Игра-викторина "Русский народный фольклор"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Голубева Ирина Геннадьевна

 Итоговое занятие в подготовительной группе по русскому народному творчеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра- викторина27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина «Русский народный фольклор». (подготовительная группа)

Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;

Развивать образную память, творческое мышление;

Развивать способности владения точным выразительным языком;

Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому фольклору.

Ход занятия

Ребята! Мы с вами познакомились  с русским народным творчеством или с русским фольклором. Давайте вспомним, что такое русский фольклор? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры, пестушки, дразнилки, считалки т.д.).

Сегодня мы с вами проведем игру-викторину «Русский народный фольклор». Но сначала нам надо разделиться на команды. Для этого сейчас каждый выберет себе либо солнышко или тучку, так мы с вами разделимся на команды. (Дети выбирают заранее подготовленные жетоны (Тучка, солнышко)).

Ну вот мы с вами разделились на команды, придумайте название вашим командам.

 И так первый конкурс.

Конкурс 1 «Без загадки не прожить».

  1. Живет в доме хозяин:
    шуба атласная,
    лапки бархатные,
    ушки малы, да чутки,
    глазки, как огни.
    Днём спит и сказки говорит,
    а ночью бродит,
    на охоту ходит.
    (Кот)

    2. Рыжий молокозавод день жует и ночь жует,
    Ведь траву не так легко переделать в молоко!
    (Корова)

    3. Не пахарь, не столяр,
    не кузнец, не плотник,
    а первый на селе работник.
    (Лошадь)

    4. Вперевалку зверь идет
    По малину и по мед.
    Любит сладкое он очень.
    А когда приходит осень,
    Лезет в яму до весны,
    Где он спит и видит сны.
    (Медведь)
    5. На овчарку он похож. Что ни зуб, то острый нож!
    Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть.
    (Волк)
  1. Сер, да не волк,
    длинноух, да не заяц,
    с копытами, да не лошадь.
    (Осел)
  2. Хвост длинен, сами крошки,
    боимся очень кошки,
    все под полом живём
    и всё туда несём:
    хлеб, сало, даже ватку –
    детишкам на кроватку.
    (Мышь)
    8. В одежде богатой,
    а сам слеповатый.
    Живёт без оконца,
    не видывал солнца.
    (Крот)

    9. Есть на речках лесорубы
    в серебристо-бурых шубах.
    Из деревьев, веток, глины
    строят прочные плотины.
    (Бобры)

    10. Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка!
    Но каждый горб – не горб, амбар!
    Еды в них – на семь суток!
    (Верблюд)


Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.

Конкурс 2. «Знаешь ли ты пословицы».

Продолжить следующие пословицы.

  • Для матери дети всегда маленькие.
  • Для матери плохих детей не бывает.
  • При солнышке тепло, при матушке добро.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • Нет милее дружка, чем родная матушка.
  • Куда мать, туда и дитя.
  • У хорошей матери и дети хорошие.
  • Для матери ребёнок до ста лет дитёнок.
  • Кто матери не послушает, в беду попадет.
  • У детины заболит пальчик, а у матери — сердце.
  • В материнском сердце для всех детей ласки хватит.
  • На свете все найдешь, кроме отца и матери.
  • Родных много, а мать роднее всего.
  • Птица радуется весне, а младенец — матери.

Конкурс 3 «Бой скороговорок».

Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто - то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот очко своей команде непременно принесет.
А что такое скороговорки? Для чего они нужны?
 (Скороговорки это слова, которые надо проговорить быстро.)

  • Сшила Саша Сашке шляпу;
  • Пекарь Петр пек пироги;
  • У ежа ежата, у ужа ужата.
  • Варвара варила, варила, да не выварила;

Физминутка «У Маланьи у старушки»

У Маланьи, у старушки Дети хлопают в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой избушке Складывают руки углом, показывая «избушку».

Семь сыновей, Показывают пальцы.

Все без бровей, Очерчивают брови пальцами.

Вот с такими ушами, Растопыренные ладони подносят к ушам.

Вот с такими носами, Показывают длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.

Вот с такими усами, Очерчивают пальцами длинные «гусарские» усы.

Вот с такой головой, Очерчивают большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой! Показывают руками большую окладистую бороду.

Они не пили, не ели, Одной рукой подносят ко рту «чашку», другой — «ложку».

На Маланью все глядели Держа руки у глаз, похлопывают пальцами, как ресницами.

И все делали вот так. Показывают загаданное действие.

Конкурс 4 «Сосчитай – ка».

Какая команда вспомнит больше считалок.

Конкурс 5 «Ох, уж эти сказки».

Сказки знают все. А знаете ли их вы, сейчас проверим 

  • Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
  • Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)
  • Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке)
  •  Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась. (Маша и медведь)
  • Из чего напился Иванушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"? (из копытца)
  • Из какого предмета лиса угощала журавля? (из тарелки)
  •  Из какого предмета журавль угощал лису? (из кувшина)
  •  Кто первым повстречался с колобком? (заяц)
  •  О каком сказочном герое говорят: "Маслена головушка, шелкова бородушка". (петух)
  •  Из чего заяц строил себе избушку в сказке "Заюшкина избушка? " (из дерева)

Конкурс 6  «Путаница».

Помогите нам, ребята, распутать названия сказок.
Слушайте внимательно.
 
Первая команда:

«Суп из топора»,
«По - заячьему велению»,
«Лисичка с кастрюлькой»,
«Утки-лебеди»,
«Даша и медведь»,

Второй команде:
«Лиса и цапля»,
«Волк и семеро ягнят»,
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»,
«
Царевна Индюшка»
«Сивка-Мурка».
Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

Ребята  послушайте внимательно скажите, что это?

Жил высокий гражданин
Маленького роста.
И ходить ему в окно
Было очень просто.
Раз в морозный летний день
Утречком под вечер
Изнывая от жары
Вдруг залез на печь он.

 Кто знает, что это?

А что такое небылица? (Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает).

А что в этой небылице не правильно.

Конкурс 7 «Это правда или нет» (небылица)

Вы должны придумать небылицы для другой команды, а команда должна отгадать, что там не правда. (Игра «Это правда или нет»). Победит та команда, которая интересно придумает небылицу.

Итоги, награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный фольклор как средство развития речи детей

Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития ....

Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.

Влияние  народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие умственных способностей детей...

Развлечения для старшей подготовительной группы по народному фольклору

Материал составлен на основе  русских народных игр, песен, загадок, прибауток и потешек....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Народный фольклор. Устное народное творчество»

Конспект занятия, которое знакомит детей с малыми формами русского устного народного творчества....

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки.

Приобщение детей раннего возраста к ценностям традиционной народной культуры через использование народного фольклора. Потешки, присказки и прибаутки....