«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»
материал по обж (старшая группа) на тему

Никифорова Светлана Алексеевна

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал возможным реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

 

В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда, и именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

 

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_bezopasnogo_povedeniya.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасного поведения

 старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО

Введение

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал возможным реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру. 

В соответствии с ФГОС ДО, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.

В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда, и именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
         — формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому безопасному поведению на улицах города.

Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности на улицах города является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города.

Актуальность: по результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.

Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

На базе ГБОУ СОШ № 1 СП детский сад № 27 в старшей группе "Сказка" начал работать кружок "Светофорик".

Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Население страны растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей дошкольного и школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к Правилам дорожного движения без должного пиетета. 

Цель

  • формирование навыков безопасного поведения детей на улицах города, во дворе и городском транспорте.

Задачи:

  • определить содержание начальных знаний и способов поведения на улицах города, доступных для освоения детьми 5-6 лет в ДОО;
  • определить возможные достижения детей 5-6 лет, в результате реализации комплексно-тематического планирования кружковой деятельности "Светофорик";
  • воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • развивать мотивацию к безопасному поведению;
  • развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
  • обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД).

Ожидаемые результаты:

  • развитие компетентного подхода: совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения ПДД, а также  ориентирование ребенка в ближайшем пространственном окружении, умение наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владение навыками безопасного поведения в этих ситуациях;
  • расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
  • формирование навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
  • умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
  • повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Основная часть

1. Теоретическое описание модели

Травма (от греч. trauma) — это повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.

Детская травма — это повреждение развивающегося организма человека, который наименее обучен сопротивлению такого рода несчастьям.

Дорожно-транспортная травма – это смертельная или несмертельная травма, причиненная в результате аварии на публичной дороге с участием, по меньшей мере, одного движущегося транспортного средства. Самыми уязвимыми пользователями дорог являются дети, пешеходы, велосипедисты и пожилые люди.

Дорожно-транспортный травматизм представляет собой совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.п.). Дорожно-транспортный травматизм занимает третье место по смертности людей в возрасте от 5 до 44 лет, уступая лишь ИБС и депрессивным состояниям.

Травмы, полученные в результате ДТП, нередко сопровождаются увечьями и гибелью людей. Эти травмы и увечья характеризуются наибольшей тяжестью, высокой летальностью, длительным лечением в стационарах (свыше 30 суток), большими материальными затратами.

Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит всех людей, так как за последние годы увеличилось число автолюбителей  и как следствие увеличилось количество ДТП. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и  взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения, используя только доступные для детского понимания  методы и приемы, соответствующие  возрастным возможностям детей. В этом направлении работы должны принимать участие и родители, и педагоги дошкольных образовательных учреждений, а в дальнейшем и школа. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив  уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения.

Классификация детского травматизма по типовым ситуациям подразделяется на X групп и V группа - дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Ежегодно в стране под колесами автомобилей гибнет около 30000 (более 200000 травмированных) человек, каждый десятый из них - ребенок! На наших дорогах луҹше смотҏеть не на светофор, а на машины. Сами правила ДТП дети знают неплохо.

2. Описание изменений в образовательном процессе

В системе дошкольного образования произошли серьезные изменения. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Именно дошкольное образование является особенно важным для формирования личности ребенка, его дальнейшей судьбы. Во-вторых принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(ФГОС ДО), который введен в действие с 01.01.2014 г. Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, условиям реализации указанной программы и результатам ее освоения детьми.

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие - образовательные области:

1.социально-коммуникативное развитие;

 2. познавательное развитие;

3. речевое развитие;

 4.художественно-эстетическое развитие;

5. физическое развитие.

 Все эти изменения поставили педагогов ДОУ перед необходимостью по новому выстраивать образовательное пространство.

Согласно требованиям ФГОС ДО формирование основ безопасности детей в социуме актуальна в дошкольном образовании. Основные стороны личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольное учреждение возлагается особая ответственность по воспитанию подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Воспитательно-образовательный процесс предусматривает создание педагогических условий для ознакомления детей с различными видами опасностей. Вся работа направлена на формирование у детей правил поведения в опасных нестандартных ситуациях, развитие у них самостоятельности и ответственности, а именно: предвидеть, распознать, классифицировать, избежать, правильно действовать в опасной ситуации.

2.1. Содержательно-образовательный блок

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки выполнения

Результат

1-й этап – Подготовительный

Изготовление вместе с детьми и расстановка дорожных знаков на площадке детского сада.

Воспитатель

Сентябрь

Пополнение предметно-развивающей среды.

Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения (с родителями).

Воспитатель

Сентябрь

Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД.

Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним.

Воспитатель

Октябрь

Закрепление с детьми ПДД.

Сюжетно-ролевые игры: «Механики», «Водители и пешеходы».

Воспитатель

В течение года

Закрепление ПДД.

Рассматривание проблемных игровых ситуаций:
- расшифровка письма от регулировщика;
- обыгрывание разных дорожных ситуаций;
- Объяснение правил дорожного движения;
- инструктор по физическому развитию проверяет знание правил вождения велосипеда, инспектор ГИБДД вручает «права».

Воспитатель, инструктор по физ. развитию, инспектор ГИБДД

В течение года

Закрепление ПДД.

Родительское собрание «Как знакомить детей с ПДД».

Воспитатель

Октябрь

Закрепление знаний родителей о ПДД.

Укрепление материально-технической базы:
- приобретение пособий, новых игр;
- оформление дорожек с поворотами, светофорами, разметкой.

Воспитатель, администрация ДОУ, инструктор по физ. развитию, инспектор ГИБДД, родители

Сентябрь

Укрепление материально-технической базы.

Выпуск буклета для родителей «Правила езды на велосипеде для дошкольников».

Администрация ДОУ, инспектор ГИБДД

Сентябрь-октябрь

Информированность родителей.

Педагогический час «Обучение детей ПДД» (для педагогов ДОУ).

Инспектор ГИБДД

Ноябрь

Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства.

2-й этап – Основной

Семейный конкурс макетов «Любимые уголки родного села».

Воспитатель, дети, родители

Декабрь

Воспитание у детей интереса к родному городу, развитие конструктивных и творческих способностей.

«Авария на дороге» – тренинговая адаптивная (социальная) игра с сюжетно-ролевыми действиями.

Воспитатель,

педагог-психолог ДОУ

Январь

Закрепление умения различать и оценивать собственное поведение в транспорте и на дороге.

«Перекресток» – досуговая развлекательная игра.

Воспитатель,

Муз. руководитель

Февраль

Закрепить умение различать дорожные знаки.

«Почему шумит улица?» – экскурсия.

Воспитатель

Март

Знакомство детей с различными видами транспорта.

Участие в работе семинаров по ознакомлению детей с ПДД.

Воспитатель

В течение года

Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства.

3-й этап – Заключительный

Проведение детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено».

Воспитатель,

муз. работник,

физ. инструктор

Июнь

Закрепление знаний по ПДД у детей и их родителей.

2.2 Контрольно-оценочный блок

Контроль за результатом педагогической деятельности осуществляется на основе:

  • беседы;
  • тестирование;
  • устный  опрос;
  • наблюдение за ребёнком.

Достижения новых образовательных результатов у дошкольников можно оценить по следующим показателям:

  • знает о правилах дорожного движения;
  • владеет знаниями;
  • умеет принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения в социуме;
  • способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений правил дорожного движения.

2.3 Ресурсный блок

1. Научно-методические условия:

Образовательная  Программа СП ГБОУ СОШ № 1 г.о.Чапаевск - ДС № 27 разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (ФГОС ДО) и в соответствии с  примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Материально-технические условия:

  • макет по правилам дорожного движения «Перекресток»;
  • многофункциональное панно «Волшебный город ПДД»;
  • дидактические игры;
  • настольно-печатные игры;
  • художественная литература;
  • атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм;
  • наглядно-дидактический материал;
  • телевизор с DVD проигрывателем.

3. Нормативно-правовые условия:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ФГОС ДО";
  • "Федеральный государственный стандарт дошкольного образования";
  •  «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • "Конвенция о правах ребенка".

4. Информационные условия:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 144с.
  2. Белая К.Ю., , Зимонина В.Н. , Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: М.: Просвещение, 2009.  
  3. Извекова Н. А., Медведева А. Ф.   Занятия по правилам дорожного движения: М.: Сфера, 2008.
  4. Клименков В. Обучайте дошкольников правилам движения: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008.
  5. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения:  М.: Просвещение, 2010.
  6. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.

5. Организационные условия

  1. Составление годового плана работы по ознакомлению детей старшего возраста с правилами дорожного движения.
  2. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы по ПДД.
  3. Приобщение специалистов  (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) к организации образовательного  и воспитательного процесса.

Заключение

Формирование навыков безопасного поведения детей на улицах города, во дворе и городском транспорте необходимо начинать как можно раньше, т.е. в детских дошкольных учреждениях, а закреплять в школе – на практическом уровне.

Существует такая житейская аксиома: чем раньше начнешь готовить ребенка к самостоятельной жизни, тем более развитого, жизнеспособного человека получишь.

Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети.

Список источников и литературы

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 144с.
  2. Белая К.Ю., , Зимонина В.Н. , Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: М.: Просвещение, 2009.  
  3. Извекова Н. А., Медведева А. Ф.   Занятия по правилам дорожного движения: М.: Сфера, 2008.
  4. Клименков В. Обучайте дошкольников правилам движения: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008.
  5. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
  6. Приказ Министерства образования  и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  7. Приказ Министерства образования  и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13» от 15 мая 2013 г.
  9. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения:  М.: Просвещение, 2010.
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
  11. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.

Интернет ресурсы

  1. http://www.dou25-ars.ru
  2. http://www.pedportal.net
  3. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
  4. http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».

Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную  деятельность»....

Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города.

Обучение детей правилам дорожного движения в детском саду....

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице и на дороге

Понятие «дорога» входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Дети становятся то пешеходами, то пассажирами, то «водителями». И время от времени оказываются в ситу...

Формирование эколого - патриотических представлений дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО

Цель проекта:Формирование активной действенной позиции по отношению к природе, предполагающей развитие высших нравственных чувств – гуманизма и справедливости (помочь, защитить, позаботиться)....