Народный фольклор как средство развития речи детей
материал по развитию речи по теме
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития .
Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора.
Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Народный фольклор как средство развития речи детей
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А. Н. Корнев , А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.)
Считается, что при задержках речевого развития наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы. Качественно они практически не отличаются от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.
Гармоничному развитию личности ребенка с отклоняющимся развитием способствует активное применение фольклора. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для коррекционной работы с детьми с отклоняющимся речевым развитием. Поэтому в коррекционной работе должны активнее использоваться возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование аффективного воображения и речи.
Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Народный фольклор называют также народной дидактикой. Они настолько разнообразны и выразительны, что позволяет психологу быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления ЗРР. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность». Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Применение загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
Например, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька».
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
План работы по развитию речи детей четвертого года жизни с использованием фольклора
месяц | № занятия | Тема | Задачи |
сентябрь | 1 2. | «Ложки деревянные» «Котик усатенький». | 1.Знакомить детей с деревянными ложками. 2.Учить держать, играть на них. 3.Разучить пальчиковую игру «Кошка». 4.Познакомить детей с русской народной попевкой, учить повторять её с голоса. 5.Побуждать выполнять простые игровые действия. 6.Формировать у детей элементарные представления о доброте. |
3. | «Жили у бабуси» | 1.Слушать русс. народную песню. 2.Знакомить детей с настольным театром. 3.Разучить пальчиковую игру «Гусь». 3.Развивать эмоциональную сферу детей. 4.Учить соотносить движения с текстом. 5.Развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия. | |
4. | «Капустница» развлечение | 1.Дать представление об обычае солить капусту. 2.Активизировать речь детей. 3.Закреплять навыки соотнесения движения с текстом. 4.Создать атмосферу веселья и радости. | |
октябрь | 1. 2. 3. | «Русские потешки» «Курочка Ряба» «Весёлые музыканты» | 1.Продолжать знакомить с потешками, проговаривать их с разными интонациями. 2.Уточнять артикуляцию (положение губ, языка), упражнение «Дудочка». 3.Учить передавать содержание сказки, исполняя простейшие роли. 4.Прививать уважительное отношение к труду. 5.Закреплять навыки игры на деревянных ложках. 6.Знакомить со звучанием колокольчика. 7.Учить детей водить хоровод. |
4. | «Осенины» праздник | 1.Расширять кругозор детей 2.Закрепить знания потешек, закличек об осени. 3.Создать атмосферу доброты, радости. | |
ноябрь | 1. 2. 3. | «Колобок» «Баюшки-баю» «У наших, у ворот, всегда хоровод» | 1.Знакомить с предметами русского быта (печь, самовар, веник). Внести элементы народного костюма (сарафан, рубаха, фартук). 2.Развивать артикуляционный аппарат у детей в упражнении «Колобок умывается». 3.Вырабатывать чёткие, координированные движения во взаимосвязи с речью. 3.Учить слушать колыбельную песню и эмоционально откликаться на её характер. 4.Учить притопывать ногами на месте и с продвижением вперёд, закреплять навыки движения в хороводе. 5.Побуждать к правильному произношению слов. |
4. | «При солнышке тепло, при матушке добро» развлечение | 1.Воспитывать любовь к родным, побуждать к свершению добрых поступков. 2.Закреплять навыки игры на ложках и колокольчиках, совершенствовать танцевальные движения. 3.Вызывать эмоциональный отклик на произведения фольклора. 4.Доставить детям радость от общения. | |
декабрь | 1. 2. 3. | «Зимушка-зима» «Зайка беленький» «Сорока-ворона» | 1.Знакомить с варежковым театром. 2.Разучивать потешки о зиме. 3.Развивать мелкую моторику, используя пальчиковую игру «Сорока-ворона». 4.Слушать рус. нар. песню «Зайка» 5.Знакомить детей со считалкой. Чётко проговаривать повторяющиеся фразы. 6.Побуждать детей к инсценированию потешек с использованием предметов русского быта. 6.Воспитывать у детей умение слушать других. |
4. | «Чудеса-кудеса» развлечение | 1.Создавать условия к преодолению застенчивости у детей, вызывать желание выступать. 2.Формировать эмоциональную отзывчивость. 3.Создать радостную атмосферу праздника. Доставить детям удовольствие. | |
январь | 1. 2. 3. | «Зимние забавы» «Пришла Коляда» «Маленькие колядовщики» | 1.Дать элементарные представления о традиционных зимних праздниках. 2.Учить детей слушать и подпевать колядки. 3.Развивать мышцы губ и языка. Упражнение «Ветер-ветерок». 4.Развивать речевое общение со сверстниками и взрослыми. 5.Знакомить с зимними русс.народными играми, забавами. 6.Приучать детей к вежливому общению. |
