09. Экологическая страничка "Наш общий дом"

Татьяна Михайловна Захарченко

      Ссылка на главную: https://nsportal.ru/tatyana-mihaylovna-chernyshyova

 Для каждого человека является разумным стремление к решению современных экологических проблем: рациональному использованию имеющихся ресурсов, сохранению исчезающих и редких представителей животного и растительного мира и т. п. Необходимость гармонизации взаимодействия человечества с окружающей средой в последнее время широко обсуждается в самых различных кругах. Постоянно происходит углубление и детализация изучения законов сосуществования на планете различных организмов.

         Школа занимает важное место в процессе формирования экологической культуры детей – будущих граждан страны. В планировании воспитательной деятельности каждого классного руководителя есть раздел по экологии, задачами которого является донесение до учеников идей о целесообразности жизни в гармонии с природой, а также предельно рационального подхода к необходимому вмешательству в процессы, естественные для природы. Если каждый член общества будет жить с учетом соблюдения экологических норм, то уже следующее поколение сможет жить в экологически чистой среде, что подразумевает прекрасные условия для существования.

        Младший школьный  возраст - эффективный период в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических знаний, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в  нашей стране.

       

4 класс. Реализация долгосрочного проекта "Земля - наш общий дом"

Защита группового  проекта "Жалобная книга природы" (Шашуркин Георгий, Потапова Юлия, Гилимшин Артур, Ежов Владислав )

  

Творческая работа "Запрещающие знаки природы" (совместно с руководителем кружка "Мир глазами детей" Щекотуриной Е.В.)

   

Защита проекта "". Автор Политкин Артём.

 

Защита проекта "Молчаливые соседи. Кошки". Автор проекта Амеркулиев Давид.

 

3 класс. Реализация долгосрочного проекта "Земля - наш общий дом"

Защита проектов Пискарёва Анастасия,  Беда Матвей на тему "Пернатые друзья"

  

  

  

Защита проектов Давыдов Кирилл, Маллалиева Диана

 

Защита проекта "Животные нашего края", автор Воронин Роман

 

Защита проекта "Аквариумные рыбки", автор Виктория Яскина

в разделе "Молчаливые соседи"

 

Экологический час

для учащихся 2-ых классов "Сбережём нашу планету!"

  

 

 

Защита проекта "Охрана окружающей среды", автор Козаченко Виктория

"Мы с планетой дружим, мусор нам не нужен!"

  

    

Эко-час по учебным вопросам проекта:

беседа "Помоги птицам зимой" и творческая работа "Берегите птиц"   в "Мастерской чудес" с учителем технологии Макаровой Н.А. 

 

   

"Разговор о животных диких и домашних".

Эко-час по учебным вопросам проекта: «Молчаливые соседи» (о домашних животных),  «Загадки животного мира»

 

 

Мини-проект в рамках кружкового занятия "Мастерская чудес" под руководством Макаровой Н.А. 

"Здоровое питание" (пластилин)

  

 

 

Олимпиада по окружающему миру

Результаты предметной олимпиады по окружающему миру:

1 место - Амеркулиев Давид, 2 место - Козаченко Виктория.

 

Открытый урок по окружающему миру:

"Проектная деятельность по теме "Земля - наш общий дом""

   

  

 

 

Мини-проект в рамках урока технологии "Экологическая раскраска с заданиями" под руководством Макаровой Н.А.

"Сохраним климат - сбережём Землю"

 

   

 

1 класс. Реализация долгосрочного проекта "Земля - наш общий дом"
Первый день декады экологии "Земля - наш общий дом"

Сегодня в нашем классе было открытие декады экологии. На меропритии присутствовали родители и директор школы. Ребята поделились своими знаниями о понятии "экология", просмотрели презентацию "Что такое экология". Потом совместно с родителями наметили мероприятия на неделю. Важность и значимость проекта дети прочувствовали вполне, когда им повязали галстук юного эколога. Начало положено!

    

День второй. "Земля - наш общий дом".

Ребятам очень понравилась песня "Раненая птица"сл. А Пахмутовой, муз. Р. Рождественского, которая прозвучала в первый день в презентации.  Мы решили выучить её на "Домисольке". Сейчас дети поют песню на каждой перемене. А ещё на второй день мы говорили о том, как нужно охранять природу, какие правила необходимо соблюдать и рисовали запрещающие знаки. Все молодцы!

       

         

         

Третий день. Конкусно-игровое мероприятие "На цветочной поляне"

Сегодня ребята себя проявили в конкурсно-игровом празднике "На цветочной поляне". Были стихи, песни, интересные задания, конкурсы, творческие работы. Никто не остался в стороне. Но главное, пополнился багаж знаний на экологическую тему.

  

Четвёртый день. Творческие работы.

На эко-выставку готовы работы "Лекарственные растения", "Экологические знаки".

    

Пятый день. Олимпиада по окружающему мир

Результаты олимпиады:

       1 место - Яскина Виктория

2 место - Носова Дарья

                3 место - Козаченко Виктория,

                         Давыдов Кирилл,

                          Амеркулиев Давид

Шестой день. "Видеть красоту."

Коллективная творческая работа на уроке технологии  "Две стороны окружающего нас мира"

     

Седьмой день. "За всё на планете и дети в ответе".

 

В этот день состоялась важная беседа и прошла яркая творческая работа по итогам разговора с детьми. Дети поняли главное, что ребёнок тоже в ответе за экологическое здоровье нашей планеты. Есть много полезных дел, которые по силам даже первокласснику.

     

                                         

    

8-9-10 дни - субботники.

А вот и наши первые субботники. Дети поняли главное - от слов надо переходить к делу.  Убрать мусор, подмести школьный двор, полить цветы - есть много полезных дел, которые ребятам по силам. Приятно осознавать, что они с радостью готовы этим заниматься.

       

           

     

2 класс. Реализация долгосрочного проекта "Земля - наш общий дом"

Коллективная творческая работа "Спасём природу" под руководством Макаровой Надежды Александровны. Кружок "Мастерская чудес"

  

     

    

Результаты олимпиады по окружающему миру:

17 баллов - Гилимшин Артур, Еретин Данил, Шашуркин Гера, Маллалиева Диана.

16 баллов - Козаченко Виктория, Яскина Виктория.

 

Творческо-развивающая работа "Земля -  голубая планета"

Содержание занятия:     1). Вступительная беседа "Экология"     2). Презентация     3). Работа по глобусу      4). Создание глобуса своими руками

Школьник, школьник, ты силач - 

Шар земной несёшь, как мяч!

        

    

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия по теме: 

«ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

Экологический праздник-конкурс «Цветочная поляна»

Учитель: Т.М. Чернышёва

Описание материала: работа предназначена для учителей начальных классов для проведения во внеурочное время или на уроках окружающего мира; игра даёт возможность всесторонне развить в детях экологическую грамотность, бережное отношение к природе, ориентироваться в окружающем мире.
Цель: создание условий для  формирования бережного отношения к природе, действенного отношения к окружающему миру путем становления начал экологической культуры, экологического сознания и мышления, закрепление правил поведения в лесу, на поляне, у реки.

