать оптимистического отношения ребенка-инвалида к окружающему, обеспечение позитивного социально-личностного развития.
4.Охранять и укреплять физическое и психическое здоровья ребенка-инвалида, обеспечить его эмоциональное благополучие.
5.Обеспечить актуальное включение в окружающую социальную среду ребенка с ограниченными возможностями здоровья и максимально всестороннее развитие, и
3
образование в соответствии с особыми образовательными потребностями и учетом зон ближайшего и перспективного развития.
6. Подбор, организация и проведение комплекса реабилитационных мероприятий, выбор оптимальной технологии воспитания и развития ребенка-инвалида.
7. Разработать основные области деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности воздействия на ребенка-инвалида.
8. Повышать психолого-педагогическую компетентность и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.
9. Включать родителей в процесс комплексного сопровождения, квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, адекватных установок в отношении перспектив развития ребенка.
получение ими формирование
10. Проектировать последующую работу с ребенком-инвалидом до выпуска его в школу в форме индивидуального образовательного маршрута.
11. Обеспечить преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программа направлена на:
∙ создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
∙ на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы:
-Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка.
-Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса.
-Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.
-Принцип интеграции усилий специалистов.
-Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов и приемов и условий образования индивидуальным потребностям и возрастным особенностям ребенка-инвалида.
-Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала.
-Принцип постепенности учебного материала.
-Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
4
1.4. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка.
Данная характеристика составлена со слов мамы:
Диагноз «синдром Лежена» ребенку был поставлен в 3 месяца. Ребенок до поступления в детский сад посещал различные центры реабилитации, находился под наблюдением участкового терапевта. При постановке на очередь в ДОО мама не указала категорию ребенка.
На данный момент ребенок проходит процедуру ПМПК для направления З.. в специализированное учреждение, согласно диагнозу и рекомендациям врачей.
Ребенок «гиперактивный», иногда проявляет признаки агрессии, навыки самообслуживания отсутствуют, любит прогулки, смену обстановки.
У ребенка наблюдается мышечная гипотония. Присутствует относительно маленький череп. Форма черепа долихоцефальная, короткая шея. Присутствует нарушение функции сосания и глотания, требуется пюрированная пища, страдает обильным слюноотделением. Нарушение физического развития, не боится высоты, может взбираться на стол, подоконник, не может самостоятельно преодолевать наклонные плоскости более 3-4 метров, присутствует повышенная гибкость суставов. У ребенка наблюдается нарушение зрения (отсутствует боковое зрение). Речевые навыки развиты недостаточно, слова произносит подражательным способом, без смысловой нагрузки, но понимает бытовые команды и слова, относящиеся к приему пищи и культурно-гигиеническим навыкам.
Усвоение программы значительно, затруднено в связи с низким уровнем развития речи, задержкой развития общей и мелкой моторики, с несоответствием общего развития данному возрасту.
Культурно-гигиенические навыки частично не соответствуют возрасту: ребенок самостоятельно не ест ложкой, не пьёт из чашки. Остальные навыки не развиты.
Общие сведения о ребёнке:
Ф.И. ребёнка:
Дата рождения:
Диагноз: код заболевания
Возрастная группа:
Категория «ребёнок-инвалид»:
Сведения о состоянии здоровья:
Особенности функционирования нервной системы:
Особенности психических процессов и эмоции.
Структура психического недоразвития ребенка с синдромом Лежена сложна и своеобразна: Речь развивается плохо, способность к обучению низкая. Ребёнку сложно формировать и высказывать мысли, усваивать новый материал. Обучение сводится к тому, чтобы привить малышу навыки самообслуживания, улучшить память, речь, мелкую моторику. Больные не способны обучаться в обычных школах, поэтому с ними занимаются на дому либо в специализированных учебных заведениях. Дополнительно существует проблема с самоидентификацией (говорят о себе в третьем лице).
Детям с синдромом кошачьего крика не рекомендованы обычные детские садики и школы не только по причине умственной отсталости. У них страдает эмоциональная сфера, что проявляется нестабильностью настроения. Смех резко сменяется плачем, активность-безучастностью и замкнутостью. Возможны беспричинные вспышки агрессии.