февраль | 1. 2. 3. | «Кот, петух и лиса» «Топ, топ, топоток» «К нам пришёл Петрушка» | 1.Учить передавать разные образы посредством жестов, мимики и интонации. 2.Для выработки подъёма языка и укрепления его мышц использовать артикуляционное упражнение «Лошадка». 3.Активизировать диалогическую речь детей. 4.Учить ходить парами друг за другом по кругу. 5.Знакомить детей с персонажем народного театра. 6.Учить детей бережно относиться к труду окружающих. |
4. | «Масленица» развлечение | 1.Дать первоначальное представление о празднике проводов зимы. 2.Поддерживать интерес к совместной игровой деятельности. Выбирать ведущего считалкой. 3.Создавать атмосферу радости. | |
март | 1. | «Весеннее веселье» праздник | 1.Воспитывать у детей уважительное отношение к близким. родным. 2.Обогатить эмоциональное и речевое развитие детей новыми впечатлениями. 3.Привнести настроение радости, шутливости. |
2. 3. 4. | «Весёлая матрёшка» «Солнышко-колоколнышко» «Кот и мыши» | 1.Познакомить детей с русской матрёшкой. 2.Разучить рече-двигательную игру «Солнышко-колоколнышко». 3.Слушать и пропевать русс. народную прибаутку «Петушок». 4.Учить использовать считалки при выборе ведущего в игре, соблюдать правила игры. 5.Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. 6.Закрепить навыки игры на бубне и колокольчиках. | |
апрель | 1. 2. 3. | «Жаворонушки - перелётушки» «Палочка-выручалочка» «Пасхальное яичко» | 1.Развивать общую моторику, используя пальчиковую игру «Совушка-сова». 2.Знакомить с весенними закличками. 3.Учить кружиться «бараночкой, закрепить в танце притопывание, выставление ноги на пятку. 4.Побуждать детей к совершению добрых поступков. 5.Развивать фантазию и мелкую моторику рук, украшая пасхальное яичко. 6.Учить работать аккуратно, не мешая друг другу. |
4. | «Весенняя карусель» праздник | 1.Закрепить полученные знания, умения, навыки. 2.Поддерживать у детей желание участвовать в празднике. | |
май | 1. 2. 3. | «Трудиться - всегда пригодится» «Дудочка -самогудочка» «На зелёном, на лугу». | 1.Знакомить детей с членами семьи. 2.Развивать мелкую моторику в пальчиковой игре «Моя семья» 3.Воспитывать у детей уважение к чужому труду и любовь к природе. 4.Знакомить детей с дудочкой. 5.Слушать и подпевать русс. народную песню «На зелёном лугу». 6.Учить выразительно передавать различные образы |
4. | «В гости к солнышку» итоговое занятие | 1.Побуждать произносить тексты знакомых закличек, потешек. 2.Использовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске. 3.Поддерживать интерес к народным играм, забавам. 4.Поддерживать атмосферу эмоционального благополучия и комфорта. |
Литература
- Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М: Центр «Академия», 1997г.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: 2007.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004. 128 с.
- Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С.61-68.
- Большакова М. Фольклор в познавательном развитии // Дошкольное воспитание, 2004, №9, С.47- 49.
- Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. Чебоксары: Академия, 2000. 216 с.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001. 216 с.
- Соболева А.В. Загадки-смекалки: практ. пособие для логопедов, воспитателей и родителей / А.В. Соболева. М.: ГНОМ и Д, 2000. 96 c.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения/ М.Ф. Фомичева. М.: Педагогика, 2001. 346 с.
- Чернядьева Т. Знакомство детей с малыми фольклорными формами / Т. Чернядьева // Ребёнок в детском саду. 2001. №4. с. 65- 69.
- Интернет-ресуры: http://festival.1september.ru/articles/525229/
http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=214
www.education.ssti.ru/met_portfel/doshk_obraz/.../Gromovik.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/20/picture-639425-1442767111.jpg)
Народный фольклор как средство развития речи детей
"А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ре...
Выступление на тему" Народный фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Выступление по теме....
"Русский народный фольклор - эффективное средство развитие речи детей дошкольного возраста"
Данный материал представляет собой отчет по теме самообразования, работа над которой продолжалась в течение двух лет....
«Русский народный фольклор – эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста»
Данная презентация-это отчет о работе по теме самообразования учителя-логопеда....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/30/picture-1423104-1664524155.png)
Творческий план по проблеме «Русский народный фольклор как средство развития речи детей 3-4 лет»
Творческий план по проблеме «Русский народный фольклор как средство развития речи детей 3-4 лет»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/24/picture-1486206-1695582013.jpg)
Проект "Народный фольклор как средство развития речи детей"
Проект можно реализовать как в старшей, так и в подготовительной группе....