 Воспитание любви к родному краю, заботы о его природе и ответственности за её охрану.
Основные задачи:
- создание условий для экологического образования; 
- развитие познавательного интереса к миру природы; 
- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей
к соблюдению норм поведения в природе, в обществе; 
-воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; 
- развитие эмоций, чувства эмпатии к объектам природы.

Оборудование: презентация; картинки с птицами и животными; «цветочная поляна» с заданиями для игры; конверты; краски, цв. карандаши.

Ход мероприятия:

СЛАЙД 1

Учитель: Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.

« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни» - сказал Сухомлинский.

Ученик:

1.Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

2.Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг…(природа)

Учитель: Сегодня на нашем праздничном занятии ещё раз поговорим о том, какую роль играет человек в охране природы. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. Проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь?

А что же такое «экология»? Кто помнит? (ответы детей)

 Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и будет  жить по экологическим законам жизни.

СЛАЙД 2

Ученик:

1.Как яблоко на блюде

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

2.Немудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

3.Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

Учитель: Законы об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут важно знать, что можно, а чего нельзя делать.

Издали наблюдать за птичьими гнездами можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним — нельзя!

Наблюдать за муравейником можно, а разрушать его — нельзя! От муравьев лесу большая польза: они уничтожают личинки насекомых, которые вредят деревьям.

Мастерить кормушки для животных можно, а делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!

Обо всем, что можно и чего нельзя, вы узнаёте в школе. И если вы действительно хотите стать друзьями природы, то сердце вам всегда подскажет, как поступать в тех или иных случаях.

А сейчас давайте выполним интересные задания на экологическую тему, которые вы видите на нашей цветочной поляне. Посмотрите, какая она яркая и весёлая. В каждом цветке нашей поляны для вас интересное задание.

(Учитель обращает внимание детей на доску, к которой прикреплены 5 цветов разных расцветок, образующих «цветочную поляну».)

Каждый  цветок раскрылся утром, а внутри был конверт с заданием. Как видите, у меня на столе 5 конвертов. Каждый из них помечен тем же цветом, что и один из цветков.  Сейчас я буду открывать конверт, читать задание, и мы будем его выполнять.

Задание 1, конверт 1.

Учитель: Мы получили задание закончить  стихотворные строчки. Будьте внимательны и отвечайте дружно:

- Аем-аем-аем, деревья мы ... (сажаем).

- Су-су-су, не станем мусорить в ... (лесу).

- Омы-омы-омы, очистим ... (водоемы).

- Ор-ор-ор, потушу в лесу ...(костер).

- Орнем-орнем-орнем, цветок не вырву с ...(корнем).

- Эвья-эвья-эвья, нельзя ломать ... (деревья).

- Ечь-ечь-ечь, нельзя траву сухую ...(жечь).

- Ать-ать-ать, не будем гнезда ... (разорять).

- Оры-оры-оры, не трону ... (мухоморы).

- Ой-ой-ой, подкормлю я птиц... (зимой).

- Эчь-эчь-эчь, природу будем мы ...(беречь).

Задание 2, конверт 2.

 Игра «Представь себя...». В этом  конверте я нашла карточки для игры. Предлагаю желающим вытаскивать по одной, читать и выполнять соответствующее задание:

- Представь себя речкой, берега которой сплошь завалены консервными банками, рваными ботинками, автомобильными шинами, осколками бутылок и т.д. Что бы ты хотела сказать людям по этому поводу? СЛАЙД 3

- Представь себя лесной поляной, которую только что покинули отдыхающие, не затушив до конца костер. Что бы ты крикнула им вдогонку? СЛАЙД 4

-  Представь себя птицей, в которую только что попал мальчишка из рогатки. Каково тебе? Расскажи. СЛАЙД 5

-  Представь себя молодой березкой с только что распустившимися листочками, у которой сломан сук. Что ты чувствуешь? Расскажи. СЛАЙД 6

-   Представь себя букетом колокольчиков, выброшенным на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях. СЛАЙД 7

(Ребята разыгрывают ситуации по каждому заданию)

Задание 3, конверт 3. 

Учитель: Ребята, что вы знаете о лекарственных растениях? Почему их так назвали?

Давайте отгадаем  загадки о лекарственных растениях. В этом конверте такое задание для нас.

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь — слюнки потекут,

А раскусишь — кисло. (Клюква)

 

Тонкий стебелек у дорожки,

На конце его — сережки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он, как хороший друг,

Лечит раны ног и рук. (Подорожник)

 Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая? (Черника)

 

На верхушке стебелька —

Солнышко и облака. (Ромашка) СЛАЙД 8

 

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки. (Репей, или лопух)

 

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

 

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (Ландыш)

Сидит Яшка, красная рубашка,

Брюшко сыто, камешками набито.  (Шиповник) СЛАЙД 9

 

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?  (Ель)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься — укусит. (Крапива)

 

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него —

И не будет ничего. (Одуванчик)

 

Я — капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад наклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника) СЛАЙД 10

 

Весной зазеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный факел зажгла.  (Рябина)

 

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

 

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

 

 Красненька матрешка, беленько сердечко.  (Малина) СЛАЙД 11

Отгадки по ходу выполнения появляются на слайде. Учитель объясняет, какую пользу приносит то или иное растение.

Учитель: Ребята, а теперь давайте распределим все эти растения на 3 группы.

 Ответ: 1. Крапива, одуванчик, ромашка, репей, ландыш, подорожник — травянистые растения.

2. Земляника, черника, клюква, шиповник, малина — ягоды.

3. Рябина, береза, дуб, липа, ель — деревья.

Задание 4, конверт 4.

Учитель:

 В этой таблице в каждой строке спряталось название животного, занесенного в Международную Красную книгу.

 (Ученики получают распечатки задания.) Вам нужно  из каждой строки

выписать буквы только русского алфавита. Так вы прочтёте названия животных.

L

М

Y

W

О

J

Q

Р

Q

V

Z

Ж

V

Q

О

Р

L

Z

V

L

Ё

W

Л

Z

П

Z

Е

W

Р

В

О

F

Ц

В

Е

Т

Z

К

У

S

В

Z

Ш

И

Н

W

К

А

Ф

U

Л

А

R

М

Y

И

Н

Г

S

О

W

R

Z

Y

З

U

У

S

Б

Z

Р

W

Ответ: МОРЖ, ОРЁЛ, ПЕРВОЦВЕТ, КУВШИНКА, ФЛАМИНГО, ЗУБР.

СЛАЙД 12

 На слайде  демонстрируются  рисунки данных животных.

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

Задание 5, конверт 5.

Творческое задание.  Нарисовать лесной цветок.

Учитель. Ребята, послушайте историю, которая могла бы произойти с каждым из вас.

«Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать:

— Зачем, — сердится, — ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики — нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и...

— Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.

— Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе вовсе переведутся. Взрослых за такие букеты штрафуют. И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.

— А ромашку можно рвать? — спросила одна девочка.

— Пока можно, да и то осторожно, — услышала она в ответ справедливые слова.

— Вот скажи-ка, Панамка, какой бы ты на месте этой девочки цветок выбрал — большой и яркий или маленький и чахлый?

— Ясное дело, большой, яркий.

— Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения так потомство дать и не успевают — в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим».

Учитель: Поделитесь своими впечатлениями об услышанном (ответы детей).

 Я думаю, эта история напомнила вам о том, что нельзя рвать лесные, полевые, луговые цветы охапками. К тому же многие из них очень быстро вянут — вряд ли вы успеете донести их до дома. Поэтому разумнее не уничтожать красоту, а создавать ее, что и предлагает нам сделать один из цветков  в своем задании — нарисовать цветок из мира дикой природы.

СЛАЙД 15

СЛАЙД 16

(Дети рисуют,  обмениваются  впечатлениями)

Учитель. 

Смотрите, ребята, какие красивые у вас получились цветы.

Сейчас мы «высадим» их на нашу цветочную поляну, и она станет ещё ярче и наряднее.

(Все вместе дополняют цветочную поляну на доске своими работами)

Рефлексия:

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...».

Ученик:

1. На одной планете

Дружно жили дети

Не разоряли гнезда птиц

Ради нескольких яиц

2.Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали

Рек не загрязняли!

3.Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля

Где живем и ты, и я!

СЛАЙД 17

Учитель:

Земля такая маленькая, дети! Давайте ее беречь!

Милая Родина, ты год от года

 Должна становиться краше!

Охрана природы – дело народа,

Моё, твоё, наше!



Предварительный просмотр:

Олимпиада по окружающему миру 1 класс_____________________________


1.Мы живём на планете:

а) Венера     б) Луна      в) Земля

2. В какой стране ты живёшь?

а)  Франция    б)  Россия      в)  Англия

3. Вспомни, какого цвета флаг России, и раскрась его.

4.Столица  нашего государства:

а) Тверь     б) Ростов       в) Москва

5. Как называются большие группы, образуемые птицами перед отлётом в тёплые края?

       а) стадо     б) компания      в) стая

6.  Для жизни растений и животных необходимы:

      а) мясо, фрукты, сок          б) рыба, овощи, кисель      в)  солнце, воздух, вода


7.Что делает лисица:

 а) лает      б) воет      в) мяукает


8.Что делает слон: 

а) мычит     б) скулит     в)трубит


9. Что делает филин:

а) охает     б) тенькает     в) ухает

10.  Укажи лишнее слово в каждой строке:

а) яблоня, груша, ирис, вишня

б)  чеснок, лилия, астра, гладиолус

в) рожь, горох, пшеница, просо

11.Укажи органы слуха:

а) нос    б) рот      в) ухо

12. Какой орган управляет всем организмом человека?

а) желудок     б) сердце     в) печень     г) мозг

13. Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?

а) птицы       б) рыбы        в) млекопитающие

14.  Подчеркните в каждой строке лишнее понятие:

а) декабрь, март, январь, февраль.

б) утро, ночь, вечер, неделя, день.

15. Соедини линиями:

                                          корова                           

       дикие                           заяц                  домашние

                                            овца     

                                             лиса

16. Определи признаки живого организма. Подчеркни нужную строку.                                

а) Движется, питается, размножается, растёт, дышит.

б) Питается, размножается, растёт, умирает, дышит.

в) Размножается, дышит, растет, питается, летает.

   17. Куры спят в курятнике, муравьи в муравейнике, скворцы в скворечнике. А где спят эти животные?

Пчёлы в _________________

Волк в ___________________

Медведь в ________________

Собака в __________________

Лошади в _________________

Свиньи в __________________

Лисы в ____________________

Коровы в __________________

18.Собери из букв названия животных:

АСЫРК________________________

ТОРК__________________________

МЕДВЬЕД______________________

БРУСКА________________________

ОБКАСА________________________

БЮРДЛЕВ_______________________

ЛЁЗОК__________________________

КУТА___________________________

Желаем удачи!

Ответы:
1.Мы живём на планете:

в) Земля   (1 балл)

2. В какой стране ты живёшь?

б)Россия      (1 балл)

3. (1 балл)

4.Вспомни столицу нашего государства:

в)Москва (1 балл)

5. стая 

(1 балл)

6. солнце, воздух, вода (1 балл)

7.Что делает лисица:

 а) лает      (1 балл)
8.Что делает слон: 

в)трубит (1 балл)
9. Что делает филин:

в) ухает   (1 балл)

10.  Укажи лишнее слово в каждой строке:

а) ирис   (1 балл)

б)  чеснок     (1 балл)

в) горох    (1 балл)

11.Укажи органы слуха:

в) ухо     (1 балл)

12. Какой орган управляет всем организмом человека?

б) мозг   (1 балл)

13. Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?

б)рыбы     (1 балл)

14.  Подчеркните в каждой строке лишнее понятие:

а) март  (1 балл)

б) неделя   (1 балл)

15. Соедини линиями :

Дикие                       корова                           домашние

                               заяц

                               овца                                        (4 балла)                           

                               лиса

 

16. Определи признаки живого организма. Подчеркни нужную строку.                                

б) Питается, размножается, растёт, умирает, дышит (1 балл)

   17. Куры спят в курятнике, муравьи в муравейнике, скворцы в скворечнике. А где спят эти животные?

Пчёлы в улье    (1 балл)

Волк в  логове  (1 балл)

Медведь в берлоге   (1 балл)

Собака в будке ( конуре) (1 балл)

Лошади в конюшне   (1 балл)

Свиньи в  свинарнике   (1 балл)

Лисы в  норе   (1 балл)

Коровы в коровнике  (1 балл)

18.Собери из букв названия животных:

АСЫРК______крыса__________________

ТОРК_________крот_________________

МЕДВЬЕД______медведь________________

БРУСКА________барсук________________

ОБКАСА_________собака_______________

БЮРДЛЕВ________верблюд_______________

ЛЁЗОК_________козёл_________________

КУТА__________утка_________________

За каждый ответ 1 балл



Предварительный просмотр:

Долгосрочный экологический проект «Земля – наш общий дом»

Руководитель проекта: классный руководитель Т. М. Захарченко

Участники проекта: учащиеся класса,  родители.

Время проведения: 1-4 класс (2016-2020год)

Актуальность:  Для каждого человека является разумным стремление к решению современных экологических проблем: рациональному использованию имеющихся ресурсов, сохранению исчезающих и редких представителей животного и растительного мира и т. п. Необходимость гармонизации взаимодействия человечества с окружающей средой в последнее время широко обсуждается в самых различных кругах. Постоянно происходит углубление и детализация изучения законов сосуществования на планете различных организмов.