Таким образом, поддержка ребенка с синдромом — Лежена-это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
- достижение ребенком-инвалидом целевых ориентиров адаптированной образовательной программы дошкольного образования к концу дошкольного детства;
- позитивная социализация ребенка-инвалида;
- положительная динамика психического, физического, интеллектуального и личностного развития ребенка-инвалида, формирование творческой инициативы и самостоятельности;
- эффективное формирование нарушенных функций, позитивные сдвиги в психическом и физическом развитии ребенка;
- целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей ребенка-инвалида.
- обеспечение преемственности со следующей ступенью общего образования.
II. Содержательный раздел.
В индивидуальной образовательной программе (ИПР) определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. ИПР обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка).
Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.
Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
2.1. Содержание ИПР
Индивидуальная программа развития составлена с опорой на примерную основную образовательную программу воспитания и обучения «Мозаика» и программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта под редакцией Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.
В программе выделены следующие образовательные области:
∙ «Познавательное развитие», ∙ «Социально-коммуникативное развитие», ∙ «Речевое развитие», ∙ «Художественно-эстетическое развитие», ∙ «Физическое развитие». | |
Социально-коммуникативное развитие направлено на: из рабочей программы Екжанова Е.А., Стребелева Е.А
∙ Формировать у детей потребность эмоционально-личностного и деловому контакта со взрослым.
∙ Формировать навыки детей первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).
∙ Формировать навыки детей пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем.
∙ Формировать умение детей выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.
∙ Формировать у детей способность адекватно реагировать на выполнение режимных моментов: переход от бодрствования ко сну, от игры к занятиям, пространственные перемещения и т. п.
∙ Сформировать у ребенка представления о себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах.
∙ Формировать у детей уверенность, чувство раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта, предупреждая детские страхи.
∙ Формировать у детей представления о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в семье
Методическое обеспечение образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Автор составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева | Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – | М.: Просвещение | 2005 |
В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. | Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» | М.: ООО «Русское слово | 2018 |
Синтез | ||||
Т.И.Бабаева. А.Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева | Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» | Санкт-Петербург. Детство-Пресс. | 2019 | |
Познавательное развитие предполагает: |
∙ Формировать навыки детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона.
∙ Формировать навыки детей дифференцировать легко вычленяемые зрительно, тактильно-двигательно, на слух и на вкус свойства предметов.
∙ Формировать навыки детей различать свойства и качества предметов: мягкий — твердый, мокрый - сухой, большой -маленький, громкий - тихий, сладкий — горький.
∙ Формировать навыки детей определять выделенное свойство словесно (сначала в пассивной форме, а затем в отраженной речи).
∙ Формировать у детей поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых и практических задач.
∙ Создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование).
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»
Автор | Наименование издания | Издательство | Год издания | |
Панова Е.Н. | Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). | «Учитель», Воронеж | 2006 | |
Волчкова В.Н. | Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. | ТЦ «Учитель», Воронеж, | 20014 | |
Минкевич Л.В. | Математика в детском саду 2-я младшая группа, 2017 | Москва. Издательство «Скрипторий 2003». | 2014. | |
Воронкевич О.А. | Добро пожаловать в экологию! | Санкт-Петербург. Детство-пресс. | 2017 | |
Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева | Программа «Детство» | Санкт-Петербург. Детство-Пресс. | 2019 | |
8
Речевое развитие включает
∙ Формировать у детей невербальные формы коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно-игровые действия со сверстником, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «дай», «на», «возьми», понимать и использовать указательные жесты.
∙ Формировать умение детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами.
∙ Воспитывать у детей потребность в речевом высказывании с целью общения со взрослыми и сверстниками.
∙ Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами и к называниям этих действий.
∙ Формировать активную позицию ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира (рассматривать предмет с разных сторон, действовать, спрашивать Что с ним можно делать?).
∙ Формировать у детей представление о том, что все увиденное, интересное, новое можно отразить в собственном речевом высказывании.
∙ Формировать у детей предпосылки к развитию речи и формировать языковые способности детей.
∙ Формировать умение детей отвечать на простейшие вопросы о себе и ближайшем окружении.
∙ Формирование интереса к книгам.
