Проект « Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»
проект (старшая группа)

Дрожжина Ирина Анатольевна

Значение художественной  литературы в  воспитании детей  определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего  нашего народа.

 Искусство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к  окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Знакомство с  литературой у  каждого ребенка начинается именно со  сказок, которые  сопровождают все его детство и остаются с ним на всю  жизнь.

К сожалению, в настоящее время существует проблема- дети не очень любят  слушать и читать художественную  литературу, они увлечены компьютерными играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_hdozh._liter._16-17g.docx50.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОу «Кубитетский детский сад «Колосок»

Проект

« Приобщение детей к художественной литературе через  чтение сказок»

на 2016 – 2017г.

Автор проекта: Дрожжина И.А.

Кубитет

Проект

« Приобщение детей к художественной литературе через  чтение сказок»

   

Автор проекта: Дрожжина Ирина Анатольевна  

Вид проекта: исследовательско -творческий,   долгосрочный

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель,  библиотекрь сельской библиотеки.

Актуальность:

Значение художественной  литературы в  воспитании детей  определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего  нашего народа.

 Искусство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к  окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Знакомство с  литературой у  каждого ребенка начинается именно со  сказок, которые  сопровождают все его детство и остаются с ним на всю  жизнь.

К сожалению, в настоящее время существует проблема- дети не очень любят  слушать и читать художественную  литературу, они увлечены компьютерными играми.

 Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект « Приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок .»

Цель:

1. Развивать устойчивый  интерес  к  художественной литературе, как к источнику  знаний.

2.Создавать  условия  для  активного  внедрения  литературного опыта в творческую   деятельность детей.

3.Способствовать  формированию устойчивого интереса  к книге через  создание  единой  системы  работы  между  детским садом , библиотекой и родителями.

                                        

Задачи реализации  проекта:  

 

Работа с  детьми:                                                                            1.Способствовать накоплению эстетического опыта , читая  и обсуждая литературные произведения.

2. воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять    свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

обогащать и расширять словарный запас детей.

 3.Поощрять    творческие проявления   в ролевых  играх по сюжетам  произведений ,  в   инсценировках.  

                                         

 4. формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды  сказок;

 5.развивать артистические способности;

 6.развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 7.Воспитывать бережное отношение  дошкольников  к книге  как результату труда многих  людей.

  8.Обеспечить расширение социальных связей  семей с сотрудниками детской   библиотеки, развивать коммуникабельность  и умение  общаться со взрослыми в разных ситуациях.    

 Методическая работа с кадрами:

1.формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста;

2.повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;

3.развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

4.внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

 Взаимодействие с родителями:

1. познакомить детей с историей создания книги, видами книг, способами поиска необходимой информации,

2.участвовать в создании рукописных книг, подготовке выставки рукописной книги в группе, разработке проектов книжных уголков;

3.оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздника открытия уголка книги, экскурсий в библиотеку.

4..Способствовать зарождению традиции семейного чтения.

  Основные формы реализации проекта:

с детьми: беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации, досуг и развлечения, выставки, оформление альбомов, презентации;

с педагогами: консультации, семинары, педагогические чтения, рекомендации;

с родителями: анкетирование, консультации, устный журнал, родительское собрание, участие в выставках, экскурсиях;

с социумом: тематические экскурсии, выставки, детские интерактивные программы.

Предметно-пространственная среда: экран, проектор, фонотека сказок, детская художественная литература, книжный уголок, дидактические и развивающие пособия,  различные виды  кукольных театров, зал районной  детской  библиотеки .

Этапы реализации проекта

  • 1.Подготовительный  этап 
  • Постановка цели ,определение актуальности и значимости проекта
  • Заключение договора с районной  библиотекой
  • Разработка плана взаимодействия    д/с «Колосок» с сотрудниками  сельской  библиотеки
  • Организация развивающей среды в группе.
  • Составление перспективного  плана  работы по проекту.

                              Перспективный   план  работы

Сентябрь

1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

3 Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

Октябрь

1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

2.Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и семеро козлят»

3.Заключение договора с  сельской  библиотекой.

