Выступление на методическом объединение по теме:Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа)
«Как обучать ребенка правилам безопасности
по народным сказкам»
– Слайд № 2Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит дошкольников с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
При помощи сказок ребенок познает мир, слушая и обсуждая, постепенно начинает формировать собственные выводы, давать оценку действиям героев сказок. Определяет, что «хорошо», а что «плохо».
- Слайд № 3Важно сделать акцент на том, что в мире людей существуют определенные нормы (правила) поведения, которым необходимо следовать. Рассказать о дружбе, взаимовыручке. О том, что у людей есть границы дозволенного поведения, что нельзя доверять каждому человеку, следует быть осторожными и бдительными в принятии каких-либо решений. Сказки помогают ребенку усвоить жизненные истины, повторяя их мы, учим детей бдительности, рассудительности и осторожности
- Слайд № 4 В образовательном процессе важно учитывать 3 самые главные задачи: -
Образовательная задача. Заключается в том, что на примере героев народных сказок формируются представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасным для детей людям.
Развивающая задача. Состоит в развитие интереса детей к сказкам, слух, память, произношение. Обогащать словарный запас детей. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
Воспитательная задача. Заключается в том, чтобы воспитывать нравственные качества поведения детей на основе понимания поведения героев сказок и оценивания их поступков с позиции безопасности.
- Слайд № 5 Наглядно и в доступной форме необходимо давать детям знания посредством сказок. Некоторые сказки в доступной и в увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасного поведения дома, на улице, у водоемов, в лесу, с незнакомцами, с безопасным общением с домашними животными.
- Слайд № 6 Так же с детьми нужно обсуждать и рассматривать ситуации, в которых со стороны взрослых имеет место грубое обращение (тащат ребенка в машину, подъезд, хватают за руки и т.д.), в ходе специальных занятий и бесед с детьми необходимо отработать алгоритм действий в таких ситуациях.
- Слайд № 7 Цель воспитателя - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Для того, чтобы закрепить теоретические знания проводим практические занятия, разыгрываем ситуации, к примеру: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми. В такие занятия необходимо включить разного рода «уговоры», обещания (конфетку, игрушку, покататься на каруселях). Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна «Заюшкина избушка», никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».
- Слайд № 8 Также важно учитывать разделы:
1.Ребенок и природа. В этом разделе необходимо познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
2.Ребенок дома. Задача воспитателя состоит в том, чтобы объяснить, что предметами первой группы могут пользоваться, только взрослые, детям нельзя. Здесь, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого), играми драматизациями.
3.Ребенок на улицах города. Воспитатель знакомит детей с правилами поведения на улицах города: рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
- Слайд № 9 Таким образом, можно выделить несколько правил:
- прежде чем рассказывать, читать новую сказку, необходимо определить какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней;
- сказки лучше рассказывать, так как устная речь способствует установлению лучшего контакта с детьми, нежели зачитывание;
- необходимо продемонстрировать свое отношение к героям, к происходящим событиям.
- нужно обращать внимание на иллюстрации. У детей эйдическая память (это значит образная, яркая).
- задавать вопросы. И даже если сразу у ребенка не получится дать верный ответ, то это не страшно, ведь смысл вопроса состоит в том, чтобы заставить детей поразмышлять, выстроить логическую цепочку, научиться разделять добро от зла, давать оценку поступкам героев;
- отвечать на вопросы детей, но не отходить от темы;
- повторять. Не стоит постоянно комментировать сказку, когда рассказываем ее, но обсуждать какие – то отдельные детали важно.
Обобщая сказанное, нужно отметить, что разрешение проблемы безопасности требует скоординированных действий педагогов и родителей. Вместе мы должны выработать привычку в соблюдении правил безопасности, сформировать опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости – действовать!
- Слайд № 10 – Спасибо за внимание!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_dlya_metod.obedeneniya.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15» Ладушки»
Алтайского края, Каменского района,
г. Камень - на –Оби.
Муниципальное методическое объединение
Воспитателей групп общеразвивающей
направленности дл детей 4-5 лет
Тема: Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик
Сообщение: «Как обучать ребенка правилам безопасности
по народным сказкам» с использование презентации
Выполнила:
Жилина А.В.
г. Камень - на - Оби, 2021г.