∙ Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы и стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
∙ Формирование навыков с помощью воспитателей инсценировать и драматизировать небольшой отрывок из народной сказки.
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
Автор | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Волчкова В.Н | Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. | ТЦ «Учитель», Воронеж | 2014 |
Ушакова О.С. | Развитие речи детей 3-5 лет. | ТЦ СФЕРА, Москва | 2016 |
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. | Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – | М.: Просвещение, | 2005 |
9
В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. | Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» | М.: ООО «Русское слово | 2018 | |
Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. | Комплексная Программа «Детство» | Санкт-Петербург. Детство-Пресс. | 2019 | |
Художественно-эстетическое развитие предполагает |
∙ Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости.
∙ Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Формировать навыки в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.
∙ Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
∙ Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
∙ Формировать навыки создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Рисование.
∙ Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).
∙ Формировать навыки правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования (рука - в руке). Формировать навыки набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Формировать навыки осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
∙ Формировать знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
∙ Приобщать детей к декоративной деятельности: формировать умение украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).
∙ Формировать умение ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).
∙ Формировать умение изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению
10
предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
∙ Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (снеговик на нашем участке) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.).
Лепка.
∙ Формировать интерес к лепке. Формировать представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Формировать умение раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук (методом рука в руке). Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; формировать интерес создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
∙ Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
∙ Формировать умение лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Аппликация.
∙ Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать навыки предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.
∙ Формировать умение аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой. Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.
∙ Формировать умение создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.
Конструктивно-модельная деятельность
∙ Формировать интерес детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, формировать навыки различать, использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.
11
∙ Формировать умение располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).
∙ Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Формировать умение детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Музыкальная деятельность
∙ Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
∙ Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Способствовать развитию музыкальной памяти.
∙ Формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы; чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный), эмоционально на нее реагировать.
Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Автор | Наименование издания | Издательство | Год издания | |
Лыкова И.А. | "Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. | Творческий центр СФЕРА Москва | 2010 | |
Волчкова В.Н | Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. | ТЦ «Учитель», Воронеж | 2004 | |
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. | Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. | М.: Просвещение, | 2005 | |
В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. | Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» | М.: ООО «Русское слово | 2018 | |
Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. | Комплексная программа «Детство» | Санкт-Петербург. Детство-Пресс. | 2019 | |
Физическое развитие включает |
∙ Формировать навыки внимательно смотреть на взрослого, поворачиваться к нему лицом, когда он говорит.
∙ Формировать умение выполнять движения и действия по подражанию взрослому.
12
∙ Формировать навыки тихо входить в спортивный зал и строиться в шеренгу по опорному знаку — стенке,веревке, ленте, палке.
∙ Формировать умение ходить стайкой за воспитателем, друг за другом, держась за веревку рукой.
∙ Формировать умение детей ходить по дорожке и следам.
∙ Формировать навыки переворачиваться из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно.
∙ Воспитывать у детей интерес к участию в подвижных играх.
∙ Формировать умение спрыгивать с высоты (с гимнастической доски высотой 10-15 см).
∙ Формировать умение ползать по ковровой дорожке, доске, наклонной доске, залезать на горку с поддержкой взрослого и самостоятельно спускаться с нее.
∙ Формировать навыки проползать под веревкой, под скамейкой.
Автор | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. | Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. | М.: Просвещение, | 2005 |
В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. | Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» | М.: ООО «Русское слово | 2018 |
Т.И.Бабаева. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева | Программа «Детство» | Санкт-Петербург. Детство-Пресс. | 2011 |
Пензулаева Л.И. | Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. | Москва. Просвещение. | 1983 |
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, специфики образовательных потребностей и интересов.
