Конспект " Знакомство с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Формировать живой интерес к русскому фольклору.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект «Чтение русской народной сказки
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Цель: формировать живой интерес к русскому фольклору.
Задачи. Развивать: речевую активность детей; артикуляционный аппарат;
зрительное восприятие; логическое мышление; внимание, память,
стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, используя карты Проппа.
воспитывать: умение слушать других, не перебивая
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Приёмы и методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Оборудование и материалы: иллюстрированная книжка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», кукла бабушка Агафья, театральная ширма.
Предварительная работа. В книжном уголке разместить книгу «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с красочными иллюстрациями. Рассмотреть рисунки по содержанию сказки, иллюстрации Васнецова по сказкам.
Ход занятия:
Мотивационный момент.
Воспитатель: Ребята, в нашем книжном уголке вы видели книжку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», рассматривали иллюстрации.
А хотите узнать, о чём эта книга?
Дети: Да.
Воспитатель: Она куда-то исчезла надо её найти.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, какой пассажирский транспорт вы знаете? (Ответы детей).
А на чем мы поедем?
Дети: На поезде.
Воспитатель: Я буду паровозиком, а вы маленькими вагончиками.
Основная часть.
Кто первый назовет слово, тот и становится за мной.
Словесная игра «Подбери словечко»
Начинаем.
слон большой, а котёнок– маленький
летом тепло, а зимой – холодно
я высокая, а Наташа – низкая
папа молодой, а дедушка – старенький
дорога широкая, а тропинка – узкая
днем светло, а ночью – темно (дети по очереди становятся в паровозик)
Воспитатель: Посмотрите, какой у нас поезд длинный получился.
Поехали на скором поезде (ш-ш-ш)
На почтовом (ч-ч-ч)
Выпускаем пар (с-с-с)
Тормозим (з-з-з)
Воспитатель: Вот ребята мы и приехали на полянку, остановились (сели на стульчики).
Дыхательная гимнастика «Аромат цветов» - через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А – ах!”.
Вот домик. Давайте, ребята, постучим.
-Тук, тук, тук, кто здесь живёт?
Кто нам двери отопрёт?
Детей встречает Бабушка.
-Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки.
Рада видеть всех сейчас,
Ведь давно ждала я вас.
Я Бабушка, к себе в гости приглашу, да и сказку расскажу.
А вы любите сказки? Я приготовила для вас сказочку, да потеряла её.
Мы с вами сейчас поищем нашу сказку.
Раз - два - три - четыре - пять,
Будем сказку мы искать!
Находят книгу р.н. сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушки».
Воспитатель (бабушка): рассказывание сказки с использованием иллюстрации и карт Проппа.
Карты: Жили-были, Особое обстоятельство, Герой покидает дом, Запрет, Нарушение запрета, Враг начинает действовать, Враг оказывается поверженным, Мораль.
Объяснение трудных слов.
а). Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. (солнце высоко – значит жарко, жар донимает – даже трудно переносить такую жару.
б).Мочи нет – сил нет.
в).Залилась Аленушка слезами (горько, сильно заплакала).
г).Красная девица (красивая девушка).
д).Оборотиться Аленушкой (превратиться в Аленушку).
е).Купец не распознал (купец - богатый человек который занимается торговлей, не распознал – не узнал).
Физкультурная минутка:
Физкультурная минутка:
В темном лесу есть избушка (дети шагают)
Стоит задом наперед (поворачиваются)
В той избушке есть старушка (грозят пальцем)
Бабушка-Яга живет (другой рукой).
Нос крючком (показывают,
Глаза большие,
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая.
Страшно нашим детям? (да)
Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель: Сейчас по картам мы с вами расскажем эту сказку. (Рассказываем по цепочке)
Какая в конце выставлена карта?
Дети: Карта мораль.
Воспитатель: Правильно. Мораль сказки нас с вами чему-то учит. Какая мораль в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
Ответы детей
Воспитатель: Каждый из вас может составить свою сказку по этим картам.
Дети выбирают героев сказки (иллюстрации), составляют свою сказку.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Этюд на имитацию (музыка дождя и грома)
Воспитатель:
Ой , ребята , набежала тучка (делают руками «домик» над головой),
закапал дождь(стучат пальцами по коленям),
засверкала молния(ладошками),загремел гром(кулачками).
Пора нам возвращаться в детский сад(слышится гудок паровоза),прощаемся с бабушкой.
Становимся друг за другом паровозиком и отправляемся в путь:
-Вот поехал паровоз,
-Деток в садик он повез.
-Ту – ту – ту.
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось путешествие? На чём мы путешествовали? У кого побывали в гостях? Как называется сказка, с которой она нас познакомила? Что вам ещё понравилось?
- Замечательно! Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: “Мы очень хорошие”. Сначала шепотом, потом обычным голосом и покричим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"...
КОНСПЕКТ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА"
Формирование живого интереса к русскому фольклору, развитие речевой активности у детей, логического мышления, внимания памяти посредством игровых, наглядных, сллвесных и практических методов....
Конспект занятия средняя группа "Рассказывание русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Конспект занятия по «Речевому развитию» в средней группе.Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Цель: ознакомление ...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки "Сесрица Алёнушка и братец Иванушка"...
Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе по теме «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
О.С.Ушакова...
Тема: Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Конспект НОД по О.О «Речевое развитие» с использованием метода наглядного моделирования
Тема: Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Конспект НОД по О.О «Речевое развитие»с использованием метода наглядного моделирован...