Проект "Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок"
проект по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Ладушки»
городского округа г. Бор Нижегородской области
Творческий проект
«Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок»
Творческая группа: руководитель - Рябинина Т.Е, воспитатель, члены: - Петрова С.Н., воспитатель, - Бугрова И.А. воспитатель, - Снедкова Н.А., родитель. |
г.о.г. Бор
2016-2017 учебный год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: | Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок |
Вид проекта: | Исследовательски-творческий, долгосрочный |
Продолжительность проекта: | 01.09.2016 – 31.05.2017 |
Проблемная ситуация: | Проявление интереса дошкольников к чтению сказок. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. |
Руководитель проекта: | Рябинина Т.Е., воспитатель. |
Творческая группа: | Петрова С.Н., воспитатель, Бугрова И.А. воспитатель, Снедкова Н.А., родитель |
Участники проекта: | педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников, библиотекарь. |
Оборудование, средства и материалы: | Русские народные сказки, литературные сказки, фланелеграф, кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр, компьютер, магнитофон, проектор. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из средств формирования Человека в человеке. Взрослые должны удерживать позиции книги в духовном мире детей. Забота о детском чтении - это забота о будущем России и поэтому надо осознать проблему чтения, как общегосударственную проблему развития культуры, науки, благосостояния нации.
В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребёнка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.
Интерес к книге надо формировать у дошкольника с ранних лет, приобщая его к фольклору: потешкам, прибауткам, колыбельным песням, сказкам. На примере такого репертуара с первых лет жизни малыш знакомится с доступными ему образцами художественной литературы.
Дети дошкольного возраста отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за пределы той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они готовы: эмоционально реагируют на услышанное произведение, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им.
Дошкольник и книга, как сделать их встречи яркими, запоминающимися? Как влюбить ребёнка - дошкольника в художественную литературу? Как удержать в них радостное увлечение? Необходимо выбрать книгу, увлечь ею, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность, вызвать эмоциональную отзывчивость - ответственная задача родителей и педагогов, имеющая большое значение на отбор художественных произведений и формирование литературного вкуса. А главное не принуждать, не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребёнка к сотрудничеству, взаимопониманию, для этого существуют интересные формы приобщения детей к книге:
- выразительное чтение вслух - воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение к книге.
- иллюстрирование дошкольниками художественных произведений детской литературы - предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет, что способствует развитию не только литературного вкуса, но и развитию творческих способностей, фантазии, воображения.
- литературные викторины - их организацию следует продумать досконально, придавая особое значение подготовительному этапу: чтению книг, организации книжной выставки, предварительному ознакомлению с вопросами.
- кукольные драматизации - дошкольники под руководством взрослого занимаются изготовлением кукол, могут быть не только слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театр помогает ребёнку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, следить за развитием действия.
- литературная игра - оказывает огромное значение на развитие интереса к книге у дошкольников, является одним из эффективных приёмов, проверки и корректировки знаний по художественной литературе; тренирует память, способствует развитию речи, чувства юмора.
Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей. Возможности семьи в воспитании любви к книге, культуры чтения безграничны. Если в доме есть небольшая библиотека, где у ребёнка своя полка и покупка книги - это праздник, то почва подготовлена.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Педагогический проект «Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок» предназначен для воспитанников МБДОУ д/с №21 «Ладушки». Данный материал будет полезен воспитателям, родителям, логопедам. Проект направлен на приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни современного общества.
Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать как свои, радости и горечи героев.
Детский сад знакомит с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Процесс развития у детей эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Художественное произведение привлекает ребёнка не только смысловым содержанием, но и манерой общения персонажей. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, давать мотивированную оценку действиям героев.
Предлагаемый проект позволяет ребёнку ближе познакомиться с миром художественной литературы. Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Проявление интереса дошкольников к чтению сказок. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Развивать устойчивый интерес к художественной литературе через чтение сказок.
Этап | Участники | Цель |
1 этап: информационно-подготовительный | Работа с педагогами |
|
Взаимодействие с родителями |
| |
Образовательная деятельность с воспитанниками |
| |
2 этап: организационно - практический | Работа с педагогами |
|
Взаимодействие с родителями |
| |
Образовательная деятельность с воспитанниками |
сказке через различные виды деятельности;
| |
3 этап: итоговый | Работа с педагогами |
|
Взаимодействие с родителями |
| |
Образовательная деятельность с воспитанниками |
|
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Использование сказок в активной речи детей.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей приобщению детей к сказке
- Формирование познавательного интереса у детей, расширение представлений о художественной литературе.
- Готовность воспринимать произведения художественной литературы, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.
- Вовлечение дошкольников в творческую деятельность.
- Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.
ОХВАТЫВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ
- Социально-коммуникативное развитие,
- Познавательное развитие,
- Речевое развитие,
- Художественно-эстетическое развитие,
- Физическое развитие.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Этап проекта | Совместная деятельность |
1 этап: информационно-подготовительный | Формулируется проблема, цель и задачи проекта. Подбор и изучение методической литературы. Предварительная работа с детьми по теме. Ознакомление родителей воспитанников с проектом. Анкетирование родителей Родительское собрание |
2 этап: организационно - практический | Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта. Организация непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитанников в ходе реализации проекта. Оформление дидактического материала. Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта. Просмотр видео, фотоматериалов. Чтение сказок Изготовление книжек-малышек Рисование и аппликация по теме проекта. Конструирование с крупным строительным материалом по теме. Драматизация сказок. Посещение библиотеки Выставки книг. Проведение развлечений. Консультации с родителями. |
3 этап: итоговый | Подведение итогов. Оформление проектной папки. Выставка продуктов детской деятельности: рисунки, лепка, поделки. Итоговое мероприятие. Оценка этапов реализации проекта воспитанников. Презентация проекта. |
I ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные | |
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) | ||
01-30 СЕНТЯБРЯ 2016 г. | Опрос детей по темам « Моя любимая сказка». Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома». Родительское собрание «Сказка в жизни ребенка» Беседа «Бережное отношение к книгам». Просмотр с воспитанниками книг со сказками. Оформление книжного уголка. Утренняя гимнастика со сказочными героями | Опрос детей по темам « Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой». Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома». Родительское собрание «Сказка в жизни ребенка» Беседа «Почему книжка заболела?» Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница». Оформление книжного уголка. Утренняя гимнастика со сказочными героями | Воспитатели групп совместно с творческой группой |
2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАКТИЧЕСКИЙ
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные | |
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) | ||
ОКТЯБРЬ 2016 г. | Тема «Сказки о животных» | ||
|
| Воспитатели групп совместно с творческой группой Творческая группа | |
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные | |
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) | ||
НОЯБРЬ 2016 г. | Тема «Сказки К.И. Чуковского» | Тема «Волшебные сказки» | |
|
| Творческая группа Воспитатели | |
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные | |
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) | ||
ДЕКАБРЬ 2016 г. | Тема «Зимняя сказка» | ||
|
| Воспитатели групп совместно с творческой группой | |
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные | |
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) | ||
ЯНВАРЬ 2017 г. | Тема «Сказочный домик» | Тема «Сказки А.С.Пушкина» | |
|
| Воспитатели групп совместно с творческой группой |
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные | |
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) | ||
ФЕВРАЛЬ 2017 г. | Тема «Сказочные герои – все такие разные» | ||
|
| Воспитатели групп совместно с творческой группой |
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные | |
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) | ||
Тема «Сказки о домашних животных» | Тема «Сказки Ш.Перро и братьев Гримм» | ||
МАРТ 2017 г. |
Выставка детских работ «Мой любимый сказочный герой» |
Выставка детских работ «Мой любимый сказочный герой» | Воспитатели групп совместно с творческой группой |
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные | |
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) | ||
Тема «Что такое хорошо, а что такое плохо (поучительные сказки)» | |||
АПРЕЛЬ 2017 г. |
Коллективная творческая работа «Что такое хорошо, а что такое плохо» |
| Воспитатели групп совместно с творческой группой |
3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ
Сроки МАЙ 2017 г. | Содержание деятельности с детьми | Ответственные Воспитатели групп совместно с творческой группой и родителями | |
Младший и средний дошкольный возраст (2-4 года) | Старший и подготовительный к школе дошкольный возраст (5-7 лет) | ||
Подведение итогов. Оформление проектной папки. Оценка этапов реализации проекта воспитанников. Презентация проекта. | |||
Итоговое мероприятие - выставка продуктов детской деятельности «Сказка – ложь, да в ней намек» | Итоговое мероприятие – театрализованное представление детей старшего возраста для воспитанников младшего дошкольного возраста |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проектная деятельность – это эффективный метод для развития речи, коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна, эмоционально привлекательна детям, педагогам, родителям, что доказывается положительной динамикой в развитии детей. Четко и грамотно спланированная работа педагогов и взаимодействие с семьей помогли детям с проблемами в развитии речи.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. Приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, русского богатого образного языка. Из-за недостаточного внимания к художественной литературе, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства.
Сказка как художественное произведение является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".
В данной работе представлен материал для приобещия детей к художественной литературе через чтение сказок. Творчество Г. К. Андерсена....
«Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
проект с детьми старшей группы...
Отчет по проекту "Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок"
Материал для педагогов...
Педагогический проект " Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".
Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы....
Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
Задачи проекта:познакомить с историей создания сказок;развивать у детей умение слушать;умение познавать;умение сравнивать, сопоставлятьумение мыслить словами;связную речь;мышление;внимание;память;вооб...
Консультация на тему "Приобщение дошкольника к художественной литературе через чтение сказок"
даны рекомендации родителям о пользе семейного чтения...
Творческий проект "Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок"
Творческий проект "Приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок" для детей 3-5 лет...