Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе по теме «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ЧХЛ в старшей группе по теме «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Доминирующая ОО: речевое развитие.
Интеграция ОО: познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитие
Вид деятельности детей: игровая, речевая, двигательная, восприятие худож.литературы.
Программное содержание
Цель: учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные слова», образные выражения); уточнить понимание значения слов и выражений ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных выражений способствовать усвоению образного строя языка сказки.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев. Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.
Развивающие:· Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке. Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к художественным произведениям; к взаимопомощи и дружбе.
Материалы и оборудование: отдельные иллюстрации к сказке, книга с иллюстрациями.
Предварительная работа: просмотр русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Показ сказок с помощью настольного театра. Настольные игры «Сложи сказку» (пазлы по сказкам); дидактические игры «Угадай сказку», «Кто лишний».
Планируемый результат: замечают и используют выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные слова», образные выражения); понимают значения слов и выражений ведомо, мочи нет, хоромы; .
Структура занятия
1.Вводная часть | Вводная беседа | 2 мин |
2.Основная часть | Чтение сказки и беседа по ней Физкультминутка Рассматривание иллюстраций к сказке | 20 мин |
3.Заключительная часть | Подведение итогов занятия. Рефлексия | 3 мин |
Длительность занятия 25 мин.
Ход занятия
1.Вводная часть.
Разные народы живут на нашей Земле. И у каждого народа есть свои сказки. Но русско-народные сказки можно легко отличить от других, потому, что в русских сказках есть «сказочные» слова, песенки, повторы. Внимательно послушайте, пожалуйста сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и постарайтесь заметить такие слова.
2.Основная часть
Воспитатель читает сказку.
После прочтения проводится беседа по сказке.
- Какие «сказочные» слова вы услышали?
-Какие чудеса, волшебства произошли в этой сказке? Кто главные герои сказки?
-Расскажите, какая беда случилась с Иванушкой. Как это произошло?
-Расскажите, как ведьма обманула Алёнушку.
-Чем закончилась сказка?
-В сказке встретились для вас новые слова и выражения: мочи нет, одному козлёночку всё было ведомо, откуда ни возьмись. Объясните, как вы их понимаете?
Физкультминутка
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь
ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку.
Раз-два, раз-два, раз-два-три,
Да не упади, смотри. (Дети наклоняются назад, для страховки упираясь
ладонями в поясницу.)
Наклоняемся вперёд.
Кто до пола достаёт?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счёту. (Наклоны вперёд.)
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации и прокомментировать их словами из сказки. Даёт начало предложения, направляя высказывания ребёнка.
- Старик со старухой умерли. Остались дети … (одни - одинёшеньки)
-И просит Иванушка Алёнушку… (мочи нет)
- Как увидела Алёнушка… (залилась слезами)
-Один раз, когда купца не было дома… (откуда ни возьмись)
- Увидел козлёночек и … (голову повесил)
-Побежал козлёночек на речку и … (жалобнёхонько просит)
3.Заключительная часть.
-Какую сказку мы сегодня прочитали?
- Кто знает, что главное было в этой сказке?
-Правильно, каким бы сильным не было зло, добро его одолеет.
Рефлексия
Понравилась ли вам сказка?
- Что было интересным для вас?
Ребята, все сегодня были очень активные, хорошо справлялись с заданиями и отвечали на вопросы. Всем большое спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....
Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Самоанализ НОД в младшей группе по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....
Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Образовательная область «Чтение художественной литературы»....
Конспект занятия средняя группа "Рассказывание русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Конспект занятия по «Речевому развитию» в средней группе.Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Цель: ознакомление ...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки "Сесрица Алёнушка и братец Иванушка"...
Конспект НОД в старшей группе по чтению русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.Задачи:· Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.&mi...
Тема: Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Конспект НОД по О.О «Речевое развитие» с использованием метода наглядного моделирования
Тема: Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Конспект НОД по О.О «Речевое развитие»с использованием метода наглядного моделирован...