Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Рустамова Светлана Абумуслимовна

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки "Сесрица Алёнушка и братец Иванушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek_russkaya_skazka.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детского сада №34 комбинированного вида

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цель: показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над злом.

Задачи:

Образовательные:

- Учить узнавать главных героев по иллюстрациям, передавать настроение героев.

-​ Закреплять в речи слова, передающие настроение и характер персонажа.

Развивающие:

- Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.

-​ Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа.

Воспитывающие:

- Уточнить представление детей о том, что значит «уметь дружить».

- Прислушиваться к советам старших.

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», кукла Алёнка в русском народном сарафане,  сундучок, карта, свёрток.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята посмотрите, пожалуйста, кто вас встречает? Кукла Алёнка. И смотрите, что она нам принесла.

Воспитатель: Что это лежит на столе? 

Дети: Свёрток.

Воспитатель: Давайте  ребята развернем этот свёрток и посмотрим, что это. Здесь какая-то карта, давайте попробуем по ней пойти.

Здесь волшебные слова!

«Волшебный ларец, чудеса соверши:

Нам сказки свои покажи».

Воспитатель: Ребята, а что ещё лежит на столе.

Дети: Сундучок. 

Воспитатель: Правильно, но сундучок не простой, а волшебный. Давайте его откроем. 

Дети: Открываем сундук – в нем сказка - «Сестрица Аленушка и Братец Иванушка».

Воспитатель: Ребята подойдите к книжному уголку, посмотрите какие красивые книги стоят на полочках. Какие книги вы узнали? 

Дети: Сказки. 

Воспитатель: Правильно, это действительно – сказки. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки сказочники собрали и записали в книги (показ книг на полке). В сказках есть «сказочные слова», песенки, поговорки.

Воспитатель:  Ребята, а скажите, пожалуйста, какими словами обычно начинаются сказки?

Дети: Жили-были…, В некотором царстве… и другие.

Воспитатель: Правильно. А какую концовку они чаще всего имеют?

Дети: Вот и сказке конец…., И я там был мёд, пиво пил….

Воспитатель: Правильно. Ребята скажите мне, пожалуйста, чему учат сказки?

Дети: Каждая из этих сказок учит «уму - разуму».

 Воспитатель: Что значит «учить уму-разуму»?

Дети: Давать мудрые советы.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну русских народных сказок, в гости к сестрице Аленушке и ее братцу Иванушке. Эта страна находится за тридевять земель.

  1. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы отправимся в путешествие, подумайте и вспомните, какие русские народные сказки вы знаете?

Упражнение «Назови русские народные сказки»:

Дети: Колобок, Теремок, Курочка Ряба, Репка, Гуси-лебеди, Заюшкина избушка, Лиса и волк. Котофей Иванович, Зимовье зверей, Рукавичка, Вершки        и        корешки.

Воспитатель: Молодцы. Ну, я вижу, вы уже засиделись. Пора и размяться.

Физкультминутка:

«Я иду, и ты идешь»
Я иду, и ты идешь - раз, два, три  (Шагаем на месте.)
Я пою, и ты поешь - раз, два, три  (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем, и мы поем - раз, два, три  (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три  (Шагаем на месте.)

Воспитатель: Ну вот, мы и добрались до страны русских народных сказок. Посмотрите, кто нас встречает? (Воспитатель показывает изображение Аленушки         и         ее         братца).

Воспитатель: Познакомьтесь, это тоже Алёнушка. Посмотрите, какой у нее сарафан, головной убор. Совсем как у нашей куклы Алёнки. Именно так одевались в старые времена на Руси все молодые девушки. А этот неугомонный мальчик Иванушка.

Воспитатель: Ну, а теперь пришло время чтения сказки. Внимательно слушайте.

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Обсуждение сказки:

Воспитатель: С кем жили Алёнушка и Иванушка? 

Дети: С дедушкой и бабушкой, но они умерли.

Воспитатель:​ Что случилось потом с ними? 

Дети: Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу.

Воспитатель: Какая беда случилась с Иванушкой?

Дети: Иванушка попил из козьего копытца.

Воспитатель: В кого превратился Иванушка? 

Дети: Иванушка стал козлёночком.

Воспитатель: Послушался ли он мудрого совета сестры? 

Дети: Нет.

Воспитатель: Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? 

Дети: Нет, надо прислушиваться к советам старших.

Воспитатель: Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? 

Дети: Колдунья.

Воспитатель: Можно ли сказать о колдунье, что она добрая?

Дети: Нет, она злая, завистливая.

Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло с Аленушкой? 

Дети: Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца. Она обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка.

Воспитатель: Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? 

Дети: Козлёночек.

Воспитатель: Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи? 

Дети: Алёнушка и Иванушка погибли бы.

Воспитатель: Кто спас Аленушку? 

Дети: Купец.

Воспитатель: Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? 

Дети:  Поступок купца можно назвать хорошим, добрым.

Воспитатель:​ Для чего в сказке даются мудрые советы? 

Дети: Чтобы стали люди умнее и не повторяли ошибок героев сказок.

Игра  «Закончи предложение»:

Воспитатель: А теперь, ребята, Алёнушка хочет с вами поиграть в игру «продолжи предложение». Я прочитаю начало предложения, а вы попробуйте         его         продолжить. «Остались         Аленушка         да Иванушка ….»

Дети: Одни-одинешеньки

Воспитатель: «Идут они по дальнему пути,        по широкому….»

Дети: Полю

Воспитатель: «Залилась Аленушка …»

Дети: Слезами.

Воспитатель: «О чем плачешь красна - …»

Дети:        Девица.

Воспитатель: Ребята, красна-девица – это красивая, пригожая девушка.

  1. Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы, ребята, Аленушке очень понравилось, как вы играли.

Понравилось вам в гостях у Аленушки? А теперь нам пора в обратный путь.

  1. Рефлексия:

Воспитатель: Ну, вот мы с вами и вернулись в группу. Понравилось вам наше путешествие? Какую сказку мы сегодня прочитали?
Скажите мне, что победило в это сказке? Добро или зло?

Дети: Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Победило добро.

Воспитатель: Правильно ребята! Вы большие молодцы! До новых встреч в стране сказок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....

Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Самоанализ НОД  в младшей группе по теме:    «Чтение русской народной сказки   «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....

Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

КОНСПЕКТ  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Образовательная область «Чтение художественной литературы»....

Конспект по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".

Ознакомление детей с русской народной сказкой "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", чтение, беседа по прочитанному, рассматривание сюжетных картинок....

Конспект занятия средняя группа "Рассказывание русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"

Конспект занятия по «Речевому развитию» в средней группе.Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».Цель: ознакомление ...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе. Чтение сказки "Вершки и корешки"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста....