Индивидуальная программа Реабилитации ребенка-инвалида.
материал
Индивидуальная программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/programma_reabilitatsii.docx | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15» города Алейска
Индивидуальная программа
Реабилитации
ребенка-инвалида
Ф.И.О (ребенка)
Дата рождения ребенка
Дата составления
01.12.2017
Содержание.
Цели и задачи реализации индивидуальной программы реабилитации………
Пояснительная записка…………………………………………………………… Краткая психолого-педагогическая характеристика……………………………
Принципы индивидуальной программы адаптации……………………….. План мероприятий ДОУ, направленных на работу с детьми-инвалидами……..
Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ………………
Здоровьесберегающие педагогические технологии………………………… Предполагаемые конечные результаты………………………………………… Материально-техническое обеспечение.
Цель:
обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад 15»
Задачи:
1.Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка ;
2.Обеспечить успешную социализацию ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
3. Организация и проведение комплекса адаптационных мероприятий;
4.Систематизировать работы по социальному и физическому направлению
ребенка-инвалида;
5.Консультационная работа с родителями.
Пояснительная записка
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ИПР на ступени дошкольного образования разработана для контингента ребенка -инвалида , посещающих МБДОУ «Детский сад 15».
ИПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности ребенка-инвалида с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
ИПР— это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования , коррекцию недостатков в физическом развитии воспитанников и их социальную адаптацию .
Нормативно-правовой и документальной основой индивидуальной программы реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного образования являются:
- Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад 15»
- Конституция Российской Федерации
- Конвенция ООН о правах ребенка
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13)
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 "Об утверждении ФГОС дошкольного образования"
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. от №1014
-ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
-ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
-Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
-ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
-ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»
-Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
-Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
-Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».
- «Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .
- Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
Краткая Психолого-педагогическая характеристика
Заключение
Рекомендовано
Содержание ИПР определяют принципы:
Общими принципами формирования Индивидуальной программы адаптации являются индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность.
Настоящая программа разработана как документ, определяющий настоящие и будущие направления деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития ДОУ и формирование условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала ребенка-инвалида, семьи, имеющей ребенка- инвалида.
Основой профилактики и коррекции является общее развитие ослабленного организма. Этому способствует комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, который предусматривает разнообразные виды общеукрепляющих и специальных мероприятий: различные гимнастики, релаксация и др.
В рамках всех разделов физического воспитания в детском саду, ребенок, получает более низкую физическую нагрузку. Для этого педагоги при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшают число повторений каждого упражнения.
Мероприятия ДОУ, направленные на работу с ребенком – инвалидом
№ п/п | Наименование мероприятий | Дата | Ответственный |
1. | Участие семьи, имеющей ребенка - инвалида, в работе круглых столов, семинаров. | По плану | Долматова Н.В. |
2. | Консультация с родителями на тему: «Совместная деятельность детского сада и семьи по оздоровлению ребенка» | Октябрь | Мед.сестра Л.И. Бурсакова |
3. | Проведение индивидуальных занятий по формированию коммуникативных навыков с ребенком -инвалидом, испытывающим трудности в общении. | По плану | Долматова Н.В. |
4. | Спортивное развлечение «За здоровьем в детский сад». Цель: способствовать комплексному развитию двигательных навыков, формировать умения соревновательной деятельности, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Октябрь | Долматова Н.В. |
5. | Участие ребенка –инвалида в Утреннике «Мама – солнышко моё». Цель: вызвать эмоциональный отклик детей, воспитывать любовь, уважение к маме. | Ноябрь По плану | Долматова Н.В. Семенихина Т.Н. |
6. | Развлечение «Праздник пуговицы». Цель: познакомить с историей возникновения пуговицы, создать у ребенка радостное и веселое настроение. | Декабрь По плану | Долматова Н.В. |
7. | Проведение подвижных игр малой и средней подвижности. | В течение года | Долматова Н.В. Щербатых Т.Г. |
8. | Досуг-развлечение. «Старый Новый год с друзьями» Цель: Формирование условий для общения ребенка с другими детьми. | Январь По плану | Долматова Н.В. |
9. | Консультация для педагогов «Эколого-оздоровительная работа с детьми - инвалидами». | Февраль | Долматова Н.В. |
10. | Консультация для родителей «Подвижные игры в коррекционной педагогике». | Март | Долматова Н.В. |
11. | Апрель Спортивное развлечение «Космодром здоровья». Цель: закреплять знания детей о космосе; формировать умение использовать основные виды движений в игровых ситуациях. | Апрель По плану | Долматова Н.В. |
12. | Музыкально – литературная композиция к Дню Победы «Мы помним, мы гордимся». Цель: развивать у ребенка интерес к историческому прошлому через военно-патриотическую поэзию, музыку. | Май По плану | Долматова Н.В. |
13. | Родительское собрание. Тема: «Обучение и воспитание детей – инвалидов». | Май | Долматова Н.В. |
Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ
№ п/п | Содержание | Периодичность выполнения | Ответственные | Время |
1. | Определение оптимальной нагрузки на ребенка- инвалида, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей . | 1 раз в год, внесение дополнений по необходимости | Долматова Н.В. | В течение года |
2. | Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы, игры -забавы. | Ежедневно несколько раз в день | Долматова Н.В. | В течение года |
3. | Дыхательная гимнастика в игровой форме. | 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна | Долматова Н.В. | В течение года |
4. | Ароматизация помещений (чесночные бусы). | В течение дня ежедневно | Долматова Н.В. | Октябрь-ноябрь-декабрь |
5. | Воздушные ванны (облегченная одежда соответствующая сезону года). | ежедневно | Долматова Н.В. | В течение года |
6. | Прогулки на воздухе | 2 раза в день | Долматова Н.В | В течение года |
7. | Хождение босиком по траве в летний период. | Ежедневно | Долматова Н.В. | Июнь – август |
8. | Хождение босиком по массажным коврикам | Ежедневно после дневного сна | Долматова Н.В. | В течение года |
9. | Обширное умывание | Ежедневно после дневного сна | Долматова Н.В. | В течение года |
10 | Игры с водой | Во время прогулки, во время занятий | Долматова Н.В. | Июнь-август |
11. | Полоскание зева кипяченой теплой водой | После каждого приема пищи | Долматова Н.В. | В течение года |
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Формы работы | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственные |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | |||
Физкультурные минутки («Дни недели» «Часы» «Зарядка» «Самолет» «Мишка») и т.д. | Во время НОД 1,5-2 минуты во время НОД. | Комплексы физических упражнений с выходом из-за стола, могут включать дыхательную гимнастику. | Долматова Н.В. |
Динамические паузы (двигательные разрядки) («Зайчики» «Хлопки» «Кузнечики» «Мы растем») и т.д. | Во время занятий и между занятиями 2-5 минут по мере утомляемости ребёнка - инвалида | На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде п/игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации | Долматова Н.В. |
Подвижные и спортивные игры («Найди свой цвет» «Ловишки» «Самолеты» «Зайцы и волк» «Найди пару») и т.д. | Как часть физкультурного занятия, на прогулке; в группе- со средней степенью подвижности, ежедневно. | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту ребёнка. Используются только элементы спортивных игр. | Долматова Н.В. |
Пальчиковая гимнастика (« Раз, два, три, четыре, пять» «Зайка серенький сидит» «Дед Мороз» «Капуста») и т.д. | ежедневно | Проводится в любой отрезок времени. | Долматова Н.В. |
Упражнения после сна, массажные дорожки («Я на солнышке лежу», «Не - болейка», «Проснулись», «Заиньки», «Медвежонок косолапый») и т.д. | После сна ежедневно | Комплексы физических упражнений в группе. | Долматова Н.В. |
Гимнастика для глаз («Волшебный сон» «Глазки» «Чудеса» «Радуга») «Ветер» «Елка») и т.д. | Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки. | Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога. | Долматова Н.В. |
Дыхательная гимнастика («Пузырики» «Наносики» «Ветерок» «Косим траву») и т.д. | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы | Проветривание помещения | Долматова Н.В. |
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурные занятия | Три раза в неделю: 2- в спортивном зале, 1- на улице | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад. | Долматова Н.В. |
Утренняя гимнастика | Ежедневно, в спортивном зале | Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями. | Долматова Н.В. |
Индивидуальная подготовка ребёнка – инвалида к физкультурным досугам и праздникам.
| Один раз в квартал (праздник), один раз в месяц (досуг). | В соответствии с программой.
| Долматова Н.В. |
Коррекционные технологии
Элементы | Игры – занятия с использованием арттерапевтических техник. | Использование элементов арттерапии в режимных моментах (прогулка, занятия, игры). | Долматова Н.В. |
Психогимнастика | ежедневно | Проводится по методике Е.А. Алябьевой, | Долматова Н.В. |
Элементы | 2 раза в неделю | Коррекция мотивационно-личностной сферы. | Долматова Н.В. |
Игровые упражнения в уголке сенсорики. | 1 раз в неделю | Игровые упражнения | Долматова Н.В. |
Предполагаемые конечные результаты:
Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка-инвалида.
Достижения положительных результатов в коррекционной и оздоровительной работе.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ и укрепление материально-технической базы.
Материально –техническое обеспечение.
Особое место при создании условий в ДОУ для детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.
По программе «Дети-инвалиды», приобретается следующее лечебное, коррекционное и развивающее оборудование и пособия:
- – спортивный инвентарь;
- - коррекционные пособия и игры;
- - картотека методической и специальной литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа воспитания,обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с индивидуальным нарушением
Разработка индивидуальной программы обучения воспитания и развития ребёнка младшего дошкольно возраста с индивидуальными нарушениями....
Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05.2015. Тема: « Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ технологии».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк». Индивидуальная программа саморазвития Срок реализации программы с 1.09.2014- 31.05...
Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.
Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....
Индивидуальная программа саморазвития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №9 Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Тема: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством устного народного творчества....
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ САВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯСАВИНОВА АЛЕКСАНДРА ( Срок реализации программы 2 года )...
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
. Результаты освоения разработанных учителем-дефектологом индивидуальных программ (индивидуальных маршрутов).
Результат освоения программы...