         Школа занимает важное место в процессе формирования экологической культуры детей – будущих граждан страны. В планировании воспитательной деятельности каждого классного руководителя есть раздел по экологии, задачами которого является донесение до учеников идей о целесообразности жизни в гармонии с природой, а также предельно рационального подхода к необходимому вмешательству в процессы, естественные для природы. Если каждый член общества будет жить с учетом соблюдения экологических норм, то уже следующее поколение сможет жить в экологически чистой среде, что подразумевает прекрасные условия для существования.

        Младший школьный  возраст - эффективный период в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических знаний, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в  нашей стране.

Тема проекта: «Земля – наш общий дом»

Описание проекта:

Предлагаемый проект проводится в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Внеклассное чтение» и внеклассной работе. Проект реализуется с учениками в форме групповой работы. В ходе проектной деятельности учащиеся создают презентации, буклеты, стенгазеты, макеты, плакаты, сказки, участвуют в викторинах и олимпиадах, трудовых десантах и школьных субботниках.

Цель проекта:

- Вызвать у детей интерес к изучению экологических проблем;

- Вызвать желание оберегать, защищать, заботиться об окружающей природе;

-  Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к животному и растительному миру;

- Помочь детям сформировать, основы активной жизненной позиции, осознать экологическую ценность природы в её единстве с человеком.

- Воспитывать умение сопереживать всему живому;

- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;

- Сформировать представления о роли человека во взаимодействии с природой;

- Упражняться в применении приобретённых знаний и посильной природоохранной деятельности;

- Создание условий для формирования у детей  социальной компетенции учащихся и эколого – биологических знаний путём совместной работы учитель-ученик-родитель.

Задачи проекта:

Обучающие:

- формирование знаний о единстве живой и неживой природы, закономерности природных явлений, взаимодействии природы, общества и человека;

- формирование исследовательских навыков.

Развивающие:

- развитие экологической грамотности учащихся;

- развитие основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение);

      - развитие творческого воображения, познавательных способностей детей;

- развитие способностей устанавливать причинно-следственные, вероятностные связи, анализировать последствия экологических ситуаций.

Воспитательные:

- формирование высокого уровня экологической культуры учащихся;

- воспитывать личную ответственность за собственные поступки и за происходящее вокруг;

- формирование культуры поведения в природе;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

- прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;

- воспитывать необходимость рационально относиться к компонентам живой и неживой природы.

            Гипотеза:  Экологическая культура повышается, если в системе работать по направлению «Экология», а значит, положительно влияет на уровень воспитанности.

Блоки реализации проекта:

- Познавательный:  уроки, викторины, конкурсы и т.д.

- Практический:  трудовые десанты, субботники,  высадка семян, уход за растениями  (фото, презентация) 

- Консультационный:  работа с родителями (темы бесед).

- Аналитический:  анализ полученных результатов, коррекция работы (диагностики, аналитические справки, фото-отчёты).

Проблемные и учебные  вопросы:

  1. Введение в экологию.
  2. «Жалобная книга природы»
  3. Секреты неживой природы.
  4.  «Молчаливые соседи» (домашние животные)
  5. Загадки животного мира
  6. Пернатые друзья. «Птичья столовая».
  7. Человек – часть живой природы.
  8. Экология в нашем доме.
  9. О чём шепчут деревья. «Знакомые незнакомцы»
  10.  Оранжерея на окне.
  11.  Охрана природы.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный:

- классное обсуждение;

- родительское собрание с целью вовлечения в проект;

  1. Основной:

- старт игры (1 класс)

- реализация проблемных и учебных вопросов (2-3 класс)

        3. Заключительный этап:

- подведение итогов;

- презентации участников (4 класс)

Формы работы с классом:

- Тематические классные часы по экологической  тематике;

- Дискуссии по теме.

- Организация  циклов бесед  «Уроки экологии»;

- Праздники, сюрпризы, конкурсы;

- Экскурсии, поездки, походы по достопримечательностям родного края;

- Субботники, трудовые десанты.

Критерии результативности проекта:

1.Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой

2. Потребность общения с родной природой

3. Бережное отношение к живому

4. Стремление совершать добрые дела

Планируемые результаты:

Знать:

  • Основы экологической культуры.
  • Некоторые особенности природы своего края.
  • Основные признаки времен года.
  • Значение природы для человека.
  • Группы растений и животных.
  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
  • Правила поведения в природе.
  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила личной гигиены.
  • Различать изученные растения, животных.
  • Вести наблюдения в природе под руководством учителя.
  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.
  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.

Выводы

В младшем школьном возрасте происходит осознанное отношение к окружающему миру. Ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается  эмоционально –ценностное отношение к окружающему: накопленный личный опыт по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной картины окружающего мира, определяющего процесс развития экологической культуры личности. Как показывает опыт, введение проектных работ во внеурочной деятельности в систему, наряду с проектами в рамках уроков, во многом содействует становлению экологического образования и воспитания - это путь, на котором школьники сами создают действительность, сами формируют и развивают обучающую экологическую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах деятельности и определяют свои предпочтения и интересы, учатся видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, классифицировать, давать определения понятиям, делать выводы, доказывать и защищать свои идеи. Важно, что дети обретают самостоятельность, сознательно выбирают и применяют различные методы обучения. Ученики принимают на себя ответственность за результаты своей работы и в процессе её приобретают экологические знания и умения.

Информационные ресурсы:

Для педагога:

  1. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии// Начальная школа. № 6. – 2005.-С.44.
  2. М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
  3. Журнал «Завуч начальной школы» 2005-2010 г.
  4. Михайлова Г.Н Метод проектного обучения на уроках труда.// Начальная школа. № 4.- 2005.-С 68.
  5.  Курапова И.И. «Метод проектов в экологическом образовании (из опыта работы)». Журнал «Начальная школа плюс до и после»,  №11, 2013.
  6.  Гусева Е.Г. «Экологический проект в начальной школе», nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/ekologicheskii-proekt-v-nachalnoi-shkole.

Для учащихся:

  1. Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин “100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО “Росмэн”, 2006.
  2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
  3. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 2005.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко “АСТ”, 2009
  6. http://www.ped-sovet.ru/
  7. http://www.school.edu.ru/
  8. http://www.nature-home.ru/
  9. http://www.delaysam.ru



Предварительный просмотр:

Реализация долгосрочного  экологического проекта

«Земля – наш общий дом»

1 класс 2016-2017 учебный год

№ п/п

Мероприятие

Содержание

Предмет

Участники

1.

«Что такое экология»

- открытие декады экологии;

- беседа, презентация;

- посвящение в юные экологи;

Окружающий мир

Внеклассная работа

Учитель

Ученики

Родители

2.

Разучивание песни"Раненая птица"сл. А Пахмутовой, муз. Р. Рождественского

- просмотр слайдов;

- беседа;

- разучивание песни;

Кружок «Домисолька»

Учитель

Ученики

3.

Конкурсно-игровая программа «На цветочной поляне»

- конкурсы, игры;

- беседа;

Внеклассная работа

Учитель

Ученики

4.

