Индивидуальная программа реабилитации ребенка – инвалида
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_programma_reabilitatsii_rebenka-_invalida.docx | 74.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная дошкольная
организация детский сад «Солнышко»
Индивидуальная программа
реабилитации ребенка – инвалида
п. Николаевский
Индивидуальная программа реабилитации ребенка – инвалида
- При поступлении ребенка – инвалида в МБДОО детский сад «Солнышко» в рамках педагогического совета на ребенка – инвалида совместно с медицинской сестрой составляется индивидуальная программа реабилитации (далее ИПР) с учетом требований Закона № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2008 № 379 –н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико – социальной экспертизы, порядок их разработки и реализации».
1.2. При составлении ИПР учитывается медицинский диагноз, по которому дана инвалидность и определяются пути компенсации и коррекционной работы.
1.3. Работа по реабилитации осуществляется три этапа:
1.3.1. На первом этапе реализации ИПР в дошкольной организации (далее ДО) планируются следующие мероприятия:
- знакомство с ребенком – инвалидом и его семьей, проведение первичного приема ребенка – инвалида для диагностики и разработки рекомендаций;
- создание предметно – развивающей среды;
- определение основных мероприятий по адаптации ребенка – инвалида в ДО.
1.3.2. На втором этапе:
- проводится комплексное психолого – педагогическое обследование ребенка – инвалида специалистами ДО;
- определяются педагоги и профильные специалисты, разрабатывающие и реализующие ИПР ребенка – инвалида;
- педагогом ДО разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (индивидуальная коррекционная программа) на основе ИПР для конкретного ребенка.
- оформляется согласие родителей (законных представителей) ребенка – инвалида на реализацию ИПР;
- с ребенком – инвалидом проводится медицинская и психолого – педагогическая реабилитация по ИПР;
- с ребенком – инвалидом проводится промежуточная психолого – педагогическая диагностика;
1.2.4. На третьем завершающем этапе:
- по завершению ИПР проводится психолого – педагогическая диагностика;
- на педагогическом совете проводится анализ и оценка работы с ребенком – инвалидом по ИПР;
- поводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком – инвалидом; педагоги и профильные специалисты ДО дают рекомендации, советы, консультации, памятки.
Индивидуальный маршрут развития ребенка-инвалида,
ребенка с ОВЗ, воспитанника МБДОО детский сад «Солнышко»
I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
1.Ф.И.О. воспитанника_________________________________________________________
2. Дата и место рождения _______________________________________________________
3. Социальный статус___________________________________________________________
4. Социальная справка __________________________________________________________
5. Адрес: по прописке __________________________________________________________
по месту проживания ___________________________________________________________
телефон ______________________________________________________________________
6. Состав семьи ________________________________________________________________
7. Сведения о родителях (законных представителях):
а) статус _____________________________________________________________________
ФИО матери ________________________________________________________________
год рождения _________________________________________________________________
образование __________________________________________________________________
место работы, должность______________________________________________________
особые отметки _______________________________________________________________
б) статус _____________________________________________________________________
ФИО отца __________________________________________________________________
год рождения _______________________________________________________________
образование ________________________________________________________________
место работы, должность________________________________________________________
особые отметки _______________________________________________________________
8. Другие родственники __________________________________________________________
9. Жилищные условия: ____________________________________________________________
10. Материальная обеспеченность семьи: _____________________________________________________________________________
11. Пребывание в других детских учреждениях: ________________________________________
12. Дата поступления в МДОО детский сад «Солнышко» ____________________________
13. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок- инвалид:
от ________________г. основной диагноз__________________________________________
14. № удостоверения по инвалидности______________ МСЭК №_________________________________
срок назначения_____________________ продление _____________________ ИПР №______________________
15. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: _____________
II. Социальная характеристика семьи:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Основные особенности развития ребенка ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности развития познавательной сферы:
- внимание ___________________________________________________________________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- восприятие __________________________________________________________________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- память ___________________________________________________________________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- мышление _________________________________________________________________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Личностные особенности ______________________________________________________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Развитие речи (речевая карта)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. План работы-алгоритм ведения сопровождения.
Этапы реализации Индивидуального Развивающе-Образовательного Маршрута.
I. Подготовительный этап.
- Наличие у воспитанника направления в МБДОО и заключения ПМПР с указанием типа дошкольного образовательного учреждения «дошкольное учреждение общего назначения». Согласование программы обучения с планом индивидуальной реабилитации ребенка-инвалида МСЭ.
- Выявление ресурсов и потребностей семьи, возможностей МДОО в реализации ИОМ.
- Формирование команды сопровождения, назначение координатора ИОМ.
II. Составление ИРОМ.
- Проводится и утверждается на педагогическом совете в МБДОО, при учете ИПР;
- Ответственного за ведение документации и реализацию маршрута назначают на первичном заседании педагогического совета;
Мероприятия:
- Программы обучения и воспитания указать вид: общеобразовательная (интегрированная), специальная (коррекционная), индивидуальная (дополнительная) иная. (подчеркнуть)
- Специальные условия в организации обучения и воспитания (использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки); (указать какие)
- Дополнительные услуги профильных специалистов (коррекционные программы, тренинги, психотерапевтические методы, БОС-терапия, индивидуальные, групповые занятия); (указать какие)
- Медикаментозное лечение, наблюдение; (выписка из амбулаторной карты)
- Работа с родителями, социальным окружением. Организация условий в семье для реализации дошкольного образовательного маршрута. Консультирование родителей (лиц их заменяющих), психолого-педагогическая помощь; консультирование по телефону (на сайте учреждения в разделе «вопрос-ответ»)
- Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т.д.)
III. Результаты работы.
Рекомендации для дальнейшего сопровождения учебно-воспитательного процесса.
1.Систематическое психолого-медико-педагогическое сопровождение по всем направлениям деятельности.
2.Отслеживание динамики развития и успешности усвоения дошкольной образовательной программы.
3.Своевременная корректировка индивидуального образовательного маршрута и определенных психолого-педагогических мероприятий при отсутствии или недостаточной динамики развития и коррекции.
4.Система работы с организацией промежуточных консилиумов.
5.Анализ всех проводимых консилиумов.
VI. Долгосрочная цель сопровождения
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Использование ресурсов других учреждений
_______________________________________________________________________________
VIII. Срок реализации индивидуального маршрута.
С ___________________20_____года по _______________________20______года.
ПОСТРОЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА, РЕБЕНКА С ОВЗ
№ | Основные задачи | Задействованные педагоги | Направления работы |
1 этап – обучение и воспитание ребенка-инвалида (ОВЗ): | |||
1 | Выявление запросов семьи на образовательные услуги | Заведующий педагог | ∙ встречи с семьей, имеющих ребенка-инвалида, опрос родителей |
2 | Комплексное обследование и диагностика уровня развития ребенка-инвалида, ОВЗ | Педагог-психолог, педагог | ∙ обследование особенностей и уровня развития ребенка-инвалида |
3 | Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и разработка индивидуальной образовательной программы | Педагог-психолог, педагог, члены педагогического совета | ∙ проведение методических мероприятий для задействованных педагогов |
4 | Разработка индивидуальной программы включения ребенка-инвалида в функционирующую группу сверстников (выбор модели инклюзивного образования при необходимости) | Члены педагогического совета |
∙ реализация индивидуальной образовательной программы |
5 | Разработка программы и плана взаимодействия с семьей ребенка-инвалида | Члены педагогического совета |
|
6 | Первичная социализация ребенка инвалида со взрослым – педагогом | Педагог | ∙ работа по развитию первичных коммуникативных умений и навыков |
7 | Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида | Медицинская сестра, педагог |
|
2 этап – группа общеобразовательного вида: полная интеграция ребенка-инвалида в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников – сентябрь 201__ – май 201___ г. | |||
1 | Определение задач коррекционной психолого-педагогической работы и корректировка индивидуальной образовательной программы | педагог | ∙ корректировка в зависимости от варианта продолжения образования, выбранного семьей ребенка-инвалида (ОВЗ) и реализация индивидуальной образовательной программы |
2 | Разработка индивидуальной коррекционной программы по подготовке ребенка-инвалида к школе | педагог | ∙ индивидуальные и групповые занятия на развитие школьно-значимых функций ∙ формирование психологической и социальной готовности ребенка-инвалида к школе |
3 | Координация работы с семьей ребенка-инвалида | педагог |
|
4 | Дальнейшая социализация ребенка-инвалида (ОВЗ) в макросреде | Педагог-психолог, Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк | ∙ использование игровых технологий социализации |
5 | Проведение мероприятий, направленных на взаимное принятие и сплочение всех участников группы (дети-родители дальнейшая социализация ребенка-инвалида в макросреде) | Педагог-психолог, Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк | ∙ установление связи с социальным окружением и включение ребенка- инвалида в социум |
6 | Определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка-инвалида (родители – ребенок – ДОУ – школа) | Педагог-психолог, Учитель-логопед, педагог, члены ПМПк | ∙ организационное взаимодействие со школой по организации преемственности ∙ определение оптимального продолжения образовательного маршрута |
7 | Сохранение и укрепление здоровья ребенка-инвалида | Медраб. поликлин.. Инстр по ЛФК | ∙ медицинское сопровождение ∙ осуществление связи со специалистами детской поликлиники |
Самое интересное в группе детского сада ___________________________________________
Самое неинтересное _______________________________________________________________
Ситуация вызывающая беспокойство_______________________________________________
Для организации индивидуального сопровождения и коррекционной помощи необходимо изучить личностные особенности воспитанника и специфику его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Данная информация должна быть объективной и достоверной.
