Коммуникативная деят - ть "Петушок и жерновцы"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Лугинина Олеся Юрьевна

Коммуникативная деят - ть "Петушок и жерновцы" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности

(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву)

Вид деятельности Коммуникативная  группа Подготовительная

Тема: Чтение и обсуждение русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок и жерновцы».

Цель: Создание условий по развитию литературной речи.

Задачи:

1. Знакомить детей с образами художественной литературы, приобщать к словесному искусству. Прививать интерес к художественной литературе. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

 2. Организация деятельности  по развитию детской инициативы, формирование знаний о русской народной сказке «Петушок – золотой гребешок и жерновцы».

3.Организовать  рефлексивную деятельность воспитанников.

Материалы: аудиозапись сказки, иллюстрации из сказки.

Предварительная работа:

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «»

Ах, красавец-петушок!

На макушке – гребешок,

А под клювом –то бородка,

Очень гордая походка.

Лапы кверху поднимает,

Важно головой кивает.

Раньше всех петух встаёт.

Громким голосом поёт:

КУ-КА-РЕ-КУ! ХВАТИТ СПАТЬ!

ВСЕМ ДАВНО ПОРА ВСТАВАТЬ!!!!!!!!!

Этапы

(последовательность)

деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

  1. Организационный этап (3 - 5 мин)

Введение в ситуацию.

Задача: мотивировать детей на включение в деятельность

Вношу книгу сказок. Скажите, любите ли вы сказки? А какие?  (Ответы) Мультфильмы не называйте. Сказки – это произведения, которые слушают. Кто хочет послушать сказку?

Внимательно слушают. Рассуждают.

Создание проблемной ситуации (постановка цели)

Ребята, скажите, а в каких сказках встречается Петушок? Назовите сказки?

Слушают воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.

  1. Основной этап (10 – 15 мин)*

Мотивирование к деятельности

Вы сможете?

- Вы хотите послушать сказку? (Да)

Вы умеете читать? А кто может прочитать сказку? Что нам для этого надо? А вы знаете, что такое аудио сказки? Хотите послушать?

Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают предположения.

Проектирование решения проблемной ситуации

Я вам включу сказку, а вы сидите смирно, ничего не говорите, и слушайте…

Беседа о прочитанном.

  1. Может быть слово «жерновцы» кому-то непонятно? Жерновцы – это маленькие жернова, а жерновами на мельнице зерно мелют. Бывает большая мельница – она на речке стоит, ее жернова вода вертит, а бывает мельничка маленькая, ручная, ее жерновцы может один человек  поворачивать. Вот о такой ручной мельнице и говорится в этой сказке. (показываю картинку)
  2.  Можно назвать эту сказку волшебной? (ответы) Да, в этой сказке много волшебных предметов. Кто их перечислит? (ответы) Верно, желудь, жерновцы, кочеток.
  3. Как вы думаете, какой из них самый волшебный? (ответы) Конечно желудь, ведь с него все и началось, из него вырос дуб до неба.
  4. А кто такой кочеток? (ответы) Правильно, петушок. В некоторых областях до сих пор петуха называют кочет, коч.
  5. Почему старик со старухой не захотели продавать жерновцы? (ответы) Верно, волшебные подарки не продаются, даже за самые большие деньги.
  6. Почему  боярин украл жерновцы? (ответы)
  7. Про какого героя нашей сказки можно сказать, что он в «огне не горит в воде не тонет»? (ответы)
  8. Сколько раз кочеток уговаривал боярина отдать жерновцы? (ответы) правильно, три раза. Троекратный повтор – характерная особенность русских народных сказок.
  9. Как вы думаете, почему гости боярина кочетка испугались и побежали из дома? (ответы) Верно, сначала петушок кричал на воротах, потом на балконе,  и, наконец, в палаты влетел. Все ближе и ближе подбирался! И ничего с ним поделать нельзя! Ка тут не испугаться!
  10. Что в сказке названо золотым? (ответы) Верно, золотой гребешок и жерновцы. Помните? Золотой на сказочном языке значит волшебный.
  11. Как в сказке жили старик и старуха? (ответы) Д а, очень бедно, даже хлеба у них не было. Но вот что главное: не падали они духом. Сопротивлялись невзгодам. Потому-то и получили награду.
  12. А как выглядит боярин в сказке? Как называют человека ненасытного, отбирающего у бедных последнее? (ответы)

Внимательно слушают сказку. Наблюдают за действиями воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют физминутку.

Выполнение действия

Динамическая пауза «Петух, лиса и куры»

Дети изображают кур. Один из играющих — петух, другой — лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: «КУ-КА-РЕ-КУ!» Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

 Повторное чтение сказки.

Рефлексия. Эту сказку мы разыграем по ролям. Но прежде выучим слова и действия героев. А еще весной посадим в землю желудь и будем ждать, когда из него вырастет дуб. Может быть, он вырастет до неба? После занятия можете взять книгу и хорошо рассмотреть иллюстрации.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

  1. Заключительный этап      (3 - 5 мин)

Рефлексия, анализ результатов деятельности

 Эту сказку мы разыграем по ролям. Но прежде выучим слова и действия героев. А еще весной посадим в землю желудь и будем ждать, когда из него вырастет дуб. Может быть, он вырастет до неба? После занятия можете взять книгу и хорошо рассмотреть иллюстрации.

Индивидуальные высказывания детей.

Ожидаемые результаты

Владеть устной речью, умение выражать свои мысли.  Знакомство  с понятием музей и его назначением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативная деят - ть "Три ржаных колоска" Топелиуса

Коммуникативная деят - ть "Три ржаных колоска" Топелиуса...

Коммуникативная деят-ть. .Сказка Х. –К. Андерсена «Дюймовочка».

Коммуникативная деят-ть. .Сказка Х. –К. Андерсена «Дюймовочка»....

Коммуникативная деят-ть. Составление предложений по картинкам.

Коммуникативная деят-ть. Составление предложений по картинкам....

Коммуникативная деят - ть. Чтение глав: «Поехали», «Что видно из окошка», «Праздник» - из литературного произведения В.Бороздина «Звездолетчики». Беседа по прочитанному

Коммуникативная деят - ть. Чтение глав: «Поехали», «Что видно из окошка», «Праздник» - из литературного произведения В.Бороздина «Звездолетчики». Беседа...

Коммуникативная деят - ть. Чтение сказки "Царевна - лягушка"

Коммуникативная деят - ть. Чтение сказки "Царевна - лягушка"...

Коммуникативная деят - ть. Чтение литературной сказки А. Ремизова "Хлебный голос"

Коммуникативная деят - ть. Чтение литературной  сказки А. Ремизова  "Хлебный голос"...