Ноябрь

1. Консультация для родителей «Роль сказок в жизни ребенка»

2. Инсценировка сказки « Волк и семеро козлят»

3.Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», немецкой сказки « Три поросенка», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера

4. Оформление книжного уголка в группе.

Декабрь

1.Разработка и утверждение плана взаимодействия сельской библиотеки  с детским садом.

2.Мастер -класс для педагогов доу на тему « Развитие речи и приобщение детей к художественной литературе посредством сказки».

3.Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена

Январь

 2. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского( подбор литературы , иллюстраций)

3.Дидактические игры по сказкам.

Февраль

1.Консультация для воспитателей  .

2. Досуг «Путешествие по сказкам»

3. Изготовление  родителями  «Книжек-малышек со сказкам»

Март

1. Литературная гостиная «Творчество  С.Михалкова»

2. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

3.Создание « Книжкиной больницы»

Апрель

1. Литературная гостиная « Познакомимся со сказкой А.С. Пушкина»

2. Викторина « Мои любимые сказки»

3.Создание книжек -самоделок .

Май

1. Участие в конкурсе драматизаций сказок.

3.  Отчет-презентация   по проекту  «Путешествие по сказкам»

                     2. Основной  этап

                                        Содержание работы с детьми:

1.Чтение разных сказок.

2.Рисование детьми героев сказок.

3.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4.Рассматривание  картин , беседы  по их содержанию.

5.Экскурсия в детскую библиотеку

6..Загадки о сказках, героях сказок.

7. Пересказ прочитанных сказок.

8.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

9. Организация выставок  произведений детских писателей совместно с работниками районной библиотеки .

10..Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

11.Инсценирование сказок.

Содержание работы с родителями:

12. Анкетирование  родителей

13.Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

14.Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

15.Чтение сказок с детьми.

16. Оформление папок-передвижек по теме  проекта .Примерные направления: «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами»

                  17.Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

                  18.Изготовление книжек-малышек .

                  19.Консультации:памятка «Воспитывайте будущего читателя»;

-к                    Консультация «Что и как читать ребенку дома»

    Взаимодействие  с педагогами ЦРР « Солнышко», с сотрудниками  районной  детской  библиотекой.

  1. Педагогический совет «Развитие речи детей»- мастер -класс                        « Приобщение детей к художественной литературе через  чтение сказок»
  2. Консультация  для воспитателей   «Оформление книжного уголка в группе»
  3. Презентация проекта «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок» в рамках педсовета.
  4. План работы  с сотрудниками детской библиотеки.

  3.  Заключительный этап:

  1. 1.Анализ результатов проекта, обобщение.
  2. Выставка  творческих работ  родителей и детей : книжек-малышек , рисунков по сказкам.

3.Драматизация сказки.

4.Презентация проекта  в рамках педсовета.

Предполагаемые результаты:

  1. 1.Оснащение развивающей среды в группе: .подбор фонотеки сказок, , оформление уголка книг и библиотеки; выставка творческих рисунков по   сказкам.

 2.Формирование умения  воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

3.Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Популяризация семейного чтения.

5.Развитие интереса к  литературе, творчеству русских писателей.

.6.Формирование умения  выразительно читать наизусть и инсценировать  произведение или отрывок из него.

7.Развитие коммуникативных способностей детей ,умения договариваться , помогать друг другу.

8. Формирование системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

Анкета для родителей «Чтение художественной литературы»

Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:

1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть время.

2. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе

3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком? ___

4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? ___

5. Сколько книг (приблизительно) она включает? ___

6. Каких жанров (стихи, сказки и т. д.) ___

7. Какие книги предпочитает ваш ребёнок: сказки, стихи, литературу о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, нет определённых предпочтений

8. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду? ___

9. Ходите вы с ребёнком в библиотеку? ___

10. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? ___

11. Если да, то какие последние произведения вы прочитали? ___

___

12. Читаете ли вы сами литературу? ___

13. Если да, то что предпочитаете: периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу___

Спасибо!!!

Беседа на тему «Бережное хранение книг» 

 

 

 

  

Цель: 

         воспитание читателя;

         пробуждение  интереса  к чтению  художественной литературы.

Задачи:

         расширять знания детей о книге;

         развивать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;

         закрепить представление о труде писателя, художника;

         познакомить с детскими писателями: К.И.Чуковский, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, В.В. Бианки, А.Л. Барто;

         воспитывать бережное отношение к книге.

