Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Влияние  народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие умственных способностей детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель Шадрина Екатерина Владиславовна

Влияние  народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.

Народ - непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях кроме народных, не найти такого продуманного по звучанию расположения слов (скороговорки, потешки). А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок,  хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

В своей работе с детьми  я уделяю большое внимание сенсорному воспитанию ребенка, а так же использую народный фольклор. Сенсорное воспитание ребенка оказывает большое влияние на развитие умственных способностей детей. Художественная литература, русский народный фольклор служит так же могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка обогащает эмоции, воспитывает воображение.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. Этот возраст характеризуется, как  период активного экспериментирования ребенка с предметным миром.         Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Важно помнить, что формирование интеллектуальной сферы ребёнка осуществляется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в свободной, самостоятельной практической деятельности. В процессе свободного экспериментирования ребёнок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.    

Именно в раннем детстве происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.  С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения) у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют фундамент умственного развития.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Проблема восприятия широко изучалась как в зарубежной (Ж.Пиаже, Э.Гибсон, М. Монтессори, Ф.Фребель) так и в отечественной психологии (Ш.А. Абдуллаева, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина, A.M. Фонарев, СВ. Фонарева, Э.Л. Фрухт и др.)

Актуальные проблемы сенсорного воспитания отражены в работах  Л.А. Венгера, Е.А. Гребенщиковой, Е.Б. Давидович, А.В. Запорожца,  А.П.Усовой, A.M. Фонарева, СВ. Фонаревой и др.

Особое место в изучении  процесса сенсорного воспитания занимают исследования Ш.А. Абдуллаевой, З.М. Богуславской,  З.Н. Максимовой.   

В работах Л.А. Венгера сенсорное воспитание ребенка рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых и качествах предметов.

Значение сенсорного воспитания  детей раннего возраста состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  •  влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами - круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб,  кирпич.  Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах -  общепринятых образцах внешних свойств  предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие-умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвета.

Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста.

 И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Могучим средством воспитания детей раннего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры.

Игровая форма обучения — ведущая на ступени раннего детства.

Богатые возможности для сенсорного воспитания и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных малышу.

Педагогическая задача сенсорного воспитания состоит в образовании у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию проявлениях.    

В своей педагогической деятельности для развития диалогической речи детей я использую народный фольклор.

Знакомство детей с художественной литературой я начинаю с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек; детям я рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями, разучиваю произведения русского фольклора - это детский фольклор, частушки, песенки, прибаутки, загадки, чистоговорки, игры. Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а так же стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.

Фольклор в переводе с английского языка означает народная мудрость, народное знание.  Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество.

Языком фольклора до сознания ребенка можно донести самые сложные истины. Фольклор не позволяет «скатиться» к обыденности, не допускает обыденности  восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому,  а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям. Может быть, поэтому они так трепетно откликаются на поэтику фольклора.

В статье 2 Закона РФ «Об образовании»  отмечено, что одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В реализации данных задач прекрасным  подспорьем может стать именно фольклор. Поэтика русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается высоконравственный, свободный дух России.

В ст. 14 Закона «Об образовании» РФ отмечается, что содержание образования  должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.

 Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой» .

Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких,  его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька - мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока- белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления.
Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление.
Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков.

В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон.
Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку -
«пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку, можно приговаривать:

Валенки - валенки,

Невелички маленьки.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Завяжу потуже шарф,

 Будем делать снежный шар,

 Шар покачу, гулять хочу.

При укладывании спать:

Спи, усни, дитя, Сереженька,

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Сереженьке

Спать велят.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

Произведения художественной литературы учат ребенка мыслить, расширять кругозор. Его интересует результат действия героев произведения и, как правило, волнует собственная причастность к происходящему (он может  попросить попробовать кашу, которую «сварила» сорока-белобока). Вместе с тем ребенок третьего года уже понимает сказочность сюжетов, их забавность.

Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и  правильно.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Третий год жизни знаменателен вступлением ребенка в период дошкольного детства. Этот период детства заключает огромные потенциальные возможности.

Для того, чтобы ребенок хорошо развивался, рос здоровым и крепким нужны соответствующие условия для полноценного развития детей. Наша групповая комната отвечает всем этим требованиям. Группа светлая, чистая, хорошо ухоженная. Групповая разделена на игровые зоны. В нашей группе мальчиков больше, чем девочек. Для девочек у нас имеется кукольный уголок, который представлен кукольной мебелью. Надо отметить большое разнообразие кукольной посуды, одежды для одевания кукол (вязанные на спицах и крючком, сшитые своими руками разнообразные кукольные наряды). Так что девочкам скучать не приходится, они с удовольствием одевают, переодевают, кормят кукол, прогуливаю их в колясочках по группе.