Эко-выставка «лекарственные растения»

- беседа;

- поиск материала; представление;

- выполнение работ;

ИЗО

Учитель

Ученики

5.

Эко-выставка «Экологические знаки»

- презентация;

- беседа;

- выполнение работ;

Окружающий мир

ИЗО

Учитель

Ученики

6.

Олимпиада по окружающему миру

Окружающий мир

Учитель

 Ученики

7.

 «Две стороны окружающего нас мира»

Творческая коллективная работа

Технология

Учитель технологии

Ученики

8.

«За всё на планете и дети в ответе»

- беседа;

- чтение стихотворений, рассказов:

Литературное чтение

Учитель

Ученики

9.

Субботники, трудовые десанты

Внеклассная работа

Учитель

Ученики



Предварительный просмотр:

Олимпиада по окружающему миру 2017 год 2 Б класс

Фамилия имя ученика_____________________________________________

  1.  Прочитай предложения-утверждения.  Напиши «да», если  согласен или  «нет», если не согласен:

Земля больше Солнца.  ____________________

Солнце – это звезда.    _____________________

Полярная звезда указывает на юг. ___________

Наша страна называется Россия. ____________

Наша страна находится на материке Евразия .______

Столица нашей Родины – Ростов. __________

2.  Какое растение даёт нам белый хлеб? Подчеркни:

1) рожь     2) пшеница      3) овёс     4) картофель

3. Перечисли летние месяцы: ___________________________________________  

4. Мы живём на планете? Подчеркни:

а)   Марс      б)  Луна     в)  Земля

5. В какой стране ты живешь? Подчеркни:

а)  Египет       б) Россия     в) Украина

6. Глобус – это? Подчеркни:

а)  поверхность Земли     б)  модель Земли     в)   Земной шар

7. При переходе улицы обязательно сначала надо посмотреть:

а)  направо     б)  налево     в)  назад

8.Что обозначает этот знак?  Подчеркни:

а) место остановки автобуса     б) пешеходный переход  

 в) движение на велосипедах запрещено    г) подземный переход

 https://nsportal.ru/sites/default/files/media/2016/10/07/olgol.jpg

9.  Заполни таблицу:  впиши буквы, соответствующие времени года.

 а) гололёд  б) листопад   в) прилетают грачи   г) ледоход д) грибная пора 

 е) сбор клюквы    ж) уборка урожая   з) сенокос   и) птицы вьют гнёзда

  к) Рождество     л)  бабье лето      м) набухают почки   

зима

весна

лето

осень

10. Подчеркни слова, описывающие здорового человека:

Сутулый, ловкий, стройный, крепкий,  сильный, хилый, бледный.

Ответы:

  1. нет, да, нет, да, да, нет      

                  1 балл за каждый правильный ответ

  1. Пшеница

         1 балл

  1. Июнь, июль, август

         2 балла ( 1 балл- если названо  частично)

  1. Земля                                                     1 балл
  2. Россия                                                    1 балл
  3. Модель Земли                                       1 балл
  4. Налево                                                    1 балл
  5. Пешеходный переход                           1 балл
  6.  2 и более правильных совпадений

 под цифрой –                                        1 балл

зима

весна

лето

осень

а  г  к

в   и   м

д  е   ж  з

б  л

  1. Ловкий, стройный, крепкий, сильный   2 балла ( 1 балл- если названо частично)

Максимальное количество баллов - 20



Предварительный просмотр:

Реализация долгосрочного  экологического проекта

«Земля – наш общий дом»

2  класс 2017-2018 учебный год

№ п/п

Мероприятие

Содержание

Предмет

Участники

1.

«Мы и экология»

- открытие декады экологии;

- беседа, презентация;

Окружающий мир

Внеклассная работа

Учитель

Ученики

Родители

2.

Разучивание песен о природе и животных.

- просмотр слайдов;

- беседы;

- разучивание песен;

Кружок «Домисолька»

Учитель

Ученики

3.

«Земля – голубая планета»

Творческо-развивающая работа

Внеклассная работа

Учитель

Ученики

6.

Олимпиада по окружающему миру

Окружающий мир

Учитель

 Ученики

7.

 «Спасём природу!»

Творческая коллективная работа

Технология

Учитель технологии

Ученики

8.

«У природы мы в долгу»

- беседа;

- чтение стихотворений, рассказов:

Литературное чтение

Учитель

Ученики

9.

Субботники, трудовые десанты

Внеклассная работа

Учитель

Ученики



Предварительный просмотр:

Олимпиада по окружающему миру

 3 класс_________________________

1. На какое дерево быстрее нападут жуки-короеды?

А) На высокое и сильное.

Б) На старое.

В) На молодое дерево с нежной древесиной.

Г) На дерево с толстой корой.

2.  Напиши названия различных животных так, чтобы буква Б была общей.

Б  __  __  __

Б  __  __  __  __
Б  __  __  __  __  __
Б  __  __  __  __  __  __
Б  __  __  __  __  __  __  __

3. Обитатели озера - это:

А) комар, стрекоза, бабочка;

Б) кит, крот, майский жук;

В) плотва, щука, дафнии.

4.  Какова основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? __________________________________________________

5. Реши кроссворд:

  1. Он помогает найти нужное направление.
  2. Зимующая птица.
  3. Край виден, а дойти до него нельзя.
  4. Слабовидящее животное.
  5. И туча, и туман, и река, и океан.  Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.
  6. Лесной доктор.
  7. Птица "приносящая" детей.

Ключевое слово _______________________________________

6. Что делать, если незнакомец пытается открыть дверь?

А) Позвонить по телефону «02», сообщить свой точный адрес.

Б) Позвонить по телефону родителям, бабушке, соседям.

В) Приготовить предмет для удара.

Г) Открыть дверь.

7. Чем отличается парк от леса?

А) Парк создавался людьми, а лес вырос сам.

Б) Лес создавался людьми, а парк вырос сам.

В) В парке есть деревья, которые не растут в лесу.

Г) В лесу водятся такие же животные, которые есть в парке.

8. Что при возгорании нельзя заливать водой?

А) Игрушки.

Б) Электроприборы.

В) Мебель.

Г) Книги.  

9. Определи вещество по его свойствам:

Вещество жидкое, имеет запах семечек, желтого цвета, в воде не растворяется.

А) мёд;

Б) молоко;

В) сыр;

Г) растительное масло.

10.Выбери правильный ответ:

- Что такое природа?

А) Карандаш, тетради, дом, город, край, в котором ты живешь.
Б) Человек, растения, животные, космические корабли, пароходы.
В) Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы, микробы.

- К неживой природе относятся: 
А) человек, животные, растения, грибы; Б) солнце, Земля, воздух, облака, вода, человек;
В) солнце, небо, облака, Земля, камни, вода.
 

11.Установи соответствие и соедини стрелкой правильные ответы.