- Факторная структура отношений со сверстниками
Фактор | Доминирующие состояния | Противоположные состояния | ||
Вражда Дружба Жадность Щедрость Злость Доброта Лживость Правдивость Драчливость Агрессивность Спокойствие Зависть Искренность Грубость Вежливость |
Коррекционная работа____________________________________________________________
Знания об отношении ребенка к занятиям, проблемах и трудностях возникающих при изучении отдельных тем на специальных занятиях, позволят специалистам МДОО своевременно скорректировать индивидуальный образовательный маршрут.
- НОД(непосредственная образовательная деятельность воспитанников).
Образовательные области | Мнение ребенка | Мнение родителей | Мнение воспитателя |
Занимается с удовольствием | |||
Образовательные области вызывающие трудности | |||
Дополнительные занятия. |
- Мотивация познавательной деятельности.
Определение сформированности мотивов к познанию. Выделяется ведущий мотив, анализируются содержание и обоснование мотива, его осознанность.
Педагогическое сопровождение.
Карта развития воспитанника МДОУ
группа | Осень | Зима | Весна | Лето | ||||||||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | всего | декабрь | январь | февраль | всего | март | апрель | май | всего | июнь | июль | август | всего | |||
здоровье | Группа здоровья | |||||||||||||||||
Сколько раз болел | ||||||||||||||||||
Кол-во дней, пропущенных по болезни | ||||||||||||||||||
Социально-личностное развитие | Отношение к д/с | |||||||||||||||||
Общение с детьми | ||||||||||||||||||
Общение со взрослыми | ||||||||||||||||||
Самостоятельность | ||||||||||||||||||
Активность, инициативность |
Оценку уровня личностного развития детей проводится в конце каждого года обучения. Самое главное - обеспечить усвоение базового минимума знаний. Заполнение карты проводится в начале каждого учебного года и по его окончанию, в течение всего периода обучения и воспитания в дошкольном учреждении на основании показателей диагностических карт развития, и на основании ваших личных наблюдений и анализа результатов продуктов деятельности ребенка.
Шкала оценки: норма – 3
неопределенное или невыраженное – 2
отрицательное или отсутствует – 1.
- Показатели первого и второго блоков отражают степень адаптации ребенка в ДОУ.
- К блоку « Здоровье ». Дети, которые болеют ОРВИ более четырех раз в году, относятся к группе часто и длительно болеющих (ЧДБ). Частые пропуски по болезни – это первый сигнал, свидетельствующий о перенапряжении организма и нарастающем утомлении. Следует помнить, что даже одно заболевание, продолжительностью более трех дней, «выключает» ребенка из учебного процесса: отмечается быстрая утомляемость, раздражительность, снижение учебно-познавательных возможностей.
- К графе «Интеллектуальные умения». Рекомендуемые критерии и баллы оценки:
3 – правильно определяет содержание, смысл анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, легко обнаруживает закономерности;
2 – задания, требующие анализа, обобщения, установления закономерности, выполняет со стимулирующей помощью взрослых;
1 – выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение следующего задания;
0 – нуждается в обучающей помощи взрослого, воспринимает помощь с трудом,
самостоятельный перенос не осуществляется.
- Интересы и склонности ученика (посещение кружков, секций, студий и т. п.).
- Оказание помощи в выборе занятий и поддерживание интереса.
Работа с семьей.
1.Изучение семьи.
2.Социальные проблемы, потребности семьи в организации обучения и воспитания.
3.Патронаж семьи на дому (2 раза в год, при необходимости чаще).
4.Анализ неблагоприятных условий и стиля семейного воспитания и его влияния на
поведение и успехи ребенка.
5.Информирование и консультирование семьи по вопросам психолого-пегагогической
реабилитации.
Индивидуальная образовательная программа ребенка-инвалида
Расписание занятий
понедельник
| вторник | среда | четверг | пятница |
Планирование различных видов совместной деятельности педагога и ребёнка.
понедельник
| вторник | среда | четверг | пятница |
Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра)
| Сенсорное воспитание | Театрализованные игры
| Дидактические игры | Развитие движений |
Содержание адаптированной образовательной программы
в области физического развития для ребенка-инвалида
В широком смысле слова Адаптация (от средневекового лат . adaptatio - приспособление), в биологии - совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Адаптацией называется и сам процесс выработки приспособлений. В физиологии и медицине обозначает также процесс привыкания. Социальная адаптация есть процесс взаимодействия личности с социальной средой.
Адаптивная физическая культура - это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.
В настоящее время, благодаря многочисленным научным исследованиям в области лечебной физической культуры (ЛФК), мы располагаем более полным представлением о возможностях этого замечательного метода. Во всём мире ЛФК является неотъемлемой частью комплексного лечения практически всех заболеваний.
Физические нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить его полноценную деятельность. И когда об этом забывают, то природа жестоко мстит за вмешательство в её законы.
Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникающие в них очаги возбуждения способствует угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг как бы блокируется, и нарушенные функции в результате постепенно нормализуются.
Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.
Регулярные занятия физическими упражнениями в комплексе с занятиями по плаванию помогут не только избавиться от боли, но и способствовать нормализации, казалось бы, уже необратимых патологических процессов.
Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц и является частью всего лечебного комплекса.
Упражнения в воде оказывают психотерапевтическое воздействие: облегчённые и безболезненные движения улучшают самочувствие и оказывают закаливающий эффект. Выполняя разнообразные движения в воде можно переносить более низкую температуру воды.
Однако, проявляя настойчивость, нельзя впадать и в другую крайность-уверовав в могущество движения, отказываться от всех других рекомендаций врача. Не забывайте, физические упражнения-это всего лишь часть, хотя и очень важная, целого комплекса как профилактических, так и лечебных мер. И как бы ни были они полезны, принцип “чем больше-тем лучше” в данном случае неприемлем.
Со временем комплексы, которые будут предложены можно добавить и усложнить. Сделать это вам помогут инструктора по физической культуре и плаванию.
Данную адаптированную образовательную программу можно использовать для составления индивидуальной образовательной программы для ребёнка-инвалида.
Цель: получение ребёнком комплексной помощи специалистов по физической культуре в ДОУ, направленной на индивидуальное развитие и успешной адаптации, реабилитации ребёнка в обществе.
Задачи.
1. Создание комфортной среды на занятиях по физической культуре для развития детей и компенсация имеющихся недостатков.
2. Формирования у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.
3. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции и поведения.
4. Оказание консультативной и методической помощи родителям.
Сроки реализации адаптированной образовательной программы по физической культуре.
Адаптированная образовательная программа в области физического развития предусматривает постепенное развитие двигательных навыков с учётом состояния здоровья и возрастных периодов развития детей.
При составлении адаптированной образовательной программы в области физическое развитие учитываются рекомендации специалистов.
Адаптированная образовательная программа рассчитана на детей дошкольного возраста (3-7 лет).
Занятия проводятся на базе спортивного зала и бассейна МБДОУ детского сада “Брусничка”, три раза в неделю. Два занятия в спортивном зале, одно в бассейне.
Продолжительность занятий:
- не более 15 минут-для детей второй младшей группы (3-4 года),
- не более 20 минут-для детей средней группы (4-5 лет),
- не более 25-30 минут-для детей старшей и подготовительной групп (5-7 лет).
Методы организации занятий: индивидуальный, индивидуальный подход в групповом режиме.
Формы организации занятий: является система определённых физических упражнений. Это лечебная гимнастика, самостоятельные занятия по рекомендации врача и специалистов по физической культуре и плаванию, дозированная ходьба, физические упражнения в воде и плавание.
Каждое занятие строится по определённому плану и состоит из трёх частей: подготовительной, основной, заключительной.