ХОД БЕСЕДЫ:

- Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы очень внимательно слушайте и дайте правильный ответ:

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает»

(ответы детей)

                                     

- И сегодня, мы с вами поговорим о книге, о бережном отношении к ней.

В группе у нас есть книги.

1.      А есть ли у вас дома?

2.      Зачем они нужны?

3.      Какие у вас любимые книги?

Вы назвали много книг и их действительно много и все они разные.

- А кто создает книги? (писатель, автор)

- Правильно, а оформляет художник.

- Каждый писатель работает по-своему. Один любит тихий кабинет, другой, наоборот – место, где много людей, где стоит шум, идет разговор.

Одни пишут карандашом, другие – ручкой, третьи работают за компьютером. Кто-то умеет писать для детей, кто-то для взрослых.                                    

- Ребята это очень сложная работа и следует бережно относиться к книге.

- Посмотрите на эти портреты, это детские писатели.

Вот К.И. Чуковский, дайте вспомним, какие произведения он для вас написал (рассматривают книги).                                        

- Вы помните произведение К.И. Чуковского «Федорино горе» - это легкое, веселое, интересное произведение, где все скачет, пляшет, движется и поет:

«А за ними блюдца – блюдца –

Дзынь –ля-ля! Дзынь –ля-ля!

Вдоль по улице несутся –

Дзынь –ля-ля! Дзынь –ля-ля!»

- Как вы думаете, долго ли автор работал над этим произведением? (ответы детей)

- В своем дневнике К.И. Чуковский записал, что ему приходилось за целый день писать только три строчки. Поэтому «Федорино горе» создавалось совсем непросто.

Но иногда бывает по-другому. Стихотворение рождается сразу, вдруг, легко и непринужденно.

Рассматриваем книжки писателей, портреты, которые стоят на столе (К.И. Чуковский, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, В.В. Бианки, А.Л. Барто).

  - Вот портрет С.Я. Маршака, он написал стихотворение про веселый, звонкий мяч.

                                                         

Игра «Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч, 
Ты куда помчался вскачь? 
Желтый, красный, голубой, 
Не угнаться за тобой!

Раз, два, три – беги!

 ( Дети передают друг другу мяч по кругу; тот у кого остался мяч с концом предложения останавливается, и дети, стоящие справа и слева от него, встают спинами друг к другу и по команде обегают круг и стараются взять мяч первыми).

       

- Вам понравилось говорить о книгах? Надо беречь книги? Почему? Вы хотели бы стать писателями? Чтобы быть писателями, надо хорошо учиться, учить наблюдать, уметь видеть так, как не видят другие.

Консультация для родителей

«Роль сказки в жизни ребенка»

Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. 

Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем обычную взрослую речь. 
Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. 

Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра. 

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. 
С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша. 

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы.

Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению. 

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает. 

Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней. 
Книжки с картинками мешают слушать сказки. Ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребёнок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, вы обойдётесь без визитов к логопеду. 
Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению. 
Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем. 
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение. 

Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка. 

Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

Удачи, уважаемые родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Приобщение детей к художественной литературе"

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные де...

Педагогический проект " Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".

Среди основных направлений дошкольного образования одно из центральных мест имеет работа по приобщению детей к миру художественной литературы....

Проект «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Задачи проекта:познакомить с историей создания сказок;развивать у детей умение слушать;умение познавать;умение сравнивать, сопоставлятьумение мыслить словами;связную речь;мышление;внимание;память;вооб...

ПРОЕКТ «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (возраст 4-5 лет)

Процесс общения ребёнка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности.Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полны...

Проект в средней группе "Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок".

laquo;Чтобы подготовить человекадуховно к самостоятельной жизнинадо ввести его в мир книг»В. А. Сухомлинский....

Проект «Приобщение к чтению художественной литературы, сказок детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проб...

Долгосрочный педагогический̆ проект «Приобщение детей̆ к художественной̆ литературе через чтение сказок»

Актуальность выбранной̆ темы определяется тем, что у детей̆ снизился интерес к чтению. Сегодня весь мир стоит перед проблемой̆ сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей̆ деятел...