«Как обучать ребенка правилам безопасности
по народным сказкам»
– Слайд № 2Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит дошкольников с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
При помощи сказок ребенок познает мир, слушая и обсуждая, постепенно начинает формировать собственные выводы, давать оценку действиям героев сказок. Определяет, что «хорошо», а что «плохо».
- Слайд № 3Важно сделать акцент на том, что в мире людей существуют определенные нормы (правила) поведения, которым необходимо следовать. Рассказать о дружбе, взаимовыручке. О том, что у людей есть границы дозволенного поведения, что нельзя доверять каждому человеку, следует быть осторожными и бдительными в принятии каких-либо решений. Сказки помогают ребенку усвоить жизненные истины, повторяя их мы, учим детей бдительности, рассудительности и осторожности
- Слайд № 4 В образовательном процессе важно учитывать 3 самые главные задачи: -
Образовательная задача. Заключается в том, что на примере героев народных сказок формируются представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасным для детей людям.
Развивающая задача. Состоит в развитие интереса детей к сказкам, слух, память, произношение. Обогащать словарный запас детей. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
Воспитательная задача. Заключается в том, чтобы воспитывать нравственные качества поведения детей на основе понимания поведения героев сказок и оценивания их поступков с позиции безопасности.
- Слайд № 5 Наглядно и в доступной форме необходимо давать детям знания посредством сказок. Некоторые сказки в доступной и в увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасного поведения дома, на улице, у водоемов, в лесу, с незнакомцами, с безопасным общением с домашними животными.
- Слайд № 6 Так же с детьми нужно обсуждать и рассматривать ситуации, в которых со стороны взрослых имеет место грубое обращение (тащат ребенка в машину, подъезд, хватают за руки и т.д.), в ходе специальных занятий и бесед с детьми необходимо отработать алгоритм действий в таких ситуациях.
- Слайд № 7 Цель воспитателя - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Для того, чтобы закрепить теоретические знания проводим практические занятия, разыгрываем ситуации, к примеру: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми. В такие занятия необходимо включить разного рода «уговоры», обещания (конфетку, игрушку, покататься на каруселях). Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна «Заюшкина избушка», никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».
- Слайд № 8 Также важно учитывать разделы:
1.Ребенок и природа. В этом разделе необходимо познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.
Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.
2.Ребенок дома. Задача воспитателя состоит в том, чтобы объяснить, что предметами первой группы могут пользоваться, только взрослые, детям нельзя. Здесь, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, Кошкин дом» С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого), играми драматизациями.
3.Ребенок на улицах города. Воспитатель знакомит детей с правилами поведения на улицах города: рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
- Слайд № 9 Таким образом, можно выделить несколько правил:
- прежде чем рассказывать, читать новую сказку, необходимо определить какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней;
- сказки лучше рассказывать, так как устная речь способствует установлению лучшего контакта с детьми, нежели зачитывание;
- необходимо продемонстрировать свое отношение к героям, к происходящим событиям.
- нужно обращать внимание на иллюстрации. У детей эйдическая память (это значит образная, яркая).
- задавать вопросы. И даже если сразу у ребенка не получится дать верный ответ, то это не страшно, ведь смысл вопроса состоит в том, чтобы заставить детей поразмышлять, выстроить логическую цепочку, научиться разделять добро от зла, давать оценку поступкам героев;
- отвечать на вопросы детей, но не отходить от темы;
- повторять. Не стоит постоянно комментировать сказку, когда рассказываем ее, но обсуждать какие – то отдельные детали важно.
Обобщая сказанное, нужно отметить, что разрешение проблемы безопасности требует скоординированных действий педагогов и родителей. Вместе мы должны выработать привычку в соблюдении правил безопасности, сформировать опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости – действовать!
- Слайд № 10 – Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Воспитатель: Кемкина Ю.В 2...
Кустовое методическое объединение для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Организованная образовательная деятельности по образовательной области «Безопасность» «В мире опасных предметов»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 39 «Золотой петушок» г.Альметьевска» Кустовое методическое объ...
«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра...
Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"
Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....
Семинар «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе взаимодействия взрослых и детей» «Акция – как форма работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма».
В настоящее время в нашем детском саду совершенствуются, обновляются формы и методы работы с детьми при обучении правилам безопасного поведения на дорогах.Мы отдаем предпочтение нетрадиционной форме к...
Консультация для педагогов на тему «Формирование безопасного поведения у дошкольников в процессе музыкальной деятельности»
Сохранение здоровья детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных...
«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик»
Главное по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не пр...