Структура проведения занятий в спортивном зале.
Подготовительная часть предусматривает подготовку к выполнению основных видов движения и специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность части 10-20% времени занятия.
В основной части занятия применяются специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность основной части 60-80% от всего времени занятия.
В заключительной части нагрузку постепенно снижают. Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма.
Мониторинг.
Система мониторинга достижения детьми- инвалидами планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения программы и динамики развития детей.
Определение освоения основных видов движения для оценки развития ребёнка- инвалида и его функциональных возможностей. В результате изучения возможностей детского организма разработаны критерии по освоению ребёнком -инвалидом основных видов движения и освоения упражнений в воде.
Вторая младшая группа (3-4 года).
- умеет ходить сохраняя заданное направление;
- умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, в соответствии с указаниями инструктора по ФК;
- сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
- может ползать на четвереньках;
- может катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; метать предметы правой, левой рукой;
- плавание: вход и погружение в воду, попытки плавать;
Средняя группа (4-5 лет).
- может метать предметы разными способами правой и левой рукой;
- отбивает мяч об пол;
- может ловить мяч;
- ориентируется в пространстве, находит правую и левую сторону;
- плавание: приседая, погружение в воду до уровня подбородка, глаз; опускание в воду лица, погружение в воду с головой; выполнение движений ногами вверх и вниз, сидя в воде; попытки плавать произвольным способом.
Старшая группа (5-6 лет).
- выполняет ходьбу и бег сохраняя правильную осанку, направление и темп;
- умеет лазить по гимнастической стенке;
- может прыгать на мягкое покрытие, прыгать в обозначенное место;
- умеет метать предметы правой и левой рукой в вертикальную и горизонтальную цель;
- плавание: движения ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лёжа, опираясь руками; выполнение разнообразных движений руками в воде; выполнение выдоха в воду; плавание произвольным способом.
Подготовительная группа (6-7 лет).
- старается выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);
- бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель;
- плавание: выполнение вдоха, затем выдоха в воду; погружение в воду с головой, открывание глаз в воде; скольжение на груди, движение ногами (вверх-вниз); плавание с кругом в руках; разнообразные движения в воде; произвольное плавание.
Выполнение упражнений детьми оценивалось по трехбалльной шкале.
1 балл – ребенку требуется постоянная помощь инструктора. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая.
2 балла – ребенку требуется помощь инструктора в исключительных случаях. Движения более точные, более координированы. Движения ребенка активнее. Активность ребёнка средняя.
3 балла – ребенку не требуется помощь инструктора. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая. Ребенок активен.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- укрепить здоровье детей и развить правильное отношение к здоровому образу жизни;
- сформировать нравственные ценности: доброты, милосердия, отзывчивости, дружбы;
- сформировать у детей навыки самостоятельной деятельности.
(Учебный план для детей второй младшей группы 3-4 года.
Тематическое планирование для детей второй младшей группы.). Приложение
Список литературы:
Е. В. Харламов “Дыхательная гимнастика”, М.: Ростов на дону – 2004.
Н. Г. Пищикова “Обучение плаванию детей дошкольного возраста”, М. – 2008.
В. Г. Алямовская “Как воспитывать здорового ребенка”, М. – 2007.
Т. А. Тарасова “Контроль физического состояния детей дошкольного возраста”, М. – 2006.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду 3-4 года. Конспекты занятий. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в средней группе. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
Приложение №1
Приложение
Комплекс направлен на растягивание связок, утягивающихся в процессе роста ребёнка, на укрепление отводящих мышц, на развитие проблемных зон мускулатуры на теле.
Весь комплекс делится на несколько групп упражнений.
1. Растяжки.
Разогреваем мышцы, растягиваем связки-готовим тело к зарядке.
1. Наклоны стоя к ногам, начинаем с (а), потом усложняем задачу, переходим к (б). Задача-с максимально прямыми ногами коснуться руками пола. Ноги должны быть максимально выпрямлены.
а) ступни на ширине плеч;
б) ступни поставлены вместе.
2. «Мельница»: махи руками к противоположным ступням. Также из положения (а) стараемся дотянуться левой рукой до носка правой ноги и наоборот. Ноги должны быть максимально выпрямлены.
3. Выпады. Делаем медленно, чтобы не повредить суставы, растягиваем мышцы и связки в паху. Чем ниже выпад, тем лучше, при выполнении должно быть немножечко больно. Приучайте ребёнка к мысли, что «немножечко больно» от физкультуры-это знак правильного выполнения упражнения.
а) поперечные выпады;
б) продольные выпады.
4. Наклоны сидя на полу также выполняются в вариантах (а) и (б)-чем ниже, тем лучше.
а) прямые ноги вместе, наклоняемся, стараясь не сгибать ног;
б) прямые ноги разведены в стороны, наклоняемся поочерёдно к правой, левой ноге и по центру, стараясь не сгибать ног.
5. «Бабочка» -сидя на полу, ноги соединить ступнями, колени в сторону. Качаем «крыльями» бабочки, стараясь достать коленями до пола. Это упражнение можно выполнять с давлением на спину или колени-только после хорошего разогрева и очень осторожно, чтобы не повредить связки.
6. Растягиваем ахилловы сухожилия: стоя носком на подставке или перекладине, пяткой пытаемся достать до пола. Эффективнее прорабатывать по одной ноге, можно добавить утяжелители на ноги, если веса самого ребёнка не хватает.
7. Наклоны у перекладины или шведской стенки
а) Одна нога согнута и стоит на перекладине, вторая нога на полу , прямо. Сгибаем верхнюю ногу ещё сильнее, стараясь максимально растянуть паховые связки и мышцы бедра.
б) «Верхняя» нога лежит на перекладине прямо, носком вверх, наклоняемся к ней, стараясь не согнуть ни «верхнюю», ни «нижнюю» ноги.
в) «Верхняя» нога прямо, носок внутрь, «нижняя»-носок в сторону. Наклоняемся то к верхней, то к нижней ноге. Тянуться связки в паху.
2. Силовые упражнения.
1. Приседания
а) Носки врозь, пятки вместе, выполняя приседания, пятки можно отрывать от пола.
б) Ступни разведены на ширину плеч или немного больше, пятки не отрываются от пола. Присед надо делать максимально глубокий, как будто ребёнок садится на низкий стульчик.
2. Подъём ноги. Все упражнения этой группы выполняются в положении лёжа на полу. При этом приподнимается только одна нога. Можно выполнять с утяжелением, подъём не более тридцати-сорока градусов, чтобы упражнение не превращалось в махи.
а) выполняем подъём ноги лёжа на животе, работают ягодицы и задняя поверхность бедра;
б) то же лёжа на боку, задействованы боковые мышцы бедра и торса, прорабатываем правую и левую стороны;
в) то же лёжа на спине, мышцы пресса и верхняя поверхность бедра;
г) то же лёжа на спине, ноги сгибаются только в колене;
3 Лёжа на полу, совершаем подъёмы туловища, при этом ноги надо зафиксировать.
а) лёжа на спине-качается пресс;
б) лёжа на спине, то же самое, но с небольшим скручиванием корпуса-качаются косые мышцы пресса, делаем подходы в обе стороны;
в) лёжа на боку -качаем боковые мышцы торса, делаем в обе стороны;
г) лёжа на животе-мышцы спины (более сложный вариант- взять в руки гантели и вытянуть их вперёд).
4. Растяжки для живота и спины.
а) «Лодочка»: лёжа на животе, согнуть ноги и поднять их вверх , придерживая руками, сделать несколько качающихся движений;
б) наклоны в стороны из положения стоя, руки соединены за головой, растягиваем бока. Можно пытаться коснуться «нижним» рукой бедра.
5. Отжимания-укрепляем руки. Девочкам и ослабленным детям можно отжиматься не на носках, а на коленях.
6. Подтягивания-укрепляем руки, мышцы грудной клетки.
7. Лёжа на спине, махи руками с утяжелением. Для начала можно взять пластиковые бутылочки 0,5 л. и наполнить их водой.
а) руки двигаются в противофазе вдоль тела и за голову-можно выполнять до 100 и более раз;
б) руки сводятся навстречу друг другу и разводятся над грудью;
8. Лёжа на спине, запрокидываем ноги за голову-укрепляется пресс и спина.
9. Стоя, делать небольшие движения прямой ногой, можно с утяжелением. Это простое но важное упражнение помогает развивать мышцы антагонисты спазмированных приводящих мышц.
а) в сторону-вверх;
б) назад-вверх.
Дыхательные и расслабляющие упражнения для детей с ДЦП.