Направления развития и образования детей (далее - образовательные области) | |
Социально-коммуникативное | ∙ Индивидуальная игра. ∙ Совместная с воспитателем игра. ∙ Совместная со сверстниками игра ∙ Игра ∙ Чтение ∙ Беседа ∙ Наблюдение |
13
∙ Праздник ∙ Совместные действия ∙ Рассматривание. ∙ Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера | |||
Речевое развитие | ∙ Чтение. ∙ Беседа ∙ Рассматривание ∙ Решение проблемных ситуаций. ∙ Разговор с детьми ∙ Игра ∙ Рассказ. ∙ Инсценирование. ∙ Ситуативный разговор с детьми. ∙ Проблемная ситуация. ∙ Использование различных видов театра | ||
Познавательное развитие | ∙ Исследовательская деятельность. ∙ Конструирование ∙ Экспериментирование ∙ Развивающая игра ∙ Наблюдение ∙ Рассказ ∙ Беседа ∙ Игры с правилами | ||
Художественное –эстетическое развитие | ∙ Рассматривание эстетически привлекательных предметов ∙ Игра | ||
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка). 2.3. Взаимодействие с семьей по реализации ИПР. |
Ребёнок пришёл в детский сад, и родители знакомятся с педагогами ДОО. Поэтому задача педагога — заинтересовать родителей возможностями совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша. Для этого воспитатель
14
знакомит родителей с особенностями ДОО, своеобразием режима дня группы и индивидуальной программой развития, специалистами, которые будут работать с их ребёнком.
Вместе с тем в этот период происходит и установление личных и деловых контактов между педагогами и родителями. В общении с родителями воспитатель показывает свою заинтересованность в развитии ребенка, выделяет те яркие положительные черты, которыми обладает малыш, вселяет в родителей уверенность, что они смогут обеспечить его развитие.
В ходе бесед, консультаций, родительских собраний педагог не только информирует родителей, но и предоставляет им возможность высказать свою точку зрения, поделиться проблемой, обратиться с просьбой.
Такая позиция педагога способствует развитию его сотрудничества с семьей, поможет родителям почувствовать уверенность в своих педагогических возможностях.
Задачи взаимодействия педагога с семьёй.
1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально-личностного, познавательного и художественного развития ребёнка и адаптации его к условиям ДОО.
2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально-личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
Взаимодействие с родителями осуществляется по следующим направлениям.
1.Комплексное обследование семьи: воспитателем.
∙ Жилищные условия семьи:
Отец:
Место работы: Должность: Образование: Мать: Образование:
∙ Супружеский опыт:
∙ Состав семьи и структура родственных связей
15
2. Оказание психолого-педагогической помощи родителям по запросу.
3. Индивидуальное консультирование семьи по вопросам понимания проблем своего ребёнка, пути коррекции, обогащение практического опыта, понимание значимости в коррекционной работе, то, что полученные результаты необходимо закреплять в повседневной жизни, в прогулках и быту.
4. Знакомство родителей с результатами обследования.
5. Индивидуальные практикумы.
6. Просмотр индивидуальных занятий.
7. Обучение взрослых практическим приемам работы с ребёнком.
8. Задания для работы дома
2.4. Педагогическая диагностика ребенка.
Обследование ребёнка проводится с согласия родителей на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ ст. 44 п.6.
Цель: выстраивание индивидуального маршрута развития ребенка. (см. приложение №1).
Педагогическое наблюдение проводится в течение года.
III. Организационный раздел.
3.1. Циклограмма планирования воспитательно-образовательной деятельности на неделю.
