Долгосрочный педагогический̆ проект «Приобщение детей̆ к художественной̆ литературе через чтение сказок»
проект (средняя группа)

Пименова Ирина Константиновна

Актуальность выбранной̆ темы определяется тем, что у детей̆ снизился интерес к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой̆ сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей̆ деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей̆, ослабила интерес к книге и желание работать с ней̆: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной̆ речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной̆ жизни надо ввести его в мир книг» В. А. Сухомлинский

Вид проекта: познавательно-исследовательский̆, творческий̆. Продолжительность проекта: долгосрочный̆.
Участники проекта: дети дошкольных групп, воспитатели, родители воспитанников.
Охватываемые образовательные области: коммуникативное развитие, познавательное развитие, социально-личностное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

Проблема: снижение интереса к чтению художественной̆ литературы. Актуальность проекта:

Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей̆ к миру художественной̆ литературы.

Актуальность выбранной̆ темы определяется тем, что у детей̆ снизился интерес к чтению.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой̆ сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей̆ деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей̆, ослабила интерес к книге и желание работать с ней̆: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной̆ речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который̆ закладывается в дошкольном возрасте.

По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей̆, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией̆ и умение распорядиться ими. Чтобы современный̆ ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

Знакомство с литературой̆ у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

Цель проекта: формировать устойчивый̆ интерес к художественной̆ литературе, развивать литературность речи, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Задачи проекта:

  • познакомить детей̆ с историей̆ создания сказок;
  • развивать у детей̆ умение слушать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и рассуждать;
  • развивать связную речь;
  • развивать мышление, внимание, память, воображение; •
  • воспитывать бережное отношение к книгам, как результату труда многих людей̆;
  • повышение компетентности родителей̆ в вопросах знакомства детей̆ с художественными произведениями – сказками;
  • воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;

Перспективность данного педагогического процесса заключается в том, на основе образовательного проекта «Приобщение детей̆ к миру художественной̆ литературы через чтение сказок» мною разработан проект «Ребенок и книга».

У воспитанников в процессе сформируется интерес к произведениям русских классиков, лучшим книгам детских писателей̆, поэтов и произведениям других народов. Процесс чтения будет способствовать духовному обогащению детей̆ и родителей̆.

В данном проекте разработана универсальная схема работы со сказкой̆, где на примере одной̆ сказки решаются такие задачи, как нравственное воспитание, речевое развитие, развитие мышления и воображения, экологическое воспитание, развитие мелкой̆ моторики.

Универсальная схема работы со сказкой̆:

Название сказки.
Нравственный̆ урок.
Воспитание добрых чувств.                                                                       Речевая зарядка.
Развитие мышления и воображения.                                                Сказка и познание.
Сказка развивает руки.

При работе со сказкой̆ важно знать, для чего необходим нравственный̆ урок: не зря же существует поговорка «Сказка - ложь, да в ней̆ намек, добрым молодцам урок». Выявить этот «намек», проявить его суть, дать себе урок – вот главная задача.

Нетрадиционный̆ подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Следующий̆ пункт – воспитание добрых чувств. Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире, поэтому знакомя детей̆ со сказкой̆, следует обращать внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно:

· учить детей̆ сравнивать, сопоставлять;
· формировать привычку доказывать, рассуждать;
· ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя,

тем самым, давая малышу возможность выбора собственной̆ позиции;
· упражнять детей̆ в синхронном выражении чувств и телодвижений,

обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев, к примеру: «Докажи, что Аленка лучше всех», «Как бы ты поступил на месте...», «Как движениями похвалить петушка» и т.п.

Трудно не оценить роль сказок в воспитании правильной̆ устной̆ речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный̆ запас, помогают, верно, строить диалоги, влияют на развитие связной̆, логической̆ речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых задач, не менее важно сделать нашу устную речь эмоциональной̆, образной̆, красивой̆. На решение этих проблем направлен третий̆ пункт схемы методики – речевая зарядка. Умение задавать вопросы является одним из показателей̆ успешного развития дошкольников.

Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный̆ смысл форм малого фольклора, в методике используются специально
подобранные
фразеологизмы и пословицы. Разбирая их вместе с ребенком и обсуждая смысл каждою̆ из них, помогаю ребенку запомнить поговорки, учу применять их к месту, помогаю более четко уяснить внутреннее содержание сказки.

Следующим существенным моментом в данной̆ методике является пункт - развиваем мышление и воображение. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой̆, неповторимой̆, нестандартной̆. Здесь предлагаю детям впервые отойти от первичных стереотипов и изобрести новую сказку или какой̆-то ее эпизод и т.д.Теперь о связи сказки и познания. Это необычные математические задания, требующее от детей̆ смекалки, умения устанавливать связи и взаимосвязи. Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать и моделировать знакомые сказки, т. е. прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.

Игра «Чем, похоже, чем отличаются», например, чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо? и т. д.