Продолжительность дыхательных упражнений не должна превышать 3-5 минут. При повышенном тонусе работу с детьми следует начинать с расслабляющих дыхательных, физических упражнений и расслабляющего массажа, при пониженном следует активизировать мышечный тонус.
Задачи:
- снижение мышечного напряжения и эмоциональной зажатости; и задержи дыхание. Выдохни медленно через рот
- увеличение объёма активных движений у данных детей;
- повышение у них самоконтроля и уровня произвольности.
Упражнение «Футбол».
Ребёнку предлагается подуть на поролоновый или ватный шарик и перемещать его струёй воздуха по поверхности стола в течение 1-2 минут. При совместном выполнении данного упражнения возможно введение соревновательного элемента выигрывает тот, кто первым загнал мяч в «ворота».
Упражнение «Мыльные пузыри».
С помощью одноразовых трубочек ребёнку предлагается выдувать мыльные пузыри в течение 1-2 минут. При совместном выполнении данного упражнения возможно введение соревновательного элемента: выигрывает тот, чей пузырь окажется большего размера, дольше других не лопается и т. д.
Упражнение «Знакомство».
Ребёнку даётся инструкция: «Сядь на коврик. Сделай глубокий вдох, руки при этом медленно подними через стороны вверх, соедини ладони и задержи дыхание. Выдохни через рот, наклоняясь вперёд и опуская руки вниз; положи ладони на пол. А теперь сделай глубокий вдох через рот, поднеми руки и задержи дыхание. Выдыхая, опусти руки вниз и, наклоняясь вперёд, произнеси на выдохе своё имя» Упражнение выполняется 1 раз. Возможно усложнение упражнения: ребёнку предлагается произнести на выдохе своё имя и фамилию.
Упражнение «Свеча».
Ребёнку даётся инструкция: «Сделай глубокий вдох через нос, вытяни руки над головой, ладони сомкни, потянись всем телом вверх, «задуй свечу» - выдохни с силой через рот, наклонившись вперёд, резко опусти руки перед собой, ладонями коснись пола». Упражнение выполняется 1-3 раза.
Упражнения для расслабления кистей рук
1. Плавные потряхивания рук ребёнка (взрослый поочерёдно потряхивает правую и левую руки ребёнка от плеча).
2. Имитационные движения для кистей рук:
- «стряхивание воды»;
- «полоскание белья»;
- «поглаживание кошки».
3. Массаж и пассивные упражнения для кистей и пальцев рук:
- поглаживающие движения каждого пальца от кончика к основанию;
- разминающие движения каждого пальца от кончика к основанию;
- поглаживание и похлопывание предплечья тыльной стороной кисти;
- поочерёдное вращение пальцев руки и круговые движения кистей;
- движение супинации (подъём рук раскрытой ладонью вверх) -пронации (опускание рук раскрытой ладонью вниз;
- поочерёдное сгибание пальцев рук;
- щёточный массаж кистей и пальцев рук (используются щётки разной степени жёсткости) и т. д.
Игры с телом.
Игры с руками: Например, специалист протягивает руку к ребенку со словами: «Давай поздороваемся». Но рука ребенка уходит в сторону или назад. Поэтому работу начинаем именно с этого движения. Инструкция помогает ребенку сосредоточиться на движении и своих ощущениях, и осознать их. «Твоя рука хочет поиграть. Давай с ней поиграем. Рука ушла вверх, она напряженная, жесткая, сильная, вот и удержи ее там и усиль это движение. Я буду считать до 3 (5). На счет три (пять) ты сделаешь очень большое усилие, чтобы ее удержать в этом положении и усилить движение. А теперь расслабь ее и дай отдохнуть. Теперь она мягкая, расслабленная, тяжелая». Счет необходим при выполнении упражнения, так как он обозначает начало и завершение процесса напряжения, и переход к следующему этапу - расслаблению. Специалист прикасается к руке, но не выполняет упражнение за ребенка. Этот жест может обозначать «Я с тобой» и помогает ребенку сконцентрироваться на тех процессах, которые происходят в этой руке. Гиперкинез - это непроизвольное движение, связанное с повышением мышечного тонуса, то есть напряжением. Напряжение не может продолжаться постоянно, да еще при его усилении. Поэтому после окончания упражнения (на счет 3, 5) рука расслабляется. Ребенок получает первый опыт произвольного напряжения и последующего расслабления, которые им осознаются. Упражнение повторяется еще 2 раза. Для лучшего расслабления руки, осторожно ее потряхиваем. Для этого аккуратно придерживаем локоть ребенка левой рукой, а правой, удерживая за пальцы, легко потряхиваем. Приподнимать руку (ногу) нужно не более чем на 7-10 см от поверхности, на которой лежит ребенок. Но самое важное на всех этапах работы с телом - это активное участие самого ребенка, его включенность в процесс, осознание им того, что происходит с его рукой, ногой, телом и пр. Это очень важно. Далее, идем по часовой стрелке. Переходим к левой руке. «А чего хочет эта рука?». Начинаем с движения, которое предлагает ребенок. Повторяем все процедуры: упражнение на напряжение и потряхивание для левой руки.
Следующее упражнение направлено на закрепление дифференциации ребенком ощущений напряжения и расслабления.
«Ручка-столик». Ребенок лежит на татами. Помогаем ему вытянуть правую руку вверх и разжать пальцы (если на первых занятиях пальцы не разжимаются, работаем с кулаком). Специалист кладет свою ладонь на ладонь (кулак) ребенка, при этом фиксируя локоть. Немного придавливая ладошку (кулачок), мы искусственно создаем напряжение в руке. Считаем до 5. Затем осторожно стряхиваем руку, и оставляем в покое. Комментируем то, что происходит: «Сначала рука была жесткая, напряженная, а теперь мягкая, тяжелая, расслабленная, она поработала, а теперь отдыхает». Упражнение делаем 3 раза. Тоже делаем с левой рукой.
Игры с ногами. Первое упражнение мы выполняем, ориентируясь на потребности тела конкретного ребенка. Все как с руками. Каждое движение выполняем на 3-5 счетов, по 3 раза. После каждого упражнения на напряжение, осторожно стряхиваем ноги. Для этого правой рукой придерживаем ногу ребенка под коленной чашечкой, а правой держим за пальцы ноги. Приподнимаем ногу на 7-10 см над поверхностью татами и осторожно потряхиваем.
Следующее упражнение поможет закрепить опыт ребенка различать напряжение и расслабление.
«Крепкие ножки». Специалист стоит на коленях у ног ребенка. По возможности выпрямляем и приподнимаем ноги ребенка, одной рукой придерживаем колени, чтобы ноги не сгибались, другой - придерживаем стопу и упираемся животом в ноги. По счету начинаем наклоняться вперед, используя ноги ребенка как опору, искусственно создавая напряжение. Удерживаем напряжение до 5. Теперь, помогая ребенку снять напряжение, потряхиваем ноги (см. выше).
Игры с шеей и головой. Мягко подводим руки под шею ребенка, так что его голова лежит в сложенных лодочкой руках, осторожно потягиваем шею на себя. «Сейчас я покачаю твою голову». Движения медленные, осторожные делаем 3-5 раз.
«А теперь поиграем с головой и шеей. Я поворачиваю твою голову направо, а ты ее немного удержи в этом положении». Мягко поворачиваем голову ребенка вправо, осторожно фиксируем, положив руку на щеку, ближе к уху, и считаем до 3-х (5). «Теперь голова лежит прямо и, я ее снова покачаю». Специалист мягко покачивает голову ребенка. «А теперь поворачиваем голову налево. А ты ее удержи, пока я буду считать до 3-х (5)». И снова мягкие покачивания. Повороты головы делаем по 3 раза в каждую сторону.
Аналогично выполняем наклоны головы вперед и назад. Главное, чтобы ребенок удерживал заданное положение до окончания счета. Специалист чуть-чуть придерживает, немного помогает удержать, задает движение, но все это на первых этапах работы, когда ребенок только входит в процесс работы с телом.
Игры с туловищем. Осторожно берем ребенка за талию и, чуть-чуть приподнимая вверх, покачиваем. Сейчас ребенок пассивен, он чувствует, как освобождается от напряжения его позвоночник. Упражнение делаем 3-5 раз.
Упражнение «Растяжка» помогает снять мышечные зажимы, гармонизировать внутреннюю энергию ребенка.
«Вертикальная растяжка». Начинаем с правой стороны тела ребенка. Специалист осторожно придерживает правую руку в области запястья и правую ногу в области лодыжки и по счету начинает легко тянуть руку вверх, а ногу вниз. Считаем до 3-х. На счет 3 движение прекращается. Очень важно просто обозначить движение, ребенок выполняет его сам. Делаем упражнение 3 раза. Затем специалист переходит к левой стороне тела ребенка. Растяжка повторяется 3 раза с левой стороны.
