Педагогический проект " Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Козлова Оксана Геннадьевна

Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chtenie_hud._literatury.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 9 «Радуга»

Педагогический

проект

Приобщение детей к художественной литературе

через чтение сказок.

                                                                                                                                      Подготовила воспитатель                                                                    

                                                                                                                                      1 кв.категории

                                                                                                                                       Козлова О. Г.                                                                        

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                               

 «Чтобы подготовить человека

духовно к самостоятельной жизни

надо ввести его в мир книг»

В. А. Сухомлинский.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей  группы, воспитатели, родители

воспитанников.

Проблема: снижение интереса к чтению художественной литературы.

Актуальность проекта: Среди  основных  направлений  дошкольного образования одно  из центральных  мест  имеет  работа  по  приобщению  детей  к  миру художественной литературы.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что у детей снизился

интерес к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио-и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные обра

зы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения,напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных

суждений и представлений. Художественная литература открывает и

объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и

взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка,

обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного

языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое

значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она

воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать

образность и ритм родной речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его

мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где

капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства , а

знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы

современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Цель проекта: формировать устойчивый интерес к художественной литературе,  развивать литературность речи, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Задачи проекта: познакомить детей с историей создания сказок;

развивать у детей умение слушать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и рассуждать;

развивать связную речь;

развивать мышление, внимание, память, воображение;

воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за

развитием действия, сопереживать героям произведения;

воспитывать бережное отношение к книгам, как результату труда

многих людей;

 повышение компетентности родителей в вопросах знакомства детей с художественными произведениями – сказками.

В данном проекте разработана универсальная схема работы со сказкой,

где на примере одной сказки решаются такие задачи, как нравственное

воспитание, речевое развитие, развитие мышления и воображения,

экологическое воспитание, развитие мелкой моторики.

Универсальная схема работы со сказкой:

  • Название сказки.
  • Нравственный урок.
  • Воспитание добрых чувств.
  • Речевая зарядка.
  • Развитие мышления и воображения.
  • Сказка и познание.
  • Сказка развивает руки.

При работе со сказкой важно знать, для чего необходим нравственный урок:

 не зря же существует поговорка «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот «намек», проявить его суть, дать себе урок –вот главная задача.

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герою хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но нежестоко и бесчеловечно.

  • Следующий пункт – воспитание добрых чувств.

Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире, поэтому знакомя детей со сказкой, следует обращать внимание на значимые  в нравственном плане моменты, а именно:

  • учить детей сравнивать, сопоставлять;
  • формировать привычку доказывать, рассуждать;
  • ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя,

тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции;

  • упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений,

обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и

поступкам героев, к примеру: «Докажи, что Аленка лучше всех», «Как бы ты

поступил на месте...», «Как движениями похвалить петушка» и т.п.

Трудно не оценить роль сказок в воспитании правильной устной речи.

Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас,

помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической

речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых задач, не менее важно сделать

нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих

проблем направлен третий пункт схемы методики –речевая зарядка.

Умение задавать вопросы является одним из показателей успешного развития дошкольников.

Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм

малого фольклора, в методике используются специально подобранные фразеологизмы и пословицы.

Разбирая их вместе с ребенком и обсуждая смысл каждой из них, помогаю ребенку запомнить поговорки, учу применять их к месту, помогаю более четко уяснить внутреннее содержание сказки.

Следующим существенным моментом в данной методике является пункт-

развиваем мышление и воображение. Воображение очень полезно и

важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой,

неповторимой, нестандартной. Здесь предлагаю детям впервые отойти от

первичных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод ит.д.

Теперь о связи сказки и познания. Это необычные математические задания, требующее от детей смекалки, умения устанавливать связи и взаимосвязи. Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать и моделировать знакомые сказки, т. е. прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.

Игра «Чем, похоже, чем отличаются», например, чем похожи и чем

отличаются простое и золотое яйцо? и т. д.

Еще одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня –формирование экологической культуры детей. Сказка сама подсказывает,

какой вопрос или задание дать детям в пункте «Сказка и экология». Все

вокруг нас приспосабливаются: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост

помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д.

Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая

любимым героям в их бедах (например, колобку лучше поменять цвет на

зеленый, тогда он будет невиден на траве и т. д.).

Наконец, сказка помогает развивать руки. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю –запоминаю». Детям предлагаю что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать. О полезности таких заданий говорилось выше.

Обязательно знакомлю детей с технологией создания книги (беседа с

детьми «Откуда книжка к нам пришла»).

Обращаю внимание на то, сколько труда вложено в создание книги, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Данную работу сопровождаю наглядностью, примерами из жизни.

Взаимодействие с родителями

Родители должны быть партнерами в деле приобщения детей к чтению.

Без тесного сотрудничества с ними не будет высокого результата. Поэтому

свою работу строю таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к

решению данной задачи

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе.

Тема

Цели

Сентябрь

1

Л. Толстой «Лев и собачка» (чтение).

Пословицы о дружбе

Учить:

-чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения;

-понимать смысл пословиц.

2

Любимые стихи, рассказы и сказки.

М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» (заучивание)

Побуждать вспомнить содержание прочитанных ранее произведений.

Закрепить знание стихотворений, заученных в средней группе.

Познакомить с новым стихотворением. Уточнить знания о родной стране.

3

Т. Александрова «Домовенок Кузька» (чтение). Пословицы и поговорки

Познакомить с новым литературным произведением. Учить определять характер персонажей.

Дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек.

4

П. Бажов «Серебряное копытце» (рассказывание)

Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев.

Октябрь

1

В. Драгунский «Друг детства» (чтение)

Учить понимать образное содержание произведения. Закрепить представление о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения.

2

Е. Благинина «Посидим в тишине» (заучивание). Потешки

Помочь запомнить стихотворение. Побуждать читать спокойным голосом, передавая интонации удивления, вопроса. Развивать интерес к малым фольклорным жанрам. Воспитывать любовь к Народному творчеству.

3

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (рассказывание)

Учить:

-воспринимать образное содержание сказки;

-выделять в тексте образные выражения.

Закреплять знание жанровых особенностей сказки

4

Н. Телешов «Крупеничка»

(чтение).

Потешки и сказки о животных

Продолжать учить понимать характеры и поступки героев.

Учить придумывать другие окончания сказки. Вспомнить и воспроизвести знакомые потешки и сказки о домашних животных.

Ноябрь

1

А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (главы)

Учить понимать:

-характеры сказочных героев;

-подбирать образные определения к словам;

-юмористическое содержание произведения.
Развивать чувство юмора.

2

И. Суриков «Вот моя деревня...» (заучивание). Песни и потешки о природе

Учить внимательно, слушать, высказывать свое отношение к содержанию.

Закрепить знание потешек и народных песенок о природе.

3

Русская народная сказка «Заяц-хвастун» (рассказывание)

Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями к сказке.

4

Н. Носов «Живая шляпа» (чтение)

Учить понимать юмор ситуации.

Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа.

Декабрь

1

В. Катаев «Цветик-семицветик» (рассказывание)

Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Учить оценивать поступки героев.

2

С. Есенин «Черемуха» (заучивание). Составление рассказа по содержанию стихотворения

Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении С. Есенина.

Показать напевность языка стихотворения. Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров. Учить составлять короткие рассказы на основе стихотворения, опираясь на собственный опыт.

3

Ненецкая сказка «Кукушка», обр. К. Шаврова (рассказывание)

Учить понимать и оценивать характер персонажей. Закреплять представление о жанровых особенностях сказки.

4

Новогодний калейдоскоп стихов

Вспомнить стихотворения, посвященные Новому году, выразительно читать их.

Январь

1

С. Городецкий «Котенок» (чтение в лицах). Песенки и потешки о природе

Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. Закрепить знание потешек и народных песен о природе.

2

М. Яснов «Мирная считалка» (заучивание). Повторение стихов о зиме

Помочь запомнить стихотворение.

Вспомнить знакомые стихи о зиме.

Предложить выразительно прочитать их.

