Тема: «Не забывайте, народный фольклор. Приобщение детей к русской народной культуре младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа) на тему
Консультации для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Буряад Улас
«Муяын аймаг» гэһэн нютагай засагай байгууламжын захиргаан
Нютагай засагай һургуулиин урдахи болбосоролой бюджедэй эмхи зургаан
Хүүгэдэй хүгжэлтын түб – хүүгэдэй сэсэрлиг «Сказка»
Республика Бурятия
Администрация муниципального образования «Муйский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»
Консультация для педагогов
Тема: «Не забывайте, народный фольклор. Приобщение детей к русской народной культуре младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Емельяненко В.Н.
п. Северомуйск 2017 г.
Фольклор - это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки - это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитание патриотических, духовно-нравственных, социально- коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой, цветом. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.
Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Наиболее незащищенными от негативных воздействий, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки и молодежь. В этой связи особого внимания требуют дети дошкольного возраста, которые характеризуются, с одной стороны, высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а, с другой, - возникновением ценностных приоритетов, определяющих поступки человека в ситуациях нравственного выбора. Исследования последних лет (В.В.Абраменко, М.В.Осорина) свидетельствуют о том, что под влиянием современной культуры уже в дошкольном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира. Как же, какими средствами мы, воспитатели, можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.
И вот именно знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство- это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
В своей работе мы используем программу О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Работая по этой программе, у нас есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться, и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы можем рассчитывать на прогрессивное развитие.
Проводя первичную диагностику с вновь прибывшими детьми я постоянно выявляю, что все дети далеки от народной культуры; не знают потешек, песенок и других форм фольклора, не знакомы с подвижными народными играми; а с народной игрушкой они вообще не знакомы. Такие результаты объясняются следующими причинами:
- неправильный подход к организации игровой деятельности детей;
- народные игры чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся компьютерным играм;
- изменение современного социокультурного пространства;
Таким образом, стало очевидным необходимость знакомить дошкольников с компонентами русской народной культуры. Ведь народная культура, во всех её проявлениях, обладая огромным эстетическим, духовно-нравственным и педагогическим потенциалом, способна формировать гармонично развитую личность с устойчивыми приоритетами, ценностными ориентациями, жизненными принципами.
Технология опыта.
Цель: познакомить и приобщить детей к русскому народному творчеству, через использование фольклора.
Задачи:
1. Создать условий в группе для приобщения детей к фольклору.
2. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала.
3. Создать систему взаимодействия с семьями воспитанников, способствующую приобщению к истокам русской народной культуры.
4. Формировать у детей любовь к красоте художественного слова. В работе использую следующие методы:
- наглядный метод;
-словесный метод;
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры).
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Основные направления работы:
1. Создание условий. В группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театральной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок: «Курочка Ряба», «Теремок», «Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь», «Два медвежонка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; дидактические игры: «Подбери картинку», «Собери сказку», «Ты чей, малыш?».
2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника я использую этот богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Постоянно замечая интерес детей к потешкам, загадкам, видно, как они помогают «разговорить» детей. Им нравится, когда берёшь куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее: Баю, баю, баю, бай! Мы проснулись, потянулись, Вместе солнцу улыбнулись. Во время умывания, причесывания детей знакомим их с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок». После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Приятно было наблюдать, как дети использовали песенки во время игры в «дочки - матери», как бережно относились к своим куклам.
Загадки - форма словесного народного творчества. Детям предлагаем такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками используем фигурки животных, например, петуха, коровы. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы.
Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет - потянет, лягушка - квакушка). Вначале прочитанную сказку вносила в книжный уголок. Дети рассматривали иллюстрации, более смелые могли пересказать сказку. Затем внесла «театр картинок». Показывая картинки, дети стали последовательно рассказывать сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомились с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?» Так на протяжении младшего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре. Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества. Уже с младшего возраста мы приучаем детей видеть красоту окружающей нас природы и всего живого. Увидев в окно, как ворона села на дерево, говорим словами потешки: «Ай, дуду, дуду, дуду! Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу, Труба точеная, позолоченная».
Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры считаем различные досуги и развлечения. В развлечении «В гостях у тетушки Марьи», «Русские потешки» дети не только знакомились с русской народной игрушкой, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам. Русские народные, хороводные игры привлекают наше внимание не только, как огромный потенциал физического развития, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.
3. Взаимодействие с родителями. Особое внимание уделяем укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. проводим консультации для родителей: «Русские народные календарные игры», «Роль игры - драматизации в развитии ребенка». Все необходимые рекомендации размещаем в «уголке для родителей» и на официальном сайте нашего ДОУ. За последний год подготовила для родителей: рекомендации по знакомству с малыми фольклорными формами, советы по словарной работе с детьми; информацию о способах игрового речевого общения с ребенком; познакомила с картотекой русских народных игр. На родительских собраниях семьи обмениваются своим опытом по развитию речи дома, раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен, привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам, привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек). Родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду.