«Диагональная растяжка». Выполняется так же, как «вертикальная растяжка», только правая рука потягивается с левой ногой, а левая рука с правой ногой. Выполняется также по 3 раза. Закончить растяжку нужно потряхиванием рук и ног. Очень хорошо, если на занятии присутствует родитель или другой специалист, тогда проводится потряхивание одновременно рук и ног. Один специалист потряхивает руки, другой - ноги ребенка. Если работает один специалист, то потряхиваем сначала руки ребенка, потом - ноги.
Результаты работы с телом можно почувствовать и оценить сразу: изменяется тонус мышц, они становятся менее напряженными, более расслабленными. Но самое важное, что такая работа воспринимается детьми очень позитивно, дети играют с большим удовольствием, сотрудничают со специалистом, другими детьми и родителями.
Очень часто в процессе работы с телом ребенка с ДЦП возникают вибрации, мышечная дрожь в руках, ногах. А. Лоуэн особое значение в процессе терапии уделял вызыванию у пациента непроизвольных мышечных сокращений (мышечная дрожь, тремор, вибрации). Поэтому этого не нужно бояться. Нужно привлечь внимание ребенка к этому процессу и дать процессу завершиться, не пытаясь его прервать: «Твоя ножка танцует. Почувствуй этот танец, дай ей его закончить». Так, по мнению Лоуэна, восстанавливается движение энергии в мышцах. И это свидетельствует о позитивных изменениях в теле ребенка.
Такая работа с телом помогает ребенку развивать кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела. Работа с телом приводит к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений, уменьшению гиперкинезов и спастики, улучшению дыхания и психоэмоционального состояния ребенка.
Дыхательные упражнения. Подробно этот этап работы описан нами в «Программе» (См. «Литература», 6). После работы с телом с использованием психофизических упражнений, можно переходить к двигательным упражнениям. Это могут быть упражнения из йоги и психодинамические медитации (см. там же). Мы приводим еще несколько упражнений, придуманных нами в процессе занятий с детьми с тяжелой двигательной патологией.
Игровые двигательные упражнения.
«Леопард на охоте»
Цель: развитие двигательных навыков, координации движений, получение нового двигательного опыта, формирование позитивного отношения к себе в ситуации успеха.
Содержание:
Исходное положение: дети сидят на пятках с упором на колени вокруг мягкого модуля. «Жил-был леопард. Он был смелый и ловкий и очень любил охотиться. Но, сначала он сидел в засаде, чтобы его никто не заметил и ждал добычу (дети группируются: опускают голову к коленям, лицом в тыльную сторону ладоней, поза расслабленная, свободная). А потом, подкрадывался и - прыгал (дети приподнимаются на руках и, помогая ногами, падают на мягкий модуль)». На последующих занятиях инструкция короткая: «Леопард спрятался, притаился (группировка). Теперь подкрадывается (несколько движений руками, похожих на движения кота, который точит коготки). И прыгает (прыжок на мягкий модуль). Повторяем 3 раза.
Оборудование: большой мягкий модуль «Остров».
«Складной нож»
Цель: развитие координации движений, растяжка позвоночника,
Содержание: Исходное положение: лежа на правом боку - поза зародыша. Затем «нож раскрылся»: по инструкции дети одновременно вытягивают руки вверх, а ноги вниз, удерживаясь на боку. Упражнение выполняется медленно, под спокойную музыку. Теперь «нож» складывается. Медленно, чуть-чуть расслабленно дети подтягивают руки к груди, а ноги - к животу. «Нож» сложился. Выполняем упражнение 3 раза на правом боку. Затем дети перекатываются на левый бок и повторяют упражнение еще 3 раза.
Дети с тяжелой двигательной патологией на первых этапах работы нуждаются в помощи родителей или специалиста.
Оборудование: спортивные татами для каждого ребенка.
«Колбаска»
Цель: гармонизация энергетического потенциала тела, развитие координации движений, приобретение нового двигательного опыта, работа со страхом перед необычными движениями.
Содержание: Исходное положение: лежа на спине. Специалист осторожно фиксирует руками лодыжки и начинает мягко задавать повороты тела ребенка вправо и влево. Сначала очень медленно, затем быстрее.
Оборудование: спортивные татами для каждого ребенка.
Упражнения на сенсорном мяче.
Попытки адаптировать для детей с тяжелой двигательной патологией энергетические упражнения А. Лоуэна «Арка Лоуэна» и «Дуга Лоуэна» привела нас к импровизации с использованием сенсорного мяча.
Цель: гармонизация внутренней энергии ребенка, снятие мышечных зажимов, растяжка позвоночника.
Содержание: Кладем ребенка лицом вниз на сенсорный мяч. Подводим руки под живот и мягко покачиваем. Это поможет ему расслабить спину. Затем 3-5 мягких, скользящих движений рукой по позвоночнику сверху вниз, комментируем: «Спинка расслабляется, тело как будто растекается по мячу». Теперь мягкими, скользящими движениями ведем по рукам от плеч к кончикам пальцев рук: «Ручки расслабились и повисли», тоже с ногами - ведем от бедра к стопе: «Ножки расслабились и повисли». «Все тело расслабленное, как будто растеклось по шару». Далее можно покачать мяч вперед и назад. Переворачиваем ребенка, теперь он лежит на мяче лицом вверх. Повторяем процедуру. Заканчиваем покачиванием на мяче. Через несколько занятий можно закончить катанием на мяче, когда вы придерживаете ноги ребенка, а он пытается руками достать до пола, если это принесет ему удовольствие.
Оборудование: большой сенсорный мяч.
«Башня»
Цель: развитие концентрации внимания, активизация двигательного потенциала, улучшение самооценки и самоотношения, формирование мотивации к деятельности.
Содержание: Из мягких модулей строится высокая башня: модули ставятся друг на друга. Если дети могут, они помогают строить, если нет - строят специалист и родители. Башня строится для каждого ребенка. Задача ребенка - разрушить башню. Все присутствующие подбадривают его и поддерживают.
Оборудование: мягкие модули «Камешки».
«Тоннель»
Цель: повышение энергетического потенциала, улучшение психофизического и эмоционального состояния и дыхания, улучшение самооценки и самоотношения, формирование мотивации к деятельности.
Содержание: Мягкий модуль «Перекати-поле» кладем горизонтально перед ребенком, даем инструкцию: «Перед тобой тоннель, тебе нужно пролезть через этот тоннель, а я (мама) буду ждать с другой стороны». Помогаем ребенку, если это необходимо, залезть внутрь и переходим к другому концу трубы. В этот момент эмоциональная поддержка и сопереживание необходимы ребенку.
Оборудование: мягкий модуль-труба «Перекати-поле».
Предостережение!
Это очень сложное в психологическом плане упражнение для детей, которые получили травму при рождении, боятся замкнутого пространства. Поэтому при выполнении его ребенком, особенно в первый раз, специалист должен соблюдать максимальную осторожность и следить за эмоциями детей. При проявлении ребенком тревоги, нужно помочь ему быстро выбраться из трубы, похвалить, сказать, что это было непросто, но он справился. Преодолеть свой страх - непростая задача. Как правило, при правильном сопровождении уже на втором занятии ребенок в большей мере сам справляется с этим заданием.
«Маятник» в руках мяч.
Сесть на пол, вытянув ноги, в одной руке мяч, приподнять одну ногу от пола переложить мяч из одной руки в другую под ногой, опустить ногу.
Лечь на живот, руки с мячом вытянуть вперед, приподнять мяч, опустить.
Консультация для родителей.
Ослабленный ребёнок
Какого ребёнка медики и педагоги считают ослабленным? Прежде всего — часто болеющего. Что значит «часто»? Если в течение года у ребёнка было четыре и более простудных заболеваний и при этом он не посещал детский сад более двух недель — такой ребёнок ослаблен. Худенький, бледный, он быстро устаёт при любых нагрузках. Через 3-5 минут выполнения даже лёгкой физической работы ему требуется отдых, при беге он переходит на шаг, во время подвижных игр — отходит в сторону, при катании на лыжах — останавливается и учащённо дышит. Если ребёнок не в состоянии ни разу отжаться от пола или подтянуться на перекладине, присесть более 5 раз — это тоже признаки слабой двигательной подготовленности.
Как правило, ослабленный ребёнок — плаксивый, обидчивый, отличается резкой сменой настроения, без видимой причины раздражается, кричит. То внезапно начинает суетливо бегать, то, наоборот, впадает «в спячку», подолгу сидит на одном месте, устремив глаза в одну точку. Нередко он беспокоен во время сна, плохо ест.