Еще одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня – формирование экологической̆ культуры детей̆. Сказка сама подсказывает, какой̆ вопрос или задание дать детям в пункте «Сказка и экология». Все вокруг нас приспосабливаются: заяц к зиме меняет цвет, лисий̆ хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. Это понимание взаимозависимостей̆ желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (например, колобку лучше поменять цвет на зелёный̆, тогда он будет невиден на траве и т. д.).

Наконец, сказка помогает развивать руки. Не случайно говорится: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагаю что- то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать. О полезности таких заданий говорилось выше.

Обязательно знакомлю детей̆ с технологией̆ создания книги (беседа с детьми «Откуда книжка к нам пришла»). Обращаю внимание на то, сколько труда вложено в создание книги, сколько людей̆ задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Данную работу сопровождаю наглядностью, примерами из жизни.

Взаимодействие с родителями

Родители должны быть партнерами в деле приобщения детей̆ к чтению. Без тесного сотрудничества с ними не будет высокого результата. Поэтому свою работу строю таким образом, чтобы максимально привлечь родителей̆ к решению данной̆ задачи.

page6image2992224

Перспективный̆ план работы по проекту:

page6image3678544

Декабрь

1. Опрос детей̆ по теме «Моя любимая сказка».
2. Анкетирование родителей̆ «Ребенок и книга».
3. Просмотр с детьми книг со сказками в группе.
4. Чтение сказок: русские народные «Колобок», «Репка», «Теремок»
5. Подвижные игры с героями сказок.

page6image3680832

Январь

1. Беседа с детьми на тему «Правила пользования книги»                 2. Кукольный̆ театр «Теремок»
3. Чтение сказок: русские народные «Зимовье зверей̆», «Волк и лиса», «Снегурушка и лиса»
4. Утренняя гимнастика и совместная деятельность с героями сказок (по неделям): Волк, Лиса, Петушок. 5.Создание консультации для родителей̆ «Особенности чтения сказок о животных».

Февраль

1. Родительское собрание «Роль сказок в жизни ребенка».
2. Художественное творчество «Колобок бежит по дорожке» 3. Чтение сказок: русские народные «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Три медведя».
4. Инсценировка сказки «Колобок».
5. Создание памятки для родителей̆ «Почитай̆ мне сказку».

Март

1. Беседа «Творчество К. Чуковского»
2. Художественное творчество «Рукавичка», «В гостях у Мойдодыра».
3. Кукольный̆ театр «Три медведя».
3. Чтение сказок: русские народные «Рукавичка», сказки К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Краденое солнце»     4. Подвижные игры с героями сказок.
5. Оформление фотовыставки «Чтение в кругу семьи».

Апрель

page6image3684992page6image2994016

1. Игры «Загадки по сказкам», «Угадай̆-ка»
2. Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», венгерская сказка «Ленивая Бручолина».
3. Утренняя гимнастика и совместная деятельность с героями сказок (по неделям): Волк, Лиса, Кот, Козлята.
4. Инсценировка сказки «Теремок».                                                      5. Оформление выставки художественного творчества «Мой любимый̆ сказочный̆ герой»

Май

1. Игры «Расскажи сказку по картинкам», «В книжном магазине».
2. Викторина «Отгадай̆ сказку».
3. Чтение сказок: русские народные «Лисичка со скалочкой̆», «Маша и медведь», английская сказка «Три поросенка», сказка Ш. Перро «Красная шапочка».                                                                     4. Утренняя гимнастика и совместная деятельность с героями сказок (по неделям): Аленушка, Лягушка, Петух, Колобок
5. Награждение победителей̆ конкурса рисунков «Мой любимый̆ сказочный̆ герой» и презентация проекта для родителей̆.

Литература

1. Гербова В. В. Приобщение детей̆ к художественной̆ литературе. – М.: Мозаика – синтез, 2005.

2. Гриценко З.А. Пришли мне чтение доброго. – М.: Просвещение, 2003. 3. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения. – М.: Просвещение, 2003.

4. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинов В.И. Ребенок и книга. – М.: Просвещение, 1992.

5. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с художественной̆ литературой̆. – М.: Изд. Литера, 2012.

6. Тимофеева И. Н. Что и как читать ребенку от года до десяти. Энциклопедия для родителей̆. – СПб.: 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект " Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".

Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы....

Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Задачи проекта:познакомить с историей создания сказок;развивать у детей умение слушать;умение познавать;умение сравнивать, сопоставлятьумение мыслить словами;связную речь;мышление;внимание;память;вооб...

Проект в средней группе "Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".

laquo;Чтобы подготовить человекадуховно к самостоятельной жизнинадо ввести его в мир книг»В. А. Сухомлинский....

Проект « Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Значение художественной  литературы в  воспитании детей  определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего  нашего народа. Искусство слов...

Проект «Читаем вместе» (приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок) Вторая младшая группа

Проект направлен на познание детьми через сказку двух бесценных миров - своего собственного внутреннего и внешнего окружающего....