Конспект занятия средняя группа "Рассказывание русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Конспект занятия по «Речевому развитию» в средней группе.
Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Цель: ознакомление детей с новой русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Задачи:
Образовательные: Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования, расширить словарный запас, продолжать знакомство детей с произведениями устного народного творчества.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам, формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение делать выводы и умозаключения, развивать мышление, воображение содействовать развитию сопереживания, умению правильно давать характеристику сказочным персонажам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazyvanie_r.n.s._sestritsa_alenushka_i_bratets_ivanushka.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 города Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
Конспект занятия
по «Речевому развитию» в средней группе.
Тема:
«Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»».
Составил: Старцева Ирина Петровна
воспитатель 1 квалификационной категории
г.Болотное
Цель: ознакомление детей с новой русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Задачи:
Образовательные: Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования, расширить словарный запас, продолжать знакомство детей с произведениями устного народного творчества.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам, формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение делать выводы и умозаключения, развивать мышление, воображение содействовать развитию сопереживания, умению правильно давать характеристику сказочным персонажам
Словарная работа:
Один-одинешенек.
Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, фонограммы музыки «В гостях у сказки», песенки «Шел козел по лесу»; раскраски по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», презентация «Путешествие по русским народным сказкам», макет телевизора с картинками к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», заготовки для моделирования сказки «Теремок».
Список литературы:
Русская народная сказка в обработке А.Н.Толстой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»:-МОЗАИКА-СИНТЕЗ,Москва, 2011.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под музыку «В гостях у сказки».
Воспитатель: Дети, что за музыка нас с вами вместе собрала?
Дети: «В гостях у сказки».
Воспитатель: А вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в путешествие по русским народным сказкам. А в этом нам помогут веселые гномики. Они приготовили интересные загадки.
Игра «Из какой сказки персонажи».
(Отгадывание загадок детьми из презентации «Путешествие по русским народным сказкам»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки, правильно отгадали загадки. Но это еще не все. Гномики приготовили для нас еще одно интересное задание. Ребята, приглашаю вас к столу.
-Что лежит на нем?
Дети: Геометрические фигуры .
Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат перед вами?
Дети: Круги, квадрат и треугольник.
Воспитатель: Какой предмет можно составить из треугольника и квадрата?
Дети: Дом.
(Ребенок составляет дом.)
Воспитатель: Круги все одинаковые или они отличаются друг от друга? Чем?
Дети: Цветом, размером.
Воспитатель: Назовите цвета.
Дети: Белый, оранжевый, зеленый, черный, коричневый.
Воспитатель: Ребята, я вам открою тайну, гномики превратили героев из одной известной вам сказки в эти геометрические фигуры и предлагают вам подумать и отгадать, название сказки и составить ее по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета.
Воспитатель: Дети, кто догадался, что это за сказка?
Дети: «Теремок»
Моделирование сказки.
(Дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки и из моделей- заместителей составляют сказку.)
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас еще с одной русской народной сказкой. Для этого приглашаю вас посмотреть мультфильм. А поможет мне в этом волшебный телевизор.
(Показ макета телевизора, изготовленного из картонной коробки и картинок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассказ сказки воспитателем с передвижением кадров из мультфильма.)
Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие зрители, предлагаю вам посмотреть мультфильм по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.
Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки.
Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
- Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
- Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли-шли, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
- Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
- Не пей, братец, телёночком станешь!
Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
- Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, - солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка говорит:
- Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
- Не пей, братец, козлёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком...
Метод «Мозговой штурм»
Воспитатель: Ребята, а как сделать так, чтобы Иванушка напился, но не стал козленочком? (Ответы детей)
(Продолжение сказки)
Воспитатель: Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась Алёнушка слезами, села на стожок - плачет, а козлёночек возле неё скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
- О чём, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:
- Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато серебро, и козлёночек будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.
Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.
Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду.
А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся - и тот не распознал.
Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:
- Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок...
Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка.
Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так пристает, так упрашивает, - делать нечего, купец согласился:
- Ну, зарежь его...
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.
Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
- Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
- Ну, сходи.
Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:
- Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Алёнушка из реки ему отвечает:
- Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.