Такие дети пассивны, их не привлекают спортивные упражнения, а из-за болезни они часто пропускают занятия физкультурой. Однако именно им физические упражнения особенно необходимы для укрепления здоровья. Вопрос в том, какие, когда и сколько.
Предлагаемые нами рекомендации и физкультурные комплексы помогут Вам решить этот вопрос и подобрать те упражнения, которые подойдут и будут нужны Вашему ребёнку.
При выборе оздоровительных физкультурных комплексов необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка — физическое развитие (рост и вес тела), состояние здоровья, двигательную подготовленность, утомляемость.
Для укрепления здоровья ослабленного ребёнка очень полезно сочетать утреннюю гигиеническую гимнастику и дыхательные упражнения. Предлагаем два эффективных комплекса.
Комплекс утренней гимнастики «Бодрость и энергия»
Это зарядка, и предназначена она не для тренировки, а для подготовки организма к повседневной деятельности. Упражнения должны выполняться не спеша, без рывков, с постепенным увеличением амплитуды движений.
Время выполнения комплекса — от 10 до 12 минут, каждое упражнение повторяется от 4 до 6 раз. Пульс во время зарядки не должен превышать 120-130 ударов в минуту.
Содержание примерного комплекса:
1. Ходьба без напряжения — 1 минута.
2. Потягивание. Исходное положение (и. п.) — стоя, руки к плечам. На счёт «раз» прогнуться назад и развести руки в стороны — вдох. На счёт «два» вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз.
3. Наклоны. И. п. — стоя, руки вниз. На счёт «раз» прогнуться назад, руки поднять вверх, ладони соединить. На счёт «два» наклониться вперёд и достать прямыми руками носки ног. Повторить 5-6 раз.
4. Махи ногой и рукой. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вперёд. На счёт «раз» повернуть туловище и прямые руки влево, одновременно поднять прямую левую ногу. На счёт «два» вернуться в и. п. Повторить то же самое правой ногой с поворотом вправо. Повторить упражнение 4-5 раз в каждую сторону.
5. Дыхательное упражнение. И. п. — стоя, руки вниз. На счёт «раз» поднять руки через стороны вверх и скрестить их за головой — глубокий вдох. На счёт «два» вернуться в и. п. Постепенно замедлять движения, по мере успокоения дыхания. Выполнять упражнение 1 минуту.
Комплекс дыхательной гимнастики «Дышим с удовольствием»
Большинство детей дышат не носом, а ртом. Из-за этого они часто простужаются, отстают в физическом развитии, быстро утомляются. Специальные дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру, улучшить самочувствие ребёнка.
При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, расстройств пищеварения и сна, быстро снять утомление и восстановить работоспособность. Для овладения правильным дыханием разработаны специальные комплексы дыхательной гимнастики. Один из них мы рекомендуем для улучшения общего самочувствия ослабленного ребёнка.
При выполнении упражнений необходимо соблюдать следующие правила: дышать только через нос, равномерно и ритмично; стараться делать максимально глубокие вдох и выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятие следует прекратить.
Заниматься дыхательной гимнастикой следует вместе с ребёнком, в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке, через 30-40 минут после еды. Овладение комплексом проводите постепенно, прибавляя к уже освоенным упражнениям по одному новому через каждую неделю.
1. Дыхание через одну ноздрю. Цель упражнения — исправить привычку дышать ртом, научиться глубокому носовому дыханию.
Сесть на коврик в удобную позу со скрещёнными ногами, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем правой руки, медленно и глубоко вдыхать через левую ноздрю. Выдыхать через ту же ноздрю. Повторить упражнение 10-15 раз. Затем закрыть левую ноздрю большим пальцем левой руки и выполнить 10-15 дыхательных циклов.
2. Очистительное дыхание. Цель упражнения — очистить дыхательные проходы, проветрить лёгкие.
Сесть на коврик со скрещёнными ногами. Сделать (через нос!) максимальный плавный вдох и резкий выдох, втягивая мышцы живота. Затем расслабить мышцы живота и глубоко вдохнуть. Выполнить без перерыва 10-15 дыхательных циклов.
3. «Кузнечный мех». Цель упражнения — быстро насытить организм кислородом, очистить носовые ходы (является превосходным средством против простудных заболеваний, насморка).
Сесть на коврик со скрещёнными ногами, спина прямая. Спокойно сделать выдох, втянуть живот. В быстром темпе повторить семь дыхательных циклов (вдох-выдох) с активной работой мышц живота: на вдохе живот надувается вперёд, на выдохе — втягивается. Затем сделать полный вдох с задержкой дыхания на 5-7 секунд. После этого перейти к обычному дыханию.
Форсировать дыхательную тренировку ни в коем случае нельзя! Критерий правильно подобранных нагрузок — хороший сон ребёнка, весёлое настроение, желание заниматься дыхательной гимнастикой. После того как ребёнок овладеет предложенными упражнениями (а на это необходимо затратить, по меньшей мере 3-4 месяца), можно переходить к более сложным комплексам.
Учебный план для детей второй младшей группы 3-4 года
Месяц | Тема занятий | Количество занятий | Время проведения (мин) |
Сентябрь | Занятие 1. Организационно-диагностическое. Занятие 2,4. Упражнения в ходьбе и равновесии. Специальные упражнения. Занятие 5,7. Упражнения в ходьбе и прыжках. Специальные упражнения. Занятие 8, 10,11. Упражнения в прокатывании мяча. Специальные упражнения. | 1 2 2 3 | 15 30 30 45 |
Октябрь | Занятие 13,14. Упражнения в равновесии, упражнения в прыжках. Специальные упражнения. Занятие 16, 17. Упражнения в прыжках, упражнения в метании. Занятие 19, 20. Упражнения в ходьбе и беге, игровые задания с мячом. Специальные упражнения. Занятие 22, 23. Упражнения в ходьбе и беге, лазанье равновесии. Специальные упражнения. | 2 2 2 2 | 30 30 30 30 |
Ноябрь | Занятие 25, 26. Упражнения в равновесии, прыжках. Специальные упражнения. Занятие 28, 29. Упражнения в ходьбе, прыжках, в метании. Специальные упражнения. Занятие 31, 32, 34, 35. Упражнения в равновесии, метании, лазанье. Специальные упражнения. | 2 2 4 | 30 30 60 |
Декабрь | Занятие 37, 38, 40. Упражнения в ходьбе и беге, прыжках, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 41, 43, 44. Упражнения в ходьбе и беге, в метании, лазанье. Специальные упражнения. Занятие 46, 47. Упражнения в ходьбе и беге, упражнения в лазанье, равновесии. Специальные упражнения. | 3 3 2 | 45 45 30 |
Январь | Занятие 49, 50, 52. Упражнения в ходьбе, равновесии и прыжках. Специальные упражнения. Занятие 53, 55, 56. Упражнения в ходьбе, в метании, лазанье. Специальные упражнения. | 3 3 | 45 45 |
Февраль | Занятие 58, 59. Упражнения в ходьбе, прыжках. Специальные упражнения. Занятие 61, 62, 64. Упражнения в ходьбе, метании, лазанье. Специальные упражнения. Занятия 65, 67, 68. Упражнения в ходьбе и беге, лазанье, равновесии. Специальные упражнения. | 2 3 3 | 30 45 45 |
Март | Занятие 70, 71. Упражнения в ходьбе и беге, равновесии прыжках. Специальные упражнения. Занятие 73, 74. Упражнения в ходьбе и беге, прыжках, метании. Специальные упражнения. Занятие 76, 77, 79, 80. Упражнения равновесии, метании, в лазанье. Специальные упражнения. | 2 2 4 | 30 30 60 |
Апрель | Занятие 82, 83. Упражнения в ходьбе и беге, прыжках, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 85, 86, 88. Упражнения в ходьбе, метании, лазанье. Занятие 89, 91, 92. Упражнения в ходьбе, лазанье, равновесии. Специальные упражнения. | 2 3 3 | 30 45 45 |
Май | Занятие 94, 95, 97. Упражнения в ходьбе и беге, равновесии, прыжках. Специальные упражнения. Занятие 98, 100, 101. Упражнения в ходьбе, метании, лазанье. Специальные упражнения. Занятие 103, 104. Упражнения в ходьбе и беге, лазанье, равновесии. Специальные упражнения. | 3 3 2 | 45 45 30 |
Итог: |
Тематическое планирование для детей второй младшей группы
3-4 года
Месяц | Тема занятий | Задачи занятий |
Сентябрь | Занятие 1. Организационно- диагностическое. Занятие 2, 4. Упражнения в ходьбе и равновесии. Специальные упражнения. Занятие 5, 7. Упражнения в ходьбе и прыжках. Специальные упражнения. Занятие 8, 10, 11. Упражнения в прокатывании мяча. Специальные упражнения. | Занятие 1. Выявить уровень двигательной активности ребёнка-инвалида. Занятие 2, 4. Развивать ориентировку в пространстве при ходьбе в разных направлениях; учить ходьбе по уменьшенной площади опоры. Сохраняя равновесие. Занятие 5, 7. Упражнять детей в ходьбе и беге в прямом направлении, прыжках на двух ногах на месте. Занятие 8, 10, 11. Развивать умение действовать по сигналу инструктора; учить энергично отталкивать мяч при прокатывании. |
Октябрь | Занятие 13,14. Упражнения в равновесии, упражнения в прыжках. Специальные упражнения. Занятие 16, 17. Упражнения в прыжках, упражнения в метании. Занятие 19, 20. Упражнения в ходьбе и беге, игровые задания с мячом. Специальные упражнения. Занятие 22, 23. Упражнения в ходьбе и беге, лазанье равновесии. Специальные упражнения. | Занятие 13, 14. Упражнять в сохранении равновесии при ходьбе на ограниченной площади опоры; развивать умение приземляться на полусогнутые ноги в прыжках. Занятие 16, 17. Упражнять в прыжках с приземлением на полусогнутые ноги; в энергичном отталкивании мяча при прокатывании друг другу. Занятие 19, 20. Упражнять в ходьбе и беге с остановкой по сигналу; в ползании. Развивать ловкость в игровом задании с мячом. Занятие 22, 23. Упражнять в ходьбе и беге по кругу, с поворотом в другую сторону по сигналу инструктора; развивать координацию движений при ползании на четвереньках и упражнении в равновесии. |
Ноябрь | Занятие 25, 26. Упражнения в равновесии, прыжках. Специальные упражнения. Занятие 28, 29. Упражнения в ходьбе, прыжках, в метании. Специальные упражнения. Занятие 31, 32, 34, 35. Упражнения в равновесии, метании, лазанье. Специальные упражнения. | Занятие 25, 26. Упражнять в равновесии при ходьбе по ограниченной площади опоры, в приземлении на полусогнутые ноги в прыжках. Занятие 28, 29. Упражнять в ходьбе с выполнением заданий; прыжках из обруча в обруч, учить приземляться на полусогнутые ноги; упражнять в прокатывании мяча, развивая координацию движений и глазомер. Занятие 31, 32, 34, 35. Развивать умение действовать по сигналу инструктора; развивать координацию движений и ловкость при прокатывании мяча между предметами; упражнять в ползании. |
Декабрь | Занятие 37, 38, 40. Упражнения в ходьбе и беге, прыжках, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 41, 43, 44. Упражнения в ходьбе и беге, в метании, лазанье. Специальные упражнения. Занятие 46, 47. Упражнения в ходьбе и беге, упражнения в лазанье, равновесии. Специальные упражнения. | Занятие 37, 38, 40. Упражнять в ходьбе и беге, развивая ориентировку в пространстве; в сохранении устойчивого равновесия и прыжках. Занятие 41, 43, 44. Упражнять в ходьбе и беге с остановкой по сигналу инструктора; в прокатывании мяча между предметами, умении группироваться при лазанье под дугу. Занятие 46, 47. Упражнять в ходьбе и беге, развивая ориентировку в пространстве; упражнять в ползании на повышенной опоре; и сохранении равновесия при ходьбе по доске. |
Январь | Занятие 49, 50, 52. Упражнения в ходьбе, равновесии и прыжках. Специальные упражнения. Занятие 53, 55, 56. Упражнения в ходьбе, в метании, лазанье. Специальные упражнения. | Занятие 49, 50, 52. Повторить ходьбу с выполнением задания; упражнять в сохранении равновесия на ограниченной площади опоры; прыжки на двух ногах, продвигаясь вперёд. Занятие 53, 55, 56. Упражнять в умении действовать по сигналу инструктора в ходьбе вокруг предметов; развивать ловкость при катании мяча; повторить упражнения в ползании, развивая координацию движений. |
Февраль | Занятие 58, 59. Упражнения в ходьбе, прыжках. Специальные упражнения. Занятие 61, 62, 64. Упражнения в ходьбе, метании, лазанье. Специальные упражнения. Занятия 65, 67, 68. Упражнения в ходьбе и беге, лазанье, равновесии. Специальные упражнения. | Занятие 58, 59. Упражнять в ходьбе и беге вокруг предметов; развивать координацию движений при ходьбе переменным шагом; повторить прыжки с продвижением вперёд. Занятие 61, 62, 64. Упражнять в ходьбе переменным шагом, развивая координацию движений; разучить бросание мяча через шнур, развивая ловкость и глазомер; повторить ползание под шнур. Не касаясь руками пола. Занятие 65, 67, 68. Упражнять в ходьбе и беге; упражнять в умении группироваться в лазанье под дугу; повторить упражнение в равновесии. |
Март | Занятие 70, 71. Упражнения в ходьбе и беге, равновесии прыжках. Специальные упражнения. Занятие 73, 74. Упражнения в ходьбе и беге, прыжках, метании. Специальные упражнения. Занятие 76, 77, 79, 80. Упражнения равновесии, метании, в лазанье. Специальные упражнения. | Занятие 70, 71. Упражнять в ходьбе и беге по кругу; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе по ограниченной площади опоры; повторить прыжки между предметами. Занятие 73, 74. Упражнять в ходьбе и беге; разучить прыжки в длину с места; развивать ловкость при прокатывании мяча. Занятие 76, 77, 79, 80. Развивать координацию движений в ходьбе и беге между предметами; упражнять в бросании мяча о пол и ловле его двумя руками, в ползании на повышенной опоре; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре. |
Апрель | Занятие 82, 83. Упражнения в ходьбе и беге, прыжках, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 85, 86, 88. Упражнения в ходьбе, метании, лазанье. Занятие 89, 91, 92. Упражнения в ходьбе, лазанье, равновесии. Специальные упражнения. | Занятие 82, 83. Повторить ходьбу и бег вокруг предметов, прыжки через шнуры; упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на повышенной опоре. Занятие 85, 86, 88. Упражнять в ходьбе и беге, с выполнением заданий; развивать ловкость и глазомер в упражнении с мячом; упражнять в ползании на ладонях и ступнях. Занятие 89, 91, 92. Упражнять в ходьбе с остановкой по сигналу инструктора; повторить ползание между предметами; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре. |
Май | Занятие 94, 95, 97. Упражнения в ходьбе и беге, равновесии, прыжках. Специальные упражнения. Занятие 98, 100, 101. Упражнения в ходьбе, метании, лазанье. Специальные упражнения. Занятие 103, 104. Упражнения в ходьбе и беге, лазанье, равновесии. Специальные упражнения. | Занятие 94, 95, 97. Повторить ходьбу и бег с выполнением заданий, развивая ориентировку в пространстве; упражнять в прыжках со скамейки на полусогнутые ноги; ползание по гимнастической скамейке. Занятие 98, 100, 101. Ходьба с выполнением заданий по сигналу инструктора; упражнять в бросании мяча вверх и ловля его; ползание по гимнастической скамейке. Занятие 103, 104. Упражнять в ходьбе и беге по сигналу инструктора; в лазанье по наклонной лесенке; повторить задание в равновесии. |
Учебный план для детей средней группы 4-5 лет
Месяц | Тема занятий | Количество занятий | Время проведения (мин) |
Сентябрь | Занятие 1. Диагностическое. Занятие 2. Упражнения в ходьбе, прыжках, равновесию. Специальные упражнения. Занятие 4-5. Упражнения в ходьбе, прыжках, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 7-8. Упражнения в лазанье, метании. Специальные упражнения. Занятие 10-11. Упражнения лазанье, метании. Специальные упражнения. | 1 1 2 2 2 | 20 20 40 40 40 |
Октябрь | Занятие 13-14. Упражнения в ходьбе, прыжках, равновесию. Специальные упражнения. Занятие 16-17. Упражнения в ходьбе, прыжках, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 19-20. Упражнения в лазанье и метании. Специальные упражнения. Занятие 22-23. Упражнения в лазанье, равновесии. Специальные упражнения. | 2 2 2 2 | 40 40 40 40 |
Ноябрь | Занятие 25-26. Упражнения в лазанье, метании. Специальные упражнения. Занятие 28-29. Упражнения в лазанье, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 31-32. Упражнения в лазанье, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 34-35. Упражнения в лазанье, метании. Специальные упражнения. | 2 2 2 2 | 40 40 40 40 |
Декабрь | Занятие 37-38. Упражнения в лазанье, метании. Специальные упражнения. Занятие 40-41. Упражнения в лазанье, метании. Специальные упражнения. Занятие 43-44. Упражнения в метании, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 46-47. Упражнения в метании, равновесии. Специальные упражнения. | 2 2 2 2 | 40 40 40 40 |
Январь | Занятие 49-50. Упражнения в метании, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 52-53. Упражнения в метании, прыжках. Специальные упражнения. Занятие 55-56. Упражнения в лазанье, метании. Специальные упражнения. | 2 2 2 | 40 40 40 |