деревья                                                    дуб

                                                                 ромашка

                                                                 берёза

кустарники                                              клевер

                                                                 орешник

                                                                 шиповник

травы                                                      подорожник

12.Подчеркни лишнее в каждой строке:

  • Стрекоза, муравей, муха, собака.
  • Клевер, колокольчик, дуб, земляника.
  • Голова, руки, ноги, шорты.
  • Корова, лиса, коза, кролик.
  • Атлантический, Тихий, Южный, Волга.

13.  Жители одного высокогорного селения называют это животное «лягушка с крышкой». Что это за животное?

                  а) жаба;       б) ёж;      в) орёл;      г) черепаха;      д) змея. 

14. Какие из животных наиболее приспособлены к жизни в природе: растительноядные, хищные или всеядные? Почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Обозначь цифрами в определённом порядке стадии развития растения:

___ Семя.

___ Взрослое растение с плодами и семенами.

___ Проросток с корешком.

___ Взрослое растение с цветами.

___ Проросток с корешком и несколькими листочками.

16. Разгадай ребусы. Запиши ответы.

сканирование0019

Ответы

олимпиады по окружающему миру

3 класс (школьный тур) 2017 год.

1. В) На молодое дерево с нежной древесиной. (1б.)

2. Бобр, барс

Белка, баран, бизон

Буйвол, беркут

Бегемот, бабочка

Бурундук                  (5 б.)

3. В) плотва, щука, дафнии (1 б.)

4. отсутствие пищи (1б.)

5. компас, ворона, горизонт, крот, вода, дятел, аист    (8б.)

6. А) Позвонить по телефону «02», сообщить свой точный адрес.  (1б.)

7. А) Парк создавался людьми, а лес вырос сам.  (1б.)

8. Б) Электроприборы.    (1б.)

9. Г) растительное масло    (1 б.)

10.         В) Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы, микробы;

В) солнце, небо, облака, Земля, камни, вода.  (2 б.)

11. Деревья -берёза, дуб; кустарники-орешник, шиповник; травы -ромашка, клевер, подорожник   (3 б.)

12.   собака,  дуб,  шорты,  лиса,  Волга.  (5 б.)

13. черепаха  (1 б.)

14. всеядные, т.к. им легче найти подходящую пищу в любое время года (1 б.)

15.         _1__ Семя.

_5__ Взрослое растение с плодами и семенами.

_2__ Проросток с корешком.

_4__ Взрослое растение с цветами.

_3__ Проросток с корешком и несколькими листочками.  (1 б.)

16. ворон, иволга

     воробей, вьюга

     вишня, василёк   (6 б.)

Максимальное количество баллов - 39



Предварительный просмотр:

http://p.calameoassets.com/160517132548-ddb7fa00c81eeca4c9dd6092744a424c/p1.jpg

«О животных диких и домашних»

Материал к презентации «Животные дикие и домашние»

Учебные вопросы эко-проекта:

«Молчаливые соседи» (о домашних животных),

 «Загадки животного мира»

         Дикие животные — это те, которые живут в лесах, на лугах, в водоемах. О них никто не заботится, они не зависят от человека, а сами добывают себе пищу, строят жилища, выводят потомство, заботятся о себе и своих детенышах. Львы, тигры, зебры, слоны, волки, медведи, зайцы и лисы являются дикими животными. К ним относятся и пернатые — совы, орлы, ласточки и др.

      Дикими называют представителей фауны, живущих отдельно от людей, на воле. Они обладают своими характеристиками.

       Домашние животные живут рядом с человеком и зависят от него. Человек, у которого есть животные, ухаживает за ними: кормит, следит за их здоровьем, обеспечивает жилищем. От домашних животных люди получают мясо, молоко, яйца, шерсть, используют их для охраны и перевозки грузов. Свиньи, коровы, лошади, козы, кролики, куры, индюки относятся к домашним животным. А еще это, конечно же, коты и собаки.

     Домашними являются животные, существующие по соседству с человеком. Произошедшие от диких представителей, они имеют генетический набор, сложившийся в процессе селекции, проводимой людьми в течение столетий.

     Естественная среда заставляет диких животных самостоятельно заботиться о своём жилище, будь то нора, гнездо, берлога или другое убежище.

    Домашние  животные избавлены от такой необходимости. Для некоторых из них сооружаются специальные помещения: конюшни, собачьи будки, загоны. Другие живут в одном доме с хозяевами, помещенные в свои отдельные «домики» – клетки, аквариумы и прочие. Есть и счастливцы, которым позволяется свободно передвигаться по квартире наравне с домочадцами – это кошки, некоторые собаки, обезьяны.

     Для диких представителей человек олицетворяет опасность. Он враг, при встрече с которым животное или пугается, не подпускает к себе, отказывается от корма из рук, или проявляет все признаки агрессии, нападает.

    Домашние животные при виде хозяев, как правило, не испытывают беспокойства. Для них ощущать близость человека – обычное явление. Зачастую питомцы сильно привязываются к тем, кто о них постоянно заботится.

    Многие домашние животные приспособлены принимать пищу со стола, это не вредит их организму.

    Дикие животные в своем большинстве ориентированы на природный рацион. Употребление ими пищи, даже максимально приближенной к естественной, может привести к опасным заболеваниям и гибели. Поэтому при содержании таких животных дома используется живой корм.

    В дикой природе, где имеет место естественный отбор, животные умеют лучше приспосабливаться к трудным условиям среды.

     Домашние животные, зависящие от человека, зачастую оказываются полностью беспомощными на воле. Условия жизни подвергают их искусственному отбору, отвечающему людским потребностям.

     Между домашними животными и человеком устанавливается определенное взаимопонимание. Таких животных легче обучать каким-то действиям, дрессировать, использовать при тех или иных работах. Существуют и дикие более податливые представители, но это является больше исключением.

    Дикие животные могут служить для человека источником пищи, некоторых материалов, а также быть объектами эстетического наслаждения.

      В чем разница между домашними животными и дикими? Домашние животные, помимо перечисленного, могут выполнять рабочие функции (охранять, перевозить грузы и т. п.). И, кроме того, нередко питомцы становятся животными-компаньонами, с которыми люди проводят досуг, с удовольствием общаются. При этом отмечается, что в доме с такими «друзьями» становится уютней, они помогают снять стресс, успокаивают.

Итак:

       Большинство животных проживают в лесах. Они получили название "дикие звери". Многие из них - это опасные животные, хищники, объекты охоты и разведения. Но всех их объединяет одна цель - выживание, за которую они постоянно борются. Главным отличием диких животных от домашних является то, что дикие животные - сами добывают для себя пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство. К диким животным, обитающим в наших лесах, относятся - белка, волк, медведь, лось, дикий кабан, заяц и многие другие.

