Проект в средней группе "Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".
проект по художественной литературе (средняя группа)
«Чтобы подготовить человека
духовно к самостоятельной жизни
надо ввести его в мир книг»
В. А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_cherez_hud._slovo.docx | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Причулымский детский сад»
Проект
Приобщение детей к художественной литературе
через чтение сказок.
Подготовила воспитатель
О. А. Дронова
«Чтобы подготовить человека
духовно к самостоятельной жизни
надо ввести его в мир книг»
В. А. Сухомлинский.
Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
воспитанников.
Проблема: снижение интереса к чтению художественной литературы.
Актуальность проекта: Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что у детей снизился интерес к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио – и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. По заверениям ученых, XXI век будет веком новых ценностей, где капиталом станут не деньги, земля, орудия и средства производства, а знания, владение информацией и умение распорядиться ими. Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
Цель проекта: формировать устойчивый интерес к художественной литературе, развивать литературность речи, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Задачи проекта: познакомить детей с историей создания сказок;
развивать у детей умение слушать, сравнивать, сопоставлять, анализировать и рассуждать;
развивать связную речь;
развивать мышление, внимание, память, воображение;
воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;
воспитывать бережное отношение к книгам, как результату труда многих людей;
повышение компетентности родителей в вопросах знакомства детей с художественными произведениями – сказками.
В данном проекте разработана универсальная схема работы со сказкой, где на примере одной сказки решаются такие задачи, как нравственное воспитание, речевое развитие, развитие мышления и воображения, экологическое воспитание, развитие мелкой моторики.
Универсальная схема работы со сказкой:
- Название сказки.
- Нравственный урок.
- Воспитание добрых чувств.
- Речевая зарядка.
- Развитие мышления и воображения.
- Сказка и познание.
- Сказка развивает руки.
При работе со сказкой важно знать, для чего необходим нравственный урок: не зря же существует поговорка «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот «намек», проявить его суть, дать себе урок – вот главная задача.
Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герою хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но нежестоко и бесчеловечно.
- Следующий пункт – воспитание добрых чувств.
Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире, поэтому знакомя детей со сказкой, следует обращать внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно:
- учить детей сравнивать, сопоставлять;
- формировать привычку доказывать, рассуждать;
- ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев, к примеру: «Докажи, что Аленка лучше всех», «Как бы ты поступил на месте...», «Как движениями похвалить петушка» и т.п.
Трудно не оценить роль сказок в воспитании правильной устной речи.
Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых задач, не менее важно сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий пункт схемы методики – речевая зарядка.
Умение задавать вопросы является одним из показателей успешного развития дошкольников.
Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, в методике используются специально подобранные фразеологизмы и пословицы.
Разбирая их вместе с ребенком и обсуждая смысл каждой из них, помогаю ребенку запомнить поговорки, учу применять их к месту, помогаю более четко уяснить внутреннее содержание сказки.
Следующим существенным моментом в данной методике является пункт - развиваем мышление и воображение. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагаю детям впервые отойти от первичных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод ит.д.
Теперь о связи сказки и познания. Это необычные математические задания, требующее от детей смекалки, умения устанавливать связи и взаимосвязи. Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать и моделировать знакомые сказки, т. е. прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.
Игра «Чем, похоже, чем отличаются», например, чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо? и т. д.
Еще одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня – формирование экологической культуры детей. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или задание дать детям в пункте «Сказка и экология». Все вокруг нас приспосабливаются: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д.
Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (например, колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он будет невиден на траве и т. д.).
Наконец, сказка помогает развивать руки. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагаю что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематически, показать эпизод с помощью жестов и мимики, драматизировать. О полезности таких заданий говорилось выше.
Обязательно знакомлю детей с технологией создания книги (беседа с детьми «Откуда книжка к нам пришла»).
Обращаю внимание на то, сколько труда вложено в создание книги, сколько людей задействовано в ее изготовлении, сколько деревьев отдали свою жизнь для того, чтобы ребенку досталась эта книга. Данную работу сопровождаю наглядностью, примерами из жизни.
Взаимодействие с родителями
Родители должны быть партнерами в деле приобщения детей к чтению. Без тесного сотрудничества с ними не будет высокого результата. Поэтому свою работу строю таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к
решению данной задачи.
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в старшей группе.
№ | Тема | Цели |
Сентябрь | ||
1 | Л. Толстой «Лев и собачка» (чтение). Пословицы о дружбе | Учить: -чувствовать и понимать характер образов литературного -понимать смысл пословиц. |
2 | Любимые стихи, рассказы и сказки. М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» (заучивание) | Побуждать вспомнить содержание прочитанных ранее произведений. Закрепить знание стихотворений, заученных в средней группе. Познакомить с новым стихотворением. Уточнить знания о родной стране. |
3 | Т. Александрова «Домовенок Кузька» (чтение). Пословицы и поговорки | Познакомить с новым литературным произведением. Учить определять характер персонажей. Дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек. |
4 | П. Бажов «Серебряное копытце» (рассказывание) | Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев. |
Октябрь | ||
1 | В. Драгунский «Друг детства» (чтение) | Учить понимать образное содержание произведения. Закрепить представление о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения. |
2 | Е. Благинина «Посидим в тишине» (заучивание). Потешки | Помочь запомнить стихотворение. Побуждать читать спокойным голосом, передавая интонации удивления, вопроса. Развивать интерес к малым фольклорным жанрам. Воспитывать любовь к Народному творчеству. |
3 | Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (рассказывание) | Учить: -воспринимать образное содержание сказки; -выделять в тексте образные выражения. Закреплять знание жанровых особенностей сказки |
4 | Н. Телешов «Крупеничка» (чтение). Потешки и сказки о животных | Продолжать учить понимать характеры и поступки героев. Учить придумывать другие окончания сказки. Вспомнить и воспроизвести знакомые потешки и сказки о домашних животных. |
Ноябрь | ||
1 | А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (главы) | Учить понимать: -характеры сказочных героев; -подбирать образные определения к словам; -юмористическое содержание произведения. |
2 | И. Суриков «Вот моя деревня...» (заучивание). Песни и потешки о природе | Учить внимательно, слушать, высказывать свое отношение к содержанию. Закрепить знание потешек и народных песенок о природе. |
3 | Русская народная сказка «Заяц-хвастун» (рассказывание) | Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями к сказке. |
4 | Н. Носов «Живая шляпа» (чтение) | Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа. |
Декабрь | ||
1 | В. Катаев «Цветик-семицветик» (рассказывание) | Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Учить оценивать поступки героев. |
2 | С. Есенин «Черемуха» (заучивание). Составление рассказа по содержанию стихотворения | Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении С. Есенина. Показать напевность языка стихотворения. Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров. Учить составлять короткие рассказы на основе стихотворения, опираясь на собственный опыт. |
3 | Ненецкая сказка «Кукушка», обр. К. Шаврова (рассказывание) | Учить понимать и оценивать характер персонажей. Закреплять представление о жанровых особенностях сказки. |
4 | Новогодний калейдоскоп стихов | Вспомнить стихотворения, посвященные Новому году, выразительно читать их. |
Январь | ||
1 | С. Городецкий «Котенок» (чтение в лицах). Песенки и потешки о природе | Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. Закрепить знание потешек и народных песен о природе. |
2 | М. Яснов «Мирная считалка» (заучивание). Повторение стихов о зиме | Помочь запомнить стихотворение. Вспомнить знакомые стихи о зиме. Предложить выразительно прочитать их. |
3 | Русская народная сказка «Никита Кожемяка» (рассказывание) | Учить: -воспринимать образное содержание сказки; -выделять в тексте образные выражения. |
4 | Г. Снегирев «Пингвиний пляж» (чтение) | Учить: -воспринимать произведение; -сопереживать героям; -давать оценку их поступкам. |
Февраль | ||
1 | А. Гайдар «Чук и Гек» (главы) (чтение) | Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. \ Учить: -понимать мотивы поступков героев; -высказывать свое отношение к ним. |
2 | А. Фет «Кот поет, глаза прищурил. ..» (чтение). Я. Аким «Моя родня» | Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по их содержанию. |
3 | Русская народная сказка «Сивка-Бурка» (рассказывание) | Учить: -воспринимать образное содержание сказки, характеры персонажей; -высказывать свое отношение к ней. |
4 | Л. Толстой «Косточка» (чтение) | Закреплять умение оценивать поступки героев, чувствовать и понимать их характер. Учить оценивать поступки героев. |
Март | ||
1 | Б. Житков «Как я ловил человечков» (чтение) | Помочь понять скрытые мотивы поведения героев. Побуждать рассказывать о своем отношении к героям. |
2 | И. Белоусов «Весенняя гостья» (заучивание). Повторение стихов о весне | Развивать понимание образной речи. Закреплять умение выразительного чтения стихотворений. |
3 | Сказки народов Западной Африки «Чудесные истории про зайца по имени Лек» (рассказывание) | Продолжить учить понимать характеры и поступки героев. Учить придумывать другие окончания сказки. Побуждать пересказывать отдельные эпизоды сказки. |
4 | «Три золотых волоска Деда Всеведа» из сборника сказок К. Я. Эрбена (чтение) | Учить понимать: -образное содержание сказки; -характеры сказочных героев; -оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. |
Апрель | ||
1 | М. Москвина «Кроха» (чтение) | Учить: -воспринимать произведения, сопереживать героям; -давать оценку их поступкам. |
2 | Г. Виеру «Мамин день» (заучивание). Пословицы о честности и правдивости | Учить: -выразительно читать стихотворение; -понимать смысл пословиц. |
3 | Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» (рассказывание) | Продолжить учить понимать характеры и поступки героев. Учить придумывать другие окончания сказки. |
4 | Устное народное творчество | Обобщить представление о жанрах устного народного творчества. Вспомнить знакомые сказки, загадки, песенки, пословицы, потешки. |
Май | ||
1 | К. Паустовский «Кот-ворюга» (чтение) | Закрепить знания об особенностях прозаических произведений. Обогащать речь фразеологическими оборотами. |
2 | А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») (заучивание) | Учить запоминать стихотворение. Побуждать читать, передавая интонации удивления, восхищения. Познакомить с выразительными средствами - иллюстрацией В. Конашевича. |
3 | Сказка Р. Киплинга «Слоненок» (чтение) | Учить: -осмысливать содержаниесказки; -оценивать поступки литературных героев. |
4 | Русская народная сказка «Хаврошечка» (рассказывание) | Продолжать учить понимать: -использованные в сказке средства выразительности; -переносное значение фразеологических оборотов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".
В данной работе представлен материал для приобещия детей к художественной литературе через чтение сказок. Творчество Г. К. Андерсена....
«Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
проект с детьми старшей группы...
Педагогический проект " Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".
Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы....
Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
Задачи проекта:познакомить с историей создания сказок;развивать у детей умение слушать;умение познавать;умение сравнивать, сопоставлятьумение мыслить словами;связную речь;мышление;внимание;память;вооб...
Проект «Приобщение детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе через чтение сказок»
Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок....
Проект « Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Искусство слов...
Консультация для родителей "Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок и театрализацию"
Оказание помощи родителям в развитии устойчивого интереса у детей к чтению сказок и театрализации....