Февраль | Занятие 58-59. Упражнения в метании, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 61-62. Упражнения в метании, прыжках. Специальные упражнения. Занятие 64-65. Упражнения в метании, лазанье. Специальные упражнения. Занятие 67-68. Упражнения в лазанье, равновесии. Специальные упражнения. | 2 2 2 2 | 40 40 40 40 |
Март | Занятие 70-71. Упражнения в метании, лазанье. Специальные упражнения. Занятие 73-74. Упражнения в метании, лазанье. Специальные упражнения. Занятие 76-77. Упражнения в метании, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 79-80. Упражнения в метании, равновесии. Специальные упражнения. | 2 2 2 2 | 40 40 40 40 |
Апрель | Занятие 82-83. Упражнения в ходьбе, прыжках, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 85-86.Упражнения в ходьбе, прыжках, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 88-89. Упражнения в метании, лазанье. Специальные упражнения. Занятие 91-92. Упражнения в лазанье, равновесии. Специальные упражнения. | 2 2 2 2 | 40 40 40 40 |
Май | Занятие 94-95. Упражнения в метании, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 97-98. Упражнения в метании, равновесии. Специальные упражнения. Занятие 100-101. Упражнения в метании, лазанье. Специальные упражнения. Занятие 103-104. Упражнение в лазанье, равновесии. Специальные упражнения. | 2 2 2 2 | 40 40 40 40 |
Итог: |
Дополнительные занятия «Художественно – эстетическое развитие»
Раздел программы: изобразительная деятельность
| |||
Месяц
| № занятия, тема
| Цель
| |
Март
| рисование | №1. Знакомство с карандашом и бумагой. | - учить: правильно держать карандаш, рисовать карандашом, видеть сходство штрихов с предметами; -развивать желание рисовать. -развивать внимание |
№2. Привяжем к шарикам цветные ниточки. | -учить правильно держать карандаш, рисовать прямые линии сверху вниз неотрывно, видеть в линиях образ предмета; - развивать эстетическое восприятие. -развивать воображение | ||
№3. Красивый полосатый коврик. | -учить набирать краску на кисть, снимать лишнюю каплю, промывать кисть в воде, -продолжать знакомство с цветами. | ||
№4. Цветные клубочки. | -учить рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаш от бумаги, использовать -развивать воображение | ||
лепка | № 1. Знакомство с глиной | -дать представления о свойствах глины, научить класть глину на доску, работать аккуратно, отличать глину от пластилина -развивать желание лепить | |
№ 2. Палочки | -учить отщипывать небольшие кусочки пластилина, учить раскатывать их между ладонями прямыми движениями | ||
№ 3. Бублики | -учить свертывать палочку в кольцо -развивать образное восприятие | ||
№ 4. Колобок | -вызвать желание создавать образы сказочных персонажей -упражнять в раскатывании круговыми движениями | ||
Аппликация | № 1. Большие и маленькие мячи
| -учить выбирать большие и маленькие предметы округлой формы -учить аккуратно наклеивать изображение -закреплять представление о предметах круглой формы | |
№ 2. Аппликация на полосе «Шарики и кубики»
| -знакомить с новой формой – квадратом -учить сравнивать круг и квадрат - учить наклеивать фигуры, чередуя их -закреплять знания цветов | ||
Апрель
| рисование | № 5. Чашка молока, чтобы покормить кошку. | -закреплять умение рисовать предметы округлой формы -воспитывать заботливое отношение к животным |
№ 6. Украсим дымковскую уточку. | -познакомить с народными дымковскими игрушками -учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку -вызвать радость от результатов деятельности | ||
№ 7. Светит солнышко | -учить передавать в рисунке образ солнышка, учить сочетать округлую форму с прямыми и загнутыми линиями - развивать эстетическое восприятие. | ||
№ 8. Красивые флажки на ниточке | -познакомить с прямоугольной формой, учить рисовать предметы прямоугольной формы -развивать воображение | ||
лепка | № 5. Угостим друзей оладушками | - учить преобразовывать округлую форму в диск -учить расплющивать шар пальчиками | |
№ 6. Пряники | -закреплять умение лепит шарики -учить сплющивать шар, сдавливая ладошками -развивать желание делать что-либо для других | ||
№7. Погремушка | -учить лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки -учить соединять части, плотно прижимая их друг к другу | ||
№8. Вкусные гостинцы на день рождения Мишке | -закреплять приемы лепки, умение аккуратно обращаться с материалами и оборудованием -развивать познавательные процессы
| ||
| Аппликация | № 3. Пирамидки
| -учить передавать в аппликации образ игрушки -учить изображать предмет из нескольких частей -учить располагать детали в порядке уменьшающейся величины |
№4. Красивая салфетка
| -учить составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине большие кружки одного цвета, а в середине каждой стороны – маленькие кружки другого цвета | ||
Май
| рисование | № 9. Домик для собачки | -учить рисовать предметы, состоящие из прямоугольной формы, круга, прямой крыши -учить правильно передавать относительную величину предмета -закреплять приему закрашивания |
№ 10. Одуванчик в траве | -вызвать желание передавать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов -учить радоваться своим рисункам -развивать эстетическое восприятие, творческое воображение | ||
№ 11. Клетчатое платье для куклы | -учить рисовать узор, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий -развивать мышление, внимание | ||
№ 12. Рисование красками по замыслу | -развивать самостоятельность в выборе темы -учить вносить элементы творчества, отбирать нужные краски. | ||
лепка | № 9. Маленькая куколка | -учить лепить куколку -учить составлять изображение из частей | |
№10. Красивая птичка (по дымковской игрушке) | -учить лепить по образу народной игрушки -учить приему прищипывания кончиками пальцев -закреплять умение прочно скреплять части, плотно из прижимая | ||
№11. Миски 3-х медведей | -учить лепить мисочки разного размера -учит сплющивать и оттягивать края мисочки вверх -закреплять умение лепить аккуратно | ||
№ 12. Лепка по замыслу | -продолжать развивать желание и умение самостоятельно определять содержание своего изделия -развивать воображение, мышление | ||
Аппликация | № 5. Цыплята на лугу
| -учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе -учить изображать предмет, состоящий из нескольких частей | |
№6. Домик
| -учить составлять изображение из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность -закреплять знание геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное консультирование родителей и других членов семьи ребенка-инвалида или ребенка с ОВЗ
Эффективность консультативной работы определяется степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи....
Индивидуальное планирование по музыкальному воспитанию для ребенка – инвалида, ребенка с ОДА на 2017-2018 учебный год
МесяцСлушаниеПениеМузыкально-ритмические движения Сентябрь «Ах ты, берёза», р. н. м., обр. М. Раухвергера«Барабанщик» М. Красева «Барабанщик» муз. Д. Каб...
индивидуальный маршрут ребенка - инвалида
составление индивидуального плана развития...
Индивидуальный маршрут развития (образования) для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ
Процедура разработки индивидуального маршрута по образовательной области «Физическое развитие» для ребенка ОВЗ, посещающего общеобразовательное учреждение...
Перспективный индивидуально-тематический план коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда с ребенком с ОВЗ, имеющим статус «ребенок-инвалид».
Перспективный индивидуально-тематический план коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда с ребенком с ОВЗ, имеющим статус "ребенок-инвалид"....
Перспективный индивидуально-тематический план учителя-логопеда по работе с ребенком с ОВЗ, имеющим статус "ребенок-инвалид".
Перспективный индивидуальнл-тематический план учителя-логопеда по работе с ребенком с ОВЗ, имеющим статус "ребенок-инвалид"....
Рабочая программа инклюзивного образования по индивидуальному сопровождению ребенка – инвалида старшего дошкольного возраста по формированию стопы и профилактике плоскостопия «Ножкотерапия для детей»
Предпосылкой создания программы стала потребность ребенка – инвалида (ДЦП) в необходимой реализации двигательной активности и желание педагогов способствовать снижению рисков опаснос...