А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:
- Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.
Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет:
- Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
А из реки ему отвечают:
- Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.
Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.
А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.
Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец. Ребята, вам понравилась сказка?
(Ответы детей.)
Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Что произошло с Иванушкой?
Дети: Превратился в козленочка.
Воспитатель: Я предлагаю вам тоже превратиться в козлят.
Физминутка: «Наш козёл-стрекозёл»
Наш козёл-стрекозёл
Очень умный был:
Он и воду носил,
Он и тесто месил,
И дрова рубил,
И деток кормил,
Деток кормил и приговаривал:
«Кушайте, козлятушки,
Кушайте, ребятушки,
Кашку-малашку
Да сладкие оладушки».
(Дети выполняют движения под потешку «Наш козёл-стрекозёл»
вместе с воспитателем.)
Вопросы по содержанию сказки и словарная работа.
Воспитатель: Ребята, с кем жили Аленушка и Иванушка. (Одни-одинешеньки)
-Почему случилась беда с Иванушкой? (Ответы детей)
-Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Купца).
-А кто такой «купец»? (Ответы детей.)
- Что произошло с Аленушкой? (Ответы детей.)
-Кто спас Аленушку? (Ответы детей.)
-Кого бы вы назвали хорошими, положительными героями сказки? (Ответы детей.)
- Кто в сказке является злыми героями и почему? (Ведьма.)
-На каких героев из других сказок похожа ведьма? (Баба Яга-«Гуси-лебеди», хозяйка – «Хаврошечка», Баба Яга-«Баба Яга» и т. д.
Игра.
Воспитатель: -Ребята, предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Давайте встанем в круг. Я бросаю мяч и называю какое -нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением. ( Добрый-злой, вежливый-грубый, грустный- веселый, трусливый- храбрый, щедрый- скупой, радостный-печальный и т.д.)
Воспитатель: -Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? (Ответы детей.)
-Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей.)
- Вы запомнили, как она называется? (Ответы детей.)
- Ребята, вы со своим воспитателем можете еще раз вспомнить эту сказку и попробовать превратить героев в геометрические фигуры (модели-заместители) и с их помощью составить сказку.
-Чтобы наша с вами встреча закончилась легко и весело, приглашаю вас встать и вместе со мной спеть песенку и потанцевать.
Подвижная игра - песенка «Шел козел по лесу…»
( Мальчики встают и под музыку приглашают девочек на танец по желанию. Дети поют и выполняют движения в соответствии с текстом.)
Воспитатель: Вот и закончилось наше веселое путешествие по русским народным сказкам.
- Что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей.)
-Хочу, ребята, вам подарить разные по сюжету раскраски по этой сказке, чтобы вам запомнилась наша встреча.
(Дети выбирают раскраски по желанию.)
Воспитатель: Когда вы раскрасите свои раскраски, то с воспитателем можете из них изготовить книгу «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Воспитатель: До свидания, ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия " В мире русских народных сказок"
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы....
Конспект занятий по сюжету русской народной сказки «Теремок»
Нетрадиционное занятие по физкультуре...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СЮЖЕТУ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА» (подготовительная группа)
Цель: Закрепление порядкового счета в пределах 10 и развитие логического мышления.Задачи:1. Образовательные:- Закрепить умение складывать изображение из геометрических фигур.- ...
Конспект занятия по сюжету русской народной сказки "Репка"
С использованием современных образовательных технологий:-здоровьесберегающих;-педагогических;-обучающих;-игровых;-воспитательных....
Конспект предварительной лексической работы по изучению русской народной сказки "Аленушка и братец Иванушка"
Вспомогательная работа по изучения комплекта книг для развития по программе "Социокультурные истоки"...
Конспект занятия Тема: «Модификация русской народной сказки «Колобок» в средней группе ,
Учить детей изменять сказку, модифицировать ее, создать новую ситуацию, используя элементы ТРИЗ; модифицировать голос; составлять рассказ используя мнемотаблицы;Формировать умения читать схемы по сказ...
Конспект занятия на тему «Русские народные обычаи, традиции и народное творчество».
Конспект занятияна тему «Русские народные обычаи, традициии народное творчество». Цель: Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.З...