Для девочек у нас есть уголок ряженья, парикмахерская, коляски, каталки.

Для мальчиков в игровой зоне есть разнообразные машинки большие и маленькие, рули, игрушки-каталки, различные атрибуты для игр; фуражки (шофер, почтальон, милиционер).

Есть у нас в группе спортивный уголок, где имеется разнообразный спортинвентарь: мячи большие и маленькие, кегли, обручи, дорожки, сделанные своими руками, массажные коврики, скакалки. В группе имеется уголок психологической разгрузки - это удобный, красивый диван для детей и два мягких кресла, а так же имеется зона по сенсорному развитию детей: стол по сенсорному воспитанию, различные игры, изготовленные своими руками, пособия по сенсорике. В нашей группе есть живой уголок, он представлен разнообразными комнатными растениям.

В 2010 году мы  набрали группу детей раннего возраста, которую посещают дети 2009 года рождения в количестве 14 человек. Из них 8 мальчиков и 6 девочек.

В группе, на мой взгляд, с самого начала работы мы установили хороший психологический климат, установили эмоциональный контакт с каждым ребенком. Занятия с детьми проводим по подгруппам, много внимания уделяем индивидуальной работе с детьми, создаем условия для развития диалогической речи.

Ранний возраст характеризуется тем, что ребенок начинает ходить, бегать, взбираться на горку, лесенку, овладевает простыми способами действия с предметами. Умение ходить, речевая деятельность расширяет связи ребенка с окружающим миром и оказывает существенное влияние на развитие его центральной нервной системы. Действуя с предметами, дети уже могут хорошо ориентироваться в таких свойствах, как форма, величина, избирательно относится к цвету. Происходит существенная перестройка в характере предметной деятельности ребенка. Он уже не только действует с предметами, но и использует их как средство достижения определенной цели (ложкой кормит куклу, из кубиков строит дом и т.д.). Под влиянием накопленного опыта предметной и игровой деятельности происходит расширение ориентировки ребенка в окружающей действительности, обогащение его сенсорного опыта развиваются наглядно действительное мышление, речь,

С момента посещения детьми группы детского сада почти у всех детей возникли трудности в плане адаптации. Дети были все разные: не одинаковы по уровню развития, по отношению к игре, занятиям, почти все дети капризничали, почти у всех отсутствовала диалогическая речь или она была очень примитивной, часто возникали конфликты между детьми из-за неумения выразить свои мысли, действия словами. С первого дня в своей работе с данной группой детей я уделяю большое внимание народному фольклору и сенсорному воспитанию. Наблюдая за играми детей с пирамидами, матрешками, вкладышами, я отметила, что почти все дети выполняют действия, которые показал им взрослый. Познавательная активность отсутствует в этих играх, да и игрушки им быстро надоедают, какими бы красочными и интересными они ни были для них вначале. Учитывая все это, работу по сенсорному воспитанию в своей группе я начала проводить планомерно, целенаправленно, а именно подбора игрушек и дидактических пособий, различных по цвету, размеру, форме, а также с подбора народного фольклора (песенки, частушки, чистоговорки, частушки, потешки, сказки и т.д.). для то, что бы выявить способности и умения каждого ребенка я использовала в своем исследовании такие практические методы, как наблюдение, анкетирование родителей, игровая ситуация, анализ сенсорных возможностей и речевой деятельности детей. Для этого на каждого ребенка завела карточку, где цветовыми сигналами обозначала степень усвоения требуемых сигналов.

Анализ показал, что в начале учебного года детей можно было условно разделить на три основных группы:

  1. Это дети, которые набрали большее количество красных сигналов, т.е. у них формирование сенсорных качеств находится на более высоком уровне.
  2. Это дети, которые могут различать форму или цвет, но не умеют соотносить эти знания с другими предметами и не умеют обозначать их словом (зеленые сигналы).
  3. Это дети, которые совсем не умеют выделять ни одно из сенсорных качеств (синие сигналы).

Таблица №1

Показатели сенсорных эталонов детей в начале года.

Фамилия,

имя ребенка

Форма

Цвет

Величина

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Таблица №1

Показатели развития диалогической речи детей посредством художественного слова в начале года.

Фамилия,

имя ребенка

Чтение художественных произведений детского фольклора (стишки, потешки. сказки, прибаутки)

Общение со взрослыми

Общение  со сверстниками

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Оказалось, что дети с 1 уровнем развития сенсорных качеств не оказалось ни одного. Детей со 2 уровнем развития было 3. основная масса детей относилась к 3 уровню развития - это дети, не владеющие активной речью.

Оказалось, что дети с 1 уровнем развития сенсорных качеств не оказалось ни одного. Детей со 2 уровнем развития было 3. основная масса детей относилась к 3 уровню развития - это дети, не владеющие активной речью.

Для себя я решила, что речь необходимо незамедлительно развивать, поэтому для развития речевой деятельности детей я поставила следующие задачи:

  • Создание речевой среды для общения детей,
  • Развитие диалогической речи детей посредством общения (со взрослыми, со сверстниками),
  • Совместное сотрудничество воспитателей и родителей,
  • Использование детского фольклора в развитии речевой деятельности.

Для этого я провела наблюдения за детьми и на каждого ребенка завела карточку, где цветовыми сигналами обозначала степень усвоения требуемых навыков.

Анализ показал, что в начале учебного года детей можно было условно разделить на 3 основных подгруппы.

  1. Высокий уровень - это дети, понимающие речь на наглядной основе и без наглядности, пользуются простыми предложениями, активны в речевом общении с воспитателем и детьми, дети могут достаточно громко прочитать стихотворение, рассказать простую потешку, спеть песенку, внимательно слушать художественные произведения.
  2. Средний уровень. Эти дети легко понимают речь на наглядной основе и затрудняются в понимании речи без наглядности. Затрудняются в оформлении предложений, часто используют жесты, слова заменители. Могут умеренно, с помощью взрослого прочитать стихотворение и рассказать сказку, охотно вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками.
  3. Низкий уровень. Эти дети понимают речь на наглядной основе. Им требуется повторение обращенной к ним речи. В общении дети отвечают преимущественно жестом, используют упрощенные слова. Дети с большим трудом тихо могут прочитать или повторить. В речевой контакт вступают с трудом. Могут прочитать при помощи взрослого простое стихотворение. Часто отвлекаются при чтении художественных произведений.

Оказалось, что детей с высоким уровнем развития не оказалось ни одного. Детей со средним уровнем развития было 4. основная часть детей относилась к низкому уровню развития - это дета, не владеющие активной речью, не умеющие воспроизводить примитивные художественные произведения.

С результатами своих наблюдений я познакомила родителей и мы решили в тесном сотрудничестве с родителями помочь нашим детям, вызвать интерес к познавательным играм, детскому фольклору.

После проведенного наблюдения №1 я проанализировала полученную информацию, провела анкетирование родителей с целью получения дополнительной информации и наметила пути дальнейшей работы. Я решила создать специальные условия, в результате которых у детей появляются способности и возникает интерес к сенсорному воспитанию.

Для этого я внесла коррективы:

1.В работу воспитателя с детьми. Больше внимания уделяла работе с детьми на занятиях, в играх, в беседах на те или иные темы. Всегда занятия с детьми проводила в игровой форме, всегда начинаю с сюрпризного момента: «Ребята, к нам сегодня в гости придет мишка, зайка, кукла Таня и т.д.».

Старалась поощрять творческие игры: воспроизводить в играх действия взрослых с предметами, игровые действия в играх с водой, песком и т.д. Уделяла большое внимание дидактическим играм с дидактическими игрушками - называть их цвет, форму, величину, настольно-печатным играм с картинками, кубиками, учила узнавать предметы, находить «пару», складывать из двух или четырех частей целое изображение. Старалась, что бы дети, проявляли сообразительность в игре: сложить домик из красных кубиков или зеленых треугольников, задавала уточняющие вопросы: «Что это?», «Как называется?» и т.д. На занятиях я знакомила детей с резко контрастными формами «кубик» - «шарик». Форму дети запомнили быстро.

Уже на третьем занятии показывали шарики (он катается), кубик (можно положите кубик на кубик), запомнили тоже прочно. Несколько труднее отличать кубик и кирпичик. Здесь учу детей элементарно обследовать предмет, т.е. ребенок обводит пальчиком кирпичик, затем кубик и подумать: «Кирпичик длиннее, чем кубик, на него можно поставить два кубика. А кубик высокий, как маленький домик. Кубик - домик, а кирпичик дорожка к домику». После занятия в игровой форме предлагаю детям : «Давайте соберем вначале кубики, а потом кирпичики».

