«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»
материал по обж (старшая группа) на тему
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал возможным реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда, и именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_osnov_bezopasnogo_povedeniya.docx | 36.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасного поведения
старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО
Введение
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал возможным реализацию Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.
В соответствии с ФГОС ДО, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
В соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда, и именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому безопасному поведению на улицах города.
Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности на улицах города является передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города.
Актуальность: по результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
На базе ГБОУ СОШ № 1 СП детский сад № 27 в старшей группе "Сказка" начал работать кружок "Светофорик".
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Население страны растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей дошкольного и школьного возраста. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к Правилам дорожного движения без должного пиетета.
Цель:
- формирование навыков безопасного поведения детей на улицах города, во дворе и городском транспорте.
Задачи:
- определить содержание начальных знаний и способов поведения на улицах города, доступных для освоения детьми 5-6 лет в ДОО;
- определить возможные достижения детей 5-6 лет, в результате реализации комплексно-тематического планирования кружковой деятельности "Светофорик";
- воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД).
Ожидаемые результаты:
- развитие компетентного подхода: совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения ПДД, а также ориентирование ребенка в ближайшем пространственном окружении, умение наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владение навыками безопасного поведения в этих ситуациях;
- расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- формирование навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
- умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
- повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Основная часть
1. Теоретическое описание модели
Травма (от греч. trauma) — это повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.
Детская травма — это повреждение развивающегося организма человека, который наименее обучен сопротивлению такого рода несчастьям.
Дорожно-транспортная травма – это смертельная или несмертельная травма, причиненная в результате аварии на публичной дороге с участием, по меньшей мере, одного движущегося транспортного средства. Самыми уязвимыми пользователями дорог являются дети, пешеходы, велосипедисты и пожилые люди.
Дорожно-транспортный травматизм представляет собой совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.п.). Дорожно-транспортный травматизм занимает третье место по смертности людей в возрасте от 5 до 44 лет, уступая лишь ИБС и депрессивным состояниям.
Травмы, полученные в результате ДТП, нередко сопровождаются увечьями и гибелью людей. Эти травмы и увечья характеризуются наибольшей тяжестью, высокой летальностью, длительным лечением в стационарах (свыше 30 суток), большими материальными затратами.
Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит всех людей, так как за последние годы увеличилось число автолюбителей и как следствие увеличилось количество ДТП. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения, используя только доступные для детского понимания методы и приемы, соответствующие возрастным возможностям детей. В этом направлении работы должны принимать участие и родители, и педагоги дошкольных образовательных учреждений, а в дальнейшем и школа. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения.
Классификация детского травматизма по типовым ситуациям подразделяется на X групп и V группа - дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Ежегодно в стране под колесами автомобилей гибнет около 30000 (более 200000 травмированных) человек, каждый десятый из них - ребенок! На наших дорогах луҹше смотҏеть не на светофор, а на машины. Сами правила ДТП дети знают неплохо.
2. Описание изменений в образовательном процессе
В системе дошкольного образования произошли серьезные изменения. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Именно дошкольное образование является особенно важным для формирования личности ребенка, его дальнейшей судьбы. Во-вторых принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(ФГОС ДО), который введен в действие с 01.01.2014 г. Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему, условиям реализации указанной программы и результатам ее освоения детьми.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие - образовательные области:
1.социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4.художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
Все эти изменения поставили педагогов ДОУ перед необходимостью по новому выстраивать образовательное пространство.
Согласно требованиям ФГОС ДО формирование основ безопасности детей в социуме актуальна в дошкольном образовании. Основные стороны личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольное учреждение возлагается особая ответственность по воспитанию подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе. Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Воспитательно-образовательный процесс предусматривает создание педагогических условий для ознакомления детей с различными видами опасностей. Вся работа направлена на формирование у детей правил поведения в опасных нестандартных ситуациях, развитие у них самостоятельности и ответственности, а именно: предвидеть, распознать, классифицировать, избежать, правильно действовать в опасной ситуации.