Время в режиме | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Утро | -Рассматри-вание (игрушки) -Пальчико-вые игры, -Хороводные игры -Игровые ситуации -Индиви-дуальная работа по р.речи | - Беседа (Моя семья) - Словесные игры -Хороводные игры -Чтение - Индивидуаль ная работа по математике | - Рассматрива-ние (по картине) -Пальчиковые игры, словесные игры -Хороводные игры - Игровые ситуации -Индивидуаль-ная работа по социализации | -Минутка здоровья - словесные игры -Хороводные игры - Чтение - Индивидуаль ная работа по экологии | -Минутка безопасности -Пальчиковые игры, -Хороводные игры - Фольклор - Индивидуаль ная работа по НРК |
ООД | Согласно расписания ООД | Согласно расписания ООД | Согласно расписания ООД | Согласно расписания ООД | Согласно расписания ООД |
Прогул ка | -Наблюдение за живой природой -Подвижные игры -Трудовые поручения | -Наблюдение за неживой природой -Игры-забавы -Индивидуаль ная работа по | Опытно-эксперименталь ная деятельность - Народные игры -Трудовые | Наблюдение за явлениями погоды -Подвижные игры и упражнения - | Наблюдение за объектами на экологическо й тропе, -Игры по выбору детей |
16
-Индивидуаль ная работа по ФК(равновес ию) | ФК(прыжки) -Самостоятель ная игровая деятельность | поручения, - Индивидуальна я работа по ФК(метание в вертикальную цель). | Индивидуаль ная работа по ФК(спортивн ые упр.) | -Трудовые поручения, -Индивидуаль ная работа по ФК(ходьба) | ||
2 полови на дня | Настольно-печатные, дидактически е, развивающие игры | Музыкальная деятельность | Игры с использование м схем, моделей, строительные, конструктивны е | Художествен но-творческая деятельность | Досуги, развлечения | |
Прогул ка | -Наблюдение за живой природой -Подвижные игры Индивидуаль ная работа по ФК( лазание) | -Наблюдение за неживой природой -Игры-забавы -Индивидуаль ная работа по ФК(прыжки) | -Народные игры -Индивидуальна я работа по ФК(метание в горизонтальну ю цель) | Наблюдение за явлениями погоды -Подвижные игры и упражнения -Индивидуаль ная работа по ФК(спортивн ые упр.) | Наблюдение за общественно й деятельность ю. -Игры по выбору детей Индивидуаль ная работа по ФК(бег.) | |
вечер | -С.ролевая игра - Дидакти-ческие игры -Привитие КГН | -Театрализо-ванная деятельность -Предварите-льная работа в зависимости от ООД -Самообслу-живание | -С.ролевая игра -Предвари-тельная работа в зависимости от ООД | - Настольно-печатные игры -Предвари-тельная работа в зависимости от ООД | -Развиваю-щие игры -Трудовые поручения | |
3.2. Режим дня. Распорядок и режим дня ребенка 4-го года жизни в образовательном учреждении (младшая группа общеразвивающей направленности) холодный (образовательный) период (сентябрь – май)
Время | Режимные моменты, деятельность | Средства и формы работы с детьми |
7.30 - 8.00 | Утренний прием | Обеспечить постепенное вхождение ребенку в жизнь детского сада; создать спокойный психологический комфортный настрой для каждого ребенка; способствовать укреплению интимно-личностного контакта воспитателя с каждым ребенком; содействовать формированию у детей чувства общности. Прием детей. Игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, двигательная деятельность, конструирование, общение, самообслуживание или бытовой труд и др. |
17
8.00 - 8.20 | Утренняя гимнастика | Физиологическая активизация организма ребенка Разные комплексы гимнастики: игровая, корригирующая, беговая, гимнастика с предметами. Музыкальное сопровождение |
8.20 - 8.50 | Санитарно-гигиенические процедуры Подготовка к завтраку | Формирование гигиенических навыков подготовки к приему пищи (внешний вид, чистые руки). Умывание прохладной водой. Фольклорное, литературно-художественное сопровождение. Индивидуальная работа с детьми. Деятельность по развитию самостоятельности, ответственности (мытье рук, прием пищи, складывание игрушек на место и т.д.) Подготовка к завтраку. |
Завтрак | Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами). Этикетные формы приема пищи. Объяснение особенностей приготовленных блюд, их значения для здоровья человека. | |
8.50 - 9.00 | Двигательная активность | Содействие созданию у детей позитивного и деятельностного настроя на образовательную деятельность. Проблемные, игровые ситуации. Общение детей по интересам. Обогащенная пространственная предметно-развивающая среда, адекватная теме дня. Содействие переносу в свободную деятельность знаний, умений и навыков детей, полученных в совместной образовательной деятельности. Игровая деятельность, общение, познавательно-исследовательская деятельность, самообслуживание или бытовой труд. Подготовка к образовательной деятельности. |