Знакомство детей с величиной я начинала со знакомства с разноконтрастными величинами: большой - маленький. Детям я говорю: «Сегодня к нам на занятия пришел Мишка, он принес в маленькой коробке маленькие неваляшки». Вместе с Мишкой раздаю детям неваляшки и даю возможность поиграть с ними, а сама постоянно приговариваю: «Маленькие неваляшки, смотрите, какие они маленькие». Когда я вижу, что дети усвоили понятие маленькие неваляшки, вношу в большой коробке большие неваляшки, ставлю их на стол и сравниваю: «Это маленькие неваляшки, а это большие» и показываю. Предлагаю поиграть, поставить их вместе и сравнивать, а затем положить маленькие неваляшки в маленькую коробку, а большие - в большую.

Большое внимание уделяю занятием с матрешками, с пирамидками. В своей работе я поставила такие задачи: учить открывать и закрывать матрешку, понимать слова «открой» и «закрой», расставлять матрешки в ряд по убывающей величине, развивать понимание слов «большая», «маленькая». Занятие с детьми начинаю со знакомства с матрешкой. Вместе мы рассматривали ее, отмечали, какая она красивая, нарядная, какой у нее сарафан, косыночка, фартук. Затем в одноместную матрешку я помещала шарик, говорила детям: «Посмотрите, ребята, какая у меня матрешка. Матрешка открывается, а что там лежит?». Вынимаю шарик, показываю детям. Обратно закрываем матрешку и предлагаю детям послушать, как катается шарик в матрешке. Аналогичные занятия проводила несколько раз, только вкладывала в матрешку другие игрушки. «Давайте, дети, посмотрим, что есть в матрешке, открой Настя матрешку, покажи, что там лежит. Что это? А теперь закрой матрешку обратно». После этого учила играть с двуместной матрешкой. Детям показывала большую матрешку, отмечала, какая она яркая, красивая, нарядная и предлагала: «Давайте, ребята, откроем большую матрешку, посмотрим, что там гремит внутри. Это маленькая матрешка. Давайте закроем большую матрешку и поставим рядом. Это большая матрешка, а это маленькая» (повторяю несколько раз, прошу детей показать, где большая матрешка, а где маленькая). Обыгрываю ситуации, рассказываю, что матрешки погуляли, поплясали и захотели отдохнуть. Предлагаю детям открыть большую матрешку и спрятать туда маленькую. Занятие с двухместной матрешкой проводила 3-4 раза, пока дети основательно усвоили программную задачу. Знакомила на занятиях детей с пирамидками. Сначала предлагала нанизывать на один стержень маленькие колечки, а на другой - большие. Когда дети усвоили это задание, показывала треть е колечко, затем побольше, затем самое большое. Все колечки располагаю рядом на ровной поверхности. Предлагаю детям найти большое колечко, надеть его на стержень, затем надеть колечко поменьше и наконец - самое маленькое. Дети еще не все справляются с этим заданием и мы кропотливо над этим работаем.

Труднее решается задача знакомства детей с цветом. Эти занятия я проводила в игровой форме и всегда начинала с сюрпризного момента: «К нам в гости, ребята, пришел Зайчик и принес детям шарики разных цветов, вот только Зайчик, дети, не знает, какого цвета шарики он принес, давайте, дета, поможем Зайчику, научим его называть и показывать цвет». Вместе с Зайчиком раздаем шарики детям, даю возможность потрогать, поиграть с ними. Затем ставлю на стол лоток и скатываю по очереди шарик, приговаривая: «Вот как скатывается шарик». Предлагаю ребенку: «Покатай шарик, еще покатай шарик, красивые шарики». На следующих занятиях я принесла шарики одного цвета. Знакомство начала с красного цвета. Показываю детям и называю: «Красный шарик». Скатываю с лотка и постоянно приговариваю: «Скатываем красный шарик, еще шарик красный скатим. Олеся, возьми красный шарик и скати его, еще красный шарик и скати его». Когда дети усвоили красный цвет, вношу на занятие желтые шарики. Показываю детям знакомые красные шарики, предлагаю назвать их цвет, а затем показываю желтые: «Никита, возьми желтый шарик, скати его с горки». На следующем занятие предлагаю детям коробки с красными и желтыми шариками и коврики таких же цветов. «Славик, возьми красный шарик из коробки и положи на красный коврик, а желтый шарик - на желтый коврик». Так в процессе игр - занятий направляла малышей на правильные действия, учила группировать предметы одного цвета, правильно называть цвет.

Для закрепления цвета изготовили дидактические игры: «Наполни бутылочку», «Подбери платьице по цвету», «Подбери чашки к блюдцам», «Петушок - золотой гребешок», «Живое домино», «Полосатые коврики», «Парные картинки», «Подбери перышко», «Собери картинку», «Воздушные шары». Цель этих игр - закрепить представление об основных цветах, научить выделять цвет, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины). В дидактических играх, например, «Назови геометрическую фигуру», «Найди предмет такой же формы», «Соберите башенку», «Что лежит в мешочке?», «Геометрическое лото», «Цветные круги», используя игрушки и пособия в которых ярко выражен цвет, а так же фиксирует внимание малышей на отношение к цвету, как к характерному признаку предмета, который надо заменить, отличить. В играх «Помоги куклам найти свои игрушки», «Куклы в платьях двух разных цветов», «Не ошибись», «Собери в ведерки игрушки такого же цвета» и др. Ставлю задачу: скрепить умение детей группировать объекты по цвету. Все знания и умения, которые прививаю детям на занятиях, стараюсь закреплять в повседневной жизни, во время самостоятельной деятельности. Провожу индивидуальную работу с детьми, используя сюжетные, дидактические настольные игры, строительный материал.

Я продолжала использовать на занятиях художественное слово, детский народный фольклор (песенки, частушки, чистоговорки, потешки, прибаутки, сказки, стихи). Знакомила детей с произведениями Л.H. Толстого «Пошла Катя по утру по грибы», «У Розки были щенки» и т.д.  Старалась, чтобы дети слушали внимательно, частушки, потешки подговаривали, добивалась, чтобы после двух-трех повторений ребенок смог отвечать на вопросы.

2. Для организации специальных условий я внесла коррективы в работу с родителями. С помощью родителей мы в группе собрали и установили игровой стол для развития сенсорных способностей детей, изготовили игры «Рамки и вкладыши», «Цветные шары», «Волшебный мешочек», «Ловкие пальчики» и т.д. Я убеждала родителей больше общаться, беседовать, разговаривать, играть, побуждать активность речи путем вопросов и ответов, рассматривать картинки, разучивать небольшие стишки, потешки, совершать совместные прогулки.

После проведенной мною работы по развитию сенсорных способностей детей и использования художественного слова для развития речевой деятельности у детей я провела наблюдение №2 с целью:

  1. Выяснить уровень развития сенсорных возможностей детей после проведенной работы.
  2. Степень влияния детского фольклора на развитие речевой деятельности ребенка.

На каждого ребенка я завела карточку где цветовыми сигналами обозначала степень усвоения требуемых эталонов после проведенной работы и провела наблюдение №2.

-1 уровень,  - II уровень, - Ш уровень.

        Таблица №2

Показатели сенсорных эталонов детей в конце года

Фамилия,

имя ребенка

Форма

Цвет

Величина

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

С 1 уровнем стало 4 детей, со II уровнем развития-6 детей, с III уровнем развития- 4 детей.

Таблица №2

Показатель развития диалогической речи детей посредством художественного слова в конце года.

Фамилия,

имя ребенка

Чтение художественных произведений детского фольклора (стишки, потешки. сказки, прибаутки)

Общение со взрослыми

Общение  со сверстниками

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

После проведенной работы я выяснила, что уровень развития детей значительно повысился. С высоким уровнем развития стало 3 детей. Детей со II средним уровнем развития - 6 детей. С III низким уровнем развития – 5 детей.

В результате проведенной мною работе по сенсорному воспитанию детей и использованию художественного слова в развитие речевого общения детей были достигнуты значительные успехи. Уровень развития сенсорных способностей и уровень речевой деятельности у детей значительно повысился. В наблюдение №1 по сенсорному воспитанию 11 детей были с низким уровнем сенсорных способностей. В наблюдение №2 -4детей.

Влияние художественного слова неоценимо положительно действует на развитие ребенка. В наблюдение №1 с низким уровнем речевого общения было зафиксировано 10 детей. В наблюдение №2 -5 детей.

С данными детьми, кроме запланированных занятий нужно проводить большую индивидуальную работу. Предстоит убеждать родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т.е. больше внимания уделять своим детям.

Сенсорное воспитание и художественное слово является мощным средством умственного развития детей. В течении года я работала над этой темой и в конце учебного года провела итоговое занятие на тему: «В гостях у сказочницы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности.Недопустима заде...

Родительский клуб на тему: «Сенсорное воспитание – фундамент развития умственных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Познакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положен...

Влияние сенсорного воспитания на развитие творческих способностей детей

Освещение опыта работы по сенсорному воспитанию, как средству развития творческих способностей детей....

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именн...

Статья: Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста

Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей младшего возраста...

«Роль сенсорного воспитания в развитии познавательных способностей детей»

Познание ребенком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия. Развитие данных процессов является необходимой предпосылкой познавательных психических процессов (памяти, воображения мышления). ...