     На сегодняшний день животный мир с каждым днем становится все меньше, что связано с его целенаправленным уничтожением в разных целях, а также с разрушительными воздействиями человека на среду обитания. Поэтому главной целью человечества является охрана зверей, которая поможет сохранить их численность. Многие виды, ставшие уже редкими, внесены в Красные книги всех государств.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животные дикие и домашние Окружающий мир 2 класс

Слайд 2

Отгадай загадки. Сама пёстрая, Ест зелёное, Даёт белое. У этих спор упрямый, Но очень интересный - И кто кудрявый самый, И кто богаче шерстью . На какие группы можно разделить этих животных? Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки не одной. Обежала уж весь лес. Хвост мелькает там и здесь. То не девица-краса – Это - рыжая … . Назови одним словом эти объекты. Животные

Слайд 3

Животные Дикие Домашние

Слайд 4

Дикие животные. Живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.

Слайд 5

Домашние животные. Домашних животных разводят люди. Люди кормят их и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве.

Слайд 6

Как появились домашние животные? Давным-давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников.

Слайд 7

Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу.

Слайд 8

Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки.

Слайд 9

Собаки научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добы-вать пищу. Шло время, число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощни-ков.

Слайд 10

Подумай, на какие группы можно их разделить ? Назови этих домашних животных.

Слайд 11

Звери Птицы Домашние животные.

Слайд 12

Есть и другие группы домашних животных. С хвостом, а не зверь, С перьями, а не птица. Рыбы Домовитая хозяйка, Пролетела над лужайкой, Похлопочет над цветком, Он поделится медком. Насекомые Карп Пчела

Слайд 13

Это интересно. Ту́товый шелкопря́д – это домашнее насекомое. Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непре-рывной шёлковой нити длиной 300—900 м. Гусеницы поедают листья без остановки и днём, и ночью, из-за чего очень быстро растут.

Слайд 14

Какую пользу приносят домашние животные человеку? Пища Работа Материалы Общение

Слайд 15

Продукты питания животного происхождения.

Слайд 16

Домашние животные – источник материалов.

Слайд 17

Домашние животные – помощники человека.

Слайд 18

Домашние любимцы.

Слайд 19

1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 Ответ Животных, которых разводят люди, кор- мят их, строят для них жилища, забо- тятся о потомстве, называют … д о м а ш н и е По горам, по долам Ходит шуба, да кафтан. о в ц а По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. г у с ь С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова, С пухом, а не птица. а з о к Четыре грязных копытца Залезли прямо в корытце. п о р о с ё н о к Посреди двора Стоит копна. Спереди – вилы, Сзади – метла. к р в У порога плачет, Коготки прячет, Тихо в комнату войдёт, Замурлычет, запоёт. к о к Он в мундире ярком, Шпоры для красы. Днём он – забияка, Поутру – часы. п т х Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. о б а а Квохчет, квохчет, Детей созывает, Всех под крыло собирает. у р и ц а

Слайд 20

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру

«Проектная деятельность по теме «Земля – наш общий дом»»

Класс: 3Б

Учитель: Т.М. Захарченко

Цель урока: создать условия для осмысления учащимися   значимости окружающей нас действительности, продолжив знакомство  с проблемами экологии на современном этапе.

Задачи урока:

- систематизировать и расширять знания учащихся о состоянии природы нашей планеты;

- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь и мышление;

-  способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической куль туры, любви  к природе, правильному с ней общению, желанию изучать, сохранять и приумножать её богатства;

-  воспитывать чувство сопереживания, умение чувствовать чужую боль и боль планеты Земля;

- совершенствовать навыки работы над проектом.

Оборудование: презентация «Земля – наш общий дом»; презентация проекта  «Мы с планетой дружим, мусор нам не нужен!» ученицы (Козаченко В.); тест «Как мы умеем охранять природу», карточки к тесту; знаки одобрения для блока «Резюме»;  клей-карандаш, фломастеры.

Ход урока:

    СЛАЙД 1

  1. Блок мотивации:  Создание эмоционального настроя ( фоном звучит песня «Раненая птица» на сл. А.Пахмутовой,  муз. Р. Рождественского; ученики и гости урока занимают свои места)

СЛАЙД 2

Ученица: (Юля П.)

Вдруг что- то случилось!

Да,  что -то случилось!

Вдруг утро померкло,

И солнышко скрылось.

И в роще осины, как будто руками

 Всплеснули дрожащими мелко ветвями…

И бабочка в листья поглубже забилась,

Недоброе дело в лесу совершилось!

Весёлая белка орех недоела, и тихо вдруг стало…

А всё потому,  что на дальней поляне

Какой- то мальчишка без всякой причины

Ударил берёзку ножом перочинным.

Ударил, и брызнули жаркие слёзы

Из раны открытой, поникшей берёзы.

- Я могу сказать, что этот мальчишка плохой, жестокий? Может, он просто не знает чего-то, или не понимает? (рассуждения детей)

- Что мы с вами уже знаем об экологии? (ответы детей) Третий год наш класс ведёт работу по проекту «Земля – наш общий дом»

СЛАЙД 3

Слово учителя об экологии:  Давайте вместе вспомним, что её название образовалось из двух греческих слов: «экос» — дом, и «логос» — наука. Поэтому можно сказать, что экология — это наука о нашем общем доме, имя которому — планета Земля. Мы не случайно так часто слышим это слово по радио, телевидению, читаем в интернете. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности.  Начиная с 1-го класса, мы говорим с вами о том, что сейчас с  тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышны призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Значит, каждый человек должен стать немного экологом.

  1. Блок творческого разогрева: Выступление учеников (готовится предварительно)

- Не только дети, но и взрослые не всегда находят время для того, чтобы оглянуться назад и задуматься,  настолько хрупок и беззащитен мир, в котором мы живём. И то, что наша планета такая цветущая, неповторимая и яркая, как вы сегодня в своих ярких нарядах, было во Вселенной не всегда и, возможно, будет не всегда. Сейчас мы с помощью ребят немножко попутешествуем по ленте времени…

СЛАЙД 4

 1. (Вика Я.) Когда-то давно-давно,  миллиарды лет назад в холодном,  беспокойном  космосе произошла неожиданная  вспышка яркого света. Это вся любовь и теплота вселенной, собравшись вместе, создали наш с вами общий огромный дом – планету Земля. Но в те далёкие времена она была  совсем  не похожа на ту, которую мы видим и знаем сейчас.

СЛАЙД 5

 2. (Артур Г.) Только  представьте себе на минутку такую картину: кругом темнота, повсюду вода и грязь, неприятный запах. В небе сверкают молнии, грохочет гром. Днём стоит  нестерпимая жара, а ночью ужасный холод. Почему? Потому что Земля была абсолютно беззащитна:  ничто не могло защитить ее от жгучих солнечных лучей, от ледяного космического холода. Только спустя миллионы лет Землю постепенно окутал нежный, тонкий слой атмосферы – озоновый слой. Он, как барьер, защищает Землю от ультрафиолетовых лучей солнца и сохраняет тепло планеты.

СЛАЙД 6

 3. (Настя П.)  Прошли ещё  миллионы лет.  На Земле зарождалась жизнь: различные виды растений и животных преобразили планету, она стала похожа на рай.

 И вот пришло время, когда  на нашей планете появился человек.

Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы. Если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод.

СЛАЙД 7

4. (Давид А.)Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только  самое  необходимое для жизни.