9.00 – 10.00 | Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности | Обучение, воспитание и развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная, музыкальная, конструирование) |
Двигательная, игровая активность | Профилактика психоэмоционального, двигательного и зрительного напряжения. Физические упражнения и малоподвижные игры. Зрительные упражнения и координаторы. Художественное слово. Музыкальное сопровождение. Динамическая пауза между ООД | |
Подготовка к прогулке | Формирование навыков самообслуживания. Закрепление алгоритма последовательности одевания с помощью технологии Крулехт М.В. Оказание помощи друг другу (помощь воспитателя и наиболее активных детей),мотивация на прогулку (содержание, проблемные ситуации). Художественное слово (пословицы, поговорки, загадки, стихи). Создание |
18
10.00 - 11.45 | радостного, приподнятого настроения. Подготовка к прогулке(самообслуживание). | |
Прогулка | Дневная прогулка: Укрепление здоровья детей и оптимизация двигательной активности. Создание радостного, приподнятого настроения. Создание условий для разнообразной самостоятельной двигательной активности; подвижные дидактические игры; подвижные игры с правилами; игровые упражнения; соревнования; народные игры, пробежки; самодеятельные игры детей. | |
Развитие познавательных интересов детей. Целевые прогулки, экскурсии, близкие прогулки за пределы д/с, познавательные беседы, наблюдения, элементы экспериментирования, опыты. | ||
Развитие художественно-эстетического восприятия детей к окружающей действительности. Созерцание красоты природы на участке или за его приделами. Прогулки по «красивым местам». Наблюдение за объектами живой, неживой природы, явлениями природы. Самостоятельная художественная деятельность детей. | ||
Создание условий для возбуждения интереса к трудовой деятельности на участке д/с. Наблюдение за трудом взрослых. Совместный со взрослыми посильный труд на участке .Самодеятельные игры детей по интересам. Игры с выносным инвентарем | ||
12.05- 12.25 | Возвращение с прогулки (самообслуживание, взаимопомощь) | Формирование навыков самообслуживания. Закрепление алгоритма последовательности раздевания. Формирование навыков аккуратности, потребности ухода за одеждой и обувью (складывать правильно и на место), взаимопомощи. Художественное слово. Помощь взрослых и детей. |
Гигиенические процедуры. Подготовка к обеду | Формирование гигиенических навыков подготовки к приему пищи (внешний вид, чистые руки, убраны за собой игрушки – по необходимости). Помощь воспитателя в осуществлении культурно-гигиенических норм (для детей раннего, младшего возраста). | |
12.25 - 12.50 | Обед | Формирование навыков культурного поведения за столом (соблюдение правил приема пищи, правильное пользование столовыми приборами). Формы этикета. Совершенствование навыков культурного поведения за столом. |
12.50- 15.00 | Подготовка ко сну | Формирование навыков самообслуживания. Формирование (соблюдение) гигиенических навыков подготовки ко сну (гигиенические процедуры, настрой). Спокойная самостоятельная деятельность детей. Наличие картинок-алгоритмов технологии. Выполнения гигиенических процедур и постоянство этих алгоритмов Колыбельные песни при засыпании (малышам).Чтение знакомых произведений. Аудиозаписи спокойной музыки. Релаксационная |
19
подготовка (успокоение, настрой на сон). | ||
Дневной сон | Восстановление психофизического потенциала ребенка. Температурный режим –17-19 градусов. Местное проветривание. Режим тишины. | |
15.00 – 15.20 | Подъем. Ленивая гимнастика. Дорожка здоровья. Гигиенические, закаливающие процедуры | Создание условий для постепенного физиологического пробуждения детей. Физиологическая активизация организма ребенка.« Ленивая» (оздоровительная) гимнастика. Тренажерные дорожки. Закаливающие процедуры. Музыкальное сопровождение. Художественное слово. |
15.20 – 15.45 | Подготовка к полднику Полдник | Формирование навыков самообслуживания. Формирование гигиенических навыков (умывание, полоскание горла). Соблюдение алгоритмизации технологии выполнения гигиенических процедур. Совершенствование навыков культурного поведения за столом. |
15.45 – 16.00 | Обеспечение условий для переноса в свободную деятельность знаний, умений и навыков детей, полученных в разных формах совместной деятельности. Обогащенная пространственная предметно-развивающая среда, адекватная теме дня. Самодеятельные игры детей, организованные по собственной инициативе. Индивидуальная работа по плану. Проблемные ситуации. Интегрированная деятельность в центрах развития детей по интересам.Чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей (сказки, стихи, спектакли) Игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная деятельность, коммуникативная, конструирование, восприятие художественных произведений и фольклора. | |
