Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Цель: Создание условий для формирования навыков пересказа сказки.
Задачи:
1. Развивать умение пересказывать знакомое содержание сказки с опорой на модель; обогащать речь детей путём подбора слов-синонимов, логически мыслить;
2. Совершенствовать фонематический слух, слуховое внимание; развивать художественное восприятие, эстетический вкус, творческое воображение, фантазию;
3. Развивать умственные способности детей: анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение и моделирование;
4. Развивать мелкую моторику; умение элементарного музицирования;
5. Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.
6. Развивать диалогическую и монологическую речь.
7. Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей.
Предварительная работа: чтение сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Материал и оборудование: магнитная доска, заместители (круги разного размера белого цвета, красного, 3 — коричневого и чёрного цвета), текст сказки, аудиозапись, музыкальные инструменты (металлофон, маракасы, шуршащая бумага, треугольник, две небольшие емкости с водой), картина Васнецова.
Ход занятия:
Воспитатель, стоя у книжного уголка:
— Ребята, для того, чтобы быть разносторонними, увлекательными и интересными людьми, мы с вами сегодня попробуем быть и сказочниками, и художниками, и музыкантами.
— У нас много увлекательных книг. А вы любите читать? Вы знаете, где живут сказки?
— А мои сказки живут в волшебном ларце. Хотите, откроем его?
Волшебный ларец, чудеса соверши:
Нам сказки свои покажи.
— Сколько здесь сказочных вещей: и кисть, и книга, и модели-круги. А это что? Это кокошник. Кокошник — это старинный русский головной убор. Я его одену и превращусь в сказочницу.
Слетались птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы сказки,
Одну я переняла да вам принесла.
— Садитесь поудобнее да слушайте повнимательнее.
Рассказывается начало сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
— Узнали сказку? Как она называется? Да, вот эта книга из ларца. Посмотрим, что ещё в ларце. Что это? (волшебная палочка) Она будет моей помощницей.
Волшебной палочкой взмахну.
В рассказчиков вас превращу.
— Давайте вспомним героев сказки (показываю 2 белых круга разного размера).
— Какой из этих кругов обозначает Иванушку? Почему? Соотносим модели-круги с героями.
— Итак, я начинаю, а вы продолжайте.
Рассказывание сказки до слов: Иванушка увидел коровье копытце.
— Что было дальше? Каким голосом спрашивает Иванушка? Какое у него выражение лица? Что отвечает Алёнушка? Каким голосом? Каким движением руки это можно показать?
Дети рассказывают сказку с помощью взрослого до того момента, как Иванушка стал козлёночком.
— Сказку можно не только пересказать, но и написать картину по ней. Это сделал великий русский художник Василий Васнецов. Однажды в детстве он услышал сказку про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку от своей няни, а когда вырос, написал картину и назвал её «Алёнушка». Вот она. Посмотрите.
Волшебной палочкой взмахну,
В художников вас превращу.
—Вместе с вами и я превращусь в художника. Кого изобразил художник Василий Васнецов?
—Что делает Алёнушка?
— Какого цвета вода в пруду? (тёмная, чёрная, тяжёлая, мрачная)
— Сидит Алёнушка на камушке и думу думает. А вокруг лес густой притих. Не шелохнётся. Какую краску взял художник, когда рисовал лес?
— Как одним словом назвать эти краски? (тёмные, мрачные)
— Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту картину? (грустное, печальное, тревожное)
Физминутка (выразительное движение)
Встаньте, пожалуйста. Давайте возьмём в руки воображаемую кисть и как художники изобразим пруд (овальные движения руками), лес (горизонтальные движения), белые берёзы на фоне тёмного леса (вертикальные движения). Положите кисти и покажите, как Алёнушка склонила голову. Садитесь.
— Сказку можно не только слушать, не только рисовать сказками, но и изобразить звуками. Композитор Ирина Кореневская написала музыку. Послушайте.
Аудиозапись
Волшебной палочкой взмахну,
В музыкантов вас превращу.
— Представьте, что картина ожила. Какие звуки картины можно отобразить? (плач, шум леса, шум воды, камыша, шуршание листьев)
Далее идёт распределение музыкальных инструментов (металлофон, маракасы, шуршащая бумага, треугольник, две небольшие емкости с водой) Показ техники работы. Совместное исполнение под музыку И Кореневской.
— Вот наша картина и ожила.
Волшебной палочкой взмахну,
В ребят вас снова превращу.
— Закончилась наша сказка. Убираю в волшебный ларец все волшебные вещи. Мне понравилось, что вы были активны, интересно пересказывали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», подбирали удачные, разнообразные, точные слова, описывающие картину, замечательно, в такт музыкального произведения, играли на музыкальных инструментах.
Дополнительная информация для воспитателя. Описание картины Васнецова В.М. «Аленушка»
Картина «Аленушка» была написана Васнецовым В.М. в 1881 году. Можно увидеть молодую девушку в центре картины, которая сидит на камне рядом с поросшим осокой прудом. Она склонила голову на свои руки, сложенные на коленях.
В ее фигуре видна усталость, а широко распахнутые глаза выражают отчаяние и насилу сдерживаемые слезы. Длинные волосы девушки свободно рассыпались по ее плечам, ноги босые, в грязи и в пыли, подол цветного сарафана порван. Очевидно, что перед тем, она долго ходила по лесам в поисках своего пропавшего братика.
Художник запечатлел именно этот момент, когда девушка присела отдохнуть после длительных и безуспешных поисков. Вся природа, которая окружает Аленушку, как будто замерла, охраняя короткие моменты ее покоя. Густой хвойный лес стоит неподвижно, а гладь воды нарушена лишь несколькими листочками, опавшими с берез и осин, растущих на берегу. И хотя деревья еще зеленые, изредка листва деревьев уже озолотилась – вероятно, вот-вот придет осень.
Глядя на эту картину, нельзя не переживать вместе с Аленушкой – до такой степени чувственно и ярко художник показал ее грусть и усталость.
И девушка, и природа, окружающая ее, изображены так реалистично, что, казалось бы, ступив шаг – очутишься на берегу, вдохнешь запах воды, заговоришь с Аленушкой. Не зря эта картина является одной из лучших работ в русской школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Пересказ русской народной сказки "Волк и семеро козлят"
Занятие по развитию речи в средней группе детского сада...
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....
Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Самоанализ НОД в младшей группе по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....
Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в подготовительной группе.
«Слетались птицы с моря,Садились у нас на заборе,Пели птицы сказки,Одну я переняла да вам принесла»....
КОНСПЕКТ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА"
Формирование живого интереса к русскому фольклору, развитие речевой активности у детей, логического мышления, внимания памяти посредством игровых, наглядных, сллвесных и практических методов....
Конспект занятия средняя группа "Рассказывание русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Конспект занятия по «Речевому развитию» в средней группе.Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Цель: ознакомление ...
Тема: Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Конспект НОД по О.О «Речевое развитие» с использованием метода наглядного моделирования
Тема: Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Конспект НОД по О.О «Речевое развитие»с использованием метода наглядного моделирован...