Так продолжалось то тех пор, пока человек не почувствовал себя хозяином  Земли,  решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и может покорить природу с помощью созданной им  техники.

СЛАЙД 8

5.(Вика Я.) Человек -  самое совершенное творение природы. Он наделен разумом. Но не всегда его поступки правильны и разумны.  Сейчас мы ужасаемся тому, как варварски человек уничтожает этот прекрасный, чудесный, но очень хрупкий мир.

 В настоящее время человечество начинает понимать, что все экологические проблемы современного мира - это результат его варварской и потребительской деятельности.

- Как вы думаете, для чего мы совершили сейчас с помощью рассказа ребят это короткое путешествие по «Ленте времени»? О чём оно заставляет задуматься? (ответы детей)

  1. Блок «Творческая разминка»:

-  Представьте себе, что мы с вами выходим из дверей школы или же вы вышли из дверей вашего подъезда. Посмотрите вокруг глазами эколога. Что вас тревожит? (Дети делятся своими впечатлениями о состоянии окружающей природы.)

- Давайте проверим, насколько вы разбираетесь в вопросах  охраны природы.   Вам  предлагаются  вопросы и варианты ответов.  Вы выбираете правильный на ваш взгляд (один) и записываете  соответствующее ответу количество баллов. Будьте внимательны!

(Тест проводится в форме виртуального путешествия, когда ребята попадают на поляну, в лес, в берёзовую рощу..)

Тест

СЛАЙД 9

1. Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?

а) полюбуюсь на него и пойду дальше — 1 балл;

б) осторожно срежу и поставлю в вазу — 5 баллов.

СЛАЙД 10

2. Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?

а) покормлю птенца — 3 балла;

б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели, — 5 баллов;

в) буду наблюдать издали — 1 балл.

СЛАЙД 11

3. Ребята собрались в рощу за берёзовым соком. Пойдёшь ли ты с ними?

а) пойду, но буду собирать очень осторожно — 5 баллов;

б) расспрошу об этом учительницу — 2 балла;

в) не пойду — 1 балл.

СЛАЙД 12

4. После привала в походе у вас осталось много пустых банок, пакетов. Как бы ты поступил с ними, прежде чем продолжил поход?

а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик — 1 очко.

б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился, — 5 баллов.

в) закопал бы в землю — 3 балла.

СЛАЙД 13

5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

а) почти всё знаю, но хотел бы знать больше — 3 балла.

б) что-то знаю, но хотел бы знать больше — 1 бал.

в) я люблю природу, но мы этого еще не проходили - 5 баллов.

(Дети складывают полученные баллы, подводится итог. По сумме определяют, к какой из трёх групп юных друзей природы они относятся.  Если результат не понравился, значит  есть над чем задуматься.)

Группа №1 (5—11 баллов).

Если бы все были такими, как ты, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только много знаешь о природе, но и умеешь ее охранять. Но главное — не останавливайся, стремись узнать больше.

Группа № 2 (11—18 балов).

Ты, безусловно, много знаешь о природе и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполные, и ты сам, того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми. И ты с твоей огромной энергией сможешь принести пользу.

Группа № 3 (19—25 баллов).

Ты, наверное, любишь природу. Это хорошо. Но ты так мало о ней знаешь. Тебе нужно изучать жизнь растений, повадки животных.

СЛАЙД 14

Честно говоря, есть еще одна группа ребят. Они сломали бы неизвестный красивый цветок, разорили бы гнезда, засорили бы поляну. Мне приходится встречать таких ребят в нашем посёлке, делать им замечания, останавливать, когда они ведут себя неправильно. И предложенные в тесте ответы не для них. Поэтому этот маленький тест — для тебя, юный друг природы.

  1. Блок «Содержательная часть»:

- В прошлом учебном году мы с вами определили учебные и проблемные вопросы, по которым каждый из вас индивидуально или в группе приступил к разработке своего личного проекта. Сегодня у нас первая защита проекта: Вика Казаченко готова представить свою работу.

Презентация проекта ученицы 3Б класса Козаченко Виктории «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен! (охрана окружающей среды)»

- Какие вопросы у вас есть к Вике?

- Какое впечатление произвела на вас работа ученицы по проекту?

  1. Блок «Резюме»:

- Какая часть проекта Вики вам показалась наиболее удачной? Подумайте и оставьте знак одобрения на карточке  рядом с названием выбранного вами этапа.    

(Дети клеят знак одобрения рядом с выбранным этапом. Попутно идёт обсуждение выбора.  Гости урока принимают участие в релаксации)

http://is1.mzstatic.com/image/thumb/Purple69/v4/a7/6f/c0/a76fc076-05af-4f5a-cf8a-f395aaf4d0ed/source/512x512bb.jpg

- Выражаю всем благодарность за урок! Надеюсь, что следующие проекты будут такими же содержательными и интересными! Желаю всем удачи и жду на консультации, кому они необходимы.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2017/03/24/index-4316.jpg?itok=ST1nJ8ri


 

Комментарии

Проскурина Тамара Григорьевна

У нас в школе есть экологический клуб "Почемучки" , занятия в котором проходят в рамках внеурочной деятельности. Ребята с интересом занимаются в клубе. У меня в группе работают ребята 1 и 3 классов. Вместе работаем над экологическими проектами, как индивидуальными, так и групповыми. Я считаю, что одной из главных задач учителя является экологическое воспитание школьников. Не секрет, что именно в начальной школе закладываются основы экологической культуры. Но экологическое воспитание, как и любое другое, невозможно без личного примера. Патриарх Кирилл сказал: «Если нет примера, то нет и доверия». Но никакого примера не получится, если учителю не будет близка тема экологии. Ведь сердце ребёнка обмануть невозможно.

Татьяна Михайловна Захарченко

Тамара Григорьевна, добрый вечер! Скажите пожалуйста, а по какой программе работает ваш клуб? (заинтересовалась) Может, можно посмотреть план работы клуба? С уважением)

Татьяна Михайловна Захарченко

И мне эта тема близка, Тамара Григорьевна. Хорошая идея с экологическим клубом.Предложу в школе началке нашей. Сейчас готовимся к неделе экологии. Потом выложу на страничке небольшой отчёт)

Рулькова Марина Николаевна

Татьяна Михайловна, очень интересно прошла у вас декада по экологии, судя по фотографиям. Думаю, что для старших дошкольников тоже можно провести. Огромное спасибо за идею, тем более что 2017 год - Год экологии. Будем дерзать!

Татьяна Михайловна Захарченко

Добрый вечер, Марина Николаевна. Действительно, я осталась довольна результатом. Особенно, когда перешли к практическим делам) Жалеем, что не успели посадить дерево: весна быстро наступила, слишком тепло было для посадки. Перенесём на осень...

Идея очень замечательная. Тема актуальная. А вариантов использования идеи множество. Спасибо.

Татьяна Михайловна Захарченко

Продолжается работа по долгосрочному проекту "Земля - наш общий дом")