музыкальный проект «Народный фольклор, как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
проект (средняя группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-образовательный проект
на тему:
«Народный фольклор, как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Паспорт проекта
1. | Наименование проекта | «Народный фольклор ,как средство приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» |
2. | Автор проекта | Новикова М.А, музыкальный руководитель |
3. | Цель и задачи проекта | Цель: -Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ. Задачи: -Приобщать малышей к русскому народному творчеству (играм, хороводам, потешкам, , песням) в разных видах музыкальной деятельности. |
4. | Сроки реализации проекта | продолжительность октябрь-декабрь. |
5. | Тип проекта | Творческий, групповой. |
6. | Участники проекта | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети средней группы, родители. |
Актуальность
Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.
Постановка проблемы
Отсутствие системы приобщения дошкольников 4 -5 лет к народной культуре и использовании её в различных видах музыкальной деятельности.
Пояснительная записка
На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков. Большую роль в процессе воспитания играют народные обычаи и традиции, народные праздники.
Русский фольклор - яркий, живой, образный, он легко запоминается малышами и оставляет радостное впечатление, а народные игры приобщают ребят не только к фольклору, но и влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка.
В русском фольклоре особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям прибаутки, потешки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный:
- анкетирование родителей «Приобщение детей к культурно-ценностным ориентациям через народный фольклор в семье»;
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- подбор методической литературы, песен, танцев, игр, сказок, потешек.
2 этап – основной:
- совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, детей и родителей.
3 этап – заключительный
подведение итогов.
Условия реализации проекта
Для всестороннего развития личности в младшей группе детского сада создана предметно- развивающая среда, но для положительных результатов в работе по данной теме, нами были внесены изменения и дополнения в образовательную развивающую среду, а именно:
- В музыкальном зале с использованием атрибутов мини-музея «Русские народные инструменты ».
Для наглядности используем костюмы, куклы в разных нарядах, иллюстрации, предметы русского прикладного искусства.
В рамках этого проекта проведены: образовательная деятельность, консультации для воспитателей и родителей.
За время работы над проектом ребята познакомились с русскими народными сказками, потешками, предметами русского быта, русскими народными инструментами.
Принципы реализации проекта
Для реализации поставленных задач нами был разработан перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием фольклора. При составлении плана мы руководствовались следующими принципами:
1.Принцип активности и посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, что на занятии создаются условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышам включиться в игровое взаимодействие по тексту.
2.Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
3.Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёмов инсценирования.
План реализации проекта
Сроки | Планируемые действия по выполнению задач | Ответственные |
октябрь | Анкетирование родителей. | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
октябрь | Чтение потешек, закличек, считалок. Слушание, пение колыбельных песен. | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
ноябрь | Знакомство с русскими народными играми | Музыкальный руководитель |
Ноябрь-декабрь | Создание мини-музея «Русские народные инструменты», постепенное его пополнение. | Музыкальный руководитель |
ноябрь | Развлечение «В гостях у Петрушки». | Музыкальный руководитель |
декабрь | Развлечение «К нам в гости пришла Матрёшка». | Музыкальный руководитель | ||||
Консультация для воспитателей: «Фольклор в развитии младших дошкольников». | Музыкальный руководитель | |||||
Консультация для родителей: «Малый фольклор | музыкальный руководитель |
Ожидаемые результаты:
-Развитие интереса к русским народным песням, потешкам, играм;
-Развитие творческих способностей;
-Гармонизация отношений между детьми и взрослыми.
Методы и приёмы, используемые в работе
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребёнка на традициях народной культуры. Образовательную деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем как яркое общение с малышами. В своей работе используем словесные, игровые, наглядные методы.
В русском народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, храбрости, правде, трудолюбии. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, имеет несложные формы прямой речи. Это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.
В работе использовалось:
-Чтение русских народных сказок.
-Просмотр сказок по телевизору.
-Заучивание потешек, колыбельных песен.
-Разучивание танцев, игр, песен.
-Применение игрушек и изделий народных промыслов.
-Использование разных видов театра.
-Рассматривание иллюстраций.
Ознакомление малышей с разными жанрами фольклора проходит через:
-Регламентированную образовательную деятельность.
-Самостоятельную деятельность детей.
-Совместную деятельность в режимных моментах.
Взаимодействие с родителями.
Помощь в нашей работе нам оказывали родители. Совместное пополнение мини-музея русскими народными инструментами, помощь в изготовлении масок, костюмов.
Сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми, поэтому мы использовали разные формы взаимодействия с родителями по данному вопросу:
-Анкетирование.
-Беседы.
-Консультации.
Взаимодействие с воспитателями
-Беседы.
-Консультации.
-Подбор методической, художественной литературы.
-Подбор пособий для занятий.
Заключение
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
По итогам работы своим достижением считаем: создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, создание развивающей среды. В результате приобщения малышей к фольклору мы на практике убедились, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, как наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становления его, как личности.
Литература.
1.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольника». М., 1995г.
2.Яковлева Н.Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника.-М. Просвещение, 1976 г.
3.Жаворонушки: песни, потешки, прибаутки, приговорки / Сост.Г.Науменко. М., 1998г.
4.Кокоуева Т.В. «Духовно-нравственное воспитание дощкольников на культурных традициях своего народа». М., 2005г.
5.О.С.Ушакова., Н.В.Гавриш. «Знакомим с литературой детей 3-5 лет».М., 2010г.
6.Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду». М., 2003г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.Дет...
Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
детство это период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. дети очень чутко реагируют на каждое слово сказанное взрослыми. Поэ...
ПРОЕКТ на тему: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной игрой»
Национальные игры способствуют передаче младшему поколению от старшего накопленного предками бесценного положительного опыта, касающегося рационального ведения хозяйства, жизни в гармонии с природой.Н...
Статья "Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Фольклор для детей дошкольного возраста. ...
Кружковая работа " Использование русского народного фольклора как средство развития детей среднего дошкольного возраста"
Фольклор - Это устное народное творчество. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Детство - это то время, когда возможно подлинное, искренее погружение в истоки национальной культ...