Если знакомить детей, начиная с младшего дошкольного возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами. В дальнейшей своей работе буду активно использовать все виды и формы детского фольклора: русские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщать детей к изучению календарного фольклора, через участие детей в календарных праздниках (святки, масленица, проводы зимы), а так же продолжать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Буряад Улас
«Муяын аймаг» гэһэн нютагай засагай байгууламжын захиргаан
Нютагай засагай һургуулиин урдахи болбосоролой бюджедэй эмхи зургаан
Хүүгэдэй хүгжэлтын түб – хүүгэдэй сэсэрлиг «Сказка»
Республика Бурятия
Администрация муниципального образования «Муйский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад «Сказка»
Консультация для педагогов
Тема: «Приобщение детей к русскому народному творчеству»
Воспитатель: Емельяненко В.Н.
п. Северомуйск 2017 г.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи?
Мы считаем, что необходимо объяснить детям, что они являются носителями русской народной культуры и воспитывать детей в национальных традициях. Это возможно через приобщение детей к фольклору, так как он отражает жизнь нашего народа, его опыт, мысли, чувства наших предков. Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа - человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего. Приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты и любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство - это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Работая над данной темой, мы стараемся формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов, изготовленных народными умельцами, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.
Цель: Приобщение детей к богатому культурному наследию русского народа на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды.
Задачи:
- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через использование всех видов фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы)
- Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения в образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
- Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
Большое значение в приобщении детей к народной культуре мы отводим развивающей среде. В группе создан уголок, где дети знакомятся с национальными предметами, обрядами, устным народным творчеством. В уголке оформлены альбомы по народному творчеству, имеются куклы в русских костюмах. Подобранные предметы русского народного творчества, являясь частью нашей группы, служат местом для игр, развлечений, праздников и бесед с детьми.
Данную работу мы организуем по следующим направлениям:
- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок.
В русском народном творчестве отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях отводится уважительному отношению к труду, восхищению мастерством человеческих рук. Именно благодаря этому фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.
Мы стараемся соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей всех возрастов. Подобрали потешки, прибаутки, песенки для детей младшей группы. Эти несложные стишки удовлетворяют потребность ребёнка в художественном слове. Используем колыбельные песни, дети не только их слушают, но и сами поют их куклам.
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость должна быть передана детям.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие детей в календарных праздниках. На Святках дети поздравляли детей из соседней группы колядкой, встречали и провожали Масленицу, зазывали весну.
Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских народных инструментах. Детям младшей группы показываем колокольчик, деревянные ложки, свистульку и предлагаем поиграть на них. Детей старшего дошкольного возраста знакомим с гуслями, дудками, балалайками. Используем показ театральных постановок по русским народным сказкам с настоящим реквизитом и декорациями.
- Знакомство с народным искусством.
Народ проявлял свои творческие способности в создании предметов, необходимых в быту и труде. Народные мастера не копировали природу, а фантазировали. Так появлялись игрушки, росписи на посуде, прялках, вышивке.
Мы считаем, что необходимо знакомить детей с народным искусством. Дети знакомятся со старинными предметами, украшенными народными росписями (столики, стулья, тарелки, ложки, салфетки, ручники). Особый интерес представляют собой русские народные игрушки. Старших детей знакомим с историей её возникновения и мастерах, которые создали русские народные игрушки. Знакомство с дымковской игрушкой начинаем с младшей группы. Ребята старших групп осваивают азы лепки игрушки, разрисовывают заготовки по типу дымковской.
- Знакомство с русским народными играми.
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимало значимое место в социализации ребенка. Передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения в конкретных взаимоотношениях, в которых протекает жизнь ребенка. Народные игры привлекают детей простотой, доступностью, занимательностью игровых действий, ярко выраженной эмоциональной окрашенностью.
В отличие от народного праздника игра не имеет интегрирующего значения. Однако она является неотъемлемым его элементом, элементом народной культуры.
Русские народные игры являются жанром устного народного творчества и содержат в себе большой потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, сообразительность, внимание.
Игра - своеобразная школа ребёнка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Игры - залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем. Игры были обязательным элементом народных обрядовых праздников.
Сегодня, народные игры практически исчезли из детства. Поэтому мы в своём детском саду приобщаем детей к народности. Практически каждая игра начинается со считалки. В прошлом перед предстоящим делом прибегали к счёту, полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Дети отражали в своих играх занятия взрослых - ловлю птиц, охоту на зверей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры,приобщение детей к русскому народному творчеству,выступление на совете педагогов
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравс...
Приобщение детей к русской народной культуре и традициям посредством игры. Роль современных технологий в возрождении и сохранении фольклора.
Уважаемые коллеги, мы живем в интересное и сложное время. Изменившиеся в обществе социально-экономические условия требуют усиления внимания к воспитанию наших детей, более вдумчивого, целенаправленног...
Доклад на педагогической конференции. Тема: «Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам»
«Сказка – это колыбель мысли сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой ...
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ» ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Вид организованной образовательной деятельности: познавательный Тип организованной образовательной деятельности:...
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.
laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...