3

Русская народная сказка «Никита Кожемяка» (рассказывание)

Учить:

-воспринимать образное содержание сказки;

-выделять в тексте образные выражения.

4

Г. Снегирев «Пингвиний пляж» (чтение)

Учить:

-воспринимать произведение;

-сопереживать героям;

-давать оценку их поступкам.

Февраль

1

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы) (чтение)

Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. \

Учить:

-понимать мотивы поступков героев;

-высказывать свое отношение к ним.

2

А. Фет «Кот поет, глаза прищурил. ..» (чтение). Я. Аким «Моя родня»

Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по их содержанию.

3

Русская народная сказка «Сивка-Бурка» (рассказывание)

Учить:

-воспринимать образное содержание сказки, характеры персонажей;

-высказывать свое отношение к ней.

4

Л. Толстой «Косточка» (чтение)

Закреплять умение оценивать поступки героев, чувствовать и понимать их характер. Учить оценивать поступки героев.

Март

1

Б. Житков «Как я ловил человечков» (чтение)

Помочь понять скрытые мотивы поведения героев. Побуждать рассказывать о своем отношении к героям.

2

И. Белоусов «Весенняя гостья»

(заучивание).

Повторение стихов о весне

Развивать понимание образной речи.

Закреплять умение выразительного чтения стихотворений.

3

Сказки народов Западной Африки «Чудесные истории про зайца по имени Лек» (рассказывание)

Продолжить учить понимать характеры и поступки героев.

Учить придумывать другие окончания сказки. Побуждать пересказывать отдельные эпизоды сказки.

4

«Три золотых волоска Деда Всеведа» из сборника сказок К. Я. Эрбена (чтение)

Учить понимать:

-образное содержание сказки;

-характеры сказочных героев;

-оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.

Апрель

1

М. Москвина «Кроха» (чтение)

Учить:

-воспринимать произведения, сопереживать героям;

-давать оценку их поступкам.

2

Г. Виеру «Мамин день» (заучивание).

Пословицы о честности и правдивости                          

Учить:

-выразительно читать стихотворение;

-понимать смысл пословиц.
Закреплять знание о различии стихотворного и прозаического произведений.

3

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» (рассказывание)

Продолжить учить понимать характеры и поступки героев.

Учить придумывать другие окончания сказки.

4

Устное народное творчество

Обобщить представление о жанрах устного народного творчества.

Вспомнить знакомые сказки, загадки, песенки, пословицы, потешки.

Май

1

К. Паустовский «Кот-ворюга» (чтение)

Закрепить знания об особенностях прозаических произведений. Обогащать речь фразеологическими оборотами.

2

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») (заучивание)

Учить запоминать стихотворение. Побуждать читать, передавая интонации удивления, восхищения.

Познакомить с выразительными средствами - иллюстрацией В. Конашевича.

3

Сказка Р. Киплинга «Слоненок» (чтение)

Учить:

-осмысливать содержаниесказки;

-оценивать поступки литературных героев.
Развивать умения с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы.

4

Русская народная сказка «Хаврошечка» (рассказывание)

Продолжать учить понимать:

-использованные в сказке средства выразительности;

-переносное значение фразеологических оборотов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Задачи проекта:познакомить с историей создания сказок;развивать у детей умение слушать;умение познавать;умение сравнивать, сопоставлятьумение мыслить словами;связную речь;мышление;внимание;память;вооб...

Проект в средней группе "Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".

laquo;Чтобы подготовить человекадуховно к самостоятельной жизнинадо ввести его в мир книг»В. А. Сухомлинский....

Проект « Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Значение художественной  литературы в  воспитании детей  определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего  нашего народа. Искусство слов...

Проект «Читаем вместе» (приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок) Вторая младшая группа

Проект направлен на познание детьми через сказку двух бесценных миров - своего собственного внутреннего и внешнего окружающего....

Долгосрочный педагогический̆ проект «Приобщение детей̆ к художественной̆ литературе через чтение сказок»

Актуальность выбранной̆ темы определяется тем, что у детей̆ снизился интерес к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой̆ сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей̆ деятел...