Выступление на педсовете «Игровые технологии и игровые инновации по формированию основ безопасного поведения у дошкольников
консультация (старшая, подготовительная группа)

Аниса Хайрулловна Залилова

Игра – главное и важнейшее средство формирования основ безопасного поведения детей. Поэтому основная задача воспитателя дошкольного учреждения – развить у детей умение находить выход в различных непредвиденных жизненных ситуациях и учиться бережно относиться к своей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Выступление на педсовете

«Игровые технологии   и игровые инновации по формированию основ безопасного поведения у дошкольников»

Игра – главное и важнейшее средство формирования основ безопасного поведения детей. Поэтому основная задача воспитателя дошкольного учреждения – развить у детей умение находить выход в различных непредвиденных жизненных ситуациях и учиться бережно относиться к своей жизни.

При этом важно не просто оградить ребенка от различных опасностей, но подготовить его к встрече с возможными трудностями, сформировать у ребенка представление о наиболее опасных ситуациях, привить ему навыки безопасности.

Как известно, ведущей деятельностью дошкольников является игра. Именно здесь дети соотносят свое поведение с социально принятой моделью поведения, анализируют свои действия и действия других, осознают свои действия и формируют отношение к окружающей действительности. Вот почему игры и игровая деятельность являются мощным педагогическим средством развития чувственного опыта детей дошкольного возраста, способным помочь им в различных жизненных ситуациях, иногда даже очень опасных!

Игры дают возможность познакомить детей с источниками опасности в повседневной жизни, а также сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения. Посредством игровой деятельности можно познакомить ребенка с необходимыми действиями в случае непредвиденных ситуаций. Преимущество игровых методов и приемов обучения в том, что они вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции. Использование игровых атрибутов вызывает у ребенка желание играть и активизирует его мыслительные процессы.

Игровая технология – это процесс, позволяющий ребенку принять на себя роль действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

 «Игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, интерактивные, компьютерные и с использованием ТСО, лепбуки, игры кейсы игры ситуации.

   Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем, чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях.      

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Использование игровой мотивации для развития навыков безопасного поведения, закрепление норм поведения в различных ситуациях позволяют приобрести способность сохранять жизнь и здоровье в ЧС, неблагоприятных угрожающих жизни условиях.

        1 сентября 2023 года вступила в силу ФОП ДО. В ней представлено перечисление современного оборудования для образовательной деятельности, в том числе говорится об использовании интерактивных обучающих комплексов и игр. Добиться интерактивности мне помогает программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint.

 Не многие знают, что с её помощью можно создавать не только презентации, но и интерактивные игры. Программа PowerPoint позволяет устанавливать различные эффекты анимации, которые позволяют сделать игру интерактивной. Интерактивность позволяет реагировать на действия пользователя, то есть вступать с ним в диалог. Такая игра сочетает в себе звуки, яркое изображение, динамичность, что значительно улучшает восприятие информации дошкольниками.

        Представляю вашему вниманию интерактивную игру «Потуши пожар», разработанную для старших дошкольников с целью закрепления представлений у детей о правилах пожарной безопасности.

В игре дети узнают о причинах пожара, вспомнят номер телефона пожарной охраны, помогут пожарному одеться в спецодежду и выберут для него пожарную машину, соберут оборудование для пожарного щита и запомнят правила пожарной безопасности.

Вывод: игровые технологии в наибольшей степени способствуют формированию у дошкольников навыков разумного поведения, учат адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

В материале раскрываются актуальные проблмы формирования основ безопасного поведения ребенка-дошкольника, принципы организации работы, создание условий в ДОУ для ознакомления детей с ОБЖ...

Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников

Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников...

«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра...

"Формирование основ безопасного поведения младших дошкольников в игровой деятельности"

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, еж...

Доклад «Использование игровых средств для формирования основ безопасного поведения у дошкольников»

Доклад на тему: «Использование игровых средств для формирования основ безопасного поведения у дошкольников»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Материал предназначен для воспитателей ДОО. Может быть использован в работе со старшими дошкольниками по разделу ОБЖ....

Выступление на методическом объединение по теме:Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик

laquo;Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам»  – Слайд № 2Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошко...