«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик»
методическая разработка (подготовительная группа)
Главное по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Сказка»
Информационное выступление по теме:
«Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик»
Подготовила воспитатель:
Баранник Наталья Алексеевна
с.Дивное
2022 год
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности .
В дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Под безопасным поведение следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранить индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психологический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Главное по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях.
Главная цель - формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Она реализуется путем решения нескольких задач:
- Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения. Формирование навыков и полезных привычек поведения, понимания и осознание опасных и безопасных действий;
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.
Воспитание навыков безопасности – непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное.
- Как сберечь здоровье детей?
- Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций?
- Как научиться общаться с друг другом?
В соответствии с программным содержанием, реализуются четыре основных направления программы:
- Безопасность собственной жизни;
- Бережем свое здоровье;
- Безопасность на дорогах и улицах;
- Безопасный отдых на природе;
Особую роль в формировании у детей основ правил безопасного поведения имеют современные средства:
- ИКТ – инновационные подходы в данном направлении решают часть поставленных задач.
- Предметы рукотворного мира, создаваемые педагогами, детьми и родителями
- Художественная литература- являющаяся одновременно источником знаний, источником чувств.
Для успешного освоения материала, я создаю необходимые оптимальные условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:
- Микроклимат в группе;
- Пространственно-предметное окружение;
- Игровую среду.
Работу с детьми по формированию основ безопасности осуществляю через разные формы и методы организации деятельности.
Формы:
- Самостоятельная деятельность детей – развивающие дидактические, настольно-печатные, подвижные игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.
- Совместную деятельность воспитателя и детей – экскурсии, развлечения, беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, где дети получают теоретические и практические знания, умения и навыки правил поведения в экстремальных условиях в природе, быту, устанавливают причинно-следственные связи.
- Непосредственно образовательная деятельность.
Методы:
- Игровые
- Практические
- Наглядные
- словесные
Планирую работу основываясь на следующих принципах:
- Развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка.
- Комплексно-тематического построения образовательного
- процесса;
- Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и контингентом детей.
- Единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки.
- Соответствия планируемого содержания и формы организации детей возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики
А также использую совместные различные виды деятельности с детьми:
- Игровая
- Предметная
- Продуктивная
- Трудовая
- Наблюдение
- Игровая и трудовая деятельность - отражает в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается опасность пребывания в отсутствии взрослых.
-Коммуникативная деятельность - объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке
- Познавательно-исследовательская деятельность - манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями.
- Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В окружающей обстановке дома и в детском саду ( в соответствии с возрастными возможностями) знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож) электроприборы.
- Восприятие художественной литературы и фольклора - знакомя дошкольников с художественными произведениями, я обращаю внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека, выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения, проявлять взаимопомощь и взаимовыручку среди сверстников.
- Здоровый образ жизни - обогащает социальный опыт ребенка. - Изобразительная деятельность, конструирование.
Позволяют детям сознательно отражать окружающую действительность в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.
- Продуктивная деятельность позволяет ребенку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его.
Особое внимание уделяется организации предметно-развивающей среды в группе. В группе имеется уголок безопасности, который содержит материалы: художественную и познавательную литературу: «Правила поведения для малышей», «Чтобы не было беды», «Быть послушным хорошо»и т.д.. Каждый день провожу минутки безопасности
При знакомстве детей с правилами безопасности я делаю акцент на формирование у них определённой модели поведения:
- предвидеть опасность;
- уметь принять меры во избежание опасности;
- уметь обращаться за помощью к другим;
- уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.
Формула безопасности:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать.
А где надо - на помощь позвать.
Эффективность работы по формированию основ безопасного поведения в быту и на улице в большой степени зависит от положительного примера взрослых. Главное в формировании навыков безопасного поведения детей - это личный пример воспитателей и родителей.
Работа с родителями воспитанников:
Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
- Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.
- Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОУ. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Между мной и родителями нашей группы достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Помимо консультаций, папок-передвижек, рекомендаций для родителей, нами было проведено родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода и профилактики детского травматизма»
Благодаря совместной работе педагогов и родителей дети становятся более внимательными и осторожными в быту, природе, на улицах города, познают основы поведения, безопасного для человека и окружающего мира.
Результат проделанной работы:
- У детей закрепились знания об общепринятых нормах поведения, в природе в социуме , на дорогах.
- Дети узнали не только правила личной безопасности, но и могут их сформулировать, объяснить необходимость осмотрительного отношения к опасным ситуациям.
- Данная работа востребована детьми и родителями.
Вывод: Работа с детьми направлена на последовательность и систематичность получаемых знаний, применяя их в повседневной жизни на занятиях и самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника
В материале раскрываются актуальные проблмы формирования основ безопасного поведения ребенка-дошкольника, принципы организации работы, создание условий в ДОУ для ознакомления детей с ОБЖ...
Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников
Система работы по формированию основ безопасного поведения у дошкольников...
«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра...
Проект "Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников в природе в процессе взаимодействия ДОУ и семьи"
Практико-ориентированный проект с целью формирования комплекса знаний у воспитанников о безопасном поведении в природе посредством взаимодействия с родителями детей....
"Формирование основ безопасного поведения младших дошкольников в игровой деятельности"
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, еж...
Семинар «Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе взаимодействия взрослых и детей» «Акция – как форма работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма».
В настоящее время в нашем детском саду совершенствуются, обновляются формы и методы работы с детьми при обучении правилам безопасного поведения на дорогах.Мы отдаем предпочтение нетрадиционной форме к...
Выступление на методическом объединение по теме:Формирование основ безопасного поведения у дошкольников в процессе реализации культурных практик
laquo;Как обучать ребенка правилам безопасности по народным сказкам» – Слайд № 2Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошко...