Проект «Читаем вместе» (приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок) Вторая младшая группа
проект по развитию речи (младшая группа)

Мельникова Зульфия Гамилевна

Проект направлен на познание детьми через сказку двух бесценных миров - своего собственного внутреннего и внешнего окружающего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №55»

Проект «Читаем вместе»

(приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок)

Вторая младшая  группа

                                                                                   

                                                                                     Воспитатель:    Мельникова З.Г.

                                                                                                               

 

г.  Ачинск

«Семейное чтение тонкой

нитью соединяет одну душу с другой,

и тогда рождается родство души».

Я. Корчак

Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, родители (законные представители), воспитатели.
Актуальность проекта:

Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Мудрость от поколения к поколению передавалась именно через сказки. Сказки, во-первых, понятны, и взрослым, и маленьким, а во-вторых, хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает,  анализирует, рассуждает.
       Работа проекта направлена на познание детьми через сказку двух бесценных миров – своего собственного, внутреннего, и внешнего, окружающего.        

Литература способна учить, не обучая, и воспитывать, не воспитывая. Дети освоят множество способов создания художественных произведений, разовьют мелкую моторику рук, научаться облекать мысли в слова, а слова и предложения произносить с разной интонацией, обогатят свой словарный запас. 

Цель: Формирование у родителей (законных представителей) представления о ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залога их жизненного успеха.

Задачи:

Способствовать формированию у детей интереса к книгам, произведениям художественной литературы.

Формировать желание совместного детско-родительского чтения.

Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, общении с взрослыми).

Развивать связную речь ребёнка, его речевое творчество.

Воспитывать у детей и родителей любовь и бережное отношение к книгам.

Ожидаемый результат:

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2. Возрождение традиции домашнего чтения.

3. Формирование у детей бережного отношения к книгам.

Этапы проекта:

I. Этап (подготовительный)

1. Составление плана работы над проектом;

2. Диагностика знаний детей по теме проекта с использованием метода «трёх вопросов»;

3. Анкетирование родителей (Приложение 1);

3. Подбор литературы, иллюстраций и интернет- ресурсов по теме проекта.

     4. Консультация для родителей воспитанников «Зачем читать детям книги?» (Приложение 2).

II. Этап (основной)

  1. Беседы с детьми на темы: «Что такое книга?», «Откуда к нам пришла книга?», «Создатели книги (писатель, художник, печатник)», «Из чего сделана книга»;
  2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Свойства бумаги»;
  3. Чтение и обсуждение сказок и рассказов по желанию детей;
  4. Драматизация сказки «Репка»;
  5. Выставка детского рисунка «Мой любимый сказочный герой»;
  6. Фотовыставка «Вечер с книжкой»;
  7. «Наши сочинялки» (Приложение 3);
  8. «Сказочная викторина»;
  9. Благотворительная акция «Книга для группы»;
  10. Мастер-класс с родителями «Книжная закладка».

III. Этап (заключительный)

  1. В результате работы над проектом были созданы продукты детской деятельности: рисунки  и сочинения детей, книжная закладка;
  2. Результаты работы по проекту представлены на сайте ДОУ.

Результат:

1.В конце проекта у детей появился интерес к книгам, к чтению произведений художественной литературы.

2.Дети знают правила обращения с книгой и стараются их применять.

3.Родители принимали активное участие в реализации проекта, получили полезную информацию о роли книги в развитии ребёнка.


Приложение 1

Анкета для родителей «Читаем вместе».

Уважаемые родители! Нам важно знать:

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

  • несколько книжных полок;
  • книжный шкаф;
  • стеллажи с книгами;
  • другое.

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?

  • да;
  • нет.

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?

  • каждый день;
  • каждый вечер перед сном;
  • когда попросит;
  • иногда.

4. Назовите самые любимые книги вашего ребенка.

5. Как вы выбираете книгу для чтения малышу?

  • по просьбе ребенка;
  • случайно;
  • другое

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?

  • да;
  • нет;
  • иногда.

7. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

  • да;
  • нет;
  • не знаю.

8. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

                    Благодарим за сотрудничество!

Приложение 2

D:\консультации для родителей\консультация зачем читать детям книги\konsultatsii-dlya-roditeley-v-detskom-sadu-rebenok-i-kniga-14293-large.jpg

D:\консультации для родителей\консультация зачем читать детям книги\image.jpg

D:\консультации для родителей\консультация зачем читать детям книги\image (1).jpg

D:\консультации для родителей\консультация зачем читать детям книги\image (2).jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательно-творческий проект «Читаем вместе» Вторая младшая группа Воспитатель: Мельникова З.Г.

Слайд 2

Актуальность проекта: Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки , стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Мудрость от поколения к поколению передавалась именно через сказки. Сказки, во-первых, понятны, и взрослым, и маленьким, а во-вторых, хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает.

Слайд 3

Цель проекта: Формирование у родителей (законных представителей) представления о ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залога их жизненного успеха . Задачи проекта: - Способствовать формированию у детей интереса к книгам, произведениям художественной литературы. - Формировать желание совместного детско-родительского чтения. - Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, общении с взрослыми). - Развивать связную речь ребёнка, его речевое творчество. - Воспитывать у детей и родителей любовь и бережное отношение к книгам.

Слайд 4

Фотовыставка «Вечер с книжкой»

Слайд 5

Выставка рисунка «Путешествие в сказку»

Слайд 6

Наши « Сочинялки » Уважаемые родители! Придумайте с ребёнком собственное сочинение, используя ситуацию «письменной речи». Нет, это не малыш пишет, это Вы пишите под диктовку ребёнка придуманный им рассказ.

Слайд 7

Почитали – поиграем!

Слайд 8

Мастер-класс «Книжная закладка»

Слайд 9

Результат : 1 . В конце проекта у детей появился интерес к книгам, к чтению произведений художественной литературы. 2 . Дети знают правила обращения с книгой и стараются их применять. 3 . Родители принимали активное участие в реализации проекта и получили полезную информацию о роли книги в развитии ребёнка.

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение №3

Вечер досуга «В мире сказок»

во второй младшей группе.

Цель: вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. 
Задачи:
 1. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, воспитателями;
2. Создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами  дошкольного образовательного учреждения;
3. Приобщить родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.

Участники: родители (законные представители), воспитанники, воспитатели.

Оборудование: видеопроектор, магнитофон, разрезные картинки, костюмы и атрибуты к сказке.

Предварительная работа: подготовка сценария досуга, объявление о проведении мероприятия, репетиция с родителями сказки.


 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, родители! Вы любите сказки?  А хотите побывать в сказочной стране? Для того, что бы отправится нам в сказочную страну необходимо произнести волшебные слова. Берем волшебную палочку и все вместе  говорим.

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнем

Волшебство появится

В сказку попадем!

Воспитатель:  Вот мы с вами и в сказке. Ребята, посмотрите на экран.  На нем будут появляться картинки, а вы должны угадать название сказки.  Взрослые будут вам помогать. Вот первая картинка. Какое - то яичко, как думаете, откуда оно? И цветом не простое, а золотое! Из какой сказки? Кто хозяйка?

Дети: Курочка Ряба!

Воспитатель:  А это что за овощ? Желтая, крепкая, никак вытащить не могли?

Дети: Репка.

Воспитатель:  Верно!

Воспитатель:  Домики стоят, а хозяев не видать? Как думаете, кто в них живет?

Дети: Три поросенка!

Воспитатель:  Какие вы молодцы!

Воспитатель:  Собачка, что- то ищет, хозяин потерял, а она нашла. Что нашла?

Дети: Рукавицу!

Воспитатель:  Как вы здорово всё отгадали. А теперь давайте поиграем. Выходите, в круг вставайте.

Физминутка  «Заюшкина избушка».


В лубяной избушке
Жил заяц на опушке.
(прыжки)
А в ледяной избушке-
Лисица на горушке.
(повертели «хвостиком»)
Растаяла весною
Избушка на горушке
(показать руками крышу)
Лисица побежала 
К зайцу на опушку.
(бег с повиливанием «хвостом»)
Выгнала зайчишку
Из лубяной избушки
(кулачок об кулачок)
Да сама жить стала
В избушке на опушке
(хлопки в ладоши)
И ни волк (руками показали «пасть»)
И ни медведь (показать).
Не смогли помочь.
Петушок отважный
Прогнал лису прочь
(топать ногами)
Так остался петушок 
У заюшки в избушке.
(прыжки)
В лубяной избушке,
Избушке на опушке.
(показать руками крышу)

Воспитатель:  Замечательно у вас получилось! Присаживайтесь на свои места.

Воспитатель:  Мы сегодня с вами пришли не только вспомнить сказки, но и посмотреть. Где нам показывают сказки?

Дети: В театре.

Воспитатель:  В театре, все верно. Ваши родители приготовили для вас сюрприз – они покажут сказку. А для того, что бы узнать какую сказку мы будем смотреть, надо угадать ее название. Для этого мы разобьемся на подгруппы и соберем разрезные картинки, и по ним узнаем название сказки.

Дети собирают разрезные картинки – красная шапочка, волк, бабушка, девочка.

Воспитатель:  И у нас получилась сказка …

Дети: «Красная шапочка»!

Воспитатель:  Рассаживайтесь поудобнее и будем смотреть сказку.

Показ родителями сказки «Красная шапочка».

Воспитатель:  Вот, ребята, мы и посмотрели сказку. Понравилась вам сказка? А кто из героев понравился? Почему?


Сценарий сказки «Красная шапочка»

 

Действующие лица:

  • Рассказчик
  • Красная шапочка
  • Волк
  • Дровосек
  • Мама
  • Бабушка 

1 СЦЕНА 

 

На переднем плане несколько деревьев и домик слева и дремучий лес справа. 

 

Рассказчик: Жила-была одна маленькая девочка. Мама и бабушка ее любили без памяти. Как-то ко дню рождения бабушка подготовила внучке подарок – красивую красную шапочку. Девочке так понравилась обновка, что она всюду в ней ходила. Люди из деревни так прозвали ее – Красная Шапочка.

 

(Из домика выходит Мама с корзинкой). 

 

Мама: Сходи-ка, Красная Шапочка, проведай бабушку. Отнеси ей пирожков и горшочек масла. Да узнай, дите мое, здорова ли она. 

 

(Мама дает Красной Шапочке корзинку).

 

Красная шапочка: Хорошо, матушка.

 

(Красная Шапочка идет к лесу, собирая цветы по дороге. Мама машет дочке рукой и уходит в дом. Девочка подходит к лесу. Ей навстречу выходит Волк). 

 

Волк: Куда направляешься, Красная Шапочка? 

 

Красная шапочка: Иду к бабушке. Несу ей пирожки и горшочек масла.

 

Волк: А далеко живет твоя бабушка?

 

Красная шапочка: Нет, совсем недалеко. Вон там, за мельницей.

 

Волк: И я проведаю твою бабушку. Я пойду по этой тропинке, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас первый придет.

 

Рассказчик: Сказал это Волк и побежал, что было духу, по самой короткой тропинке. А Красная Шапочка пошла в обход. Да и шла она, не торопясь, по пути останавливалась и рвала цветы. 

 

(Играет музыка. Волк скрывается за деревьями справа. Красная шапочка медленно идет в противоположную сторону, собирая по дороге цветы, и наконец скрывается за деревьями. Закрывается занавес). 

 

2 СЦЕНА

 

(Открывается занавес. Перед деревьями справа появляется домик Бабушки. Из-за деревьев слева выбегает Волк. Оглядываясь и тяжело дыша, стучится в дверь. Бабушка в очках и с чепчиком на голове выглядывает из окна).

 

Бабушка: Кто там?

 

Волк (тоненьким голоском): Это я, Красная Шапочка. Я вас проведать пришла, пирожков принесла и горшочек масла.

 

Бабушка: Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется!

 

(Волк дергает за веревочку и бросается в дом. Играет тревожная музыка. Бабушка вновь появляется в окне, но волк утаскивает ее обратно).

 

Рассказчик: Бросился Волк на бабушку и целиком проглотил ее. Очень уж он был голоден – три дня ничего не ел. Потом закрыл дверь и стал дожидаться Красную Шапочку.

 

(Волк  появляется в окне в очках и с чепчиком на голове. Кладет голову на лапы и засыпает, время от времени похрапывая. Из-за деревьев слева появляется Красная Шапочка с букетом цветов и идет к дому бабушки. Девочка стучится в дверь. Волк перестает храпеть).

 

Волк (подражая голосу Бабушки): Кто там? 

 

Красная Шапочка:  Это я, внучка ваша. Принесла вам пирожков и горшочек масла!

 

Волк: Дерни за веревочку, дитя мое, дверь и откроется.

 

(Красная Шапочка дергает за веревочку, входит в дом, но тут же отступает назад, роняя цветы и лукошко. Волк выходит и начинает приближаться к ней. Девочка отступает).

 

Красная Шапочка: Бабушка, почему у вас такие большие руки?

 

Волк: Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое.

 

Красная Шапочка:  Бабушка, почему у вас такие большие уши?

 

Волк: Чтобы лучше слышать, дитя мое.

 

Красная Шапочка:  Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

 

Волк: Чтобы лучше видеть, дитя мое.

 

(Красная Шапочка отступает, Волк приближается).

 

Красная Шапочка: Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

 

Волк: А это чтоб скорее съесть тебя, дитя мое!

 

(Играет тревожная музыка. Волк бросается на Красную шапочку. В этот момент из-за деревьев выбегает дровосек с топором на плечах и бежит  к волку. Волк - в лес. Дровосек за ним. 

 

(Через минуту из-за деревьев выходит дровосек, а за ними бабушка). 

 

Дровосек: Распорол я волку брюху, и ему пришел конец! А вот ваша бабушка – целая и невредимая.

 

(Красная шапочка бросается к Бабушке и крепко обнимает ее).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".

В данной работе представлен материал для приобещия детей к художественной литературе через чтение сказок. Творчество Г. К. Андерсена....

Педагогический проект " Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".

Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы....

Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Задачи проекта:познакомить с историей создания сказок;развивать у детей умение слушать;умение познавать;умение сравнивать, сопоставлятьумение мыслить словами;связную речь;мышление;внимание;память;вооб...

Проект в средней группе "Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".

laquo;Чтобы подготовить человекадуховно к самостоятельной жизнинадо ввести его в мир книг»В. А. Сухомлинский....

Проект « Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Значение художественной  литературы в  воспитании детей  определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего  нашего народа. Искусство слов...

Долгосрочный педагогический̆ проект «Приобщение детей̆ к художественной̆ литературе через чтение сказок»

Актуальность выбранной̆ темы определяется тем, что у детей̆ снизился интерес к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой̆ сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей̆ деятел...