2.1. Содержательно-образовательный блок
Ответственные | Сроки выполнения | Результат | |
1-й этап – Подготовительный | |||
Изготовление вместе с детьми и расстановка дорожных знаков на площадке детского сада. | Воспитатель | Сентябрь | Пополнение предметно-развивающей среды. |
Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения (с родителями). | Воспитатель | Сентябрь | Систематизация знаний детей и их родителей по ПДД. |
Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним. | Воспитатель | Октябрь | Закрепление с детьми ПДД. |
Сюжетно-ролевые игры: «Механики», «Водители и пешеходы». | Воспитатель | В течение года | Закрепление ПДД. |
Рассматривание проблемных игровых ситуаций: | Воспитатель, инструктор по физ. развитию, инспектор ГИБДД | В течение года | Закрепление ПДД. |
Родительское собрание «Как знакомить детей с ПДД». | Воспитатель | Октябрь | Закрепление знаний родителей о ПДД. |
Укрепление материально-технической базы: | Воспитатель, администрация ДОУ, инструктор по физ. развитию, инспектор ГИБДД, родители | Сентябрь | Укрепление материально-технической базы. |
Выпуск буклета для родителей «Правила езды на велосипеде для дошкольников». | Администрация ДОУ, инспектор ГИБДД | Сентябрь-октябрь | Информированность родителей. |
Педагогический час «Обучение детей ПДД» (для педагогов ДОУ). | Инспектор ГИБДД | Ноябрь | Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства. |
2-й этап – Основной | |||
Семейный конкурс макетов «Любимые уголки родного села». | Воспитатель, дети, родители | Декабрь | Воспитание у детей интереса к родному городу, развитие конструктивных и творческих способностей. |
«Авария на дороге» – тренинговая адаптивная (социальная) игра с сюжетно-ролевыми действиями. | Воспитатель, педагог-психолог ДОУ | Январь | Закрепление умения различать и оценивать собственное поведение в транспорте и на дороге. |
«Перекресток» – досуговая развлекательная игра. | Воспитатель, Муз. руководитель | Февраль | Закрепить умение различать дорожные знаки. |
«Почему шумит улица?» – экскурсия. | Воспитатель | Март | Знакомство детей с различными видами транспорта. |
Участие в работе семинаров по ознакомлению детей с ПДД. | Воспитатель | В течение года | Закрепление знаний, повышение уровня профессионального мастерства. |
3-й этап – Заключительный | |||
Проведение детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено». | Воспитатель, муз. работник, физ. инструктор | Июнь | Закрепление знаний по ПДД у детей и их родителей. |
2.2 Контрольно-оценочный блок
Контроль за результатом педагогической деятельности осуществляется на основе:
- беседы;
- тестирование;
- устный опрос;
- наблюдение за ребёнком.
Достижения новых образовательных результатов у дошкольников можно оценить по следующим показателям:
- знает о правилах дорожного движения;
- владеет знаниями;
- умеет принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения в социуме;
- способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений правил дорожного движения.
2.3 Ресурсный блок
1. Научно-методические условия:
Образовательная Программа СП ГБОУ СОШ № 1 г.о.Чапаевск - ДС № 27 разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. Материально-технические условия:
- макет по правилам дорожного движения «Перекресток»;
- многофункциональное панно «Волшебный город ПДД»;
- дидактические игры;
- настольно-печатные игры;
- художественная литература;
- атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм;
- наглядно-дидактический материал;
- телевизор с DVD проигрывателем.
3. Нормативно-правовые условия:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении ФГОС ДО";
- "Федеральный государственный стандарт дошкольного образования";
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- "Конвенция о правах ребенка".
4. Информационные условия:
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 144с.
- Белая К.Ю., , Зимонина В.Н. , Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: М.: Просвещение, 2009.
- Извекова Н. А., Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения: М.: Сфера, 2008.
- Клименков В. Обучайте дошкольников правилам движения: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008.
- Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения: М.: Просвещение, 2010.
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.
5. Организационные условия
- Составление годового плана работы по ознакомлению детей старшего возраста с правилами дорожного движения.
- Оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы по ПДД.
- Приобщение специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) к организации образовательного и воспитательного процесса.
Заключение
Формирование навыков безопасного поведения детей на улицах города, во дворе и городском транспорте необходимо начинать как можно раньше, т.е. в детских дошкольных учреждениях, а закреплять в школе – на практическом уровне.
Существует такая житейская аксиома: чем раньше начнешь готовить ребенка к самостоятельной жизни, тем более развитого, жизнеспособного человека получишь.
Сохранить жизнь и здоровье детей — значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы российские дети.
Список источников и литературы
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 144с.
- Белая К.Ю., , Зимонина В.Н. , Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников: М.: Просвещение, 2009.
- Извекова Н. А., Медведева А. Ф. Занятия по правилам дорожного движения: М.: Сфера, 2008.
- Клименков В. Обучайте дошкольников правилам движения: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008.
- Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13» от 15 мая 2013 г.
- Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения: М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.)
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007.
Интернет ресурсы
- http://www.dou25-ars.ru
- http://www.pedportal.net
- http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
- http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «НА УЛИЦАХ ГОРОДА» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГТ
В данном метериале отражен опыт нашего детского сада...
Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».
Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность»....
Рубрика "Воспитатель года" Конкурсный материал. Методическая разработка «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».
Методическая разработка...
Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города.
Обучение детей правилам дорожного движения в детском саду....
Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе
Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице и на дороге
Понятие «дорога» входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Дети становятся то пешеходами, то пассажирами, то «водителями». И время от времени оказываются в ситу...
Формирование эколого - патриотических представлений дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДО
Цель проекта:Формирование активной действенной позиции по отношению к природе, предполагающей развитие высших нравственных чувств – гуманизма и справедливости (помочь, защитить, позаботиться)....