16.00 -17.00 | Подготовка к прогулке (самообслуживание ) | Формирование навыков самообслуживания. Закрепление алгоритма последовательности одевания. Оказание помощи друг другу (помощь воспитателя и наиболее активных детей),мотивация на прогулку (содержание, проблемные ситуации). Художественное слово (пословицы, поговорки, загадки, стихи). Создание радостного, приподнятого настроения. Подготовка к прогулке(самообслуживание). |
Прогулка. Игровая, познавательно-исследовательская, двигательная деятельность, общение- | Укрепление здоровья детей и совершенствование основных видов движений. Формирование у детей чувства общности .Подвижные игры, наблюдения по инициативе детей или воспитателя. Свободная самостоятельная деятельность детей. Рассказы воспитателя о детях, результатах дня и о предстоящем дне | |
Возвращение с прогулки (самообслуживание, | Формирование навыков самообслуживания. Закрепление алгоритма последовательности раздевания. Формирование навыков аккуратности, |
20
17.10-17.30 | взаимопомощь | потребности ухода за одеждой и обувью (складывать правильно и на место), взаимопомощи. Художественное слово. Помощь взрослых и детей. | |
3.3. Расписание образовательной деятельности |
Дни недели | Организованная образовательная деятельность | ||
Понедельник | 1. 9.00-9.15 Мир искусства (рисование) 2. 9.25-9.40 Физическое развитие. | ||
Вторник | 1. 9.00-9.15 Мир музыки (гр.) 2. 9.25-9.40 Развитие речи | ||
Среда | 1. 9.00-9.15 Математическое развитие 2. 9.25-9.40 Физическое развитие | ||
Четверг | 1. 9.00-9.15. Мир природы/ Чтение художественной литературы 2. 9.25-9.40 Физическое развитие | ||
Пятница | 1. 9.00-9.15. Мир музыки 2. 9.25-9.40. Мир искусства (лепка/аппликация.) | ||
Муз.рук | Хильман Г.А. | ||
Зарядка | 8.10-8.20 | ||
Программа реализуется в нескольких направлениях в течение всего календарного года. 3.4. Психолого-педагогические условия реализации Программы. Индивидуальные занятия осуществляются по расписанию. Психолого-педагогическое обеспечение включает: - оптимальный режим учебных нагрузок; - учёт индивидуальных особенностей ребёнка; - использование современных коррекционных педагогических технологий; - укрепление физического и психического здоровья; В процессе реализации ИПР необходимо добиться: - изменение общего эмоционального состояния ребёнка (ребёнок становится активным и уверенным в своих действиях, у него появляется познавательный интерес); - предупреждение перегрузок и нервного перенапряжения за счёт игрового обучающего материала; - отслеживания динамики положительных изменений, своевременного закрепления достигнутых результатов. 3.5.Заключение и рекомендации Организация образовательного процесса Оценка результатов (усвоение программы в полном (частичном) объёме \ сформированы полностью или частично) ЗУН, согласно возрасту \ положительный результат отсутствует) |
21
_________________________________________________________________________
Организация коррекционного процесса
Оценка результатов (усвоение программы в полном (частичном) объёме \ сформированы полностью или частично) ЗУН, согласно возрасту \ положительный результат отсутствует)
_________________________________________________________________________
Психолого-педагогическое сопровождение
Оценка результатов (положительные результаты/ отсутствуют)
_________________________________________________________________________
Организация жизнедеятельности
Оценка результатов (достигнута компенсация (полная или частичная) или устранение ограничений жизнедеятельности \достигнута (полная или частичная), положительный результат/ отсутствует) _________________________________________________________________________
22
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ | ||
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП | ||
Сертификат | 603332450510203670830559428146817986133868575800 | |
Владелец | Сандакова Оюна Дамдиндоржиевна | |
Действителен | С 09.03.2021 по 09.03.2022 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением
Разработка индивидуальной программы обучения воспитания и развития ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....
Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...
Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.
Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....
Индивидуальная программа саморазвития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9 Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
. Результаты освоения разработанных учителем-дефектологом индивидуальных программ (индивидуальных маршрутов).
Результат освоения программы...